XREFF.RU


Значение развивающих игр в конструктивной деятельности



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Значение развивающих игр в конструктивной деятельности

Значение развивающих игр в конструктивной деятельности


























ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РЕШЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММЕ Л.А. ВЕНГЕРА «РАЗВИТИЕ»
















Самым важным в среднем возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эту задачу решаем путем приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей.


ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РЕШЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Развивающие задачи

Средства решения зачач

Деятельность детей

Развивающие игры

Развивать умение изображать неко-

торые строитель-

ные детали в виде схематического

рисунка с разных пространственных

сторон

Схематическое изоб-

ражение фигур.Показ технических приемов изображения фигур при помощи трафаре-

тов. Название объем-

ных фигур и их плос-

костных изображений

Накладывают трафа-

реты на фигуры, сов-

мещают прорезь с соответствующей сто-

роной детали, затем накладывают трафа-

рет на бумагу и обво-

дят прорезь каранда-

шом

«Угадай чей шаб-

лон», «Одинаковое и разное», «Отгадай и нарисуй»

Развивать способ-

ность соотносить схему конструк-

ции с реальной

постройкой

Схемы, изображаю-

щие предметы (или постройки)с одной позиции

Называют изображен-

ные на схемах пред-

меты, соотносят с пре-

дметным образом, мо-

тивируют свой выбор.

Воспроизводят пост-

ройку по схеме

«Угадай, что нари-

совано», «Один плюс один равно

домик», «Дом со

всех сторон», «Тан-

грам», «2редставл-

ческая мозаика»,


«Узнай фигурку»

Развивать способ-

ность конструиро-

вать предмет по его графической модели

Схема предмета с одной позиции

Совместно с воспита-

телем анализируют схему, выделяют в ней основные части предмета, рассматри-

вают их строения. Строят по схеме. Вно-

сят в постройку допо-

лнения по собствен-

ному замыслу. Прово-

дят расчленение кон-

турной схемы на час-

ти, определяют место каждой детали по схе-

ме, воспроизводят ко-

струкцию. Схему 2ред-

лизируют по плану, предложенную воспи-

тателем. Строят само-

стоятельно.Распреде-

ляют работу между собой, подбирают де-

тали к схемам

«Мы строим дом»,

«Дом со всех сто-

рон», «Покатаем

кукол», «Космиче-

ское путешествие»,

« Мост для машин»,

«Мой дом – моя

крепость», «Тан-

грам»

Развивать способ-

ность преобразо-

вывать готовые постройки с вне-

сением уточнений в схему

Схемы,изображающие предмет с одной пози-

ции: «вид сверху» и «вид спереди»

Рассматривать графи-

ческую модель, выде-

лять в ней основные части предмета, а за-

тем части конструк-

ции.Включают в свои постройки новые де-

тали, отмечают их фо-

рмы и расположения на своих схемах

«Покатаем кукол», «Дом для малень-

ких друзей», «Те-

ремок», «Плыви кораблик»

Развитие способ- ности создавать постройки по соб- ственному замыс- лу

Схемы, изображаю- щие предмет с любой удобной для ребенка позиции

Называют предмет и его функцию.Изобра-

жают предмет в виде схемы, отбирают 3р-

териал, строят, назы-

вают части постройки и элементы конструк-

ции, которые не вошли в схему. Жела-

ющие могут внести в свои схемы дополне-

ния и изменения кара-

ндашом другого цвета



«Дом для друга», «Домик в деревне», «Дома на нашей улице»

Развивать способ- ность передавать свое отношение к объектам и персо- нажам литератур- ных произведений в форме символи- ческих конструк- ций

Сюжет игр: чтение литиратурных произ- ведений, беседы об их содержании, действия персонажей; музыка- льные произведения контрасного характе- ра

Называют и замещают персонажей деталями, строят для них пост- ройки, дома, предме- ты быта и другие по собственному выбору. Обыгрывают сценки, сюжет сказок. Самос- тоятельно создают объемные конструк- ции и плюс плоскост- ные композиции на заданную тему. Соз- дают постройки по со-бственному замыслу. По окончании называ- ют их или рассказыва- ют о них

«Танграм», «Геоме- трическая мозаика», « Строим для зверей», «Рас- скажем сказку».


При решении задачи развивать умения изображать некоторые строи- тельные детали в виде схематического рисунка с разных пространственных сторон у детей формируется навык « чтения» различных готовых моделей и определения их состава.

Работы над решением задачи развивать способность преобразовывать готовые постройки с внесением уточнения в схему, способствуют созданию у детей новых образов предметного мира путем преобразования имеющихся представлений о нем.

Основу развития в старшей группе составляет овладение действиями наглядного пространственного моделирования.


ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РЕШЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


Развивающие задачи

Средства решения задач

Деятельность детей

Развивающие игры

Развивать способ- ность видеть один и тот же предмет с разных пространст- венных позиций и умение 4редставляя- ть с этих позиций схемы строения предмета

Схемы отдельных де- талей и комбинаций из 2-3 элементов; тра- фареты с прорезями, соответствующими форме и размерам деталей, листы бума- ги, расчерченные крестом на 4 клетки

Совместно с воспита-телем анализируют фигуры,изображенные на схемах с одной по-зиции и на схемах-ра-зветках, где есть 3 изображения одной детали (вид сверху, вид сбоку, вид прямо перед собой).По схеме дети находят деталь. Ориентируются по схеме в особенностях изображенной на ней детали, затем воспро-изводят ее в реальной постройке.Дети накла-дывают трафареты поочередно на разные стороны детали, нахо-дят соответствующие им по форме прорези и с их помощью изоб-ражают эти стороны на листе бумаги.Раз-мещают такие же изо-ражения на листе в виде схемы-развертки. Участвуют в игре на дополнение незавер-шенной схемы-развер-тки той или иной де- тали,выбирая нужное изображение из неско-льких



«Угадай,что нари-совано», «Найди меня», «Путаница», «Дом со всех сторон», «Квадрат-ные родственники», «Как узнать правду»

Развивать способ- ность создавать гра-фические модели конструкции пред-метов на основе анализа конкретной готовой постройки или реального пред-мета

Конкретные предмет-ные образцы, графи-ческое изображение фигуры-мерки

Сверху на листе бума-ги дети рисуют фигу-рку проивольной ве-личины.С ней они сравнивают размеры других фигур в проце-ссе создания схемы. Воспитатель помогает выбрать план дейст-вий.Когда схемы сос-тавлены,образцы зак-рываются ширмой. Дети воспроизводят постройки по своим схемам.Затем образцы открываются и дети сравнивают с ними свои постройки, нахо-дят ошибки и вносят цветным карандашом исправления в свои схемы.Желающие соз-дают схемы с новой позиции

«Дом со всех сто-рон», «Танграм», «Геометрическая мозаика», «Развед-чики», «Сколько здесь спряталось фигур», « Как раз-ложить фигуры», «Отгадай что пос-троено»

Развивать способ-ность разрабаты-вать собственный замысел конструк-ции

Система вопросов, за-дающая план разрабо-тки замысла;схемати-ческое изображение (набросок) будущей постройки

Рассматривают строи-тельные детали, про-буют «в уме» или пра-ктически некоторые способы их соедине-ния, затем называют предмет (тему) и не-которые его особенности; пробуют изобразить задуманы предмет в схематичес-ком рисуне; создают схему основных час-тей предмета и указы-вают в ней местополо-жение 1-2 наиболее интересных деталей конструкции; по ходу строительства способ соединения и разме-щения деталей уточ-няется. Словесно обо-значают адресат пос-тройки, внешний об-щий облик конструк-ции, изображают об-щую схему предмета, словами обозначают нужные детали, выби-рают их, способ конс-труирования могут описать после сору-жения постройки. Об-суждают с воспитате-лем сюжет, по моти-вам которого будут создаваться построй-ки и символические конструкции или ус-ловное обозначение персонажей. Намеча-ют для себя один или два эпизода, по содер-жанию которых будут создаваться конструк-ции.Заранее на схеме обозначают план (вид сверху) задуманной композиции. Могут использовать цвет для изображения ситуа-ции и общего настрое-ния.Дети самостояте-льно придумывают тему постройки, жела-ющие делают предва-рительный набросок конструкции.Уже на этапе графического изображения может быть выражено эмо-циональное отноше-ние ребенка к ситуа-ции и предмету конс-труирования

«Мы слушаем му-зыку», «Я придумал сказку», «Башни старого замка»

Анализируя предметные и графические образцы, формируются у детей навык управлять собственной деятельностью, а в последствии самостоятельно планировать свои действия, ведущие к цели в конкретных условиях.

Работа по конструированию в подготовительной к школе группе направлена главным образом на совершенствование у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов и постепенную интериоризацию этих действий,т.е.их перевод в умственный план


ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РЕШЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Развивающие задачи

Средства решения задач

Деятельность детей

Развивающие игры

Развивать способ-ность.Рассматрива-ть предмет с раз-ных пространстве-нных позиций и составлять соотве-тствующее этим позициям схемы строения предмета

Схемы-развертки тра-фареты в масштабе 1:2 (по отношению к материалу).Конкрет-ные образцы построек, схемы кон-струкций с двух пози-ций, трафареты

Дети ставят деталь прямо перед собой, рассматривают ее с разных пространстве-нных позиций, опре-деляют ее форму с ка-ждой стороны, нахо-дят на трафаретах соответствующие про-рези и с их помощью изображают деталь в виде контурной схемы последовательно с ка-ждой из трех сторон. Осуществляют поша-говый анализ образца и на его основании составляют графичес-кую модель построй-ки в одной из ее сто-рон.После этого, обра-зец закрывается и де-ти воспроизводят кон-струкцию по своей схеме.Затем они рису-ют схему своей постр-йки в другой прямоу-гольной проекции. Третью сторону пока-зывают и описывают словами.

«Найди ошибку». «Проектное бюро», «Дом со всех сторон», «Игры в три кубика», «Раз-гадай конструк-цию», «Найди меня»

Развивать способ-ность, 8редставляя-ть «в уме» целост-ный образ предме-та по его неполно-му графическому изображению с одной из простран-ственных позиций, развивать умение переводить разные схематические изо-бражения предме-та друг в друга

Схемы отдельных сто-рон постройки, объе-мное схематическое изображение построй-ки, бумага миллимет-ровка с изображением квадрата в качестве фигурки-мерки. Схе-мы конструкций,усло-вная запись условных объектов

Рассматривают схему-образец, выделяют в ней основные узлы конструкции предме-та, затем – второсте-пенные, находят свя-зывающие детали,са-мостоятельно перево-дят предложенную схему в две схемы других позиций, вос-производят конструк-цию из деталей, уто-няют составленные схемы.Анализируют схемы построек, соо-носят их между собой, записывают количес-тво требуемых дета-лей, отбирают их по записи, создают пост-ройки, работают индивидуально или группами по два-три человека, самостоя-тельно распределяют между собой обязан- ности. Составляют схему конструкции предмета с третьей позиции либо до соо-ружения постройки, либо после по догово- ренности между собой

«Отгадай и построй», « Мы едем, едем,едем», «Проектное бюро», «Закончи схему», «Разведчики», «Танграм», « Колу-мбово яйцо». «Вол- шебный круг»

Развивать способ-ность детально разрабатывать соб- ственный замысел конструкции и соз- давать новые ори-гинальные постро-йки

«Силуэтные рисун-ки», схематические образцы предметов, сказочных персона-жей, фигурок челове- ка и животных. Обра-зцы декора.Графичес-кий набросок констук- ции модельного или символического хара- ктера, словесный план действий

Совместно с воспита-телем рассматривают графические образцы, символически изобра-жающие предметы, фигурки человека в разных позах и движе-ниях, фигурки жиот-ных, украшения зданий, архитектур-ные композиции.Вос-производят образцы, вносят в них измене-ния в зависимости от воображаемой ситуа-ции, в которую их включают.Дети самостоятельно раз-рабатываю замысел конструкции предмета или композиции из нескольких конструк-ций, делают предвари- тельные наброски на бумаге, подбирают материал и создают постройки. Могут рас-сказать о том, как у них возникла идея ко-нструкии и как шла ее реализация

«Башня для Кощея», « Башня для Принцессы», «Замок старого короля», « Замок Феи», « Избушка бабы-яги», «Тан-грам», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»
























. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ

Для определения уровня развития детей и составления плана индивидуальной работы с каждым ребенком я пользуюсь педагогической диагностикой разработанной и предложенной авторами программы.

В педагогической диагностике содержится два типа диагности-ческих заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач, предусмотренных программой.

Задания второго типанаправлены на определение уровня основ-

ными знаниями и умениями, необходимыми детям при прохождении материала программы.

Показатели

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Узнавание детали по черчежу

В-15, Ср-8, Н-0



Точность само- стоятельного воспроизведения простых конст-рукций по их схематическому изображению

В-7,Ср-9,Н-7



Умение ( на онове словесного плана и схемы) самосто-ятельно создавать развернутый замысел постройки и реализовывать его в своей деятельности

В-6,Ср-11,Н-6



Обозначить пер-сонажей разными деталями,отлича-ющимися 1-2 признаками


В-7,Ср-13,Н-3












При воспроизве-дении обстановки сказки учитывают смысловые моменты

В-2,Ср-18,Н-3



Повторяют дей-ствия персонажей с учетом их своеобразия

В-6,Ср-15,Н-2



Узнавание дета-лей по отдельным изображениям с трех разных сторон


В-10,Ср-4,

Н-7


Узнавание и правильное вос-произведение из деталей конст-рукции, изобра-женной на схеме –развертке


В-3,Ср-8,

Н-10


Точное изобра-жение на схеме заданного образца конструкции предмета


В-11,Ср-9,

Н-1


Умение само-тоятельно созда-вать развернутый замысел констру-

кции и воплощать задуманное в постройке


В-10,Ср-11,

Н-1


Узнавание дета-лей по их изоб-ражению с 2-х разных сторон, правильное до-полнение схемы-развертки плос-костной фигуры











В-7,Ср-14,Н-2

Правильное вос-произведение конструкции по схеме-развертке



В-9,Ср-9,Н-4

Правильное сос-тавление других схем предмета на основе имеющейся



В-11,Ср-10,Н-1

Самостоятельное развертывание замысла, создание новых, оригина-

льных построек



В-10,Ср-12,Н-0





























. Вывод

Таким образом, использование развивающих игр для развития дошкольников на занятиях по конструированию, позволили мне не ограничиться формальным проведением занятий, а подойти к работе осознанию, творчески, внести в нее новые элементы.

Осваивая конструктивную деятельность в игровой форме, дети учаться:

Если подытожить все вышесказанное, то можно сделать вывод, что через использование многообразия развивающих игр в конструктивной деятельности дошкольника создается возможность ребенку раскрывать свой творческой потенциал развития личностных качеств, таких как инициативность, активность, ориентирование в различных ситуациях, осознанное отношение к своей деятельности, формируется самооценка. Именно эти качества личности необходимы современному первокласснику.













ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Л.А.Венгер,В.С.Мухина «Псижология»

  2. «Дошкольная педагогика» под редакцией В.И.Ядешко и

Ф.А.Сохина

  1. Методические рекомендации к « Программе воспитания и

обучения в детском саду»

  1. Л.Р.Болотина,Т.С.Комарова, С.П.Баранов «Дошкольная

педагогика»

  1. О.М.Дъяченко, Т.В.Лаврентьева «Психологическое развитие

дошкольников»

  1. «Умственное воспитание дошкольников» под редакцией

Н.П.Поддъякова

  1. «Формирование восприятия у дошкольников» под редакцией

А.В.Запорожца и Л.А.Венгера

  1. М.И.Виноградова «Умственное воспитание детей»

  2. В.В.Бросман «Архитектурная школа папы Карло»

10. Л.Г.Комарова «Строим из Лего»

11. Н.М.Конышева « Мастерим, размышляем,растем»

12. Л.Машин, Е.Мадышева «Развивающие игры.Загадочные

истории»

  1. Л.А.Парамонова «Теория и методика творческого

конструирования в детском саду»

  1. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова « Организация

сюжетной игры в детском саду»

  1. И.Э.Томашпольская « Развивающие игры для детей 2-8 лет»

  2. Е.В.Карпова « Дидактические игры в начальный период обучения»

  3. М.М.Давыдова « Развивающие игры для детей»

  4. Е.И Удальцова « Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников»

  5. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

  6. «Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте».Сборник научных трудов

  7. Программа «Развитие»

  8. Журнал «Дошкольное воспитание»

  9. Журнал «Обруч»






ПЛАН ИГРЫ «КЛАД СТАРОГО ПИРАТА»


ИГРОВЫЕ АТРИБУТЫ: попугай, бочка, метки пирата, изображения пиратских символов (пистолет, мешок с золотом, пушка, кинжал с ножнами, бочка с ромом, компас), схемы конструкции для проверки


ХОД ИГРЫ: воспитатель зачитывает детям письмо старого пирата Сильвера, в котором он предлагает преодолеть ряд трудностей, чтобы найти, где он спрятал клад. Дети берутопо одной метке, с обратной стороны которой изображены либо цифра( 1,2,3,4), либо знак вопроса. Те дети, у которых на метке цифра, выполняют задание с соответствующим номером.Дети, получившие метки с вопросом, отвечают на ряд вопросов.

После выполнения задания дети самостоятельно проверяют себя.Если их ответ (схема) совпадает с правильным ответом, они находят деталь строительного материала, с одной из сторон которой находится часть картинки.

Ответив на все вопросы и выполнив задания, дети восстанавливают разрушенный пиратом замок. Построив правильно замок, дети с обратной стороны постройки получат изображение знака, под которым пират спрятал клад.Дети ищут изображение этого знака в обстановке зала.Под ним находят клад.


ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Начертить как выглядит сверху будка собаки Сильвера по кличке Пират.

Пр.содержание: закрепить умение детей составлять схему третьей

проекции на основе двух имеющихся

Материал: фломастер, схема постройки в двух проекциях (вид спереди,

вид с боку).


  1. Начертить три вида дома, в котором родился Сильвер.

Пр.содержание:закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей. Закреплять умение составлять схематическое изображение готовой постройки ( вид спереди, вид сбоку, вид сверху).

Материал: фломастер, бумага, 3 кубика,3 кирпичика,2 треугольные призмы.

  1. Отметить на схеме, как необходимо сложить имеющиеся детали, чтобы получилась клетка для попугая пирата.

Пр.содержание: развивать у детей план пространственных представлений.Закреплять умение последовательно анализировать контурную схему, соотносить схему с предложенным строительным материалом, расчленять схему, конкретизируя представления о конструкции предмета.

Материал: фломастер, контурная схема постройки, 3 бруска,2 арки, 2треугольные призмы, конус.

  1. Начертить,как выглядела сбоку шхуна, на которой плавал старый пират.

Пр.содержание: закреплять у детей умение узнавать изображенную на рисунке сторону предмета. Закреплять умение переводить объемное изображение постройки в изображение одной ее стороны (вид сбоку)

Материал: фломастер, бумага, объемное изображение постройки корабля

  1. Отгадать что Сильвер воздвиг в честь своих побед над врагами.

Пр.содержание : закреплять знания детей о триумфальной арке, находить различия между разными видами арок.

Материал: 3 схемы различных арок, одна из которых схема триумфальной арки.

  1. Отгадать здание, рядом с которым находится дом старого пирата, если известно, что оно построено в романском стиле.

Пр.содержание: учить детей распознавать различные архитектурные стили, выделять характерные элементы.

Материал: 3 иллюстрации зданий, построенных в различных стилях

  1. Найти здание, в котором часто бывала подруга Сильвера Жозефина.Про это здание известно, что у него узкие прорези окон, сложный орнамент, и вообще, все здание как будто устремлено ввысь.

Пр.содержание : учить детей распознавать различные архитектурные стили по характерным элементам.

Материал: 3 иллюстрации зданий, построенных в разных стилях.




















  • Карта сайта