Программа дополнительного образования театрального кружка «Буратино» для детей 5-7 лет. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ...

Программа дополнительного образования театрального кружка «Буратино» для детей 5-7 лет. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ...

Программа дополнительного образования театрального кружка «Буратино» для детей 5-7 лет. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ...

Программа дополнительного образования театрального кружка «Буратино» для детей 5-7 лет.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.»

В.А.Сухомлинский



«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место…»

Б.М.Теплов


Мир детства, внутренний мир ребенка­ - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыкально-театральная деятельность. Театр связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

-созданием положительного эмоционального настроения, снятием напряженности.

Сегодня актуально звучат идеи педагогов и психологов о том, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. Музыка способна развить слух, занятия хореографией способствуют развитию эмоционально-волевей сферы, координацией движений, пространственной ориентировки, гибкости, повышению жизненного тонуса, это способствует укреплению здоровья детей. Именно театр, вбирающий в себя все виды искусства, требующий умений и навыков и при этом остающийся игрой, позволяет наиболее полно проявиться детским способностям. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Предлагаемая комплексная программа предназначена для работы с детским музыкальным театром. Цель - комплексный подход к гармоничному раскрытию потенциала ребенка, его актерских данных и творческих способностей.

Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка видеть прекрасное вокруг, любить природу, людей, и воспроизводить жизнь на сцене, оценивая ее такой, какая она есть.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


-Закон об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан.

-Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 года.


-Конвенция о правах ребенка.


-Концепция развития ДОУ



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Обучающая цель: Способствовать формированию знаний, умений, навыков средствами театрализованной деятельности у детей.

Задачи:

- Приобщение детей к театральной культуре в системе искусств.

- Формирование навыков грамотной сценической речи и сценической пластики.

- Обучение этюдам и тренингам.


Воспитательная цель: Создание дружного, крепкого союза детей, педагогов и родителей.


-Воспитание чувства ответственности, работоспособности, дисциплинированности.

-Воспитание патриотизма.

-Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни ребенка.


Развивающая цель: Развитие творческих способностей детей средствами музыки, театрализации.

-Создание условий для проявления детьми личностных качеств: самопознание и саморазвитие.

-Развитие природных способностей детей средствами всех видов искусств.

-Развитие коммуникативности и умения общаться с взрослыми.


В основе театра лежит принцип коллективного творчества детей, педагогов, художника - декоратора, мастера по пошиву театральных костюмов, аранжировщика, каждый из которых вносит неповторимый вклад в его деятельность. Реализованная на практике идея работы сообща, коллективно придумывать, сочинять, воплощать ее в жизнь дает видимый результат. Поставлено несколько развернутых спектаклей, с яркими театральными костюмами, сценографией, богатыми музыкальными аранжировками. Постоянными зрителями являются воспитанники детских садов, ветераны войны и труда, учащиеся начальных классов СОШ.

Сюжеты сказок педагог придумывают вместе с детьми, где определяют события, происходящие с героями. Стараются не использовать сказки в готовом виде, примеры поступков и действий героев приводят из своей детсадовской, школьной или домашней жизни. Для удобства запоминания текстов педагоги стараются свои рассказы перевести в рифмованные формы. Сюжетная линия сказок выстроена так, что герои чему-то учатся, узнают, сравнивают, поучают. Конфликты добра и зла, обязательное присутствие как положительных, так и отрицательных героев, а в финале- победа Добра, трудолюбия и дружбы. Важное место занимает в восприятии ребенка музыка, которая составляет неотъемлемую часть спектакля. Именно она помогает точнее передать атмосферу происходящих событий.

Программа музыкального театра разработана с учетом потребностей детей и родителей, рассчитана на детей в возрасте с 5 до 7 лет (старший и подготовительный к школе возраст). Идея программы заключается в формировании театральной, музыкальной культуры детей этого возраста, в обучении осознавать свои возможности и перспективы, важно, чтобы обучение помогло утвердиться в себе, и предлагала включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – не более 4 ч. в неделю. Данная программа рассчитана на 2 года.

Предполагаемые результаты работы театрального кружка:

  1. Владение детьми речевыми, интонационными выразительными средствами

  2. Владение детьми всеми видами театральной деятельности

  3. Участие детей в городских и районных конкурсах

  4. Открытые показы театрализованных представлений для родителей, воспитателей и других организаций

Итоговые занятия планируются проводить в форме концертов, театрализованных постановок для детей и родителей на праздниках, утренниках и развлечениях, фотовыставок, видеофильмов.


В программе предполагается система занятий, основанная на единстве обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие детей осуществляется по мере овладения ими теоретических и практических знаний по основам театральной игры, культуры техники речи, ритмопластике, вокалу и хореографии.

Учитывая психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста, развитие деятельности включает в себя разучивание, приемам рефлексии, пробуждая интерес к новым формам. Этот возрастной период называют периодом «первого вытяжения «когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Развитие опорно-двигательной системы еще не завершено. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия тела ребенка. Поэтому занятия в театре построены на смене действий.

Все занятия проводятся в интересной форме, основываясь на сюжетном построении, в зависимости от различных факторов, погодных условий, психического состояния и настроения детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических игр или упражнений, или с различных занимательных игр. Занятия в детском театре построены на индивидуальном подходе, уважении к личности каждого ребенка, вере в его способности и возможности. Поощряя и отмечая удачную находку, новое решение творческой задачи, происходит незаметное для глаз ребенка воспитание самостоятельности и уверенности в собственных силах.

Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов организации учебно-познавательной деятельности:

-СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, рассказ новой темы ) ;

-НАГЛЯДНЫЕ ( таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций ) ;


-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( выполнение этюдов, упражнений, заданий на сцене, пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;

-РАЗВИВАЮЩИЕ ( тренинги и упражнения на развитие творческих способностей ) .


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ :


  1. Групповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.

  2. Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  3. Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на сцене.


В музыкальном театре у детей формируются : умения и навыки общения, смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свое умение сосредоточить внимание на поставленной задаче; расширяется кругозор. Программа в комплексе призвана содействовать формированию физически – здоровых, красивых, незакомплексованных детей, умеющих правильно и четко говорить, красиво двигаться, понимать литературные и музыкальные произведения, уметь танцевать и петь. Ребенок становится контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия в театре необычные, проводить их нужно эмоционально и увлекательно. От педагогов требуется хорошее настроение и доброжелательность Занятия в музыкальном театре способствуют приобретению у воспитанников доброты, смелости, дружелюбия, товарищества, добродушия, веры, правдивости, честности. Программа театра основана на « механизме» сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогам и детям почувствовать себя в различных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным.


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


ПОЗИТИВНОСТИ. Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи сотрудничества во всех видах и формах музыкально-театральной деятельности.

ДУХОВНОСТИ. Установление связи между высшими ценностями : добром, красотой, здоровьем, внутренним миром человека, поведением, смыслом жизни через включение ребенка в мир образов и чувств и понимания эмоционально- ценностного смысла.

ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИТИЯ. Максимальный учет психического своеобразия и индивидуальных способностей, уважение интересов желаний и возможностей каждого ребенка.

СПИРАЛЕВИДНОГО УСЛОЖНЕНИЯ МАТЕРИАЛА. Обучение от простого к сложному, при восхождении воспитанника на новую ступень во всех видах музыкальной деятельности, усложнение материала; совершенствование умений и навыков воспитанников на новом витке развития.

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ТИПА ОБРАЗОВАНИЯ. Формирование у ребенка представлений о целостности искусства, своей личной эмоционально- чувственной и рациональной сопричастности к окружающей реальности.


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Ведущая работа над самоактуализацией личности воспитанника : личностно- ориентированный подход в организации деятельности, создание условий, благоприятных для самопознания, саморазвития, формирования адекватной самооценки, помощи в осмыслении, включения в общее дело.











Учебно-тематический план


п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Психогимнастика

10

1

9

3

Знакомство с видами театров

9

7

2

4

Этюды и упражнения на развитие психических процессов

9

4

5

5

Постановочная работа

5

2

3

6

Выступления

2

-

-


Всего

26

17

19



Репертуар


  1. Стихотворения Заходера, Успенского, Михалкова, Барто, Маршака, Джалиля, Чуковского

  2. Сказки народов мира: русские народные сказки «Колобок», «теремок», украинская сказка «Колосок»

  3. Авторские сказки Сутеева, Тукая


Музыкальный репертуар


  1. Музыкальные сказки

  2. Разучивание песен из мультфильмов
















Рекомендуемый список литературы для педагогов:


  1. Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»

  2. Т.И.Петрова, Я.Я.Сергеева, Я.С.Петрова «Театральные игры в детском саду»

  3. И.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»

  4. Дошкольное воспитание, 2005-2009 г.

  5. Музыкальная палитра, 2005-2009 г.

  6. Музыкальный руководитель, 2005-2009 г.


Рекомендуемый список литературы для педагогов:

  1. Хрестоматия для детей

  2. Большая книга для детского сада

  3. Энциклопедия этикета

  4. Детская энциклопедия

Диагностика театральной деятельности

­20_____ - 20 ____ уч.год

Навыки сценических действий

Мимика

Пантомимика

Музыкальные способности

Сформированность эмоциональной сферы

Самооценка и уверенность в себе

Актерская речь

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.