XREFF.RU


Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей...

Название статьи: «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Ф.И.О. педагога: Рогачёва Наталия Владимировна.

Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга».

Город: Черногорск.

Регион: Республика Хакасия.



Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

Конфуций

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в  дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения. Большое количество всевозможных компьютерных программ Microsoft: Power Point, Excel, Word вполне можно использовать в своей работе любому педагогу дошкольного учреждения   как для повышения эффективности учебного, воспитательного и коррекционного процессов, так и для повышения уровня своей квалификации и профессионального мастерства.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения заключается в том, что с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности   компьютера, мультимедиааппаратуры, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования их  в учреждениях образования, ориентирующиеся в компьютерных программах.

Изпсихологииизвестно,чтоудошкольниковхорошоразвитонепроизвольноевнимание,поэтомуучебныйматериал,предъявляемыйвяркомидоступномдляребенкавиде,вызываетинтерес.Применениекомпьютерныхтехнологийкакразипозволяетпредоставлятьинформациювпривлекательнойформе,чтонетолькоускоряетзапоминаниесодержания,ноиделаетегоосмысленнымидолговременным.Апоставленныепередребёнкомзадачирешаются сопоройнанаглядностьиведущуюдляэтоговозрастадеятельность– игру.

Общение детей с компьютером начинается с логопедических коррекционных программ, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Приведёмвпример двепрограммы:«ИгрыдляТигры»и «ИграемсФайликом»,предназначенныедля детейстаршегодошкольногоимладшегошкольноговозраста.Всеупражнения«ИгрдляТигры» построенывигровойформеиобъединенывчетыретематическихблока:фонематика,просодика,лексикаизвукопроизношение.Состороныкомпьютеравыступаетнеобезличеннаяпрограмма,авеселыйизабавныйкомпьютерныйгеройТигренок,которыйобъясняетребенкуцельиправилавыполнениязадания,даетитоговуюилипромежуточнуюоценкувыполненногодействия.Второйпомощник- «Алик.Скоровшколу»развивающиеигрыдлядетей4-7летиздательства«Руссобит-М».Программаразработанаспециальнодлядошколятинаправленанаобучениеосновнымпонятиямнеобходимымдляшколы:цвет,направление,форма,размер,обучениечислам,развитиелогическогомышления.

Атакжевсвоейработеиспользуюмультимидийныепрезентации:Артикуляционнаягимнастикавкартинкаханимациях,тематическиепрезентацииизагадки– разработанныеспециалистамиАбаканскогод/с«Санаторный».

Презентацииполексическимтемам«Электронныекнигиviki.rdf.ru».

Детиоченьлюбятэтипрограммы,таккаквнихприсутствуютиотличныерисунки,ианимацияобъектов,извуковоесопровождениедействий,иигроваяформаподачиучебногоматериала.

В основу построения используемых логопедических программ положены следующие основные принципы:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации происходит с опорой на зрительный контроль;

- дифференцированный подход к обучению: сложность или объём заданий можно настроить индивидуально для каждого ребёнка;

- объективность: программы фиксируют состояние корригируемой функции в начале, процессе и конце работы;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Но из-за того, что время работы с компьютером у дошкольников ограничено, на занятиях часто используются элементы компьютерных технологий, в частности - мультимедийные презентации. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Презентация напоминает детскую книжку, где на каждом листе - большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы).

Компьютер,иэтодоказано,можетстатьпомощникомвоспитателя,помочьвразвитииребёнка.Самаяпростаявидеоигра,соответствующаявозрасту,формируетвнимание,организациюдеятельности,саморегуляцию,усидчивость,настойчивость.Игразакомпьютером-этосложнейшаякоординациядвиженийрук,зрительноговосприятияизрительнойпамяти,этоанализситуацииипроцесспринятиярешения.Хорошаяиграможетпомочьребенкупреодолетьробость,сформироватькоммуникативныенавыки.Разумнаяигроваяпрактикаспособствуетразвитиюпознавательныхспособностейдетей,повышаеткоэффициентневербальногоинтеллекта.

Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить – одна из центральных задач у воспитателя логопедической группы. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать воспитатель, несут обучающий и развивающий характер:  ,которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий на компьютере у детей улучшаются память и внимание, так как передаваемая информация в привлекательной для ребенка форме, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это реальные вещи, картинки, схемы, слова, числа.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере. Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.

Новыесовременныевозможностипомогаютмневработенетолькосдетьми,ноисихродителями.Ведьоднимизважнейшихсоциальныхинститутоввоспитанияявляетсясемья.Работасродителяминаправленанасотрудничествоссемьейвинтересахребенка,формированиеобщихподходовквоспитанию,совместноеизучениеличностиребенка,егопсихофизиологическихособенностей,выработкублизкихпосутитребований,организациюпомощивобучении,физическомидуховномразвитииобучающегося.Привлекаюродителейкучастиюввоспитательномпроцессевдошкольномучреждении,чтоспособствуетсозданиюблагоприятногоклиматавсемье,психологическогоиэмоциональногокомфортаребенкавгруппеизаеепределами.Такжеорганизуюработупоповышениюпедагогическойипсихологическойкультурыродителейчерезпроведениеродительскихсобраний,совместнуюдеятельность.ИспользованиеИКТпозволиломнеэтуработусделатьболееуспешной.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ: 
-  способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
-  способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентностиродителей, информированности их о направлениях деятельности  всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.




  • Карта сайта