XREFF.RU


Хороводные игры: Ход занятия



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Хороводные игры: Ход занятия

Хороводные игры: Ход занятия

Актуальной становится проблема по коррекции стрессов и тревожности у детей дошкольного возраста. Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие. Особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми. Особенно важно в это время осуществлять контроль над сохранением психоэмоционального благополучия ребенка. Без помощи взрослых (психолога) ребёнку не справиться со стрессом. Нам всем не все равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребенок на выходе из дошкольного учреждения, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20% больше шансов самому стать счастливым.

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым можно определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

Причины стресса у дошкольников

Отмечается, что важно увидеть не только сам факт эмоционального переживания, но и установить его причину.

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей 2 – 3 лет могут стать конфликты с другими детьми. Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду. Причиной стресса может быть и внутренний конфликт.

Профилактика тревожности и стресса у детей

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор. Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать с малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет чаще обнимать ребёнка, брать на колени. Если ребёнка мучают какие-то ночные кошмары, поговорите с ним об этом ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами, постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности

методы борьбы со стрессом у детей:

Последствия стресса у детей

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно оградить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.







Дети дошкольного возраста особенно ранимы, и родители, ощущая ответственность за эмоциональное состояние и здоровье своего ребенка, все чаще обращаются к педагогам детского сада с просьбой помочь сыну или дочери преодолеть ту или иную стрессовую ситуацию.

Практика показывает: работа педагога- психолога наиболее эффективна, если он не только оказывает консультативную помощь родителям через информационные стенды, папки передвижки, но и организует занятия с детьми, направленные на регулирование их эмоционального состояния.

Занятия с использованием арт – терапевтических приемов проводятся с целью оказания помощи детям:

- при адаптации к новым жизненным обстоятельствам

* начало посещения ДОУ

* рождение сестры или брата

* переезд на новое место жительства

-при переживании любых травмирующих ситуаций

* развод родителей

* жестокое обращение со стороны взрослых

* утрата близких

- в гармонизации эмоционального состояния

* обидчивости

* конфликности

- в обретении уверенности в себе.

Цель: Создать условия для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Задачи, стоящие перед педагогом

Стрессы возникают по вине самих родителей, идея составленной мной разработки - предупредить возможность проявления стресса и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного дошкольного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.

Работа по устранению стрессов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми и родителями, и составлена на основе реализующих задач. Вся работа взрослых направлена на то, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают, любят таким, каков он есть. Ребенок должен быть уверен, что рядом с ним внимательные и заботливые взрослые, они любят его и помогут расти ему умным, добрым, счастливым, помогут разобраться в различных жизненных вопросах, помогут в приобретении положительного социально-нравственного опыта.

В настоящее время проблемами адаптации детей к новому микросоциуму, в условиях детского дошкольного учреждения занимаютсямногие отечественные ученые и практики. Е.И. Рогов, Е.О. Смирнова, В.И. Гарбузов, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, Н.И. Гуткина, А.И. Захаров и др. Чьи труды составляют основательную базу для определения и решения данного вопроса.

Проблема диагностики детской тревожности требует особого внимания со стороны взрослых, так как своевременное выявление ее симптомов, позволят предотвратить негативные проявления тревожности. Основополагающими факторами высокой тревожности у дошкольников могут стать, наряду с нарушениями семейных и детско-родительских отношений, неблагоприятные итоги социальных контактов и влияний окружающей среды. Это особенно значимо в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения, что зачастую совпадает по времени с возрастным кризисом развития ребенка. Наряду с различными факторами, оказывающими непосредственное влияние на формирование высокой тревожности у детей, необходимо учитывать и его индивидуальные особенности: возрастные, психофизиологические, психологические, психогенетические и др.

Сравнивая результаты по «Картам наблюдений» за детьми в начале адаптационного периода (первые две недели) и через месяц посещения ими детского сада.Обследования показали, что только 11,5% детей, начавших могли легко адаптироваться к новым условиям. Результаты основной группы детей - 56,2 % - указывали на средний уровень адаптивности. С осложнениями проходила адаптация к условиям детского дошкольного учреждения у 32,3 % детей в первый месяц посещения.

Определено, что большинство детей испытывают состояние дискомфорта и эмоциональное неблагополучие в первые дни посещения детского дошкольного учреждения. При этом ребенок испытывает тревогу, напряженность, беспокойство или заторможенность, не может уснуть, у него портится аппетит, снижается активность, ухудшается общее самочувствие.

Через месяц было отмечено, что симптомы тяжелой адаптации остались у 8,4% детей.Нельзя не заметить, что наиболее напряженные ситуации касаются засыпания детей. 58,5% детей в начале адаптации медленно и неспокойно засыпают во время дневного сна в детском саду. К концу адаптационного периода эти показатели снижаются до 29%. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что одним из ведущих показателей эмоционально-личностного благополучия ребенка могут стать процессы засыпания и сна.

Обобщая полученную информацию, можно говорить о важности этапа поступления ребенка в детское дошкольное учреждение, так как именно в этот период наблюдается резкий подъем напряжения и беспокойства, нарушения эмоционального состояния малышей, что, в своюочередь, может стать одной из причин тревожность, превращаясь тем самым в устойчивую черту характера.









































Этапы работы 1.Диагностический.

Цель. Изучение нарушений психологического здоровья у детей.

2.Информационный

Цель. Информирование родителей о имеющихся нарушениях в развитии детей.

3.Практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

  1. Контрольный

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Критерии эффективности разработки:

Методы и техники, используемые в разработке для преодоления тревожности и стресса

Релаксация, функциональная музыка. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Как сладко засыпать под мамину песню. Ласковые мелодии мягко передают ощущения мира, полного гармонии, и убаюкивают. Ведь сну в развитии ребенка отводится большая роль.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных
зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения
стрессов. С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Приходится привыкать к распорядку дня, незнакомым взрослым и детям, непривычным требованиям. Но главное – разлука с мамой. Всё это может вызвать напряженность, неуверенность и тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях о детском саде, затрудняет привыкание. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу. Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, – позабавить, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает пребывание детей среди незнакомых людей. В этом помогут совместные подвижные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных игр не только обогатит детей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Как играть с тревожными детьми

Играя с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников.

Подвижные игры

Упражнения на релаксацию и дыхание

"Дрока"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.



"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. "Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"







Развивающие игры для детей 3 – 4 лет. Игры, развивающие общение и нравственные качества личности.

Такие игры строятся на отношениях игрового партнёрства при добровольном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. По своему характеру это игры-забавы- хороводы созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении. Сочетание действия со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения, что создаёт важные предпосылки для формирования личности. Особенностью всех игр-забав и хороводов является то, что в них центром притяжения является взрослый – он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, взрослый заражает детей своей увлечённостью, весельем.

Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру-забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребёнку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми навыками. Одним из главных условий проведения всех этих игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать её и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут её участниками.

Игры-забавы:

Хороводные игры:

Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Действия как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.

Одним из главных условий проведения всех этих игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать её и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут её участниками.

Все описанные игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Тем более недопустимы раздражённый тон и грубость в отношениях с детьми.

Психологический возраст ребёнка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психического развития. Вполне возможно, что предложенные игры окажутся увлекательными и полезными не только для трёхлетних, но и для пятилетних детей. При организации игр необходимо учитывать, что разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях.

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Актуализация стрессов, повышение уверенности, развитие
мелкой моторики снижение тревожности.

Актуальность проблемы. Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека.

В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми для развития их эмоциональной сферы.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.












Цикл занятий с детьми, пережившими стрессовые ситуации




Песочек и цветы

Материал и оборудование. Песочница, искусственные цветы, головки цветов, заранее изготовленные из бумаги, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

Приветствие.

Правила.

Говорит ребятам солнышко в окошке: «Вот у нас песочек, поиграй немножко. Только помни твёрдо: не бросай песочек, Играй аккуратно, мой маленький дружочек!»

Будем вместе мы играть и друг другу помагать!

Игра с песком «Чистое поле».

Инструкция. «Перед нами чистое поле. Мы можем сделать здесь дорожки – прямые или волнистые, холмы и ямки. Нарисуем круг – это будет клумба, посадим на ней цветочки. Постройте из песка, что хотите».

Анализ игры (проводится на каждом занятии, вопросы педагога соответствуют теме).

Интересно играть с песком? Красивое поле у нас получилось? Какой песок на ощупь?

Примечание. На первых занятиях педагогу необходимо в игре продемонстрировать возможности песка: выкопать в нем яму, построить из него гору и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Прямо на песочке (руки опустить, соединить подушечки всех пальцев.)

Выросли цветочки (Поднять руки вверх.)

Распускаются цветы небывалой красоты.

(Медленно раскрыть пальцы обеих рук.)

Расслабляющее упражнение «Цветы качаются на ветру. Пушинки летают». (Выполняется под спокойную музыку.)

Итог занятия.

Педагог

Говорит ребятам солнышко в окошке: «Как же вы играли – загляденье просто!» А вам что понравилось, друзья? (Ответы детей)

Прощание.

Педагог

Мы с песочком поиграли и с ладошками играли. Улыбнемся и потом в группу весело пойдем!

Диагностика индивидуального поведения ребенка (оценка эффективности занятия).



























Ладошки и деревья


Материал и оборудование. Краски для пальчиковой живописи, бумага, влажные салфетки, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

Приветствие. Правила.

Говорит ребятам солнышко в окошке: «Есть у вас, ребята, волшебные ладошки. Ими можно рисовать, ими можно поиграть!» Хлоп-хлоп-хлоп. Будем вместе рисовать и друг другу помогать!

Пальчиковая живопись «Дерево».

Инструкция. «Давайте нарисуем дерево с помощью ладошки!» Ребенок покрывает ладонь краской и делает отпечаток на листе бумаги. Потом печатает пальцами листочки на веточках.

Анализ игры. Основная часть

Пальчиковая гимнастика «Дерево».

У дерева ствол, (Прижать ладони одну к другой тыльной стороной.)

На стволе много веток, (Пальцы растопырить.)

А листья на ветках зелёного цвета. (Шевелить кистями и пальцами.)

Расслабляющее упражнение «Деревья качаются. Листики летают». (Выполняется под спокойную музыку.)

Заключительная часть

Итог занятия.

Педагог

Говорит ребятам солнышко в окошке: « Как вы рисовали – загляденье просто!» А вам что понравилось, друзья? (Ответы детей.)

Прощание.

Педагог

Мы с ладошками играли, мы руками рисовали, улыбнемся и потом в группу весело пойдем!

Диагностика индивидуального поведения ребенка (оценка эффективности занятия).

Водичка и кораблики

Материал и оборудование. Бассейн с водой, игрушечные кораблики, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

Приветствие.

Правила.

Говорит ребятам солнышко в окошке: «Вот у вас водичка, поиграй немножко. Только помни твердо: не брызгайся водой, играем аккуратно, дружок мой дорогой!» Похлопаем в ладошки: да-да-да, вот у нас вода! Будем мы играть и друг другу помогать!

Игра с водой «Кораблики».

Инструкция. «Вот у нас кораблики. Давайте их пускать по воде. Налетел ветер! Спрячем руки за спину и будем дуть на кораблики как ветер».

Примечание. Сначала можно сделать кораблики из бумаги или природного материала.

Анализ игры.

Пальчиковая игра «Кораблики».

Плывет, плывет кораблик по речкам и морям. (Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх.)

Плывет, плывет кораблик, (Выполняют плавные движения пальцами.)

На нем я - капитан!

Расслабляющее упражнение «Рыбки плавают». (Выполняется под спокойную музыку.)

Итог занятия.

Педагог

Говорит ребятам солнышко в окошке: «Как же вы играли – загляденье просто!» А вам что понравилось, друзья? (Ответы детей.)

Прощание.

Педагог

Мы с водичкой поиграли, мы кораблики пускали. Улыбнемся и потом в группу весело пойдем!

Диагностика индивидуального поведения





























Приложение


Анкета для родителей

Педагог-психолог провел занятия, направленные на регулирование психоэмоционального состояния ребенка.

Как Вы считаете:

да

нет

затрудняюсь ответить

да

нет

затрудняюсь ответить

да

нет

затрудняюсь ответить









Приложение

Протокол занятия



Дата______________________

Фамилия, имя ребенка_____________________________________

Возраст____________________

№ занятия__________________

Спокойный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Возбудимый

Инициативный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Неинициативный

Готов к сотрудничеству

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Индивидуалист

Креативно мыслит

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стереотипно мыслит

Уверен в себе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Неуверен в себе

Примечание_______________________________________________

Психолог(воспитатель)_______________________________________
















Структура занятия

Вводная часть


Занятия начинаются с приветствия, содержание которого зависит от того, с какими материалами детям предстоит работать. Затем педагог знакомит с правилами работы с песком, водой или красками и дает инструкцию.

Основная часть


Заключительная часть


(оценка эффективности занятия).











Занятияпроводятся с детьми от 3-6 лет в мини-группах или парах.

Два раза в неделю. Работа в парах помогает преодолевать различные коммуникативные трудности: конфликтность, неумение слушать и слышать сверстников и др. Кроме того, действия в парах усиливают развивающий эффект занятий за счет ровеснического ресурса, который используется в педагогике выдающегося российского психолога Е.Е.Шулешко.


Цикл состоит из 20 занятий, в которых чередуются игры с песком, водой и рисование руками.

Время проведения каждого занятия 15-20 минут в зависимости от возраста детей.


















Диагностика

В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые диагностируются методом наблюдения: до занятия ( поведение в группе) и непосредственно на каждом занятии.

Отмечаются следующие показатели: эмоциональное состояние, способность к сотрудничеству, характерологические особенности и самооценка.

Наблюдения фиксируются педагогом в таблице, индивидуальные особенности ребенка оцениваются в баллах.

В примечании указываются дополнительные особенности поведения ребенка на занятии (см. приложение).

По результатам проведения занятий и анкетирования родителей (см. приложение) делается заключение.

На основе полученных данных подготавливаются рекомендации для родителей.














Тематическое планирование

Занятия с песком


  1. «Песочек и цветы»

  2. «Песочек и лес»

  3. «Песочек и грибы»

  4. «Песочек и петушок»

  5. «Песочек и прятки»

Занятия с красками

1. «Ладошки и цветы»

2. «Ладошки и деревья»

3. «Ладошки и грибы»

4. «Ладошки и петушок»

5. «Ладошки и журавлики»

6. «Ладошки и морское дно»

7. «Ладошки – осьминожки»

8. «Ладошки и рыбки»

9. «Ладошки и пальма»

10. «Ладошки и волшебный цветок»

Занятия с водой





«Водичка и камушки»

Материал и оборудование. Бассейн с водой, камушки, аудиозапись спокойной музыки.


Ход занятия

Приветствие.

Правила.

Говорит ребятам солнышко в окошке: « Вот у нас водичка, поиграй немножко. Только помни твердо не брызгайся водой, играем аккуратно, дружок мой дорогой!». Похлопаем в ладошки: да-да-да, вот у нас вода!

Будем мы сейчас играть и друг другу помогать!

Игра с водой « Камушки».

Инструкция.« Вот у нас камушки. Давайте возьмем их в руки и положим на воду. Они утонули. Тяжелые камушки, достанем, покатаем и опять положим в воду. Твердые, тяжелые камушки. В руки камни будем брать и в ладони их катать».

Примечание.Стараться не брызгать, сложив камушки в воду.

Анализ игры.

Пальчиковая гимнастика « Камушки».

Берем, берем камушки из речек и морей.

Ладони с растопыренными пальцами захватываем камушки и сжемаем в кулак – «камни».

Тонут, тонут камушки в реки и моря.

Выполняют постукивания кулачками по столу.

Расслабляющее упражнение «Рыбки плавают».

Выполняется под спокойную музыку.

Итог занятия.

Педагог.

Говорит ребятам солнышко в окошке:

«Как же вы играли – загляденье просто!» А что вам понравилось, друзья?

Ответы детей.

Прощание.

Педагог.Мы с водичкой поиграли, камни в воду мы бросали.

Улыбнемся и потом играть весело пойдем!

Диагностика индивидуального поведения ребенка ( оценка эффективности).



















Консультация






Тема: Детский стресс
Сегодня от стресса не защищен никто, даже дети. Они испытывают стресс по различным причинам: одни из которых связаны с возрастным периодом, другие с отношениями в семье. Родители должны научить детей справляться со стрессом. Взрослые не должны оставлять детей один на один с их проблемой, так как дети эмоционально изолированные, не получающие поддержки родителей и неуверенные в себе, не могут справиться со стрессовой ситуацией, не могут до конца побороть ее.


Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным?С егодня все больше детей, начиная с ясельного возраста и заканчивая подростками, испытывают сильнейший стресс. Они ломаются под давлением непосильных нагрузок, а нам иногда трудно это распознать.


















http://znamus.ru/img/page/2008-11-26/stressatchildren/61802241.jpg















Помощь.

Детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

Интересные факты о вреде детского сада для психики ребенка. Детский сад для детей до 3-х лет – разве это полезно?

Исследования ученых: детские сады, особенно в возрасте до 3-4-х лет, вредны для психики ребенка.

По данным ученых из Сингапура, у детей, посещающих детский сад, воспитывающихся приемными родителями и нянями, проблемы с психикой возникают в два раза чаще, чем у тех, кто постоянно находится с родными родителями. В частности, дети, лишившиеся матери, а также, растущие у матерей-одиночек, разведенных женщин, вдов, страдают психическими нарушениями в три раза чаще, чем остальные дети.

Если говорить о том, что ребенок должен привыкать к коллективу, то привыкание к коллективу в возрасте до 3 лет должно быть очень дозировано и всегда проходить под руководством взрослого, что не всегда возможно в группе из 10-15 человек и более. Возраст детей до 4 лет ни психологически, ни физиологически не предполагает самостоятельного вхождения в одновозрастной коллектив. У ребенка нет и не может быть в этом возрасте навыков социальной адаптации в группе сверстников. Максимум, на что способны 3-4-летние дети, – это играть вдвоем. Но в детском саду часто бывает так: двое играют, а третий, который не нашел себе места, подходит и ломает домик, который они только что построили. Это совсем не учит детей уважению чужих интересов, а способствует выработке так называемых суррогатных форм общения, строящихся на темпераментных и физических особенностях ребенка – кто сильнее, тот и прав; кто громче всех читает стихи, тот и хороший. Погружение ребенка в такую среду не может не быть для него стрессовой ситуацией, но при этом она еще является и формирующей.

Многие обращали внимание на то, что дети до 3 лет предпочитают общение с детьми более старшего возраста. Своих одногодок зачастую дети этого возраста опасаются. Это совершенно адекватная реакция на сверстника, дети чувствуют опасность неконтролируемого и непредсказуемого поведения своего одногодки. Это одна из причин возрастающей тревожности детей, когда их рано отводят в детский сад. Неверным будет считать, что малышам не нужно общение со сверстниками. Другое дело – количество и качество этого общения. Если ребенок не посещает детский сад, то родители всегда могут выбрать занятия, кружок или секцию, или группу развития, которая будет соответствовать возрасту ребенка, его возможностям в общении и интересам.

Исключениями из правила «детский сад до 3 лет вреден» могут быть дети из асоциальных семей, дети с очень плохими коммунальными условиями, дети со специфическими заболеваниями или имеющие тяжело больных родителей.

 

 










«Песочек и прятки»

Материал и оборудование. Песочница, маленькая игрушка, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

Приветствие.

Правила.

Говорит ребятам солнышко в окошке:

«Вот у нас песочек, поиграй немножко. Только помни твердо: не бросай песочек, играй аккуратно, мой маленький дружочек!»

Будем вместе мы играть и друг другу помогать!

Игра с песком «Чистое поле».

Инструкция. «Перед нами чистое поле. Мы можем сделать все, что захотим, холмы и ямки. Соберем два холмика, спрячем в одном из холмиков игрушку. Обойдем песочницу и найдем зверюшку. Постройте из песка что хотите».

Анализ игры (проводятся на каждом занятии, вопросы педагога соответствуют теме).

Интересно играть с песком?

Красивое поле у нас получилось?

А холмики вам понравились, почему?

Какой песок на ощупь?

Примечание.На первых занятиях педагогу необходимо в игре продемонстрировать возможности песка: выкопать ямку, построить из него горку и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Песочный дом».

Вот песочница большая Разводят руки в стороны

С крышею в горошек. Руки «Домиком» над головой.

Из песка мы строим дом, Стучат кулачком о кулачек.

В доме пять окошек Показывают раскрытую ладошку –«пять».

Расслабляющее упражнение « Деревья качаются на ветру»

Выполняется под спокойную музыку.

Итог занятия.

Педагог.

Мы с песочком поиграли и с ладошками играли.

Улыбнемся и потом играть весело пойдем!

Диагностика индивидуального поведения ребенка (оценка эффективности занятия).


ЭФФЕКТИВНОСТЬ



















Содержание


Введение


Особенности формирования личности ребёнка

Песочная терапия как средство оптимизации

эмоционального состояния

Использование песочной терапии в целях коррекции

эмоциональной сферы детей

Заключение

Список литературы


Словарь терминов


Приложения



















Технология работы с песком


Цель такой терапии –не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой.

Песок обладает свойством пропускать воду, поэтому, по мнению специалистов, он поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает его прекрасным средством для «заботы о душе» (именно так переводится термин «психотерапия»).

Используя данный метод, необходимо соблюдать следующие условия работы:

– согласие и желание ребенка;

– наличие специальной подготовки педагога, творческий подход к проведению занятий;

– отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.


Условия организации песочной терапии


Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница; песок; коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница. Размер и форма.Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Данный размер наиболее удачен и гармоничен. Традиционным материалом является дерево. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта – небо.

Экспериментировать с бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру чётко «подогнанных» под борта песочницы. Для этого необходимо следующее:

– традиционная песочница с базовым голубым цветом;

– набор разноцветных дощечек (на каждый цвет по четыре дощечки из фанеры чёрного, зелёного, красного, золотого, фиолетового цветов). Песок легко удерживает плотно прилегающие к бортам дощечки.

Можно предложить ребёнку менять борта песочницы, выбирая наиболее созвучный в данный момент цвет или несколько цветов (разноцветные борта). При таком способе организации песочницы дно остается неизменно голубым. Меняется окружающий мир, но поверхность земли и глубинные воды остаются постоянными. Это дает человеку ощущение опоры, стабильности в постоянно меняющемся мире.

При интенсивной работе в песочнице песок энергетически «загрязняется». В природной среде происходит его естественная очистка благодаря работе воды, ветра, солнца. В условиях кабинета это невозможно. Поэтому надо самостоятельно чистить песок примерно один раз в 2–3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий. Для этого песок промывают, выставляют на солнце или добавляют новый чистый песок.

Заполняя песочницу, песок определяет символическую «линию горизонта».





  • Карта сайта