Игровой макет «Тело человека»своими руками

Игровой макет «Тело человека»своими руками

Игровой макет «Тело человека»своими руками

Игровой макет «Тело человека»своими руками


Автор: Зыкова Полина Викторовна, воспитатель, ДОУ №88,г.Томск

Данное пособие будет в помощь воспитателям детских садов в средних и старших возрастных группах. Макет «Тело человека» можно использовать в познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности.

Цели: формировать представления о внешнем и внутреннем строении тела человека и пространственным расположением его частей.

Задачи: познакомить с внешним и внутренним строением тела человека и пространственным расположением его частей; дать представление о роли частей тела и внутренних органов человека; закрепить знание частей тела человека; развивать мышление, зрительную память, сообразительность.

Макет «Тело человека» был изготовлен из бросового материала (упаковочный картон).

В макет входят:

Плоская основа, в виде тела человека и отдельные части внешнего (руки, ноги, туловище, волосы, брови, глаза, нос, рот, уши).

Краткое описание изготовления макета:

На листе упаковочного картона изображаем безликую фигуру человека и вырезаем по контуру. Затем из обычного белого плотного картона изготавливаем отдельные части фигуры. Для этого обводим каждую часть основы макета отдельно, красочно оформляем и вырезаем. Части лица и внутренние органы так же изображаем на картоне и вырезаем.

Когда все части, макет можно использовать.

Методические приёмы использования макета: рассматривание, отгадывание загадок, наблюдение, беседа.


Игра «Отгадай загадку»

Стоят два пня,

На пнях — бочка,

А на бочке — кочка,

А на кочке — лес...

Ответ: Человек


Не сеют, не сажают,

А сами вырастают.

Ответ: Волосы


Два брата в разлуке

Скучают друг о друге,

А сойдутся вместе —

Сердятся и хмурятся.

Ответ: Брови


Тёмная полоска

Протянулась плоско

Через поле, косогоры,

Сквозь холмы и горы.

Ответ: Бровь


Кругло, горбато,

Около мохнато,

По бокам бело,

В середине черно,

Как придёт беда —

Потечёт вода.

Ответ: Глаза


На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Ответ: Глаза и веки


Кто я такой?

Всегда с тобой,

Хоть стой, хоть сиди —

Всегда впереди.

Ответ: Нос


Между двух светил в середине я один.

Ответ: Нос


Стоят два брата,

Кафтаны из бархата,

Красные наряды,

Живут рядом,

То сойдутся,

То разойдутся,

Жарко обнимутся —

Крепко подерутся.

Ответ: Губы


Два капустных листа —

Соседи на тыкве.

Ответ: Уши


Под горой — дыра,

А в дыре — отряд,

Воины смелые,

Ровные и белые.

Ответ: Рот и зубы


Двое белых лебедей —

У каждого по пять детей.

Ответ: Руки


Одна другой касается —

Хлопок получается.

Ответ: Ладонь


Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники.

Живут не за стеной —

День и ночь со мной:

Целый десяток

Верных ребяток!

Ответ: Пальцы



У двух матерей

По пяти сыновей,

Одно имя всем.

Ответ: Пальцы


Гладкое поле, белая полянка,

Ни травинки, ни былинки,

Да посерёдке — ямка.

Ответ: Живот

Две сестрёнки-подружки

Похожи друг на дружку,

Рядышком бегут,

Одна — там, другая — тут.

Ответ: Ноги


Игра: «У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол — синие и коричневые (карие).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз — синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета — оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку

Мама доченьку качала ,

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Мамины глаза

Словно василечки,

Глазоньки у дочки.

Глазоньки большие, Синие такие!»

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.


Игра «Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину) Где же наши ручки?Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки — (хлопайте в ладоши) Где же, где же наши ручки?

Наши ножки? (закройте коленки руками) Где же наши ножки? Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую Другую часть тела или лица.


Игра «Покажи у куклы...»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»;

образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса,' выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

При повторном проведении игры можно прочитать другую потешку:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.


Игра «Это—я, а это—мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица:нога, рука, голова.

Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и маленькая), вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.

Ход игры:встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:

Посмотри, вот это — я,

А это — мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Маленькие ладошки!

Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:

«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно — она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос — он большой, а вот твой носик — он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.

В возрасте 2 года — 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица: нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев — 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.

Усложнение:проведите игру с плоскостным изображением двух кукол — большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т.д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки маленькую ножку. Приложи ее на место».

Если ребенку 2 года б месяцев — 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пластмассовая — пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить...» Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).


Игра: «Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры: ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель 'просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке...»

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: „Большие ноги шли по дороге". Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу. Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.


Игра «Пальчик о пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Ай!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.

Оснащение: стулья.

Ход игры:сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали.

Ай! (прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Ай!»


Игра «Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внимание; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существительные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножками»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», «забавляем», «хлопаем».

Оснащение: ширма.

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Деток забавляем,

Вместе хлопаем в ладошки… (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой )

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.


«Моя рука»

Задачи:Учить детей обводить контур собственной руки. Дополнять его деталями. Видеть в изображении знакомый объект.

Материалы:Листы бумаги, картон,кубики, кольца от пирамидки, геометрические фигуры

Педагог помогает ребенку обрисовать его руку и вырезает по контуру. Совсем маленьким детям мама обрисовывает ручку сама, попросив ребенка плотно приложить ладошку с раскрытыми пальчиками к листу. Контур руки можно приклеить на картон и разрисовать. Воспитатель может также вырезать контур своей руки (мамы так же могут обвести и вырезать руку) и сравнить ее с руками детей, говоря: «Вот какая у мамы большая рука, а у вас еще маленькие ручки. Вы будете подрастать, и ваши ручки тоже будут расти». Вырезанные контуры рук можно расположить на большом листе веером и подписать.

Дома мама может предложить ребенку обводить по контуру кубики, кольца от пирамидки, любые вырезанные из картона или фанеры геометрические фигуры.


Игра «Полюбуйтесь, это я»

Чему учится ребенок: продолжает развивать мелкую моторику пальцев, активизировать работу большого и указательного пальцев; продолжает развивать творческие способности, воображение ,видеть в скомканной салфетке реальный объемный предмет; активизировать словарь за счет слов, обозначающих части тела (голова, туловище, ноги, руки); части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, рот); глаголов (комкать, втыкать, соединять); продолжать развивать ориентировку в пространстве, понимать и употреблять в активной речи предлоги «на», «под»; понимать значение уменьшительно-ласкательного суффикса -чк-.

Оснащение: розовые салфетки, зубочистки, бусины.

Ход игры: положите перед ребенком картинку с изображением ребенка. Рассмотрите ее. Показывая на каждую часть тела, просите ребенка называть ее Если ребенок затрудняется назвать какую-то часть тела, то помогите ему:

— подойдите с ним к зеркалу;

— покажите пальцем на данную часть тела (или лица) на себе, затем на ребенке;

— назовите ее;

— повторите название данной части тела вместе с ребенком. Предложите сделать человечков из салфеток, зубочисток и бусин. Скажите, что вы будете делать большого человека (взрослого), а ребенок — маленького человечка (ребенка). Алгоритм выполнения человечков из салфеток смотрите в приложении. Этапы работы:

— скомкайте большую салфетку; покрутите ее между ладонями — получится туловище;

—возьмите салфетку меньшего размера, скомкайте, покрутите ее так же между ладонями — получится голова.

— соедините туловище с головой — воткните зубочистку в туловище сверху и наденьте на нее второй шарик из салфетки — голову;

— воткните с каждой стороны туловища по руке-зубочистке;

— затем из зубочисток сделайте ножки;

—глазки можно сделать из бусин (воткнуть или приклеить); нос, рот, брови, ресницы нарисуйте фломастером. Предложите ребенку сделать маленького человечка. Если ребенок не смог проанализировать все этапы работы, выполните ее еще раз, выполняя каждое действие с ребенком синхронно.

Усложнение: увеличьте количество человечков из салфеток; смените материал, бумагу, технические приемы.