Логопедические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.


Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей с речевыми нарушениями. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.


Данная проблема возникает по разным причинам:


Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.


Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.


1. "Построй домик”.


Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.


Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).


Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: "Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук "Л”.


2. "Собери цветочек”.


Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.


Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.


Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.


3. "Солнышко”.


Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.


Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).


Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.


4. "Собери яблочки”.


Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.


Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.


Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком "З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком "С”. Подобно этой игре можно провести игры "Собери морковь”, "Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме "Овощи-фрукты”.


5. "Украсим елочку”.


Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.


Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – "елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.


Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.


6. "Напои куклу чаем”.


Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.


Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.


Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком "Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.


7. "Кукла наряжается”.


Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.


Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.


Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.


8. "Украсим комнату флажками”.


Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.


Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.


Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.


9. "Собери бусы”.


Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.


Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.


Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.


Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.


Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.


10. "Сложи пирамидку”.


Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.


Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.


Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.


11. "Веселые матрешки”.


Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.


Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.


Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.


12. "Сложи снежинку”.


Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.


Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.


Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.


13. "Подбери фигуры”.


Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.


Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.


Ход игры: строится по типу игры "Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например "Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться "Украсим платье” или "Украсим кофточку”.


Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.