ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (научно-познавательная игра по географии для среднего и старшего школьного возраста) ПУТЕШЕСТВИЕ...

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (научно-познавательная игра по географии для среднего и старшего школьного возраста) ПУТЕШЕСТВИЕ...

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (научно-познавательная игра по географии для среднего и старшего школьного возраста) ПУТЕШЕСТВИЕ...

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

(научно-познавательная игра по географии для среднего и старшегошкольного возраста)

Цель мероприятия- вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор.

Задачи:

Познавательные- закрепить и углубить знания, полученные на уроках географии о природных процессах и явлениях, происходящих на территории нашей страны, о рекордах России;

Развивающие – развивать логическое мышление, быстроту мышления, принимать правильные решения, работая в команде.

Воспитательные- воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.


Учитель:

Нам под ответственность дана

И вся Земля, и вся Вода,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семеновых-Тянь-Шанских,

Пржевальских, Миклухо-Маклайских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя.

(Ю. Ефремов)

Человека всегда манили дальние страны. Так случалось среди людей, что какая-то беспокойная душа не выдер­живала однообразного пребывания на месте и устремля­лась на поиски неведомого. В давние времена каждое путе­шествие становилось событием. Имя отважного землепро­ходца оставалось в истории и обрастало легендами. Долгие годы их рассказывали детям старики, и не было ничего интереснее для людей, чем слушать о хождении в другие земли, к чужим народам. И наша географическая игра бу­дет посвящена путешествиям в дальние страны.

В игре участвуют две команды. Путешествуя по морям и океанам, по горам и равнинам, мы узнаем много нового и необычного о странах и людях, их населяющих, о важных открытиях, об удивительных природных явлениях.

Итак, в путь. Всем нам хорошо известно, что XV— XVIII столетия — эпоха Великих географических открытий,

А как вы считаете, кем были по профессии самые древние странствователи и путешественники? (Отве­ты детей.) Скорее всего, это были купцы и торговцы. Вспомните имя самого смелого тверского купца, жившего пять веков назад, совершившего трехлетнее странствие в Индию и подробно рассказавшего о своем путешествии. Как называется этот замечательный памятник русской литературы о путешествиях и кто его автор? (Афанасий Никитин. Хождение за три моря.)

Нелегкими были у древних купцов-путешественников торговые пути: трудными и опасными. Но страшнее всего - лихие люди. Налетят разбойники: товары разграбят, куп­цов в плен уведут и - наутек. Надо и от погони уйти и награбленное спрятать. Далеко уходили разбойники в не­ведомые края, открывали необитаемые острова и новые земли. Буйные морские разбойники бывали в чужих стра­нах ничуть не меньше мирных купцов. По-разному их на­зывали. Вот команды и должны вспомнить как можно боль­ше названий морских разбойников. (Норманны, викинги, ва­ряги, пираты, корсары, флибустьеры, буканьеры, каперы, приватиры, рейдеры.)

А теперь, после того как вы вспомнили названия почти всех разбойников, попробуйте ответить на такие вопросы.


Вопрос первой команде:

- Есть ли различия между норманнами, викингами и варягами? (Различий нет. Норманнами называли морских раз­бойников в странах Европы, в самой Скандинавии — викин­гами, а на Руси - варягами.)

Вопрос второй команде:

- Есть ли различия между корсаром и флибустьером? (Различий нет. Корсар — от итальянского — морской раз­бойник. Первоначально корсарами называли морских разбой­ников Северной Африки, Флибустьеры — от французского — морской разбойник, грабившие в XVII веке главным образом испанские суда. Флибустьерами называли авантюристов, со­вершавших нападения на государства Южной и Централь­ной Америки.)

Морских разбойников как ни называй, это не меняет их варварской сути, все равно разбойники — пираты. А раз хозяйничали они на морях и океанах, то и речь у нас пой­дет о водной стихии.

Вопрос первой команде:

1.Древние называли это море Понтийским. На его во­сточном берегу расположена страна Колхида, именно в эту легендарную страну, по преданию, отправились гре­ческие аргонавты под предводительством Ясона за золо­тым руном..

О каком море идет речь? Назовите современное назва­ние этой страны. Черном. Колхидское царство — часть современной Грузии,)

Вопрос второй команде

2. Это море, входя в состав Атлантического океана, не имея берегов, получило свое название по имени пла­вающих водорослей. Втихую погоду поверхность моря, сплошь покрытая оливково-зелеными водорослями, на­поминает зеленые поля. Много страшных легенд бытует среди моряков об этом море, о непроходимых скоплени­ях водорослей, о затонувших кораблях. Были случаи, ког­да цепкие водоросли густой сетью оплетали подводную часть корабля и его руль. Такой корабль становился пленником моря.

О каком море идет речь? (О Саргассовом.)

Вопрос первой команде:

3. Это море служит огромным источником ценного хи­мического сырья. Жители Иудеи называли его «соленым», а арабы — «зловонным» морем. Плотность воды в нем ве­лика настолько, что купающийся в море человек не по-гружается в воду, а держится на поверхности, как пробка. Рыба, попадающая в это море, быстро погибает.

О каком море идет речь? (О Мертвом.)

Вопрос второй команде

4.Вода в этом море мутная, зеленоватого оттенка. Древ­ние греки называли его «Меотийским болотом», так как оно небольшое и мелкое. Но именно поэтому здесь зимой бушуют свирепые штормы. Волне в этом море негде разгу­ляться, поэтому она такая «злая». Моряки боятся ее не меньше океанской. Это море — один из самых богатых и продуктивных водоемов мира, своеобразный естественный рыбный питомник.

О каком море идет речь? (Об Азовском.)

Вопрос первой команде:

5. Это большое озеро называют морем. Совсем недавно оно занимало четвертое по площади место среди всех озер мира. Правда, оно всегда было неглубокое (средняя глуби­на 16 метров) и воды в нем в 20 раз меньше, чем в Байка­ле. Однако оно считалось все-таки морем — с портовыми городами на берегу, развитым судоходством и богатыми рыбными ресурсами. Теперь корабли и портовые сооруже­ния удалены от берега моря на несколько десятков кило­метров, а с осушенного дна ветер вздымает миллионы тонн соли, разнося ее на сотни и тысячи километров. И все это произошло по вине людей. Гибель этого моря — результат непродуманной хозяйственной деятельности человека, нежелания учитывать законы природы.

О каком гибнущем море идет речь? (Об Аральском.)

Вопрос второй команде

6.По библейскому преданию, пророк Моисей, спасая иудеев из египетского рабства, провел их по дну этого моря. По воле Бога море расступилось перед Моисеем, пропустив его со спутниками, и закрылось вновь перед преследователями — войсками фараона.

О каком море идет речь? (О Красном.)

Вопрос первой команде:

7. Известен «знаменитый путь «из варяг в греки». Путь из какого моря в какое? (Из Балтийского в Черное.)

Вопрос второй команде

8. Это озеро находится в Восточной Африке, названо в честь английской королевы и означает «победа».

Как оно называется? (Озеро Виктория.)

Вопрос первой команде:

9. Это озеро называют «жемчужиной Киргизии». Путе­шественник VII века сообщает об этом удивительном озе­ре: «Драконы и рыбы обитают в нем вместе, а иногда из недр его появляются необыкновенные чудовища». В это озе­ро впадает более сотни рек, но из него не вытекает ни малейшего ручейка. За последние сто лет уровень этого озера понизился на 7 метров. Это чудо-озеро находится среди пустынь. В переводе с киргизского название озера звучит как «горячий», «теплый». Оно не замерзает круглый год. Ходят легенды о городах на дне озера, затопленных в ре­зультате сильнейших землетрясений.

Назовите это озеро. (Иссык-Куль.)



Вопрос второй команде

10.Это озеро за свою долгую историю имело более. 50 названий. Оно было Белым и Зеленым, Западным и Северным, Персидским и Астраханским, Хазарским и Хвалынским, Хорасанским и Георгиевым. До наших дней до­шли названия, данные ему по имени народов, живших на его берегах в далеком прошлом. За огромные размеры его называют морем, но в результате непродуманной, расто­чительной деятельности человека водная поверхность все­го за несколько десятков лет сократилась на площадь, рав­ную площади Азовского моря. Назовите это озеро. (Каспийское.)

А теперь давайте проведем конкурс «Пойми меня».

Каждая команда выделяет по одному участнику. Один из них выбирает карточку для себя — другая достается сопер­нику. На обратной стороне каждой карточки написаны слово или фраза, и участник игры должен, жестикулируя, объяс­нить их своей команде, не произнося ни одного слова вслух.

Первое задание: на карточках написаны следующие сло­ва: залив, остров, горизонт, айсберг, джунгли, болото, оазис, почва, тайга, гейзер.За каждое правильно угаданное слово команда получает один балл.

Второе задание: на карточках написаны названия при­родных явлений: извержение вулкана, наводнение, ураган, землетрясение. Если команда угадала правильно — она по­лучает два балла.

Учитель: Пока выдвинутые от команд участники об­думывают свои задания, наступил не менее ответствен­ный этап игры — блицтурнир. Блиц означает — быстрый. Задача команд — дать правильные ответы на максимально большее количество вопросов.

Вопросы первойкоманде:

1.Какую форму имеет планета Земля? (Форму шара, при­плюснутого у полюсов и растянутого вдоль экватора, — гео­ид. Причем с Северного полюса сжатые сильнее, чем с Юж­ного.)

2. Как называется «страна ковров»? (Иран.)

3. Страна, родина чая? (Китай.)

4. Какой город называют «мать городов русских»? (Киев.)

5.Остров, у берегов которого, согласно легенде, из мор­ской пены вышла богиня красоты Афродита? (Кипр.)

6. Название какого города в Ферганской долине напо­минает нам о передвижении людей и животных по пусты­не? (Караван.)

7. Штат, в котором проводятся испытания ядерного оружия США? (Невада.)

8.В какой стране самое большое население? (Китай.)

9. Какая страна самая многонациональная? (Индия. Здесь насчитывается несколько сотен наций, народностей и племенных групп, говорящих на различных языках. В переписи 1951 года в Индии было выделено 845 языков и диалектов.)

10. Северная часть Индийского океана холодная или теп­лая? (Теплая.)

11. Как называется «подвиг самурая»? (Харакири.)

12.Название какого города в Воронежской области со­впадает с названием птицы? (Ворона.)

13.Сколько у Земли материков? (Шесть: Австралия, Ан­тарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Аме­рика.)

14.Как называется наука о погоде? (Метеорология.)

15.На каком языке говорят в Индии? (Хинди.)

16.Как называется горячий фонтан, бьющий из земли? (Гейзер.)

17.Самое большое озеро в мире? (Каспийское.)

18.Наука, занимающаяся изучением пещер? (Спелеология.)

19.Как называется крайняя форма расовой дискрими­нации? (Апартеид.)

20 Страна с самой высокой в мире рождаемостью? (Кения.)

Вопросы второй команде:

1.Как называется модель земного шара? (Глобус.)

2.Дробное число, показывающее, во сколько раз рас­стояние на местности уменьшено при изображении его на карте? (Масштаб.)

3.Как называется река «Американская Волга»? (Мис­сисипи.)

4.Прибор для определения сторон горизонта? (Компас.)

5. Остров, на котором, по преданию, обитало чудови­ще Минотавр? (Крит.)

6.Из какого штата родом девочка Элли, главная геро­иня сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»? (Канзас.)

7.Как называется искусственное орошение полей? (Ир­ригация.)

8.Столица Белоруссии? (Минск.)

9. Название какого города в Тамбовской области со­звучно названию предмета с двумя концами? (Палочка.)

10.В какой из трех стран мужчин больше, чем женщин? Индия, Китай, Япония. (Индия.)

11. На флаге какой страны изображено солнце? (Япония.)

12. В чем различие сталактитов и сталагмитов? («Камен­ные сосульки» сталактиты— свисают с потолка, а сталаг­миты «растут» со дна пещер.)

13.В какой стране принят закон, запрещающий иметь более одного ребенка? (Китай.)

14. Как называется вид местности? (Ландшафт.)

15.Страна, занимающая по площади целый континент? (Австралия.)

16.Азиатские страны, не имеющие выхода к морю? (Монголия. Непал.)

17.Искусство создавать букеты? (Икебана.)

18. Конусообразная гора с отверстием на вершине? (Вулкан.)

19. Какие самые высокие горы Земли? (Гималаи с высо­чайшей вершиной мира Эверестом, или, как ее еще называют, Джомолунгма. 8848 метров.)

20.Самое глубокое озеро в мире? (Байкал. Средняя глубина 730метров, максимальная в средней части озера 1620метров.)

Пока жюри подсчитывает баллы, мы возвращаемся к игре «Пойми меня». У участников было время для подго­товки. (Ответы команд конкурса «Пойми меня».)

Удивительна и прекрасна наша «маленькая», с точки зре­ния современного человека, планета Земля. Но сколько волну­ющих тайн и загадок она нам еще не открыла. Многочислен­ные народы, населяющие Землю, хранят различные предания, сказания и легенды о тех местах, где им пришлось родиться. В конкурсе, названном «Угадай по описанию», вы должны на­звать либо страну, либо животное, либо растение, либо город, либо реку, либо творение рук человеческих.

1. Существует предание, в котором говорится о том, как Бог созвал людей, чтобы разделить между ними свои владения — наделить каждый народ своим местом на зем­ле. Пришли англичане, русские, французы, украинцы, шведы, латыши, итальянцы и выстроились в очередь. Каж­дый терпеливо дожидался своего часа. К концу дня, когда вся земля была уже поделена между собравшимися, подо­шли два статных молодых человека и попросили у Бога свою долю земли.

— Где же вы были до сих пор?

—- Послушай нас, — сказал один из пришедших, — мы с приятелем опоздали немного. Когда пришли, здесь уже собралось столько народу, что нам стало скучно стоять в очереди и мы тут же неподалеку уселись в тени и, чтобы утолить жажду и скоротать время, начали пить вино.

— За твое здоровье, Всевышний! — перебил приятеля другой. — Только за твое здоровье пили!

— У нас просто дух захватывало от того, как ты мудро и справедливо вершишь свои дела, — подхватил первый. — Неужели ты нас отпустишь ни с чем? Мы же так надея­лись на тебя.

— Хорошо! — сказал Всевышний. — Вижу, вы непло­хие люди, хотя не очень терпеливы и усердны. Даю вам небольшой кусок земли. Это лучшее из всего, чем я распо­лагал. Берите же эту землю и живите на здоровье! Только доброта моя пусть отзовется в ваших сердцах таким же доб­рым отношением к людям.

— Что ты, что ты! — двери нашего дома всегда будут открыты для любого гостя.

С тех пор земля та стала обитаема. Гостеприимство, щедрость и долголетие этой нации вошли в поговорку. Ка­кая страна появилась на этой земле? Кем были последние просители? (Грузия. Грузины. Природа этой страны действи­тельно благодатна. Недаром в Грузии говорят: «если вотк­нуть в землю палку, из нее вырастет дерево».)

2. Одно из толкований древнего названия этой страны Ямато — «Путь гор». И на самом деле это прежде всего страна гор. Для большинства жителей этой страны солнце всегда поднимается из-за моря и опускается за горы. На­звание «Путь гор» напоминает, что рельеф этой страны еще не завершен. Вся дугообразная вереница островов, на которых она расположена, вздулась волдырями вулканов и без конца сотрясается от подземных толчков. Эта страна имеет и другое название, которое стало известно из книги Марко Поло, — Страна восходящего солнца. Как она на­зывается и о каких внезапных вспышках необузданного гнева природы идет речь? (Япония. Землетрясения.)

3. Столицу этого государства называют «северной Ве­нецией», так как город расположен на многочисленных островах. Назовите ее. (Стокгольм.)

4. Это чудо света — самое длинное сооружение, пост­роенное человеком. Единственное творение, видимое не­вооруженным глазом из космоса. Что это такое? (Великая Китайская стена, протяженностью 60 ООО километров.)


5. О тропических лесах этой реки польский путеше­ственник А. Фидлер писал, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость: в первый день, когда, ос­лепленный сказочным богатством этой реки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада». (Амазонка.)

6.Совершив кругосветное путешествие на корабле «Бигл», известный ученый Чарлз Дарвин написал об этих удивительных растениях следующее: «Я могу сравнить эти большие водяные леса только с наземными лесами тропи­ческой области. Но если бы в какой-либо стране был унич­тожен тропический лес, я не думаю, что при этом бы по­гибло приблизительно столько же видов животных, сколько погибло бы здесь при уничтожении этих растений». О ка­ких растениях пишет Ч. Дарвин? водорослях.)

7. Эта британская колония в 1997 году перестала суще­ствовать, воссоединившись со своей исторической роди­ной. А сейчас ее называют третьей финансовой столицей мира, деловой столицей Азии. Как называется эта бывшая колония? (Гонконг.)

8. Этому городу чуть больше 50 лет, но он самый боль­шой из всех заполярных городов мира. Это город вечной мерзлоты, полярной ночи и полярного дня. Расположен он не как Мурманск, у моря, согретого Гольфстримом, а в зоне сурового континентального климата, сочетающего в себе большие морозы с сильными ветрами и метелями. Что это за город? (Норильск.)

9. Известный русский ученый, исследователь Азии, Пржевальский, писал, что зрение этих животных очень острое, нюх весьма тонкий, бегают они быстро, на боль­шие расстояния, лазают по горам. Добавлю, что домаш­ние потомки этих животных хорошо переносят жару, не­достаток воды и сопровождают путешественников в пус­тынях. О каком животном писал Пржевальский? (О диком верблюде.)

10. Этот одомашненный зверь имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и ко всему этому хрюкает, как свинья. В конце XIII века ве­нецианец Марко Поло писал об этом звере: «Есть тут ди­кие быки (со слона) на вид очень красивые. Шерсть у них повсюду, только не на спине; бывают черные и белые, а шерсть у них длинная, пяди в три, и тоньше и белее шел­ка. Любо смотреть, так они хороши! Есть и ручные; ловят диких и пускают их на племя, и наплодилось их много; на них и вьюки возят, и пашут, они и сильны и работают вдвое». Что это за зверь? (Як.)

Наше удивительное путешествие по материкам и стра­нам подходит к концу. Мы, как настоящие путешествен­ники, очень много рассказали друг другу. Конечно, у того, кто ничем не интересуется, и вопросов никаких не быва­ет. Он или совсем ничему не верит или верит всему под­ряд, даже самым нелепым выдумкам. Вот к примеру, в Индии, по рассказам вралей, жили люди с собачьими головами, с лошадиными ногами и даже несчастные со­здания, лишенные рта. Блуждая по берегам великого Ган­га, безротые питались только запахами. Каких только «чу­дес» не насочиняют врали! А у нас с вами последний конкурс — «конкурс вралей». Вы должны отличить прав­ду от лжи.

1. Верите ли вы в то, что есть карты, которые создают­ся каждые три часа? (Да. Карты погоды.)

2. Верите ли вы в то, что древнегреческий философ Аристотель, учитель великого полководца Александра Ма­кедонского, погружался под воду в примитивной подвод­ной лодке? (Нет. Аристотель оставил после себя сочинение, посвященное проблемам погружения под воду. А по преданию, его ученик А. Македонский спустился под воду с помощью специально изготовленного для этой цели и наполненного воз­духом бочонка. Это приспособление иногда применяется и по сей день, а называется оно «водолазный колокол».)

3. Бывают ли стоячие волны на воде, которые стоят по нескольку часов на одном месте? (Да. Их называют сейша­ми. Сейши возникают в водоемах, окруженных со всех сто­рон сушей. Стоячими эти волны называются потому, что обычно в пределах берегов образуются две или три волны, между которыми возникают как бы узлы — точки, где уро­вень воды остается неизменным — стоит на месте. Высота же самой волны достигает нескольких метров. Например, в Женевском озере волны-сейши вздымаются на два метра при­мерно через каждый час, в Азовском море — на 10—20 сан­тиметров раз в сутки.)

4.Верите ли вы, что на земном шаре есть места, где грибы растут выше деревьев? (Да. В тундре.)

5. Верите ли вы, что в Париже жителей становится все больше и больше, а население сельских районов сокраща­ется? (Нет. В Париже и других больших городах Франции население уменьшается, малоимущим французам столица се­годня не по карману.)

6.Верите ли вы в то, что китайцы предпочитают пить водку, в которой плавают скорпионы, черепахи и змеи? (Да. Китайцы настаивают водку на травах и живых суще­ствах, от этого у нее сильный, довольно неприятный для евро­пейца запах. Водка будет тем дороже, чем больше компонен­тов использовано при ее приготовлении.)

7.Согласны ли вы с тем, что здравомыслящий японец не будет есть ядовитую рыбу? (Нет, будет. Японская «соба­ка-рыба» (фугу, или иглобрюх) смертельно ядовита, но ее едят, извлекая яд. Этим занимаются специально обученные пова­ра. В некоторых ресторанах висит даже шутливая надпись: «Администрация не несет ответственности за жизнь кли­ента».)

8.Верите ли вы, что азиатский город Сингапур доволь­но грязный? (Нет. В Сингапуре на каждом шагу урны. Пле­вок на тротуаре может стоить плевалыцику в 100 долларов США.)

9. Верите ли вы, что в Китае существуют «домовые ко­митеты», следящие за тем, чтобы их соседи не «плодили» детей? (Да, за «лишних» детей придется платить высокие налоги.)

10.Верите ли вы, что существует «красная книга» ко­раблей? (Да, в 1973 году агентство Ллойда выпустило «крас­ную книгу» кораблей, пропавших без вести.)

11.Верите ли вы, что в скотоводческой Англии, где волки были настоящим бедствием для скота, сооружен памятник этому хищнику? (Да. На том месте, где, как по­лагали, убили последнего волка, соорудили памятник. Офици­ально считается, что это случилось в 1880 году в районе Кармантепа. Однако англичане несколько поторопились: на самом деле последний волк был уничтожен спустя 63 года в Шотландии.)

12.Как известно, гусеницы сильно вредят сельскому хозяйству. Верите ли вы в то, что в Австралии стоит па­мятник вредной гусенице? (Да. В первой половине XIX века в Австралию был завезен из.Южной Америки кактус, очень понравившийся фермерам, и они стали обсаживать им поля. В засушливые годы сочные стебли кактуса служили превос­ходным кормом для овец. Но к 1925 году неприхотливое рас­тение уже занимало площадь 260 тысяч км2. Кактусы стали вырубать, жечь, вытаптывать, но это не помогло. Тогда, изу­чив более ISOвидов садовых вредителей, ученые остановились па гусенице кактобласиса, которая в течение 10 лет уничто­жила почти все кактусы. Признательные фермеры в честь такого события возвели памятник вредной гусенице, спасшей их от разорения.)

13.Верите ли вы.в то, что богатый сицилийский король имел золотую карту обитаемого мира? (Нет, у него была серебряная карта. Сицилийский король Рожер Почет любил географию и гордился этим. Он приказал выгрести из своей сокровищницы все серебро, переплавить и выковать из него большую пластину, какая только получится. На огромной круглой пластине изображались моря и реки, горы и пустыни разных стран. Но карта оказалась очень недолговечной. Ско­ро наследникам короля потребовались деньги, и серебряная карта исчезла.)

14.Возможно ли вернуть вчерашний день? Верите ли вы, что на суше может пройти на один день больше, чем на корабле? (Да, такой случай описан в истории первого кру­госветного путешествия Магеллана. В течение всего плава­ния один из его участников, не пропуская ни одного дня, запи­сывал все, что видел. И вот по возвращении домой оказалось, что на суше прошло на один день больше; чем на корабле. На корабле среда, а на суше четверг. Испанцы были в ужасе, ведь они невольно передвинули дни праздников и постов. Этот загадочный случай стал понятен, когда на планете ввели ча­совые пояса. Среди часовых границ есть такая, при переходе через которую вместе с изменением времени на один час из­меняется и дата. Условились, что эта линия проходит по . 180-му меридиану между материками Азии и Северной Аме­рики. Таким образом, день, а значит и Новый год, начинаются сначала на Камчатке, потом в Сибири, затем в Европе, а ров­но через сутки — на Аляске и в Америке. На корабле,пересе­кающем линию изменения даты в восточном направлении, одно и то же число месяца приписывается двум последовательным дням. Наоборот, при пересечении линии даты в запад­ном направлении один день из счета выбрасывается, Спут­ники Магеллана, совершая кругосветное путешествие, дви­гались все время на запад, «потеряли» один день потому, что при пересечении 180-го меридиана они не выбросили один день; например, после 14 числа у них должно быть 16-е, после среды сразу пятница. Чукотка и Аляска расположе­ны совсем рядом, и только там возможно испытать та­кое: встретить Новый год дважды, т.е. вернуть уже про­шлый день.)

Вот и подошла к концу наша познавательная игра. Я надеюсь, она была небесполезной. Ведь знания — это та­кое богатство, копить которое никому не стыдно и никог­да не поздно. А закончить мне хочется последней загадкой. Когда-то охотник-промысловик Яков Санников увидел очертания неизвестной земли. По мнению академика А. Обручева, автора научно-фантастического романа «Земля Санникова», в северо-восточном районе моря Лаптевых должна лежать загадочная земля. Десятки ледоколов избо­роздили этот район. Полярные летчики тщательно исследо­вали местность, но также ничего не обнаружили. Однако охотники и оленеводы говорят, что гуси летят в Северный Ледовитый океан. Куда же тогда летят гуси? (Современные исследования установили, что краснозобые казарки летят на гнездовья в Северную Америку через Северный Ледовитый океан. А так как они всегда летят вдоль береговой линии, значит, что в недавнем прошлом на их пути была земля, ко­торая ушла под воду.)



Список литературы:


Безруков А. М. Занимательная география. – М.: АСТпресс, 2001


Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и вселенной. – Ярославль.: Академия развития, 1997


Селищев Е.Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль.: Академия развития, 1998


Ресурсы интернета.

http://news.am/rus/news/27355.html

http://mirtesen.ru/photos/latest?q=Кавказ&addr=&wi=&city=&igp=&page=5

http://zagadki2010.narod.ru/bermudskii_treugolnik_wodoworot_sargassowa_m orya.htm

http://www.diving.ru/blog/comments/

http://www.holidaym.ru/izrail/progr_skin.php

http://viva-travel.com.ua/sea_jordan/

http://www.lera-tour.ru/cat.10053.it.1273.html

http://www.prognosis.ru/news/secure/2006/1/16/azov_black.html

Http://blogs.mail.ru/mail/g_a_liy/5b6d790594ff0182.html

Http://www.fototerra.ru/Uzbekistan/Aral-sk/Fdw-843.html

http://www.liverating.ru/n_id/1611/

http://www.mylife.md/topic/440-igra-hochu/page__st__400

http://agalakhov.ya.ru/posts.xml?tb=60

http://www.pravdinskij.ru/путь-из-варяг-в-греки

































ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ




(научно-познавательная игра по географии

для среднего и старшегошкольного возраста)








Автор: Филинова Марина Петровна
Учитель географии
моу сош №3

E-mail: filinov.e@yandex.ru
Тел.: (49234)2-35-87