Содержание: Жизненный путь. Портрет Вячеслава Кузнецова как творца хоровой музыки. Список литературы:

Содержание: Жизненный путь. Портрет Вячеслава Кузнецова как творца хоровой музыки. Список литературы:

Содержание: Жизненный путь. Портрет Вячеслава Кузнецова как творца хоровой музыки. Список литературы:

Содержание:


Жизненный путь………………………………………………………………………………………….3

ПортретВячеславаКузнецовакактворцахоровоймузыки…………………………………………..4

Списоклитературы………………………………………………………………………………………6



Жизненный путь.


Вячеслав Кузнецов родился в г. Вена (Австрия) 15 июня 1955 г. Композицию изучал в Белорусской консерватории под руководством Е.А.Глебова (1978 -1985 гг). Является членом Союза композиторов Беларуси с 1985 (с 1989 - секретарь Правления). Участник международных дней музыки в Голландии (Амстердам, 1989), участник и организатор I, II, III фестивалей современной музыки в Минске, участник 39 международного фестиваля "Варшавская осень" (1996), член жюри международного конкурса "Форум молодых" (Киев, 1996), республиканского конкурса оркестровых и хоровых коллективов (2001).

В настоящее время - зав. кафедрой инструментовки, аранжировки и чтения партитур БАМ, доцент. Лауреат государственной премии за 2000г., лауреат 1 премии республиканского хорового конкурса (Минск, 1990), лауреат 1 премии камерных конкурсов Союза композиторов (Минск, 1993, 1995). Среди сочинений: опера, 5 балетов, 3 симфонии, 5 концертов, камерная музыка, хоровая музыка, музыка для детей, прикладная музыка.

Сочинения звучали в Австрии, Испании, Израиле, Греции, Германии, Швейцарии, Польше, Франции, Бельгии, Великобритании. Состоялись 4 мировые премьеры: "Тень стекла" (Испания, 1993), "Приглашение на казнь" (Швейцария, 1997), "Ритуал" (Япония, 2001), "В ожидании Фридерика" (Краков, фестиваль современной музыки, 2003) 


ПортретВячеславаКузнецовакактворцахоровоймузыки.


Цель настоящей статьи - осветить общую направленность хорового творчества Вячеслава Кузнецова, выявить основные черты хорового письма.

Вячеслав Кузнецов - один из ведущих представителей белорусской композиторской школы. Окончив Белорусскую консерваторию по классу композиции Е.Глебова в 1983 г., Кузнецов сразу показал себя как интересный и ярко индивидуальный художник. Творческие приоритеты определились уже в период обучения в консерватории: это академическое искусство, интерес к национальному фольклору, увлечение современным авангардным течением. Основой творческого стиля Кузнецова является театральность и жанровый синтез.

Важное место в творчестве Кузнецова занимает хоровая музыка, причем хоровое звучание привлекает композитора еще со времени обучения в консерватории (оратория «Зялёны бор», 1981 г.; кантата «Вясковыя святы», 1982 г.). Как и все творчество, хоровую музыку пронизывают три основные линии: фольклорная, академическая и авангардная.

Для фольклорной линии наиболее типично обращение к обряду белорусского «вяселля», как наиболее театрализованного действа, насыщенного разнообразными песнями, диалогами и танцами. Развивая «вясельную» тематику, композитор от цикла «Застольныя» приходит через хоровой обряд «Вяселле» к обряду-действу «Беларускае вяселле».

Важно отметить, что в произведениях фольклорного направления Кузнецов редко использует подлинные народные темы, но, тем не менее, во главу угла ставится народная интонация, сохраняются языковые архаизмы.

Авангардное направление привлекает композитора с 80-х годов и оно связано с поиском новых принципов организации звукового пространства, в результате чего основным приемом композиции становится сонористика. В построении формы важен конструктивный метод. К авангардным произведениям относятся «Два интермеццо Ф.Ницше», «Поучения старца Зосимы», «Эвфония». Для этого направления характерен особый подход в выборе литературной основы, ею становятся философские изречения, проза и поэзия дадаизма.

ВжанровомотношениихоровоетворчествоКузнецовавесьмаразнообразно,причемприсутствуютнетолькоклассическиежанры(оратория,кантата,хороваяминиатюра,поэма,баллада),ноисинтезированныежанровыеформы(хроники,обряд-действо,интермеццо,поучения,игрыдлядетскогохора,историидлядетей).Появлениеновыхжанровыхопределенийсвязано,впервуюочередь,состремлением«уйтиотформальныхобозначенийжанров...Они,помнениюкомпозитора,"стилистическипривязываюткопределеннымштампам"».

Ввыборелитературныхисточниковкомпозиторпроявляетсебявысокоинтеллектуальным,требовательныминеординарнымчеловеком.Кругавторовтекставесьмаширокимногогранен:этобелорусскиеклассикиМ.Богданович,М.Танк,Я.Колос;поэты-символистыА.Белый,И.Анненский;писателиЛ.Кэрролл,Л.Толстой,Ф.Достоевский;представительдадаизмаВ.Хлебников;философФ.Ницше.Композитораинтересуютсодержательные,глубокопсихологичные,философские,насыщенныеяркойобразностьютексты.ПрипретворениилитературногоисточникавмузыкеКузнецоввсегдаоригинален,онотталкиваетсяотстилистических,жанровыхособенностейтекста.

Композитор пользуется разнообразными гармоническими средствами, как традиционными, так и современными. Важное место занимает диатоника, которая часто является гармонической основой произведений национальной тематики («Спевы даунейшых лщвйчау»). Типичные приемы: перемещение тоники на разные ступени звукоряда, совмещение двух диатонических построений по вертикали, сопоставления и взаимопереходы созвучий. На основе диатоники строятся различные по структуре аккорды: трезвучия, септаккорды, квартквинтаккорды, аккорды с добавленными и заменными тонами. Также большое значение имеет хроматика, которая вводится в горизонталь и в вертикаль (три и более хроматических тонов).

Кузнецов - мастер в построении музыкальной формы. Использует различные принципы формообразования. Важное место занимает принцип единства, целостности, завершенности формы. Единство достигается путем использования обрамлений.

На сегодняшний день Кузнецов - опытный и зрелый мастер. Его интересуют история и современность, философские и эстетические проблемы, поиск смысла человеческого бытия, воплощение национальных идей. Для каждого сочинения композитор находит свой неповторимый круг образов и средств воплощения, учитывая самые существенные факторы современной музыкальной культуры Беларуси: особенности фольклора и традиции национальной композиторской школы, опыт западно-европейских мастеров и завоевания музыкального авангарда XX века. Обобщая и синтезируя, Кузнецов создает яркие и неповторимые страницы белорусской хоровой музыки.

































Списоклитературы:


1.БаёваС.Хоровоеасарреll'ноетворчествоВ.Кузнецова/С.Баёва//ВестиБГАМ.-2005.- 7.

2.ЗлатковскийЮ.КомпозиторВячеславКузнецов/Ю.Златковский.-Минск:Изд.ЦентрБГУ,2007.

3.ЗларковскийЮ.МузыкаВячеславаКузнецова.Аспектыстиля/Ю.Златковский//ВестиБГАМ.-2001.

4.КардашН.ГукавыясусветыВячаславаКузняцова/Н.Кардаш//МузычнаякультураБеларусиПошукіiзнаходкі:матэрыялыVIIнавуковыхчытанняупамяціЛ.С.Мухарынскай/Н.Кардаш.-Мінск,1998.


5.CepгieнкaР.КампазітарыБеларусі/Р.Сергіенка,Т.Мдываніінск,1997.


6