XREFF.RU


Классификация благ Э Экономическая модель -описание зависимостей между наиболее существенными, внутренними (эндогенными)...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Классификация благ Э Экономическая модель -описание зависимостей между наиболее существенными, внутренними (эндогенными)...

Классификация благ Э Экономическая модель -описание зависимостей между наиболее существенными, внутренними (эндогенными)...

12


Введение.

1. Учебный курс “Основы экономической теории” относится к блоку социально-экономический дисциплин, обязательных для изучения на всех факультетах. Является важной для профессиональной подготовки историка (социального работника) дисципиной.

Как общеобразовательная дисциплина:познание общества, в котором мы живем; понимание происходящих социально-экономических процессов; определение путей адаптации к меняющейся социально-экономической среде.

Как элемент профессиональных знаний:знание закономерностей происходящих социально-экономических процессов, составляющих основу социальных процессов, исторического процесса в целом.

Формы работы:лекции, семинары, тестовые опросы, самостоятельная работа, письменные контрольные раболты, коллоквиумы (темы для самостоятельной работы).

Оценка:три оценки по каждой теме (работа насеминаре, тест, самостоятельная работа), Возможны “автоматы”.

Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель.- С.-Пб., 1992. Долан Э.Дж. Макроэкономика.- С.-Пб.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1.- М.: Республика.

Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1997.



Тема 1: “Экономическая теория: предмет, структура, функции”.


Цель:определить предмет учебного курса (очертить круг проблем, которые будут рассматриваться); выделить метод исследования экономических проблем (способы решения этих проблем).

Вводные положения:

1.Любой человек обладает тем или иным экономическим знанием. Это связано с основами его жизнедеятельности: удовлетворение потребностей вовлекает его в экономическую жизнь общества. Уровни этого экономического знания могут быть различными:

- обыденное экономическое знание - непосредственное восприятие экономических явлений и их оценка (дорого, куда поместить сбережения, большие налоги и т.п.).

- эмпирическое знание - осмысленные и переработанные факты (динамика цен на определенный товар, рейтинги сберегательных учреждений, связь налогов и темпов экономического роста и т.п.).

- научные знания - теории, представляющие экономические явления в их причинно-следственной связи и в функциональной зависимости. Позволяют объяснить и прогнозировать экономические процессы (совокупность факторов, влияющих на цены и их субординация, влияние сбережений на инфляцию. безработицу, состояние гос. финансов и т.п.).

2.Научное экономическое знание зародилось давно, но как отдельная наука стало развиваться лишь с утверждением капиталистического общества. Развитие научного экономического знания связано с развитием самой экономической жизни общества. Первоначально появление термина “экономика”было связано с вычленением законов ведения домашнего хозяйства (в том числе, и как выбирать жену). “Ойкос”- дом, “номос”- закон.

Термин “политэкономия”был введен в оборот в 17 веке Антуаном Монкрентьеном, он означал искусство управления государственными финансами, это была наука о государственном хозяйстве. Позднее А.Смит и Д.Рикардо, развивая научные экономические знания изменили само содержание науки - наука о законах хозяйства вообще, о законах экономического поведения людей, о законах отношений между ними.В сер. 19 века К.Маркс, развивая одно из направлений классической политэкономии, сузил предмет политэкономии до изучения системы социально-экономических отношений между людьми в процессе производства. В настоящее время это направление экономической науки развивается в ряде западных университетов, в бывших соцстранах. Оно исследует тенденции современного социально-экономического развития (социально-экономические противоречия, конфликты, возможные пути их разрешения).

Другая ветвь классической политэкономии (о хозяйственном поведении людей, об их рыночном взаимодействии) легла в основу другого направления, которое было названо - “экономикс”(Альфред Маршалл). Оно в настоящее время является господствующим и диктует содержание учебных курсов.

План:

1. Предмет “Экономикс”.

2. Экономический выбор людей. Эффективность как ключевое понятие экономической теории.

3. Методы экономического исследования, экономическая модель.

4. Основные направления современной экономической науки.


1. Предмет “Экономикс”.

Цель:дать характеристику объектаэкономической науки вообще и предмета “экономикс”, как ее ведущей ветви.

а) объект экономической науки.

Экономика - это та сторона жизни человека, которая связана с производством продуктов, удовлетворяющих его потребности, обеспечивающих его жизнедеятельность.Материальная сторона жизни человека (социальная, духовная сферы). Экономику можно рассматривать как связующее звено двух сложных подсистем: природы и общества.

Можно выделить следующие конкретные формы организацииматериальной жизни общества:

1. Производственный аппарат - совокупность всех основных производящих хозяйственных единиц (фабрик, заводов, ферм, мастерских и т.п.).”Скелет”.

2. Инфраструктура - комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.”Связь между органами”.

Производственная инфрастуктура - дороги, линии электропередач, коммуникации...

Социальная инфраструктура - детские учреждения, образовательные учреждения, сфера отдыха и досуга.

3. Экономические отношения - система отношений, складывающихся между людьми в процессе производства. Основана на распределении экономических ролей (работник, предприниматель, финансист...) и на установлении определенного экономического порядка (рабство, администрирование, рынок).”Кровеносная, нервная системы”.

4. Социальные институты экономической жизни(установление, учреждение) - формы организации, регулирования, упорядочения экономической жизни общества, экономической деятельности и поведения людей (традиции и право, нормы и образцы поведения, государственные и общественные учреждения...).”Внешний вид”

Создание необходимых людям материальных благ всегда сталкивается с проблемой ограниченности наших возможностей..

б) редкость, ограниченность благ и ресурсов, как основная проблема экономической жизни людей.

Экономикс”исходит из того, что основная проблема экономической жизни общества - это удовлетворение потребностей людей наиболее рациональным способом. Можно ли выделить другую проблему? Политэкономияисходит из того, что основная проблема экономической жизни общества заключается в разрешении социально-экономических конфликтов, сопровождающих производство и тормозящих достижение его более высокого уровня. То есть здесь выделяются две реальные проблемы, но каждая из ветвей экономической теории выдвигает на первый план лишь одну из них. Поэтому и формируется особыйпредмет науки.

Центральное место в современной экономической теории занимает человек как потребитель, его выбор. Он имеет дело с конкурирующими целями (разнообразными потребностями, котрые 1. не бесплатны 2. у них есть заменители 3.выбор требует сопоставления дополнительных затрат и ожидаемых выгод ) и ограниченными средствами их удовлетворения , которые могут быть направлены на достижение альтернативных целей, при этом цели в каждый данный момент времени обладают различной важностью.

Основная проблема “Экономикс”- проблема редкости, с которой сталкивается человек. Редкость - это ситуация, когда наличных производственных ресурсов недостаточно для удовлетворения всех потребностей всех людей.

Способ решения проблемы - выбор. Экономический выборсостоит в поиске такого способа распределения имеющихся благ и ресурсов, который обеспечивает людям при данных производственных ресурсах наиболее полное удовлетворение имеющихся потребностей.

М.Фридмен:”Экономика - очаровывающая наука. И наиболее привлекательной ее делает то, что ее фундаментальные принципы столь просты, что могут быть записаны лишь на одном листе бумаги и так, что каждый может понять их. И тем не менее их понимают немногие”.

Основные понятия:

Потребность- это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека. Материальные - пища, одежда, жилье. Духовные - книга, кино, образование... Социальные -общение и соответствующие институты...

Важно различать потребности в текущего продуктах потребления и длительногопользования. 1ые нельзя откладывать на продолжительное время, они требуют постоянного возобновления. 2ые имеют свой специфический цикл производства, реализации и потребления. Выделяют так же предметыпервойнеобходимостии предметыроскоши без которых хотя бы временно можно обойтись. Вместе с тем необходимо учитывать, что предметы роскоши для одних людей могут быть для других совершенно необходимыми для других или становится доступными по мере развития производства. Закон возвышения потребностей в ходе развития общества . По мере развития общества потребности изменяются в сторону уможения и усложнения .

Структура потребностей и их удовлетворения во многом зависит от уровня доходов . Х1Хв. прусский статистик Энгель. При увеличении абсолютного размера дохода его доля , расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, в то время как на менее небходимые продукты увеличивается. Если доходы растут уменьшается их доля, удущая на покупку продовольствия, а растет та часть, которая расходуется на приобретение других товаров.

Благо- любое средство удовлетворения потребностей людей.

Схема 2

Классификация благ

По способу предоставления блага в распоряжение потребителя:

- Вещь - осязаемый продукт природы или человеческой деятельности.

- Услуга - процесс человеческой деятельности, удовлетворяющий какую-либо потребность.

Услуга - “вещи, которые могут быть куплены или проданы, но которые нельзя уронить себе на ногу”.

По характеру удовлетворяемой потребности:

- Материальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие материальные потребности или же представленные в предметной форме (книга).

- Нематериальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие духовные и социальные потребности (информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные, рекреационные и другие).

По способу удовлетворения потребности:

- Предметы потребления, удовлетворяющие потребности непосредственно.

- Средства производства - особая группа благ, обеспечивающая производство необходимых людям вещей и услуг.

По редкости:

- Свободные, общедоступные блага.

- Экономические, имеющиеся в ограниченном количестве.

Производственные ресурсы - это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации. Эти три группы и называют экономическими ресурсам:

Земля- все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы. Все природные ресурсы страны.

Труд- все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Это активный фактор производства.

Капитал- все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, пром. оборудование, инфраструктуру. ТО, с помощью чего человек воздействует на природу. Это “ физический или реальный” капитал. Процесс накопления капитала называется капиталовложением (инвестированием).

Все ресурсы делятся на на: невоспроизводимые- окончательно исчезающие в ходе экономической деятельности человека (уголь, нефть), и воспроизводимые,возобновляемые ресурсы (лес, труд, станок).

Примечание:В экономической теории есть несколько трактовок капитала.

Вещная трактовка - запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров..Денежная трактовка- пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал-это умения и навыки приобретаемые людьми и увеличивающие их производственные способности. Инвст. в чел. кап. в смысле образования и проф. подготовки особенно важны в индстр. странах. Сейчас растут быстрее, чем инвестиции в физ. капитал.

Социально-экономическаятрактовка - особое отношение между собственниками средств производства и рабочей силы по поводу производства и распределения произведенных благ.

Общее во всех трактовках: капитал - это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

2. Экономический выбор людей. Эффективность как ключевое понятие экономической теории.

а) краткосрочный и долговременный аспекты экономического выбора.

Экономические ресурсы являются редкими, ограниченными. Но эта ограниченность - относительная,а не абсолютная. Относительность ограниченности ресурсов связана:

- С развитием системы потребностей, то что раньше было невостребованным ресурсом становится редким. И наоборот. (дрова - уголь - нефть).

- С уровнем технологического развития общества (лес: Россия - Япония).

- С платностью ресурсов (есть ресурысы для строительства жилья, но нет возможности оплатить это строительство).

Можно выделить две стороны ограниченности экономических ресурсов:

Естественная ограниченность земли и труда, связанная с природными, демографическими процессами. Она преодолевается посредством увеличения отдачи от имеющихся ресурсов, в результате роста производительности труда.

Производительность труда - это степень плодотворности целесообразной производственной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства.

В результате появляется новая проблема - ограниченность капитала.Так как рост производительности труда и увеличение производства при ограниченных естественных ресурсах достигается путем увеличения производства капитала, поэтому производство капитала становится важнейшим условием экономического развития общества, а люди оказываются перед выбором: сколько производственных ресурсов тратить на производство предметов потребления, сколько - на производство капитала. Создание производственных ресурсов-это создание капитала или инвестиции.

В любом экономическом выборе появляется две стороны:

1. Как использовать ограниченные экономические ресурсы, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения текущихпотребностей. Краткосрочный аспект выбора: хозяйствующий субъект остается в прежнем своем качестве, его производительная сила не меняется.

2. Как использовать ограниченные экономические ресурсы, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей на протяжении всей жизни (человека, фирмы, государства). Долговременный аспект выбора: хозяйствующий субъект переходит в новое качество, его производительная сила растет (сокращается). Выбор между потреблением и инвестициями (работать - учиться).

Инвестиции - это увеличение объема функционирующего в экономике капитала, то есть предложения средств производства, созданных людьми.

Инвестиции в широком смысле слова - это любые затраты, которые через какое-то время возврашаются к человеку преумноженными.

Какие-то затраты могут быть с точки зрения отдельного человека инвестиционными, а с точки знения общества - нет.

Например, предоставление денег взаймы является финансовой инвестицией отдельного человека. С точки зрения общества она означает лишь перераспределение имеющихся ресурсов, а не их преумножением.

Отсюда вытекает разграничение реальных и финансовых инвестиций.

б) эффективность как ключевое понятие экономической теории.

Так как центральной проблемой “Экономикс” является экономический выбор, то и ключевым понятием становится экономическая эффективность Она представляет собой критерий оценкиэкономического выбора людей.

Эффект-результат, его абсолютное значение (например, “3” на экзамене; величина прибыли).

Эффективность- результативность, соотношение результата и затрат, относительное значение результата (например, “3” на экзамене в соотношении с затратами в течении семестра и накануне экзамена; прибыль в соотношении с величиной производственных фондов и текущих затрат).Это способность наилучшим способом использовать, то что имеется, чтобы достичь желаемого результата.

При оценке результата и затрат важен временной фактор: то что эффективно в краткосрочном периоде (прибыль), может оказаться неэффективным в долговременном периоде (отсутствие развития и потеря конкурентоспособности). И наоборот (текущее малоприбыльное производство при выходе нового товара на рынок с ростом популярности товара оборачивается сверхприбылями в будущем).

Оценка результата и затрат может быть весьма широкой и комплексной. В действие вступает субъективный человеческий фактор. Один предприниматель стремится к популярности, создает имидж, привлекательный для общества. Финансовые потери компенсируются возросшим социальным статусом и ростом спроса на его продукцию. Другой - желает получить как можно более высокий доход любой ценой. Финансовые приобретения сопровождаются сохранением прежнего статуса, а возможно и его снижением, что в будущем может привести и к финансовым потерям (гос.поддержка, общественное мнение потребителей и т.п.).

в) кривая производственных возможностей как модель экономического выбора (самостоятельно).



3. Методы экономического исследования, экономическая модель.

Методы экономических исследований можно разделить на общенаучные и специфические, связанные с особенностями самого объекта анализа - экономической жизни общества.

а) общенаучные методы.

Системный подход является общенаучным, он включает в себя следующие методы: метод научнойабстракции(вычленения наиболее существенных связей и зависимостей, отвлеченности от второстепенных явления); анализ и синтез (мыслительное расчленение объекта исследования, выявления закономерностей функционирования его частей и последующее построение общей картины взаимодействия частей); индукция и дедукция (обобщения отдельных фактов и выведение общих закономерностей, путь от частного к общему - освещения частных явлений с точки зрения выявленных общих закономерностей, путь от общего к частному); взаимосвязи логического и исторического; количественных и качественных оценок и т.п. ФАКТЫ объединяются и анализируются.------индукт. мышление-----ТЕОРИИ----факты используются для создания модлей эконом. поведения.-------ПОЛИТИКА----теории используются для формирования политики, влияющей на экон. поведение.

б) экономическая модель как метод экономического исследования.

Моделирование также является общенаучным методом, но его роль в экономическом исследовании особая, так как проведение экспериментов практически невозможно.

Любая теория появляется лишь тогда, когда из огромного числа фактов выделяются взаимосвязанные процессы, устанавливаются причины их возникновения и последствия осуществления. Упрощенное описание того, как факты связаны между собой называется экономической моделью.Ее свойства:

- Она содержит представление о том. что является существенным, а что второстепенным. Самая распространенная формула - “при прочих равных условиях”, означающая, что другие переменные не меняются. В связи с этим возникает проблема определения критерия упрощения и возникновения конкурирующих моделей, разных школ.

- Она является упрощенным описанием действительности и на ее основе можно сделать вывод о том, какой будет наиболее вероятная тенденция развития экономической ситуации. Её легче понять и применить, чем реальность, которую она представляет, так как она содержит самые существенные особенности реал. ситуации.

Например, на валютный курс влияют следующие факторы: уровень экономического развития, его темпы; уровень инфляции в стране; состояние платежного баланса; состояние финансового рынка; политика ЦБ; “правила игры”, действующие на валютном рынке; принятые экономические и политические решения... Все они могут действовать в одном или разных направлениях. Чтобы определить тенденцию надо эти факторы субординировать.

Схема3

Э

Экономическая модель -описание зависимостей между наиболее существенными, внутренними (эндогенными) факторами

кономическая модель

Экономические условия, экзогенные факторы

Экономические переменные, ихвозможные значения











политика ЦБ -

изменения в экспорте, импорте, платежном балансе

- возможное значение валютного курса



Экономическая модель - это формализованное описание экономических процессов или явлений. Способы формализации определяют виды моделей:словесно-описательные, математические и графические. Кроме того, в зависимости от рассматриваемого периода модели могут быть статическими(для текущего периода) и динамическими(для долговременного периода).

в) модель “экономического человека” как фундаментальная предпосылка “Экономикс”.

Модель “экономического человека” является фундаментальной словесно-описательной моделью экономического поведения человека в процессе выбора. В ней выделены наиболее существенные свойства этого поведения. Общепризнанна следующая система абстракций:

1. О мотивах и целях деятельности: человек-индивидуалист, он стремится наиболее полно удовлетворить свои индивидуальные потребности, ему характерно максимизирующее поведение.

2. О доступности информации: человек, стоящий перед экономическим выбором, обладает всей полнотой информациио ценностях ресурсов, благ и о возможных последствиях выбора.

3. О физических и интеллектуальных способностях: человек способен осуществлять рациональный выбор, просчитывая все возможные варианты и последствия их принятия.

Это - давно известная модель “компетентного эгоиста” А.Смита: индивидуалист, компетентен, способен к рациональному выбору. Считается, что это - врожденные свойства челдовека. Она является фундаментальной моделью для классического и неоклассического направлений экономической теории (ведущее современное направление). Другие направления экономической теории возражают неоклассикам по следующим позициям:

- Считается, что человек, осуществляющий экономический выбор, не обладает всей полнотой информации, а значит не может быть автоматически достигнуто эффективное распределение ресурсов. Проблема ассиметричности информации (классический пример - рынок подержанных автомобилей).

- Считается, что человек склонен ошибаться и его можно ввести в заблуждение, его выбор не является рациональным.

Например, ЦБ осуществляет денежную эмиссию, обесценивающую деньги, а это все равно стимулирует производство.

- Считается, что перечисленные свойства “экономического человека” являются не врожденными, а приобретаются по мере развития рыночного хозяйства.

Реформа в России, два подхода. Первый: убрать все преграды для реализации частной экономической инициативы и все проблемы решатся сами собой. Второй: государство должно формировать нового субъекта хозяйствования.



4. Основные направления современной экономической науки.

Цель:выделить основные направления современной экономической теории, представленные в учебном курсе.

а) функциональный анализ.

Ядром учебного курса является экономическая теория выбора (“Экономикс”). Классическое определение предмета “Экономикс” было дано в 1935 году Лайонелом Роббинсом:”Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление”.

“Экономикс” является:

- наукой о богатстве, о вариантах использования ограниченных экономических ресурсов и о выборе наиболее рационального из них. Поэтому она сильноматематизирована.

- наукой об экономическом поведении людей, о мотивах их выбора .В результате она значительно идеологизирована (индивидуализм, либерализм...).

“Экономикс” осуществляет функциональный анализ экономической системы (другой подход - причинно-следственный анализ). Функциональный анализ предполагает исследование прямых и обратных зависимостей между экономическими величинами в ходе реализации экономических процессов. Он отвечает на вопросы: как связаны те или иные экономические явления, что произойдет, если изменится один из экономических параметров. Этот анализ абстрагируется от связей причинности, возникновения тех или иных явлений.

б) микроэкономика и макроэкономика.

В ходе развития “экономикс” распалась на две связанные друг с другом части: микро- и макроэкономику. Разделительной чертой между ними стало выделение разных типов субъектов, осуществляющих экономический выбор:

Микроэкономикаизучает экономический выбор индивидуального экономического субъекта (домохозяйства, фирмы, государственного предприятия, государства как получателя налогов...). Микроэкономика оперирует отдельными величинами, характеризующими индивидуальное функционирование хозяйственного субъекта (объем производства фирмы, цена на отдельный товар...).

Макроэкономикаизучает общие для всех хозяйствующих субъектов и независимые от каждого из них в отдельности крупномасштабные экономические явления (инфляцию, безработицу, движение валютного курса...). Ею рассматривается экономический выбор, который делает общество в целом, а от его имени - государство (потребление - сбережения; инфляция - безработица...). Оперирует Совокупными, агрегированными величинами.

в) позитивная и нормативная “Экономикс”.

Позитивная экономикс - это система обобщений (моделей), которая может быть использована для предсказания тех следствий, к которым ведет изменение тех или иных обстоятельств. Ей характерны рассуждения следующего характера: если - то; что есть.. Ее предсказания проверяются фактическими данными.









Нормативная экономикс - система оценки желательности тех или иных результатов с точки зрения выбираемых критериев (справедливости, конфликтности, равенства...). “что должно быть”

Нормативный анализ является основой позитивного.Он формирует критерии упрощения (выбора основных функциональных связей).

Например, проблема перехода России к экономическому росту, исходя из разного взгляда на экономическое поведение людей. Первая модель: финансовая стабилизация - рост инвестиций - экономический рост.Вторая модель: финансовая стабилизация - сокращение инвестиций - экономический спад.

С другой стороны, позитивный анализ дает материал для корректироваки критерия выбора основных связей.Он доказывает либо опровергает теоретическую модель, ведет к изменению нормативных суждений.

Например, правительство в 1997 и 1998 годах вкдючает в госбюджет бюджет развития, что означает фактическое признание недостаточности мер финансовой стабилизации.

Препятствия на пути эффективного экон. анализа: разнообразие определений, н-р, “инвестиции”; предвзятые представления связанные с экономикой,н-р,что прибыль это плохо, дефицитное фин. расходов неправомерно.; различие действий во время подъема и вовремя спада;Идеолог. и эмоционал. окраска понятий.; ошибка перенесения части целого на целое, н-р, хор. урожай у одного фермера ознакчает увел. дохода, а у всех фермеров,наоборот.

Вывод:экономическая теория не дает рецептов. она предлагает гипотезы, говорит о наиболее приемлемых решениях в конкретных условиях и о наиболее вероятных их последствиях. Экономическая теория не является точной наукой, так как имеет дело с меняющимися интересами, мотивами деятельности людей и социальными институтами.

Джоан Робинс: “смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку экономистам” Дж.М.Кейнс:” Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно к хозяйственной политики. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям”.



Экономический анализ в настоящее время все в большей степени охватывает процесс удовлетворения духовных и социальных потребностей (образование, мода, брачный рынок - новый институционализм). Традиционно в политэкономии - материальные потребности, материальная жизнь как основа, базис-надстройка.



Современная версия вещной трактовки капитала: физический капитал, как действующие средства производства и человеческий капитал как совокупность знаний, умений, навыков сознательно приобретаемых человеком в интересах увеличения своего дохода от их использования в процессе производства



Важен принцип оценки результата и затрат:

- вещественная оценка (расход сырья, электроэнергии, времени...);

- финансовая, денежная оценка (важность цен на расходуемые ресурсы);

- экономическая оценка: любой выбор означает вынужденный отказ от удовлетворения какой-либо из имеющихся потребностей, так как ресурсы ограничены. С точки зрения экономиста важно оценить полученный результат в сопоставлении с упущенными возможностями (лекция по эк.теории - в кафе с девушкой; доход от производства стульев с возможным доходом от производства столов, на которое не хватало ресурсов).



Общая экономическая теория

Теории социально-экономического развития:

Институционализм:

Теории функционирования рыночной экономики:

- классическая буржуазная политэкономия (А.Смит, Д.Рикардо);

- американский институционализм нач.20 века (Т.Веблен);

- неоклассическая теория (предпосылка о саморегулирующемся рынке, А.Маршалл. М.Фридмен).

- марксистская политэкономия;

-современные институциональные теории (Дж.Гэлбрейт).

- кейнсианство (предпосылка о необходимости государственного вмешательства в экономику, Дж.М.Кейнс).

- современные социально-экономические теории.





Факты:

Нематериальная форма богатства: информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные, рекреационные и другие социальные услуги.

Три типа инфраструктуры:материальный, к которому относится сооружение дорог, мостов, портов, систем связи, жилищное и культурно-бытовое строительство; институциональный, включающий совокупность учреждений государственного аппарата управления, затраты на организацию и содержание денежно-кредитной и финансовой систем (рыночная инфраструктура), расходы на развитие фундаментальных наук: персональный, охватывающий вложения в образование, здравоохранение, культуру и другие виды обслуживания населения.

Эволюция товара: “единичный товар”, например, разрозненные машины и оборудование; “товар-группа” - комплексные технологические линии; “товар-объект” - здания и сооружения, инженерные сети и коммуникации в соединении с технологическими линиями; “товар-программа”- функционильные сети, направленные на преобрахование инфраструктуры, решение общенациональных энергетических, продовольственных и других проблем (“МЭ и МО”.-1996.-№4.-С.47-48).

Институциональная среда - совокупность правил игры, ограничивающих поле возможных действий для экономических агентов. Институциональные соглашения - разнообразные комбинации видов деятельности в рамках этих правил, чтобы обеспечить эффективную поддержку производства и сделок”(К.Менар. - С.7).

Под институтамимы понимаем действующую в исторических условиях совокупность социально-экономических правил, над которыми индивиды или группы индивидов в основном не властны, как в краткосрочном, так и в среднесрочном плане. С экономической точки зрения эти правила нацелены на то, чтобы определить условия, в рамках которых может осуществляться индивидуальный или коллективный выбор размещения и использования ресурсов”(К.Менар. - С.24).

Мягкая составляющая” экономики - национальные традиции, обуславливающие экономическое поведение людей, адекватное их жизненным ценностям. (МЭ и МО.-1997.-№1.-С.77.) Ссылка: Ю.Терниц. “Мягкая составляющая”(Проблемы теории и практики управления, №2, 1990, С.102).

Институтывключают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других.” (А.Норт, “Вопросы экономики”. - 1997.- №3.- С.7.).

Институты- совокупность созданных людьми правил и норм, выступающих как ограничения для экономических агентов, а также как соответствующие механизмы защиты и контроля за их соблюдением”

  • Карта сайта