ТЕМА 5. ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ ТЕМА 6, 7. АНАЛИЗ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО б) части ССЦ, развивающие содержание (зачин, основная...
XREFF.RU


ТЕМА 5. ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ ТЕМА 6, 7. АНАЛИЗ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО б) части ССЦ, развивающие содержание (зачин, основная...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
ТЕМА 5. ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ ТЕМА 6, 7. АНАЛИЗ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО б) части ССЦ, развивающие содержание (зачин, основная...

ТЕМА 5. ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ ТЕМА 6, 7. АНАЛИЗ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО б) части ССЦ, развивающие содержание (зачин, основная...

ТЕМА 5. ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ


ЗАДНИЕ 1.Привести по одному примеру на каждый функциональный тип ССЦ (повествование, описание, рассуждение), доказать, что это ССЦ.

ЗАДАНИЕ 2. Определить тип изложения (повествование, описание, рассуждение) в приведенных сложных синтаксических целых.

ТЕКСТЫ

А. Пушкин «Выстрел» (от слов «Это было на рассвете» до слов «Я обратился к секундантам»); Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» (от слов «Сколько прошло годов после ста лет» до слов «Никому от них ни тепло ни холодно»).

ЗАДАНИЕ 3. Определите тип изложения (повествование, рассуждение, описание) как фактор, обусловливающий специфику отбора языковых средств текста. Проанализируйте текст по следующей схеме:

а) определение типов предложений с точки зрения цели высказывания, функционального соотношения этих типов внутри сложного синтаксического целого;

б) определение структурного типа каждого предложения, функции главных и второстепенных членов внутри каждой части, выявление смысловой нагрузки соединительных средств (союзов, интонации) с учетом их многозначности; выявление языковых средств межфразовой связи;

в) определение функций однородности, инверсий;

г) выделение микротем (параллельно со структурно-смысловым анализом предложений) внутри каждого предложения;

д) определение логических связей между микротемами (наложение, оппозиции, причинно-следственные отношения и др.);

е) определение модальности текста как способа отражения затекстовой ситуации.

ТЕКСТ

А в пустые ворота пошли черти.

А песня лилась, рвала душу, губила суету и мелочь жизни – звала на простор. На вольную волю.

А черти шли и шли в пустые ворота.

Стражнику принесли огромную чару… Он, не раздумывая, выпил, трахнул чару о землю, уронил голову на руки и опять сказал:

М-мх…

Отец твой давно уж в могиле,

Сырою землею зарыт.

А брат твой давно уж в Сибири –

Давно кандалами гремит.

Стражник дал кулаком по колену, поднял голову – лицо в слезах.

А брат твой давно уж в Сибири,–

Давно кандалами гремит,–

сказал он страдальческим голосом. – Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Дай «Камаринскую»!.. Пропади все пропадом, гори все синим огнем! Дай вина! (В. Шукшин).

ТЕМА 6, 7. АНАЛИЗ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО


ЗАДАНИЕ 1. Проанализируйте синтаксические особенности текста по следующей схеме:

а) тип предложения по характеру грамматической основы; их семантико-стилистическая функция в тексте;

б) тип предложения с точки зрения цели высказывания; их функция в тексте;

в) характер второстепенных членов предложения и придаточных предложений с функционально-стилистической точки зрения;

г) анализ вводных членов предложения и вводных предложений с семантико-стилистической точки зрения;

д) семантическая, эстетическая, стилистическая функция однородности;

е) вывод о связи синтаксических языковых средств текста с идейно-тематической основой произведения.

ТЕКСТЫ

А. Отец мой был слесарь. Большой такой, добрый, очень веселый. В каждом человеке он прежде всего искал, над чем бы посмеяться. Меня он любил и прозвал Караморой, он всем давал прозвища. Есть такой крупный комар, похожий на паука, в просторечии его зовут – карамора. Я был мальчишка длинноногий, худощавый; любил ловить птиц. В играх был удачлив, в драках – ловок (М. Горький).

В. На рассвете над городом гудели заводские гудки. В переулках тащилась серая муть туманов, ночи, измороси; растворялась в рассвете, - указывала, что рассвет будет невеселый, серый, изморосный. Гудки гудели долго, медленно – один, два, три, много, - сливались в серый над городом вой: это, в этот притихший перед рассветом час, гудели заводы, но с окраин долетали визгливые, бередящие свисты паровозов, идущих и уходящих поездов, - и было совершенно понятно, что этими гудами воет город, городская душа, залапанная ныне туманной мутью. В этот час в типографиях редакций ротационки выбрасывали последние оттиски газет, и вскоре – со двора экспедиций – по улицам рассыпались мальчишки с газетными кипами…(Б. Пильняк).

ЗАДАНИЕ 2. Провести синтаксический анализ текста по следующей схеме: а) определение типов предложений с точки зрения цели высказывания, функционального соотношения этих типов внутри прозаической строфы (ССЦ); б) определение структурного типа каждого предложения, функции главных и второстепенных членов внутри каждой части, выявление смысловой нагрузки соединительных средств (союзов, интонации) с учетом их многозначности; выявление языковых средств межфразовой связи; в) определение функций однородности, инверсий.

ТЕКСТ

Среди прочих трудящихся масс жили два члена государства: нормальный мужик Макар Ганушкин и более выдающийся – товарищ Лев Чумовой, который был наиболее умнейшим на селе и благодаря ему руководил движением народа вперед, по прямой линии к общему благу. Зато все население деревни говорило про Льва Чумового, когда он шел где-либо мимо:

Вот наш вождь шагом куда-то пошел, - завтра жди какого-нибудь принятия мер… Умная голова, только руки пустые. Голым умом живет…

Макар же, как любой мужик, больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах, потому что у него была, по заключению товарища Чумового, порожняя голова (А. Платонов).

ЗАДАНИЕ 3. Провести анализ сложного синтаксического целого по предложенной схеме:

1. Доказать, что это ССЦ.

2. Показать смысловое единство компонентов ССЦ:

а) назвать микротему;

б) указать предложение, в котором представлена микротема;

в) определить лексико-семантический состав ССЦ, раскрывающий микротему;

г) установить смысловые отношения между компонентами.

3. Раскрыть грамматическое единство компонентов ССЦ:

а) перечислить средства связи предложений в ССЦ;

б) определить вид грамматической связи ССЦ (параллельная, последовательная, кольцевая).

4. Указать на интонационные особенности ССЦ.

5. Установить функциональное назначение ССЦ:

а) содержание (повествование, описание, рассуждение).

б) части ССЦ, развивающие содержание (зачин, основная часть, заключение).

ТЕКСТЫ

А. Переполненный, раздираемый распрями автобус остановился, наконец, там, где высаживается большая часть пассажиров. Все отдыхающие солнечным воскресеньем за городом знают, сколько дерзости, сколько грубой энергии нужно для того, чтобы уехать к месту отдыха на автобусе. Но вот из автобуса выходят смущенные влюбленные, выходят семьи, счастье которых, казалось, могло быть омрачено лишь поездкой за город на автобусе, и небольшая группа приятелей-сослуживцев, приехавших сюда выпить и закусить. Гражданин лет девятнадцати сошел последним, но сделал он это не из вежливости, а случайно. Зато никто не мог бы отказать ему в красоте (А. Вампилов).

Б. Из Петербурга, вылизанного гранитным огнем, мы перенеслись в русскую и этим еще более необыкновенную Калифорнию. Фунт хлеба стоил в нашей Калифорнии шестьдесят копеек, а не десять рублей, как на севере. Мы накинулись на булку с ожесточением, которого теперь нельзя передать; в паутинную мякоть вонзались собачьи отточившиеся зубы. Недели две после приезда нас томил хмель блаженного несварения желудка. Кровь, потекшая по жилам, имела – так мне казалось – вкус и цвет малинового варенья (И. Бабель).



ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

Врач приходил каждый день. И вот он сказал, что наступил тот самый момент, когда… Ну, словом, все маленькие силы девочки восстали на болезнь, и если бы как-нибудь ей еще и помочь, поднять бы как-нибудь ее дух, устремить ее волю к какой-нибудь радостной цели впереди, она бы скорей поправилась. Нет, она и так поправится, но еще лучше, если она, пусть бессознательно, но очень-очень захочет сама скорей поправиться (В. Шукшин).

Это сложное синтаксическое целое, т. к. синтаксическая единица образована предложениями, связанными между собой по смыслу, грамматически и интонационно. Смысловое единство компонентов ССЦ представлено микротемой - переломный момент в течение болезни девочки

(«тот самый момент», «все силы девочки восстали на болезнь»). Развитие микротемы представлено использованием в компонентах ССЦ лексико-семантического пласта – «силы девочки», «ее дух», «ее воля», «сама», «она». Между предложениями устанавливаются следующие смысловые отношения:

между 1 и 2 – присоединительно-пояснительные;

между 2 и 3 – пояснительные;

между 3 и 4 – присоединительно-пояснительные.

Грамматическое единство частей представлено средствами связи:

между 1 и 2 – союзная группа «и вот», личное местоимение «он» - врач;

между 2 и 3 – наличие парцелляции (когда все маленькие силы девочки восстали на болезнь…), междометие «ну», вводный элемент «словом»;

между 3 и 4 - отрицательное слово «нет», личное местоимение «она».

Компоненты ССЦ связаны последовательной грамматической связью. Компоненты ССЦ не имеют завершающей интонации конца, кроме последнего предложения. ССЦ по содержанию – повествование с элементами рассуждения. Зачин повествования представлен в двух первых предложениях. Третье предложение – основная часть. Последнее предложение ССЦ – заключение. Элементы рассуждения имеются во в 2, 3 предложениях.


referatwzg.nugaspb.ru
  • Карта сайта