XREFF.RU


РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

РЕЛИГИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ


Истоки первых религиозных представлении предков современного человека связаны с процессом гоминизации, с процессом перехода от животного к человеку, с появлением мира культуры.Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определении степени этой надежности. Именно данная потребность лежит в основе происхождения религии, мифологии, искусства и других сфер культуры.


В плане нашего курса существенно то, что религиозная вера снимает неопределенность в ситуации принятия решения и позволяет человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи подражания явлениям окружающего мира.

В каждой культуре существует церемония погребения, в каждой культуре имеется идея вечного существования (хотя существует и идея конечного, бренного бытия индивида), и одно связано с другим. Человеческая жизнь в этом случае представляется как почти эпизод, а ритуал погребения — как окно в бесконечность.

Археологические данные показывают, что погребальные церемонии не чужды были уже неандертальцу; даже ему — весьма примитивному человеку и предшественнику «человека разумного» — были свойственны проявления «фундаментальной заботы» о посмертном существовании. Не случайно многие историки религии (С.А. Токарев и др.) указывают на то, что неандертальские погребения представляют собой один из возможных источников возникновения религиозных представлений в первобытном обществе. Несомненно, неандерталец как-то осмысливал свое существование в плане конечности и вечности, т.е. в порядке времени. И в этом смысле правомерно утверждение английского религиоведа С. Брэндона, что религия возникла благодаря осознанию человеком времени, его обожествлению. Ведь религия помогает человеку преодолеть чувство страха смерти, справиться с эмоциональным переживанием необратимости реального времени. Она со своими ритуалами, обрядами и картиной мира, предлагая человеку вечную жизнь в «ином» мире, объясняет смерть как переход к бессмертию. Этим самым она придает смысл жизни человека и формирует у него чувство безопасности в перипетиях быстротечной жизни.

Первобытный сапиентный человек приобрел представления о загробной жизни и поэтому с соответствующими церемониями хоронил своих близких в специальных погребениях, укладывая в могилы рядом с ними предметы обихода, украшения, утварь и пр., необходимые в «иной» жизни. В эпоху верхнего палеолита уже сложились представления о существовании мира умерших и духов, причем считалось, что покойники могут различными способами, как негативными, так и позитивными, влиять на жизнь живых (этим и объясняется культ умерших). Магические изображения в пещерной живописи, свидетельствующие о вере первобытных людей в существование сверхъестественных связей между людьми и животными, находившихся в поле зрения шаманов и колдунов, а также культ плодородия и размножения (статуэтки женщины-матери с подчеркнутыми половыми признаками, обнаруживаемые археологами на стоянках первобытных людей) говорят о наличии определенного религиозного осмысления мира. Речь идет о тотемизме как одной из первичных форм религии.

Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их таинственную связь с миром животных, растении и даже неживыми предметами, в происхождение человеческого рода от определенного животного, растения или явления природы, первоначально, скорее всего, тех, что составляли основу существования данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений складывающегося рода, т.е. общественный феномен становящегося родового строя находит фантастическое отражение в человеческом сознании в виде тотемистических представлений о родстве человека и природы.

В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм, — веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающий им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество. Историки религии (Л.С. Васильев, В. Шафранский и др.) считают, что зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, вероятно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т.е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом.

Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности данной родовой группы, на ее отличия от других, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Все они в представлении первобытных людей имели душу, разум, могли чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. Следовательно, ко всем этим явлениям природы необходимо относиться с вниманием — приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии

Анимизм выражает тот факт, что первобытный человек способен к созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей появилось представление о существовании реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира. Немаловажным является и то, что, когда люди стремились «привести в соответствие» эти два мира, средством такого приведения выступала магия.

Согласно английскому историку культуры и философу Дж. Томпсону, магия представляет собою определенную иллюзорную технику, дополняющую реальную технику — если при помощи реальной техники человек подчиняет и преобразует мир, то посредством магии изменяется психический мир самого человека. Иными словами, магия в жизни первобытного человека выполняла иллюзорно-компенсаторную функцию, она помогала ему реально действовать в окружающей среде. Можно сказать, что магия — это комплекс ритуальных обрядов, целью которых является воздействие на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анемизмом для того, чтобы с ее помощью можно было осуществить воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.

В целом магия была вызвана к жизни определенными реальными потребностями общества и она сыграла немалую роль в процессе формирования религиозного сознания. Ведь по мере развития магического мышления человеку стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от окутанных магией привходящих обстоятельств. В итоге это привело к тому, что многие конкретные явления и предметы начали восприниматься в качестве носителей магической силы. Возник первобытный фетишизм, суть которого состоит в том, что отдельным предметам приписывается магическая сила, способная влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише, как вредоносном (таковым, например, считался труп, почему и заботились о его захоронении, табуировании и т.д.), так и полезном. Фетишизм проявился в создании амулетов, талисманов и идолов — предметов из дерева, глины и иных материалов. В идолах и амулетах видели воплощенных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта приемами магии.

Историки религии считают, что фетишизм является как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека. Действительно, анимизм, с его одухотворением природы и предков, и тотемизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытного человека проявилось представление о существовании наряду с реальным миром сверхъестественного мира, не менее реального, чем первый. И наконец, появление фетишей является свидетельством того, что магической силе были приписаны свойства не только перемещаться во времени и пространстве, но и «закрепляться» в предметах реального мира.

Комплекс верований и представлений первобытного человека, как и вся его трудовая жизнь, с ее проблемами и достижениями, способствовали рождению мифов, возникновению первобытной мифологии. Творение мифов являлось актом введения порядка в познаваемый мир для защиты от давления Великого Неизвестного Хаоса.

Основным признаком мифологического воображения является отсутствие осознания его образности, ибо в мифологическом мышлении происходит полное отождествление образа с реальной действительностью. Немецкий философ Э. Кассирер поясняет это на следующем примере: в первобытном обществе танцор выступает в маске бога или демона, не подражая, не играя роли, но в собственном убеждении и в сознании наблюдающих за ним членов племени он является богом или демоном «Мифологическое воображение, — подчеркивает он, — содержит всегда акт веры. Без веры в действительность своего предмета миф утратил бы свою основу, на которую он опирается. И действительно, изображения богов в храмах часто расположены так, чтобы человек с мифологическим воображением воспринимал их не как образы богов, но как самих богов.

Мифологическое воображение является принципиально коллективным воображением, причем в архаических обществах коллектив был как творцом, так и потребителем результатов этого воображения. В первобытном обществе мифология представляла собой форму познания действительности, и важным компонентом постижения мира в мифологической, религиозно-магической картине бытия являются представления о пространстве и времени.

Монументальная пещерная живопись палеолита для тогдашнего человека выступала средством запечатления символического содержания самых древних мифов, относящихся к мистериям жизни и смерти. Палеолитическая пещера ассоциируется в сознании первобытного человека как с лоном женщины, рождающей живые существа, так и с областью смерти, представляющей подземный мир, где гибнут умершие. Сознательная локализация живописи в пещерах представляет собой активный способ приспособления человека палеолита к феномену смерти и попытку магического противодействия парализующему его страху перед смертью. Не случайно именно пещеры выступали местом совершения магических обрядов, делающих человека способным сопротивляться угрозе смерти.

На смену эпохе верхнего палеолита с характерными для нее первобытными родовыми коллективами охотников и собирателей, около 10—12 тыс. лет назад пришла вначале эпоха мезолита, а затем — земледельческого неолита. На протяжении нескольких тысячелетий происходил процесс формирования нового общества, основанного на земледелии и домашнем скотоводстве, что привело к радикальным изменениям в истории человечества, в образе жизни общества и человека. Это в свою очередь вызвало определенные трансформации: древние тотемистические представления, видоизменения характера фетишизма, появление новых элементов в магии, обогатившие арсенал ее методов и целей.

Одним из таких нововведений была мантика — система гаданий и предсказаний, основанная на тех же магических принципах и приемах. В отличие от магии, однако, она стремится узнать о желаемом будущем. Вполне вероятно, что в зачаточном виде мантические гадательные обряды практиковались и до эпохи неолита, но как завершенная система гаданий мантика сформировалась именно в это время, ибо в жизни земледельца резко возросли значение роли и воли божеств. Земледельцы неолита стремились заручиться благожелательным отношением к себе божеств. Принося жертвы и мольбы божествам или обожествленным предкам, они старались обрести некоторую уверенность, что божества или обожествленные предки откликнутся на их просьбы. Но как же узнать об этом? Здесь-то и приходит на помощь мантика с ее богатым арсеналом средств.

По сравнению с относительно простыми магическими обрядами шаманов палеолита мантика требовала более высокого уровня культуры — гадатель должен не только исполнить обряд, но и расшифровать весьма сложную систему условных символов и получить ответ: удовлетворено ли божество и выполнит ли оно просьбу. Система символов была различной — от элементарного жребия до сложного сочетания точек, линий, трещин и черточек. Гадания нередко производились по полету птиц, траектории брошенных предметов, по внутренностям животных и т.д. Но сложность профессии гадателя состояла в том, что решаемые им многие вопросы относились не столько к сфере сверхъестественного, сколько к тому, что можно назвать «политикой». В результате ряды профессионалов-гадателей формировались за счет наиболее привилегированных и компетентных представителей уже начинавшей выделяться социальной верхушки.

Наряду с мантикой в эпоху неолита получил дальнейшее развитие культ плодородия и размножения. Вобрав в себя многое из древних тотемистических представлений, он как бы слил воедино плодородие земли, размножение домашнего скота и плодовитость женщины-матери. Отправления культа обычно проходили весной (иногда и осенью) и сопровождались пышными ритуальными торжествами в честь божеств и духов, имевших отношение к этому культу. Обряды и ритуалы при этом красочно обрамлялись фаллическими эмблемами и символами, что должно было подчеркнуть значимость мужского оплодотворяющего и женского плодоносящего начала, а также великие творческие потенции их соединения.

Еще одним важным культом, получившим новое содержание в эпоху неолита, был культ умерших предков', он заметно усложнился. Во-первых, упрочилось представление о том, что не только бесплотный дух умершего, но и частица его материальной субстанции существует в загробном мире. Во-вторых, более заметной стала социальная дифференциация в отношении к умершим. В-третьих, в результате усиливающегося социального неравенства культ мертвых в эпоху неолита стал приобретать форму культа вождей и старейшин они стали наделяться высшей святостью и магической силой.

Вполне естественно, что первобытный человек, наблюдая природу, пришел к выводу, что существуют мощные силы, которые- управляют жизнью и смертью, всем ритмом природы. С накоплением опыта практической деятельности грозный мир становился на протяжении тысячелетий все более познаваемым. Создаваемые мифы вытекали из глубочайшего убеждения в реальности потустороннего мира, его способности упорядочить «посюсторонний» непонятный мир. Свидетельством существования «того» мира, безусловно убедительным для людей того времени были, например, сны: умерший вождь, великий охотник, колдун, художник и другие лица приходили во сне, что-то говорили, смеялись, плакали и исчезали вместе со сновидением. Откуда же они приходили? Очевидно, из мира смерти, скрывающего в себе множество глубочайших тайн богов. Мир живых людей восхищался снами, боялся их, видел в них проявление мощи богов и считал жизнь одной из реплик потустороннего мира.

Каким же был мир после тысячелетнего развития религиозных представлений первобытного общества, на пороге великих цивилизаций? Прежде всего человек выработал представление о своей абсолютной исключительности, гарантированной богами. Возникла вера в загробную жизнь, корни этой веры уходят в мир неандертальцев. Вера в жизнь после смерти, в награды богов давала моральные основания для деятельности не только индивидов и групп, но и целых народов, становилась фундаментом религиозных систем и учений будущих цивилизаций. Археологи на стоянках мадленской культуры обнаружили оскальпированные головы. Историки религии считают, что существовал религиозный ритуал, свидетельствующий об отделении души от тела! Уже первобытный человек не смирялся с мыслью, что человек умирает окончательно. Именно тогда были поставлены человеческой мыслью такие узловые проблемы, как стремление обрести жизнь после смерти, желание воскреснуть после смерти, снять страх перед смертью. Вокруг этих проблем и вращаются все позднейшие религии мира, это — важнейший религиотворческий импульс.

  • Карта сайта