Финансовая система Франции

Основы современной французской финансовой системы были зало­жены в 1800 г. с момента основания Банка Франции {Banque de France), наделенного с 1838 г. исключительным правом эмиссии банкнот. К это­му моменту уже существовал ряд частных коммерческих банков, кото­рые были созданы финансовой элитой еврейского и швейцарского про­исхождения. Эти банки занимались в основном финансированием рас­тущей торговли и за короткий срок многократно увеличили свой капи­тал. Для финансирования крупных промышленных проектов в середине XIX в. основали первые крупные банки, организованные в форме акционерных обществ и принимавшие первоначально вклады от мелких вкладчиков. Прототипом такого европейского акционерного банка был основанный в 1852 г. банк Societe Generate du Credit Mobilier.

До кризиса конца 80-х гг. XIX в. большинство крупных акционер­ных банков функционировали как универсальные банки. Но одновре­менно возникли два новых типа банков: а) депозитные, которые в ос­новном ограничивались сделками на денежных рынках, однако занима­лись также размещением ценных бумаг и операциями на биржах; б) коммерческие банки, которые действовали на рынках капитала, фи­нансируя крупные предприятия. Банковское законодательство сформи­ровалось во Франции достаточно поздно — лишь 13 июня 1941 г., когда ввели понятие банковской сделки и определили требования к вновь об­разующимся банкам. Банки в соответствии с законом могли возникать в форме товариществ, акционерных обществ и частных банков. От бан­ков отделили финансовые институты (Etablissements Financiers), кото­рым было разрешено осуществлять банковские сделки лишь определен­ного рода. Речь шла о таких институтах, как дисконтные дома, инвести­ционные компании, лизинговые, факторинговые общества и др.

Законом от 2 декабря 1945 г. была проведена классификация банков на депозитные {Banques de Depot), банки участия (Banques de Af­faires) и банки средне- и долгосрочного финансирования (Banques de credit a long et moyen terme). Вместе с этим возникла сегментированная банковская система. Для сектора народных банков и кооперативных, аг­рарных и сберегательных касс разработали отдельное законодательст-


Раздел VI. Международные финансы

во. Одновременно была проведена национализация Банка Франции, а также четырех крупнейших банков {Credit Lyonnais, Societe Generate, Banque Nationale pour le Commerce et I'lndustrie, Comptoir National d'Escompte de Paris). Законами от 23 декабря 1966 г. и 1 сентября 1967 г. строгое разделение между депозитными банками и банками участия было отменено, и начался процесс возврата к универсальной банков­ской системе, завершившийся в июле 1984 г., когда действовавшая ра­нее классификация банков была отменена, а все институты, осуществ­ляющие банковские сделки, получили общее название кредитных (etablissements de credit).

Современная кредитно-финансовая система Франции.После из­дания в 1984 г. Закона о кредитных институтах можно выделить пять категорий институтов.

Коммерческие банки. Начало коммерческим банкам положили депо­зитные. Возникшие позже банки участия в настоящее время приспособ­лены к универсальной финансовой системе. Так, многие из них вынуж­дены были слиться с депозитными банками, поскольку не имели разви­той филиальной сети. Банки средне- и долгосрочного кредитования бы­ли большей частью дочерними обществами крупных банков и остались незатронутыми законодательной реформой. Коммерческие банки осу­ществляют все банковские операции: депозитные вклады, кратко-, сред­не- и долгосрочное кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки (на национальной бирже MATIF и иностранных бир­жах) и др. Ипотечные кредиты физическим лицам, лизинговое, венчур­ное финансирование чаще всего они осуществляют через свои дочерние структуры. Наиболее крупными коммерческими банками Франции яв­ляются сейчас Credit National, Societe Generale, Credit Fonder de France, на которые приходится свыше 40% всех операций банков.

Общества финансирования. Эта группа институтов отличается от банков главным образом тем, что им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рын­ках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов, например пиво­варен, мукомолен и т. п. Кроме того, они занимаются управлением портфелями ценных бумаг торговых и промышленных предприятий.

Кооперативные банки. Изначально эти банки создавались для сбе­режений и кредитных операций для ограниченного круга лиц, прежде всего из сельского хозяйства и мелкорозничной торговли. Однако в по­следние десятилетия клиентура этих банков существенно расширилась, так что они стали конкурировать с коммерческими банками. Тем не ме­нее основные свои операции эти банки ведут с прежней клиентурой-Кроме того, представители сельского хозяйства и торговли доминирУ"


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 757

ют в руководящих органах кооперативных банков. Различия между са­мими кооперативными банками заключаются главным образом в том, на какую прослойку населения они преимущественно ориентированы и в каких местах расположены. Так, обслуживание фермерских хо­зяйств — прерогатива банка Credit Agricole, тогда как народные банки обслуживают преимущественно клиентов мелких и средних предпри­ятий в городах. Однако четкой грани между этими банками сейчас не существует, ибо Credit Agricole открыл отделения в городах, а народные банки проникли в сельскую местность.

Сберегательные кассы. Сберегательные кассы функционируют как «неприбыльные организации» (Non-Profit-Organizations). Они были созданы по инициативе коммунальных учреждений для их кредитного обслуживания. Имеется также группа сберегательных касс при почто­вых учреждениях, которые предоставляют сберегательные книжки, планы и сертификаты со средним сроком обращения. Однако сберега­тельные кассы не получили во Франции такого развития, как в Герма­нии и некоторых других странах ЕС.

Специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства. Здесь особо следует выделить банк «Национальный кредит» (Credit National), ориентиро­ванный на предоставление долгосрочных кредитов промышленным, торговым предприятиям, а также государственным организациям. Кроме того, можно выделить Общество регионального развития (Societe de Developpement Regional), основанное в 1955 г. для содейст­вия политике национального развития, осуществляемого через от­дельные регионы.

Для банковской системы Франции в целом в последние годы ха­рактерен тренд к диверсификации, особенно на новых финансовых рынках. Широкое развитие получил процесс образования холдинго­вых структур. Кроме того, большую роль во Франции играют промыш­ленные департаменты, через которые осуществляется управление портфелями ценных бумаг небанковских холдинговых структур. Це­ли, преследуемые банками, возглавляющими холдинговые образова­ния, состоят главным образом в получении прибыли от участия в ка­питале, т. е. части промышленной и торговой прибыли, а также в ока­зании комплекса финансовых услуг (cross-selling) для организаций, входящих в холдинги. Крупные французские коммерческие банки яв­ляются активными участниками европейской кооперации. Так, банк Societe Generale входит в Международную компанию европейских бан­ков, Национальный банк Парижа (BNP) — в Европейское общество финансирования.


758 Раздел VI. Международные финансы


лава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 759



23.2.5. Финансовая система Германии

Основные принципы финансовой системы Германии закреплены конституционно, что отличает ее регулирование от других стран и чрез­вычайно важно для обеспечения ее устойчивости. Государственным фи­нансам, бюджетному механизму, межбюджетным отношениям отведен самый большой раздел конституции Германии1.

Для изменения принципов финансовой системы требуется квали­фицированное большинство в парламенте и в правительствах земель. Государственная финансовая система Германии включает: а) бюджет­ную систему; б) специальные фонды; в) внебюджетные фонды, находя­щиеся в распоряжении центрального правительства; г) финансы госу­дарственных предприятий.

Бюджетная система Германии.Включает в себя бюджет федера­ции, специальные правительственные фонды, бюджеты 16 земель (в том числе 5 восточногерманских), бюджеты более 10 тыс. общин. В конституции Германии закреплено существование двух уровней госу­дарственной власти — «федеративной республики», называемой феде­рацией, и «земель», являющихся членами федерации. Земли сами явля­ются государствами, объединенными в реальную федерацию, а не ре­гионами фактически унитарного государства. Общины не образуют третьего государственного уровня. Они являются частью земель, кото­рые несут главную ответственность за наделение общин соответствую­щими финансовыми ресурсами. Эта ответственность распространяется также на федерацию, так как в соответствии со ст. 106 конституции Гер­мании в бюджеты общин перечисляется часть совокупных налоговых поступлений. В связи с этим самоуправление общин носит ограничен­ный характер. Реализация государственных задач в германском соци­альном государстве неразрывно связана с расходами, поэтому возника­ет вопрос о распределении расходов, с одной стороны, и финансовых средств, с другой. Таким образом, между распределением задач, расхо­дов и доходов существует непосредственная финансово-экономическая взаимосвязь. Земли занимаются регулированием некоторых видов дея­тельности региональных банков, университетов, радио и телевидения, железных дорог (с 1993 г.).

Специальные фонды.Эти институты по объему стоят на втором месте после федерального бюджета страны. В 1984 г. число специаль­ных фондов превышало 30 видов. Главное место среди них занимает фонд социального страхования, который состоит из большого числа ав­тономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования, фон­дов страхования по временной нетрудоспособности, на случай безрабо­тицы, если она наступила в связи с реорганизацией предприятия или отрасли, от несчастных случаев и пр. Фонд социального страхования

1 При написании данного раздела использованы материалы работы [Балтина, Во-лохина, Попова, с. 78—127].


включен в федеральный бюджет с 1974 г. Общий для всех фондов соци­ального страхования является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений от заработной платы рабочих и служащих, взносов предпринимателей, государственных субсидий из федерального бюджета. Особенностью распределения социальной нагрузки между работниками и работодате­лями в Германии является равный уровень их отчислений в социальные фонды. Исключение составляет страхование от несчастных случаев, взносы для которого на 100% уплачиваются только работодателем. Взносы государства в фонд страхования по болезни и от несчастных случаев составляют менее 1%. Государство с 1957 г. не участвует в фор­мировании фонда страхования по безработице. Данный фонд создается за счет взносов рабочих и предпринимателей. Государственные дотации в фонд пенсионного страхования рабочих составляют около 14%. Ос­новным элементом пенсионной системы Германии является обязатель­ное пенсионное страхование, которое охватывает 78% всего населения от 15 до 65 лет. Новая пенсионная система в Германии была введена с 1 января 1992 г. Как и в других странах, размер пенсии зависит от ве­личины зарплаты и количества внесенных страховых взносов.

Внебюджетные фонды.В финансовую систему включаются также фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства; их состав меняется в зависимости от стоящих перед государством задач. Фонды работают как финансовые институты на финансовом рынке, а также могут получать финансовую помощь от правительства страны. Фонд выравнивания бремени войны был создан в 1952 г. с целью оказа­ния помощи населению, пострадавшему от войны. Его доходы форми­ровались за счет взносов предпринимателей в размере 2—3% оценочной стоимости производственного имущества, отчислений от прибыли кре­дитных учреждений, дотаций из федерального бюджета, бюджетов зе­мель и общин, доходов от выпуска займов. В конце 1990-х гг. граждане бывших республик СССР, принудительно вывезенные во время Второй мировой войны для работы в Германию, получили компенсацию из это­го фонда. Фонд европейской программы восстановления был создан в ФРГ в связи с введением после Второй мировой войны американского «Плана Маршалла». В фонд отчислялись средства с эквивалентных сче­тов, образующихся при реализации товаров, поставляемых по этому плану. Средства из этого фонда направлялись на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту, предоставление га­рантий по займам частному сектору. Смета расходов и доходов этого фонда составлялась ежегодно и подлежала обязательному утвержде­нию и рассмотрению парламентом. В настоящее время этот фонд лик­видирован. С 1990 г. действует фонд немецкого единства (FDE), образо­ванный с целью оказания помощи восточным землям, вошедшим в со­став объединенной Германии. Учреждение фонда являлось частью про­граммы консолидации, которой предусматривались меры по


Раздел VI. Международные финансы


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 761



вхождению новых земель в единое государство. Он финансировался федерацией, старыми землями, а также за счет собственных кредитов. Данный фонд активно работает на финансовом рынке. В 1995 г. FDE вступил в фазу чистого сокращения долга. Для процентных выплат и погашения долга он ежегодно получал дотации из федерального бюд­жета, которые составляли до 1997г. 10%от привлекаемых кредитов. В дотациях участвовали старые земли, вклад которых по 1994 г. вклю­чительно составлял половину. С изменением распределения налога на добавленную стоимость между федерацией и землями в рамках Про­граммы консолидации 1993 г. старые земли с 1995 г. вносят дополни­тельно твердую сумму в размере 1,07 млрд евро ежегодно. В результате их взнос повысился до 3,5 млрд евро ежегодно. На фоне благоприятных процентных ставок долг FDE сокращался быстрее, чем ожидалось. По­этому дотации для FDE могли постепенно понижаться: в 1998—2001 гг. по 3,3 млрд евро ежегодно, в 2002 г. - 2,46 млрд, в 2003 г. - 2,27 млрд евро [Балтина, Волохина, Попова, с. 88]. В рамках соглашения от 23 ию­ня 2001 г. о новом порядке финансовых взаимоотношений между феде­рацией и землями решалось также будущее FDE. С 2005 г. долги FDE интегрированы в федеральный долг, так что дотации земель в FDE от­менены. Федерация взяла на себя обслуживание и погашение долга в течение 2005—2019 гг., а также выплаты остатка долга на конец 2019 г., сохранив для этих целей твердую сумму в налоге на добавлен­ную стоимость в размере 1,32 млрд евро. В 1995 г. создан фонд обслужи­вания финансового наследства бывшей ГДР. Ее долг составлял на 1 янва­ря 2004 г. 181,4млрд евро. Средства в этот фонд вносят новые земли и федерация: в 2005—2008 гг. по 134 млн евро каждая из восточных зе­мель и 26,8 млн евро — федерация, которая вносит вклад за землю Бер­лин. В соответствии с постановлением Минфина Германии от 7 октября 1991 г. учрежден компенсационный фонд, выплачивающий собственни­кам возмещение ущерба имуществу, которое не могло быть им возвра­щено в период с 1933 по 1989 г., а также компенсации гражданам, из­гнанным с территории восточных земель. Фонд финансируется за счет части выручки от продажи приватизируемого имущества, из средств федерального учреждения по управлению имуществом, из отчислений территориальных образований и других субъектов общественного управления, а с 2007 г. — из дотаций федерального бюджета. Кроме то­го, существует фонд федеральных железных дорог, которому передано управление долгами Германских государственных железных дорог (бывшей ГДР) и Германских федеральных железных дорог, объединив­шихся в акционерное общество «Германские железные дороги». Сово­купная задолженность фонда на начало 2004 г. составляла около 17,8 млрд евро.

Следует еще раз подчеркнуть, что отличительной особенностью та­ких фондов является, как правило, работа на финансовом рынке для привлечения средств с целью финансирования возложенных на них за-


дач. Правительство сознательно идет на разделение обязательств госу­дарства между фондами, ориентируясь на более эффективное управле­ние задолженностью и на прозрачность в управлении общественными финансами.

Финансы государственных предприятий.Германия обладает раз­витым сектором государственной собственности. В отличие от ряда других капиталистических стран Европы (Великобритании, Франции, Италии) ФРГ не проводила национализации. Расширение государст­венной собственности шло главным образом за счет нового строитель­ства. В настоящее время основу государственных промышленных пред­приятий составляют крупные концерны, в которых сосредоточено 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. На совре­менном этапе проводится денационализация государственных пред­приятий, главным образом путем сокращения доли федерации в круп­ных концернах. Общей чертой деятельности государственных предпри­ятий является их хроническая убыточность. Государство сосредоточи­вает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для частного капитала. Цены на продукцию ряда отраслей в интересах финансового капитала построены таким образом, что они не могут покрыть своих расходов и вынуждены прибегать к дотациям из государственного бюд­жета или займам.

В течение последних десятилетий доля государственной собствен­ности существенно сократилась. Однако ряд предприятий напрямую финансируются государством. Так, в восточных землях поддерживают­ся шахты по добыче бурого угля, расходы по их санации делятся между федерацией (75%) и землями (25%). Федеральное правительство несет расходы по утилизации отходов атомных электростанций. Вместе с тем следует отметить, что капитальные расходы бюджета неуклонно снижа­ются.

Главный смысл совершенствования финансовой системы Германии внастоящее время, как и бюджетной реформы 1970г., состоит в том, чтобы подчинить и доходы, и расходы государства определенным целям экономической и социальной политики. Одним из интересных финан­совых инструментов, используемых в этих целях, является созданная в Германии система финансового выравнивания. Дело в том, что нерав­номерность экономического развития отдельных земель и общин пред­определяет неодинаковые условия формирования их финансовой базы: более развитые в промышленном отношении районы имеют и более прочные бюджеты. Она существует в двух основных формах: перерас­пределения налоговых поступлений между федерацией и землями, ме­жду отдельными землями, а также внутри земель между общинами и в форме прямой финансовой помощи землям и общинам. Цель систе­мы выравнивание общеэкономического уровня, подтягивание более отсталых районов. В результате вертикального и горизонтального вы­равнивания финансовое положение земель существенно изменяется.



Раздел VI. Международные финансы


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 763



Основная форма выравнивания — распределение доходов между уров­нями бюджетной системы (федерацией, землями и общинами в соответ­ствии с возложенными на них полномочиями). При этом используется закрепление доходов полностью или частично за определенным уров­нем бюджетной системы на долговременной основе. Главный инстру­мент в системе финансового выравнивания Германии — налог на добав­ленную стоимость. С его помощью обеспечивается как вертикальное финансовое выравнивание между федерацией и землями, так и гори­зонтальное — между землями. В качестве критерия распределения НДС используется показатель «квота покрытия» (соотношение между теку­щими доходами и необходимыми расходами), который должен быть примерно одинаков для федерации и земель. Это означает, что за счет текущих доходов должна покрываться равная часть расходов федера­ции и земель. Остальные расходы могут быть покрыты за счет заимст­вований на рынке капиталов. В число доноров входят 6 земель из 16. Характерно, что и после выравнивания земли-бенефициары имеют уро­вень доходов ниже среднего уровня по стране.

Финансовая помощь оказывается в виде дополнительных субсидий в разнообразных формах и выступает в качестве вспомогательного ин­струмента системы финансового выравнивания с начала 1995 г. С это­го года старым и новым экономически слабым землям (10 из 16) пре­доставляется дополнительная дотация на общие финансовые нужды в размере 90% недостающей до среднего показателя финансового потен­циала суммы, не покрытой в результате мер налогового выравнивания. Кроме того, с 1995 по 2004 гг. новым землям выплачивалась дополни­тельная федеральная субсидия на особые нужды — для смягчения бре­мени, вызванного разделением Германии а также для выравнивания низкого показателя финансового потенциала в размере 14 млрд марок в год (до 2001 г.) и в соответствующем эквиваленте в евро (с 2001 г.).

Система финансового выравнивания в федеративном государстве крайне сложна, но она доказала свою пригодность в течение многих де­сятилетий, особенно последних 40 лет. Это в особенности касается Гер­мании после восстановления государственного единства. Для стабиль­ности федеративного государства очень важно поддерживать гармонич­ный баланс власти между центром и регионами. Германское правитель­ство ищет наиболее приемлемые для всех субъектов пути обновления бюджетного федерализма.

Основное место в банковской системе Германии занимают универ­сальные банки, на которые приходится свыше 75% всех банковских сде­лок. Именно они характеризуют банковскую систему Германии как универсальную. Классификация же самих универсальных банков про­водится в первую очередь с точки зрения основных целей, которые они преследуют. К универсальным банкам относят следующие группы ин­ститутов: а) коммерческие банки; б) кооперативные кредитные инсти-


туты; в) общественно-правовые кредитные институты, среди которых выделяют сберегательные кассы и жироцентрали.

Коммерческие банки, как и в других странах, нацелены на максими­зацию прибыли. В то же время кооперативные банки ориентированы на содействие своим членам, прежде всего в сфере кредита и сбережений. Сберегательные институты обязаны кредитовать население регионов, в рамках которых они действуют, на более выгодных условиях, чем ком­мерческие банки. Деятельность кредитных институтов и принципы их организации меняются с течением времени. Так, кредитные кооперати-I вы Германии возникли в Европе одними из первых в середине XIX в. (кооперативы Райффайзена и Шульце—Делича) и послужили прототи­пом многих учреждений кооперативного кредита в мире, включая Рос­сию. Однако первоначально они не имели права осуществлять боль­шинство банковских операций, а могли лишь кредитовать своих членов, преимущественно из сельской местности (кооперативы Райффайзе-I на) либо из числа торговцев и ремесленников (народные банки Шуль­це—Делича). Однако в период после Второй мировой войны произошло I постепенное превращение кредитных кооперативов в универсальные банки, были сняты ограничения на выполнение ими банковских опера­ций. Более того, им разрешили расширить свою клиентуру, не ограни­чивая ее только членами кооператива. В результате возникли коопера-|тивные банки, отличием которых от обычных коммерческих банков ос­тается лишь преимущественная ориентация на удовлетворение потреб­ностей своих членов в кредитах и сбережениях, а также то, что в руководстве этих банков преобладают группы лиц, представляющие интересы их членов. Кроме того, кооперативные банки имеют, как пра­вило, существенно меньший размер капитала, чем коммерческие. По-; следнее обстоятельство во многом обусловило создание кооператив­ными банками своего Центрального банка кооперативного кредита, благодаря которому появилась возможность конкурировать с систе­мой коммерческих банков, привлекать капитал с финансовых рынков. Жироцентрали представляют собой центральные кредитные институты сберегательных касс. Они осуществляют межрегиональный платежный I оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ■денными бумагами и другие функции.

Еще одну группу институтов представляют специализированные I организации, которые ограничены в своих функциях. Их число значи-I тельно меньше числа универсальных банков. К тому же длительное вре-I мя наблюдается уменьшение удельного веса специализированных ин-■ ститутов на финансовом рынке. Основную роль среди них играют ин-I статуты «реального» кредита. Под последними в Германии понимают I кредиты с различными формами реального обеспечения, т. е. залога I (включая ипотеку), заклада недвижимости, товаров, ценных бумаг I и т. д. Не следует думать, что коммерческие банки практикуют только I бланковые (необеспеченные) кредиты либо кредиты под гарантии, по-


764 Раздел VI. Международные финансы


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 765



ручительства, кредитные поручения и т. п. Важно, что в деятельности институтов «реального» кредита материальное обеспечение является обязательным.

Особую группу институтов составляют кредитные институты, пре­доставляющие кредиты в рассрочку (основное «тело» кредита погаша­ется по частям). Они возникли в Германии в 20—30-х гг. XX в. В то же время в США такие институты существовали уже до Первой мировой войны. Кредиты с рассрочкой платежа предоставляются в основном на­селению (потребительские кредиты), часто в наличной форме, а также мелким предприятиям. Кредиты в рассрочку используют в своей дея­тельности также сберегательные кассы.

Бундесбанк в его современном виде возник в 1957 г. Его предшест­венник, Райхсбанк, был ликвидирован с окончанием Второй мировой войны, а в период с 1948 по 1957 г. в Германии существовала двухсту­пенчатая система центральных банков, включавшая: а) Банк немецких земель {Bank Deutscher Laender); б) юридически независимые централь­ные банки земель Германии. Банк немецких земель отвечал за выпуск банкнот, а центральные банки земель независимо от него регулировали деятельность кредитных институтов на своей территории. Банк немец­ких земель не осуществлял прямой связи с низовыми кредитными ин­ститутами. С 1957 г. Бундесбанк представляет собой единую структуру, в которой бывшие центральные банки земель выполняют роль главных управлений. Бундесбанк имеет максимально широкие полномочия сре­ди европейских центральных банков и в осуществлении кредитно-де­нежной политики независимо от федеральных органов. Принципы дея­тельности Бундесбанка были положены в основу модели функциониро­вания Европейского центрального банка. Вместе с тем Бундесбанк обя­зан проводить кредитно-денежную политику, которая не противоречит экономической политике государства в целом. Независимость Бундес­банка ограничена также тем, что представители федерального прави­тельства входят в его руководящие органы. Наконец, за федеральными органами остается исключительное право принимать законы в кредит­но-денежной сфере.

В Германии, как и в других странах с развитой финансовой систе­мой, основными институтами, привлекающими свободные денежные средства, традиционно выступают банковская система и рынок ценных бумаг. Однако с середины 70-х гг. здесь сформировалась тенденция к уменьшению доли банковской системы в пользу рынка ценных бумаг. Только за последние 10 лет с 1992 года доля банковского сектора умень­шилась на 10% (с 43,1 до 33,7%) и соответственно возрос небанковский сектор, как наиболее привлекательный для инвесторов1. Причинами этого является то, что традиционные формы вложений, такие, как счета в банках, особенно сберегательные, теряют свою привлекательность,

1 Стародубцева Е. Б. Современные тенденции накопления денежного капитала в Германии // Банковские услуги. 2008. № 4. С. 16.


что связано как с уменьшающейся реальной процентной ставкой, так и имеющимися альтернативами вложений в небанковские кредитные организации — страховые компании, предлагающие все новые формы частного инвестирования, приносящие не столько высокий доход, сколько гарантию обеспечения в будущем (например, пенсионные фор­мы страхования жизни), качественный скачок финансовых технологий, появление новых видов ценных бумаг, рост доходов немецкого населе­ния, повышение его финансовой грамотности.

Достаточно стабильная конъюнктура и осуществлявшаяся государ­ственная политика способствовали переходу к более дорогим формам сбережений, какими являются страхование, инвестирование в ценные бумаги. При этом особенно показателен рост вложений в ценные бума­ги, увеличившийся в 1,5 раза, — с 7,7 до 11,4%, поскольку развитие рын­ка ценных бумаг в Германии в 90-е гг. XX в. создало возможности при­влечения не только крупных вложений, но и мелких. На этом фоне ос­новную роль в таком росте сыграли инвестиционные фонды, аккумули­рующие мелкие сбережения населения. Этому же способствовало и уменьшение номинала акций, что также открыло рынок для мелких ин иесторов и усилило отток денежных средств из банков.

В самой банковской системе произошло уменьшение количества банков и их филиалов за счет укрупнения. С 1990 по 2007 гг. количест­во кредитных институтов уменьшилось на 1350. Около 97% уменьше­ния есть результат слияний и поглощений, 3% институтов временно прекратили существование1. Стоит ожидать, что за последующее деся­тилетие количество кредитных институтов станет еще в 2 раза меньше. При этом уменьшается не только количество самих банковских учреж­дений, но и их филиалов и отделений. Число самостоятельных с право­вой точки зрения кредитных институтов составляет теперь 3200. Из них 1000 — это малые банки с годовым оборотом менее 50 млн евро. В ФРГ насчитывается 60 тыс. филиалов банков, при этом на одно банковское учреждение приходится примерно на 1300 жителей. По плотности бан­ковской сети Германия занимает лидирующие позиции в мире.

Из опубликованного Европейским центральным банком доклада2 следует, что Германия с сокращением кредитных институтов на 33% стала относиться к таким странам, где ярко выражены концентрацион­ные тенденции. Внутри ЕС число банков также сократилось в целом на 32% (во Франции — на 44%, Испании — на 45%, Швеции — на 75%). Из­менения коснулись и структуры банковской системы. Все в большей степени растет доля универсальных банков и снижается доля сберега­тельных касс и строительных сберегательных касс.

1 Там же.

2 Mergers and Acquisitions Involving the EU Banking Industry. — Facts and
Implications, Dez. 2000.



Раздел VI. Международные финансы


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем




23.3. Финансовые системы развивающихся стран

Финансовые системы развивающихся стран характеризуются боль­шим разнообразием как в силу их многочисленности (в общей сложно­сти к этой подсистеме мировой экономики относятся 132 страны), так и по причине значительной дифференциации уровней их экономиче­ского, а значит, и финансового развития. Тем не менее можно отметить, что эти системы в своем развитии следуют определенной логике: снача­ла создается эффективная денежная система, состояние которой не пре­пятствует развитию производства и не может вызывать кризисы, затем на ее базе — эффективная и мощная кредитная система, и наконец, уже на данной основе — эффективные и мощные финансовые рынки. После этого при наличии достаточно сильной валюты национальная система перераспределения финансовых ресурсов в рамках национальных гра­ниц превращается в фактор, имеющий значение для международных финансов, а при наличии особо благоприятных условий — в основу ми­ровой финансовой системы, как это произошло с финансовой системой США и, возможно, в ближайшие десятилетия XXI в. произойдет с Ки­таем [Распад мировой долларовой системы, с. 270—304]. Конечно, дале­ко не каждая из развивающихся стран в силу низкого уровня экономи­ческого развития способна дойти хотя бы до третьего этапа развития своей финансовой системы. Именно поэтому некоторые страны Афри­ки объединились в «зону франка», «привязав» свои валюты к француз­скому франку. В зону франка (к так называемым «франкофонным» странам) относятся: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Камерун, Коморские острова, Конго, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея [Погорлецкий, 2000, с. 408]. Эти страны обяза­лись, во-первых, держать свои валютные резервы главным образом во французских франках, а теперь — в евро и, во-вторых, осуществлять их продажу на валютном рынке в Париже.

Франция, в свою очередь, обеспечивает свободный обмен нацио­нальных валют этих стран на евро (ранее на французский франк), а так­же контролирует кредитную политику эмиссионных банков стран зоны франка. Страны — члены этой организации имеют свои собственные центральные эмиссионные банки (ЦЭБ), причем некоторые — один на группу стран, и свою валюту, свободно конвертируемую во француз­ский франк, а теперь и в евро, по привязанному курсу через операцион­ные счета на основе соглашений между французским казначейством и ЦЭБ отдельных стран и групп стран. Этот монетарный союз базирует­ся на соглашениях, заключенных между Францией и каждой из стран зоны. Валютой большинства стран является франк CFA (от француз. La Communaute Financiere Africaine — Африканское финансовое сообщест­во). Исключением являются Коморские острова, которые в 1981 г. вве­ли собственную валюту — коморский франк.

В сентябре 2002 г. африканские страны на конференции попыта­лись согласовать принципы создания африканской валютной системы


с перспективой введения единой валюты «афро». Но попытка оказалась неудачной. Другие страны, стремясь вывести финансовую систему на современный уровень, отказались от своей национальной валюты и пе­решли (или переходят) на американский доллар, как это сделали в кон­це 2000 г. Сальвадор и Эквадор, а затем и Аргентина [Распад мировой долларовой системы, с. 231—233]. Эти примеры характеризуют первую и главную особенность финансовых систем развивающихся стран — ак­тивную роль государства, которая объективно усиливается архаично­стью их финансов, нехваткой финансовых ресурсов.

На формирование и использование финансовых ресурсов как раз­вивающихся, так и промышленно развитых стран влияют мотивы сбе­режений — возрастная структура населения, рост доходов, переоценка богатства, обеспечение пенсионного страхования, относительные цены и т. д. Однако процесс сбережения в большинстве развивающихся стран происходит в среде, которая существенно отличается от среды в индуст­риальных странах. Эти различия влияют на использование ресурсов, сроки движения капитала, характер предпочтений домашних хозяйств, возможности временного перераспределения потребления. Сбережения домашних хозяйств в развивающихся странах невелики. Огромное чис­ло хозяйств имеют доходы, редко превышающие необходимый прожи­точный минимум. В странах, в которых большая часть совокупного спроса обеспечивается домашними хозяйствами подобного типа, реак­ция частных сбережений на временное увеличение уровня дохода про­является слабо, так как этим домашним хозяйствам трудно ограничить потребление. Поэтому, как правило, развивающиеся страны с высоким уровнем дохода показывают более высокую норму сбережений по срав­нению со странами с низким уровнем дохода. Доходы домашних хо­зяйств в развивающихся странах непостоянны, так как относительно большая доля доходов создается в сельском хозяйстве. Цены на сель­скохозяйственную продукцию резко колеблются под влиянием спроса на мировом рынке и погодных условий. Эта неопределенность дополня­ется макроэкономической нестабильностью. Вообще говоря, высокая неуверенность в отношении будущих трудовых доходов должна увели­чивать предупредительный мотив для сбережений, однако в нестабиль­ной обстановке увеличивающаяся неуверенность обычно влияет на сбе­режения домашних хозяйств в противоположном направлении. Более высокие уровни сбережений в странах с низкой инфляцией подтвер­ждают значение стабильной экономической обстановки.

Пенсионная практика также предопределяет различия в потоках до­ходов домашних хозяйств промышленно развитых и развивающихся стран. Из-за более короткой продолжительности жизни, особенностей организации производства и пенсионных систем индивиды в развиваю­щихся странах нередко имеют небольшой отрезок времени для получе­ния пенсии и менее заинтересованы в сбережениях на старость. В тех странах, где нет социальных систем или они слабы, обеспечение старое-


768 Раздел VI. Международные финансы


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 769



ти может быть важным мотивом сбережений. Указанные выше аспекты дополняются другими. Сохранение, а во многих странах доминирова­ние традиционных социальных отношений предопределяют относи­тельно сильные связи между поколениями. Поэтому планирование по­требления распространяется на более длительный срок.

Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в ус­ловиях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кре­дитных операций формального сектора. Во многих сельских районах кредитные учреждения отсутствуют. Мелкие предприниматели прак­тически не имеют доступа к организованному рынку капитала и распо­лагают весьма ограниченными возможностями для расширения произ­водства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофи­циальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тро­пической Африки в середине 80-х гг. колебалась в пределах 9,5% в Ботсване до 71,3% — в ЦАР. В середине 70-х гг. в Африке на долю рос­товщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, а в целом 92% суммы банковского кредита частному сектору. В странах Ла­тинской Америки его доля составляла 52%, в Азии — 89%. В ряде регио­нов произошло не сокращение, а укрепление позиций и расширение масштабов ссудных операций местного ростовщика [Ломакин, с. 118]. В странах Африки ростовщический капитал побеждает даже отделения иностранных банков. В результате огромные средства замораживаются в ростовщических операциях, приобретая независимый от производст­ва характер. Аккумуляция ростовщического процента и ренты создает экономический предел росту хозяйства. Она вовлекает сбережения в сферу спекуляции, ростовщичества, в накопление сокровищ, т. е. соз­дает так называемое перенакопление. Помимо ростовщиков неофици­альная система представлена непосредственными финансовыми сдел­ками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формальные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсутствием в домашних хозяйствах влияние учет­ных ставок на масштабы сбережений или незначительно, или отсутст­вует. В целом эластичность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соответствии с уровнем развития страны. В бедных стра­нах влияние изменений в учетных ставках на сбережения близко к ну­лю, но оно значительно повышается в странах, средних по уровню дохо­да на душу населения, развивающихся и богатых. На частные сбереже­ния в развивающихся странах оказывают влияние другие факторы, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, дохо­да на душу населения. Проведенные исследования показали, что повы­шение на 1% дохода на душу населения повышает сбережения домаш­них хозяйств на 0,3%. Влияние данных факторов такое же, как и в про-мышленно развитых странах [Ломакин, с. 119].

Формирование сбережений общественного сектора в развивающих­ся странах также имеет свои особенности. Отличия проявляются в роли


нефинансовых государственных предприятий, степени развитости фи­нансовой системы, в системе сбора налогов и составе доходной базы, в значении внешних поступлений и внешнего долга. Во многих разви­вающихся странах в общественном секторе значительное место занима­ют производственные предприятия, чистый доход которых является ис­точником государственных расходов. Нередко управление этими пред­приятиями не руководствовалось целями максимизации прибыли, что приводило к потере средств государственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государственных предприятий. Даже в случа­ях, когда они производили конкурентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил к убыткам государственных предприятий.

Серьезной административной проблемой развивающихся странах является сбор налогов на доход в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры. Это также понижает сбережения общественного сек­тора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увеличивать сбере­жения государственного сектора, тяжесть структурной перестройки ло­жится на государственное потребление. Если уменьшение обществен­ного потребления выступает причиной увеличения предельных затрат, тогда прибегают к дефицитному финансированию. Важный фактор тя­желого положения государственного сектора — внешнее воздействие. Внешние поступления играют значительную роль в финансировании развивающихся стран. Колебания в таких поступлениях и выплатах, 1в международных учетных ставках оказывают серьезное влияние на на­циональные сбережения.

В большинстве развивающихся стран государственный сектор яв­ляется дебитором. В значительной мере это обеспечивает высокую до-Ьпо государственных инвестиций в общем объеме капиталовложений. р слаборазвитых странах они нередко превышают 50—60% общей вели­чины накоплений. По оценкам экспертов МВФ, изменения в финансо­вой позиции правительства приводят только к частичному замещению Частных сбережений — в среднем на :!/5 в промышленно развитых и раз­вивающихся странах, что ниже единицы полного эквивалента Рикардо. Поэтому снижение уровня бюджетного дефицита на 2 пункта увеличи-Ьает уровень сбережений на 1,2 пункта и при уровне замещения част­ных сбережений в 0,75 дает прирост нормы сбережений примерно на Д,5 пункта.

По некоторым оценкам, величина сбережений в будущем во многом будет зависеть от темпов экономического роста развивающихся стран. Во всех подсистемах мирового хозяйства отчетливо проявляется общая рерта: уровень частных сбережений негативно реагирует на нестабиль­ность экономики. Страны, которые могут регулировать инфляцию, име­ют более высокую норму сбережений. Инфляция через отрицательное влияние на реальные учетные ставки и общее увеличение неопределен-



Раздел VI. Международные финансы


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 771



ности приводит к уменьшению сбережений, содействуя их диверсифи­кации в нефинансовые вклады.

Роль государства проявляется в таких сферах финансов развиваю­щихся стран, как валютный контроль, международное кредитование и финансирование, а также в особенностях составления их платежных балансов. В то время как все промышленно развитые страны отказались от каких-либо валютных ограничений на внешнеторговые операции, как это и предусмотрено Уставом МВФ, по имеющейся информации в 119 развивающихся странах осуществляется контроль движения ка­питала, причем в 67 странах имеет место всесторонний контроль, т. е. контроль прямых и портфельных иностранных инвестиций как рези­дентов, так и нерезидентов, контроль эмиссии ценных бумаг, финансо­вых операций, депозитарных требований и счетов, операций с недвижи­мостью (табл. 23.2).

Таблица 23.2

Контроль движения капитала в развивающихся странах

Категория Количество стран, осуще­ствляющих контроль
Все формы контроля капитала
Всесторонний контроль: • утечки • притока 67 67
Прямые иностранные инвестиции: • нерезидентов • резидентов 107 84 35
Возвращение дивидендов и ликвидация капитала
Налоги на сделки с капиталом
Предприятия, контролируемые нерезидентами
Портфельные инвестиции: • нерезидентов • резидентов 61 30 33
Выпуск ценных бумаг нерезидентами 15 ______________
Выпуск ценных бумаг резидентами за границей
Обмен долговых обязательств на акции 2 ______________
Финансовые операции: • нерезидентов • резидентов 78 41 66____________
Финансовые операции, относящиеся к торговле 7 _______________
Депозитные требования для заимствования за рубежом резидентами
Депозитные счета: • нерезидентов в инвалюте • нерезидентов в местной валюте • резидентов за рубежом • резидентов в инвалюте в национальных банках 83 37 52 29 23 ____ -

Окончание табл. 23.2

Категория Количество стран, осуще­ствляющих контроль
Другие виды передачи капитала:
• персональные передачи капитала • блокированные ("«замороженные») счета 34 24
Операции с недвижимостью:
• нерезидентов
• резидентов

Источник: Дорофеев Ю. Ю., Земцов Н. Н., Путин В. А. Валютное право России: учеб. пособие/под общ. ред. Б. Ю. Дорофеева М.: «НОРМА», 2000. С. 13-14.

Особенности международного кредитования развивающихся стран заключаются в следующем (излагается по [Дадалко, с. 391-405]). Во-первых, значительную часть иностранных ресурсов эти страны по­лучают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономиче­ского развития. Наибольшими льготами пользуется категория наиме­нее развитых стран, и наоборот, кредитование динамично развиваю­щихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо мень­шей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.

Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитова­ния разнородных развивающихся государств. Для каждой страны фор­мируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно платеже­способности), отношений с ведущими странами-донорами и междуна­родными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репута­ции на мировом рынке ссудных капиталов и т. п.

В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двух­стороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но fa к кредитам частных банков.

В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных ка­питалов. Поэтому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и перифери­ей мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных креди­тов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества Развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные


Раздел VI. Международные финансы

отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи).

Формы кредитования развивающихся стран в основном определя­ются схемой, принятой Комитетом содействия развитию стран, входя­щих в ОЭСР (КСР). КСР координирует кредитную политику ведущих стран — доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Эта организация осуществляет сбор и публикацию статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран.

Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам (схе­ма КСР) такова.

I. Официальное финансирование развития (ОФР).

1. Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторон­няя и многосторонняя.

2. Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее.

II. Экспортные кредиты.

III. Частные кредиты и субсидии.

1. Международное банковское кредитование.

2. Эмиссия ценных бумаг.

3. Безвозмездные субсидии неправительственных организаций. Итого приток ресурсов (I+H+III).

В начале 90-х гг. XX в. 4/5 притока ресурсов приходилось на офици­альное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источни­ки. Официальное финансирование и кредитование примерно на '/2 со­стояло из кредитов и на '/2 из субсидий, которые предоставляются пре­имущественно по двухсторонним каналам. Официальные двухсторон­ние потоки превышали многосторонние более чем вдвое. В эти же годы на ОФР на двухсторонней основе приходилось около 1/2 ссудного капи­тала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны. ОФР включа­ет два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее ОФР. Ос­новное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита (срок, льготный период, уровень про­цента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, то к прочему ОФР. К ОПР причисле­ны и все безвозвратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы: срок кредита — 25—30. лет, льготный период -около 10 лет, стоимость кредита — обычно не выше 3% годовых. Креди­ты, относящиеся к прочему ОФР, жестче, но обычно более выгодны, чем кредиты, полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудного капитала. Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выде­ляемых странами-донорами по линии ОФР. Во всех странах, являю­щихся крупными кредиторами, функционируют соответствующие ин­ституты, специализирующиеся на политике ОПР. Средства на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламентами стран-доноров. Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т. е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко ог-


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 773

аничивает рамки использования кредита, сужает маневренность стра-ы-получателя. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются. Большая часть ресурсов, выделенных в счет ОПР, привя­зана к финансированию конкретных объектов.

Этот метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что часто не устраивает реципиентов. Послед­ние стремятся к увеличению программной помощи, которая дает воз­можность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегда оправданно, поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развиваю­щимися странами. ОФР и тем более ОПР представляют собой особый кредитно-финансовый механизм, применяемый в настоящее время только в отношении развивающихся стран. Системы льготных креди­тов и безвозвратных субсидий использовались также для кредитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных про­блем — ликвидации отсталости.

Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется 1—3% бюд­жетных расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доно­ров значительно различаются, то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных стран-доноров, направленные на оказание помощи. Для подобных сопоставлений используется показатель ОПР/ВНП. В ряде международных документов зафиксировано, что странам-доно­рам рекомендуется выделять на оказание помощи средства в размере ~,7% ВНП. Однако у большинства ведущих доноров (США, Японии, ермании, Великобритании) этот показатель колеблется в среднем пределах 0,25—0,35%. Только Франция, поддерживающая особые ва-ютные и кредитно-финансовые отношения в зоне франка, выделяет на казание помощи более 0,7% ВНП. Наибольшие усилия по оказанию омощи развивающимся странам демонстрируют, руководствуясь гу-анными соображениями, Швеция, Норвегия, Дания. Они направляют эти цели до 1% ВНП. В целом увеличение ресурсов, выделяемых на ПР, происходит примерно такими же темпами, как и рост ВНП. следствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на устойчи-м уровне, составляя около 0,35%. Динамика этого показателя обычно о зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более су-ественное значение имеет внешняя, в том числе экономическая, кре-тно-финансовая политика в отношении «третьего мира» в целом отдельных стран.

Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы, первой, самой многочисленной, группе относится примерно 60 стран, которых государственные кредиты и субсидии составляют не менее з общей суммы полученных внешних ресурсов. Преимущественно это


774 Раздел VI. Международные финансы


Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 775



страны с низким уровнем экономического развития. Во вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, которые привлекают не менее 2/з денежных ресурсов на рыночных условиях. К промежуточной груп­пе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кре­дитам мирового рынка ссудного капитала, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные кредиты. Состав этой группы в отличие от первых двух неустойчив, так как постепенно неко­торые из этих стран переходят во вторую группу.

Поскольку основным критерием при распределении ОПР является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/ю населения развивающихся стран и примерно 1/з общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получа­ет более у2о льготных кредитов и субсидий, хотя его население состав­ляет лишь Ую населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения по странам-получателям зависят не только от экономических, но также и от политических факторов.

Развивающиеся страны начали процесс независимого экономиче­ского развития, не будучи обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. — 2 млрд долл.). До 70-х гг. XX в. они привлекали преимуще­ственно средства из официальных источников, в том числе в значитель­ных размерах безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950-1970 гг. на 64 млрд долл. Однако в 1970-1980 гг. долг вырос почти на 700 млрд долл., а к началу 90-х гг. составил 1935 млрд долл. После этого наступила некоторая стабилиза­ция (долг колебался между 2,1 и 2,3 трлн долл. в 2000 г.), прерванная финансовым кризисом 1997 г. В условиях долгового кризиса рост внеш­него долга несколько замедлился, потому что мировой рынок ссудного капитала стал недоступен для многих развивающихся государств. И все же в этот период он продолжает расти (в 2004 г. — 2,6 трлн долл.), так как погашение значительной части долга постоянно переносится. За­медление прироста в значительной степени связано с тем, что в конце 80-х гг. широко применялись различные методы частичного списания долга и увеличились платежи по его погашению. В начале 90-х гг. вы­платы частным кредиторам составляли около 2/3 общей суммы плате­жей, официальным — 1/3.

Самым крупным должником из числа развивающихся стран являет­ся Бразилия, имеющая долг свыше 100 млрд долл. Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргентины, Китая - от 50 до 80 млрд долл. За ними следуют Южная Корея, Нигерия, Филип­пины, Венесуэла (по 30 млрд долл. в начале 90-х гг.). Таиланд, Алжир, Малайзия, Марокко, Перу должны более 20 млрд долл. В списке круп­нейших должников числятся как страны, которые многократно пере­сматривали график своих долговых платежей (Бразилия, Мексика, Ар­гентина, Нигерия, Филиппины, Венесуэла, Марокко, Перу), так и госу-


дарства, которые соблюдают взятые обязательства. В их числе страны с высокой репутацией на мировом рынке ссудного капитала (Южная Корея, Таиланд, Малайзия). Следовательно, размер внешнего долга и платежей по его погашению не может рассматриваться в качестве динственного показателя платежеспособности.

Как следует из табл. 23.3, наиболее высокие ежегодные платежи в абсолютной оценке делает Бразилия — 42 млрд долл., а в относитель­ной — Венгрия (20% ВНП). Для сравнения указаны платежи России, составляющие только 3,8% ВНП.

Таблица 233

Бремя долговых платежей некоторых стран