XREFF.RU


Финансовая система РФ и её элементы



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

В отличие от системы финансов, финансовая система (с институциональной точки зрения) включает субъектов управления, т. е. органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

ü государственные органы управления финансами;

ü специализированные финансовые институты;

ü финансовые службы предприятий и организаций.

Государственные органы управления финансами Российской Федерации включают:

Государственную Думу, которая обсуждает и принимает федеральные законы в области финансов, в том числе закон о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год;

Совет Федерации, который рассматривает принятый Государственной Думой законы;

Президента, в функции которого входит подписание и обнародование законов;

Правительство, проводящее единую финансово- денежную политику, исполняющее бюджет;

представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления;

министерства и федеральные службы.

Среди министерств и федеральных служб следует выделить следующие:

Министерство финансов, в подчинении которого находятся Федеральная налоговая служба, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу, а также Федеральное Казначейство. За Министерством финансов РФ закреплены следующие функции:

составление проекта федерального бюджета;

ü утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

ü ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

ü управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

ü управление государственным долгом РФ;

ü ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

ü выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг

ü государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

ü организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

Министерство экономического развития, которое осуществляет:

ü мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по РФ, субъектам и регионам РФ, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

ü разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

ü подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

ü проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

ü проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

ü осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

ü осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

ü проверка в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

ü выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

ü создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

ü осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

ü осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства РФ. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

ü осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

ü обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

ü осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

Особое место в управлении финансовыми отношениями отводится Центральному банку России (ЦБ РФ). ЦБ РФ выполняет следующие функции:

ü во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

ü монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

ü является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

ü устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

ü устанавливает правила проведения банковских операций;

ü осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ,

ü осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

ü принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

ü осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

ü организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

ü определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

ü устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

ü устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

ü принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ и др.

Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Специализированные финансовые институты – это юридические лица, которые либо непосредственно участвуют в перераспределении финансовых ресурсов, либо являются частью инфраструктуры финансового рынка, обеспечивающей эффективность и безопасность этого перераспределения. Они, взаимодействуя с хозяйствующими субъектами, населением и между собой способствуют аккумулирования небольших сбережений многих мелких владельцев (инвесторов) и последующему долгосрочному инвестированию аккумулированных средств.

Особо выделяются профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые обеспечивают его функционирование. К ним относятся:

ü биржи и организаторы торговли,

ü брокеры, дилеры;

ü управляющие портфелями ценных бумаг;

ü регистраторы;

ü депозитарии;

ü клиринговые организации.

Финансовые службы организаций (предприятий)

Финансовая служба как субъект управления может быть организована на предприятии, а может отсутствовать. В этом случае функции финансовой службы перераспределяются между бухгалтерией и экономической службой. Если финансовая служба организована, то она может быть представлена департаментом, отделом, сектором.

Основными направлениями финансовой работы на предприятии являются: финансовое планирование, оперативная работа (текущая) и контрольно-аналитическая работа.

Различают следующие варианты построения финансовой службы:

1. Зарубежный: предприятие возглавляет директор, ему подчиняется финансовый директор. Бухгалтерия функционирует в составе финансовой службы.

2. Российский:

а) эклектический: директору подчиняется и главбух и финансовый директор. Бухгалтерия и финансовая служба выполняют различные функции;

б) главный бухгалтер одновременно является финансовым директором, финансовая служба находится в подчинении бухгалтерии.

Задание 1. (ОК-4)

Раскройте содержание слов «система», «элемент», «взаимосвязь».

Задание 2. (ОК-6, ПК-14)

На основе изученных учебников заполните таблицу (не менее 7 источников)

Автор учебника Название учебника, год издания Элементы финансовой системы

Задание 3. (ОК-6, ПК-14)

На основе заполненной таблицы ответьте на вопросы:

Что такое финансовая система? Что такое система финансов?

Почему, на Ваш взгляд, отличаются точки зрения разных авторов на состав элементов финансовой системы?

Какие элементы системы финансов появились в 90-е годы ХХ века?

Под влиянием каких факторов складывается современная система финансов России?

Во что преобразовался элемент системы финансов СССР «страхование»?

Задание 4.(ПК-14)

Выучите следующие определения:

ü государственные финансы.

ü муниципальные финансы.

ü бюджет

ü государственный бюджет

ü федеральный бюджет

ü бюджет субъекта Российской Федерации

ü местный бюджет

ü внебюджетные фонды

ü бюджетная система

ü государственный кредит

ü муниципальный кредит

ü финансы предприятий (организаций)

ü финансы домохозяйств

Задание 5.(ОК-4)

Определите логическую соподчиненность (типологию) понятий:

ü сфера финансов;

ü звено;

ü элемент;

ü уровень;

Задание 6.(ОК-4)

Определите логическую соподчиненность (типологию) понятий:

ü бюджетная система;

ü система финансов;

ü система государственного и муниципального кредита;

ü централизованные финансы;

ü государственные финансы

Задание 7.(ОК-6, ПК-14)

Заполните таблицы:

Централизованные финансы включают: Децентрализованные финансы включают:

Государственные финансы включают: Муниципальные финансы включают:

Финансы субъектов Российской Федерации включают: Бюджетная система включают:

Задание 8. (ПК-14)

1. Укажите элементы современной системы финансов РФ

а) государственный кредит субъектов РФ

б) финансовые службы предприятий

в) федеральный бюджет РФ

г) страхование

д) децентрализованные фонды

е) финансы хозяйствующих субъектов

ж) международные финансы

з) государственный кредит федерального уровня

и) бюджеты субъектов РФ

к) финансы отраслей народного хозяйства

л) местные бюджеты

м) государственные органы управления финансами

н) муниципальный кредит

о) внебюджетные фонды

п) централизованные фонды

р) специализированные финансовые институты

с) финансы домохозяйств

2. Какие уровни выделяются в системе государственных финансов РФ

а) внебюджетные фонды

б) бюджетные фонды

в) муниципальные (местные) финансы

г) федеральный бюджет

д) международные финансы

е) государственные федеральные финансы

ж) финансы субъектов РФ

з) финансы органов государственной власти

3. Укажите элементы государственных финансов РФ

а) внебюджетные фонды

б) бюджетные фонды

в) местные финансы

г) федеральный бюджет

д) международные финансы

е) государственные федеральные финансы

ж) финансы субъектов РФ

з) финансы органов государственной власти

и) местные бюджеты

к) Пенсионный фонд РФ

л) бюджеты субъектов РФ

м) государственный кредит федерального уровня

4. Укажите звенья централизованных финансов РФ

а) местные бюджеты

б) федеральный бюджет

в) государственный и муниципальный кредит

г) страхование

д) социальное обеспечение

е) бюджетный процесс

ж) бюджетная система

5. Укажите элементы финансовой системы РФ

а) государственный кредит субъектов РФ

б) финансовые службы предприятий

в) федеральный бюджет РФ

г) страхование

д) децентрализованные фонды

е) финансы хозяйствующих субъектов

ж) международные финансы

з) государственный кредит федерального уровня

и) бюджеты субъектов РФ

к) финансы отраслей народного хозяйства

л) местные бюджеты

м) государственные органы управления финансами

н) муниципальный кредит

о) внебюджетные фонды

п) централизованные фонды

р) специализированные финансовые институты

с) финансы домохозяйств

Задание 9.(ОК-6, ПК-14)

Выучите следующие определения:

ü доходы бюджетов;

ü налоговые доходы;

ü неналоговые доходы;

ü безвозмездные поступления;

ü дотации;

ü субсидии;

ü субвенции;

ü нефтегазовые доходы;

ü ненефтегазовые доходы;

ü бюджетная классификация доходов;

ü расходы бюджетов;

ü бюджетная классификация расходов;

ü расходные обязательства;

ü бюджетные обязательства;

ü дефицит бюджета;

ü профицит бюджета

ü бюджетная система

ü бюджет расширенного Правительства

Задание 10.(ОК-6, ПК-14)

Дайте определение бюджета

Определите признаки бюджета

Раскройте функции бюджета

Задание 11.(ОК-6, ПК-14)

Какие классификации бюджетов Вам известны?

Задание 12. (ОК-5)

Нарисуйте схемы:

ü Консолидированного бюджета РФ

ü Консолидированного бюджета субъекта РФ

ü Консолидированного бюджета муниципального района

ü Бюджета расширенного Правительства РФ

Задание 13.(ОК-5)

1. Укажите:

- консолидированные бюджеты в бюджетной системе РФ

- собственные бюджеты субъектов РФ

- собственные местные бюджеты

а) районный бюджет Горьковского района Омской области

б) бюджет Горьковского района Омской области

в) федеральный бюджет

г) бюджет г. Москвы

д) бюджет Тюменской области

е) областной бюджет Омской области

ж) бюджет Омской области

и) бюджет РФ

к) бюджет г. Санкт-Петербурга

л) бюджет г. Омска

м) бюджет Московской области

н) краевой бюджет Краснодарского края

о) бюджет г. Калачинска (Омская область)

2. Укажите:

- консолидированные бюджеты субъектов РФ;

- бюджеты городских округов

- несуществующие бюджеты

а) районный бюджет Большереченского района Омской области

б) бюджет Тюкалинского района Омской области

в) федеральный бюджет

г) бюджет г. Москвы

д) бюджет Новосибирской области

е) областной бюджет Омской области

ж) бюджет Омской области

и) бюджет РФ

к) бюджет г. Санкт-Петербурга

л) бюджет г. Омска

м) бюджет Московской области

н) бюджет ЦАО г. Омска

о) бюджет г. Калачинска (Омская область)

п) бюджет города Томска

р) бюджет Центрального района г. Владимира

Задание 14.(ОК-5, ПК-4)

Укажите основные характеристики федерального бюджета РФ, областного бюджета Омской области и бюджета г. Омска в текущем году

Основные характеристики федерального бюджета

на текущий год, очередной год и плановый период

Основные характеристики 20__ 20__ 20__ 20__
Федеральный бюджет
прогнозируемый общий объем доходов
общий объем расходов
верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 20__
верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 20__
прогнозируемый профицит (дефицит)
Областной бюджет Омской области
прогнозируемый общий объем доходов
общий объем расходов
прогнозируемый профицит (дефицит)
Бюджет г. Омска
прогнозируемый общий объем доходов
общий объем расходов
прогнозируемый профицит (дефицит)

Проанализируйте данные, сделайте выводы

Задание 15.(ОК-5)

Какой бюджет, в какой правовой форме и кем принимается на федеральном уровне?

Какой бюджет, в какой правовой форме и кем принимается на уровне субъекта Российской Федерации?

Какой бюджет, в какой правовой форме и кем принимается в муниципальном образовании?

Задание 16.(ОК-6, ПК-14)

Выучите следующие определения:

ü налог

ü налоговые доходы

ü федеральные налоги

ü региональные налоги

ü местные налоги

ü неналоговые доходы

ü безвозмездные поступления

ü дотации

ü субсидии

ü субвенции

ü нефтегазовые доходы федерального бюджета.

ü ненефтегазовые доходы

Задание 17.(ОК-6, ПК-14)

ü Дайте определение доходов бюджета.

ü Определите их состав

ü Укажите особенности доходов федерального бюджета

Задание 18.

Определите функции налогов в экономике

Задание 19.(ОК-5)

Объясните, чем отличаются:

ü федеральные налоги от налоговых доходов федерального бюджета?

ü региональные налоги от налоговых доходов регионального бюджета?

ü местные налоги от налоговых доходов местного бюджета?

Задание 20. (ОК-5)

Определите элементы налогообложения на примере любого выбранного вами налога.

Задание 21.(ОК-5)

Укажите особенности бюджетной классификации доходов бюджета в отличие от других классификаций

Найдите в системе «КонсультантПлюс+» действующий приказ Министерства финансов о бюджетной классификации. Определите по нему код налога на доходы физических лиц.

Задание 22.(ОК-5; ПК-4)

На основе действующего Федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации заполните таблицу, рассчитайте и проанализируйте данные

Структура доходов федерального бюджета на текущий, очередной год и плановый период

20__ 20__ 20__ 20__
Доходы, всего
% к доходам всего
Нефтегазовые доходы
% к доходам всего
Ненефтегазовые доходы
% к доходам всего

Задание 23.(ОК-5)

Напишите состав:

ü Налоговых доходов федерального бюджета

ü Доходов федерального бюджета

ü Собственных доходов федерального бюджета

Задание 24. (ОК-5)

Напишите состав:

ü Налоговых доходов бюджета субъекта РФ

ü Безвозмездных поступлений бюджета субъекта РФ

ü Доходов бюджета субъекта РФ

ü Собственных доходов бюджета субъекта РФ

Задание 25.(ОК-5)

Напишите состав:

ü Налоговых доходов местного бюджета

ü Безвозмездных поступлений местного бюджета

ü Доходов местного бюджета

ü Собственных доходов местного бюджета

Задание 26.(ОК-6, ПК-14)

Выучите следующие определения:

ü расходы бюджета

ü расходные обязательства

ü бюджетные обязательства

ü публичные обязательства

ü ассигнования

Задание 27.(ОК-5)

Какие классификации доходов Вы знаете?

Задание 28.(ОК-5)

Что представляет собой бюджетная классификация расходов?

Каким правовым документом регламентируются разделы и подразделы бюджетной классификации расходов?

За счет каких видов доходов бюджетов (налоговых, неналоговых, безвозмездных поступлений) осуществляются расходы на государственное управление (федерального уровня) и образование?

Задание 29.(ОК-5)

Определите состав расходов федерального бюджета.

Задание 30.(ОК-5)

Укажите особенности бюджетной классификации расходов бюджета в отличии от других классификаций.

Найдите в системе «КонсультантПлюс+» действующий приказ Министерства финансов о бюджетной классификации. Определите по нему код расхода на высшее профессиональное образование.

Укажите особенности расходов федерального бюджета

Задание 31.(ПК-4)

На основе Федерального закона «О Федеральном бюджете на очередной год и плановый период) рассчитайте структуру расходов федерального бюджета РФ (несекретные статьи)

Расходы бюджетов

Раздел Подраздел Доля в расходах
Общегосударственные вопросы
В том числе Функционирование главы государства - Президента РФ
Функционирование законодательных органов государственной власти
Функционирование Правительства РФ
Судебная система
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора
Государственный материальный резерв
Фундаментальные исследования
Резервные фонды
Национальная оборона
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
В том числе Органы прокуратуры
Органы внутренних дел
Органы юстиции
Внутренние войска
Система исполнения наказаний
Органы безопасности
Органы пограничной службы
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона
Обеспечение пожарной безопасности
Миграционная политика
Национальная экономика
В том числе Общеэкономические вопросы
Топливно-энергетический комплекс
Исследование и использование космического пространства
Сельское хозяйство и рыболовство
Водное хозяйство
Лесное хозяйство
Транспорт
Дорожное хозяйство (дорожные фонды)
Связь и информатика
Жилищно-коммунальное хозяйство
Охрана окружающей среды
Образование
В том числе Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
Высшее и послевузовское профессиональное образование
Культура, кинематография, средства массовой информации
В том числе Культура, кинематография
Культура
Кинематография
Здравоохранение
В том числе Стационарная медицинская помощь
Амбулаторная помощь
Скорая медицинская помощь
Санаторно-оздоровительная помощь
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов
Санитарно-эпидемиологическое благополучие
Физическая культура и спорт
Социальная политика
В том числе Пенсионное обеспечение
Социальное обслуживание населения
Социальное обеспечение населения
Охрана семьи и детства
Физическая культура и спорт
В том числе Физическая культура
Массовый спорт
Спорт высших достижений
Средства массовой информации
В том числе Телевидение и радиовещание
Периодическая печать и издательства
Обслуживание государственного и муниципального долга
В том числе Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга
Обслуживание государственного внешнего долга
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
В том числе Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований
Иные дотации
Прочие межбюджетные трансферты общего характера

Проанализируйте данные, сделайте выводы

Задание 32. (ОК-6, ПК-14)

Определите причины появления дефицита и профицита бюджета.

Задание 33. (ОК-5)

ü Опишите инфляционные и неинфляционные источники финансирования дефицита бюджета.

ü Опишите внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

ü Укажите на особенности использования источников дефицита бюджета на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Задание 34.(ОК-5)

1 Что можно использовать для финансирования дефицита местного бюджета

а) бюджетные кредиты от других бюджетов

б) безвозмездные поступления

в) финансовую помощь из бюджета субъекта РФ

г) дотации из вышестоящего бюджета

д) доходы от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности

е) выпуск муниципальных ценных бумаг в иностранной валюте

ж) выпуск муниципальных ценных бумаг в валюте РФ

2 Что можно использовать для финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

а) бюджетные кредиты от других бюджетов

б) безвозмездные поступления

в) финансовую помощь из федерального бюджета

г) дотации из вышестоящего бюджета

д) доходы от продажи акций, находящихся в государственной собственности

е) выпуск государственных ценных бумаг субъекта РФв иностранной валюте

3 Что можно использовать для финансирования дефицита федерального бюджета

а) государственные займы в иностранной валюте

б) безвозмездные поступления

в) государственные займы в валюте РФ

г) доходы от продажи акций, находящихся в государственной собственности

д) таможенные пошлины

Задание 35.(ОК-5)

Заполните таблицу

Вид внебюджетного фонда Основные функции внебюджетных фондов Источник информации
Пенсионный фонд РФ.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ
Фонд социального страхования РФ.

Задание 36.(ОК-5)

Заполните таблицу:

Источники формирования внебюджетных фондов

Российской Федерации

Источники формирования ПФ ФОМС ФСС
Федеральный Территориальный

Задание 37. (ОК-5)

Укажите расходы Пенсионного фонда Российской Федерации

а) выплата трудовых пенсий

б) организация общественных работ

в) выплата пособия при рождении ребенка,

г) оплата медицинских услуг (для получения бесплатной медицинской помощи)

д) выплата пособия по безработице

е) выплата государственных пенсий военнослужащим

ж) выплата пособий по временной нетрудоспособности

з) выплата пособий на погребение умерших неработающих пенсионеров

и) выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет

к) выплата детских пособий от 1,5 и старше

л) выплата пособий на погребение умерших граждан (работавших на предприятиях)

м) обслуживание и выплата материнского капитала

н) оплата родовых сертификатов

о) выплата социальных пенсий

Задание 38.(ОК-5)

Укажите расходы Фонда социального страхования

а) выплата трудовых пенсий

б) организация общественных работ

в) выплата пособия при рождении ребенка,

г) оплата медицинских услуг (для получения бесплатной медицинской помощи)

д) выплата пособия по безработице

е) выплата государственных пенсий военнослужащим

ж) выплата пособий по временной нетрудоспособности

з) выплата пособий на погребение умерших неработающих пенсионеров

и) выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет

к) выплата детских пособий от 1,5 и старше

л) выплата пособий на погребение умерших граждан (работавших на предприятиях)

м) обслуживание и выплата материнского капитала

н) оплата родовых сертификатов

о) выплата социальных пенсий

Задание 39.(ОК-5)

Укажите расходы Фондов обязательного медицинского страхования

а) выплата трудовых пенсий

б) организация общественных работ

в) выплата пособия при рождении ребенка,

г) оплата медицинских услуг (для получения бесплатной медицинской помощи)

д) выплата пособия по безработице

е) выплата государственных пенсий военнослужащим

ж) выплата пособий по временной нетрудоспособности

з) выплата пособий на погребение умерших неработающих пенсионеров

и) выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет

к) выплата детских пособий от 1,5 и старше

л) выплата пособий на погребение умерших граждан (работавших на предприятиях)

м) обслуживание и выплата материнского капитала

н) оплата родовых сертификатов

о) выплата социальных пенсий

Задание 40. (ПК-8)

Заполните таблицу:

Доходы и расходы внебюджетных фондов в 20____ году

Внебюджетный фонд Доходы Расходы Дефицит
ПФ РФ
ФОМС РФ
ФСС РФ

Задание 41.(ОК-6, ПК-14)

Выучите следующие определения:

ü государственный кредит;

ü муниципальный кредит;

ü заем;

ü финансовый кредит;

ü связанный кредит;

ü иностранный целевой кредит;

ü гарантии с регрессным требованием;

ü гарантии без регрессного требования

Задание 42.(ОК-6, ПК-14)

Определите причины использования государственного и муниципального кредита

Охарактеризуйте деятельность РФ как кредитора

Охарактеризуйте деятельность РФ как гаранта

Охарактеризуйте деятельность РФ как заемщика

Определите основные формы заимствования государством

Задание 43. (ОК-6, ПК-14)

Обоснуйте место и роль децентрализованных финансов

Назовите элементы финансов хозяйствующих субъектов (финансов организаций)

Задание 44. (ОК-6, ПК-14)

Раскройте классификации финансов коммерческих предприятий.

Раскройте классификации финансов организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Задание 45.(ОК-6, ПК-14)

На основе изученных учебников заполните таблицу (не менее 7 источников).

Автор учебника Название учебника, год издания Принципы организации финансов предприятий

Задание 46. (ПК-4)

Раскройте содержание принципов организации финансов предприятий.

Задание 47. (ОК-6, ПК-14)

Определите элементы финансовой системы Российской Федерации

Задание 48.(ОК-5)

В системе «Консультант Плюс+» найдите документы, в которых описаны основные задачи (функции)

· Министерства финансов РФ;

· Министерства экономического развития;

· Федерального Казначейства РФ;

· Федеральной налоговой службы;

· Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Федеральной службы по финансовому мониторингу;

· Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

· Банка России

В тетради выпишите их основные задачи (функции, полномочия)

Задание 49.(ОК-5)

Укажите, какие государственные органы управления финансами выполняют следующие функции:

1. составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ;

2. осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета РФ и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, как в рублях, так и в иностранной валюте;

3. осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;

4. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

5. выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

6. разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;

7. осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

8. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

9. организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

10. координирует проведение с правоохранительными и контролирующими федеральными органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

11. организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;

12. взимает таможенные пошлины и сборы;

13. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

14. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

15. осуществляет полномочия собственника государственного имущества;

16. осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг эмитентами-юридическими лицами;

17. осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства;

18. осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле;

19. разрабатывает государственные прогнозы социально-экономического развития РФ;

20. осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

21. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

22. проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств бюджетов;

23. осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

24. управляет государственным долгом РФ.

Задание 50. (ОК-6, ПК-14)

Охарактеризуйте специализированные финансовые институты

Определите их состав

Задание 51. (ПК-4)

Определите содержание финансовой работы в организации

Определите субъектов финансовой работы в организации

Что представляет собой нормативно-правовая база финансовой работы на предприятии?

Задание 52.(ПК-9)

Объясните, как может быть организована финансовая служба организации.

Определите ее функции.

Задание 53.

Ответьте на вопросы: (ОК-6, ПК-14)

Чем отличается российская модель финансовой службы от западной модели?

Как может быть организована финансовая служба российского предприятия?

Задание 54. (ОК- 5)

Укажите, какие положения не соответствуют ФЗ «О бухгалтерском учете»:

1. Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер

2. Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности распределяется между главным бухгалтером и финансовым директором (заместителем директора), который подчиняется непосредственно руководителю организации

3. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации или финансовому директору (заместителю директора)

4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации

5. Без подписи финансового директора (заместителя директора) денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

6. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Задание 55. (ОК-6, ПК-14)

Раскройте состав финансов домохозяйств и дайте характеристику каждому элементу по следующему плану

· определение;

· функции;

· доходы и расходы

Задание 56. (ОК-6, ПК-14)

Определите отличия личных финансов от финансов индивидуальных предпринимателей

Задание 57.(ОК-6, ПК-14)

Заполните таблицу:

Отличия системы финансов от финансовой системы в классической теории финансов

Признак Система финансов (классическая теория финансов) Финансовая система (классическая теория финансов)
Определение
Методологический подход
Функции
Элементы

ТЕМА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

(НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ)

Финансовая система (financial system) — это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

Финансовая система включает в себя:

ü рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов,

ü финансовых посредников (банков, страховых организаций, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов),

ü фирмы, предлагающие финансовые услуги (профессиональные субъекты финансового рынка),

ü органы, регулирующие деятельность всех этих организаций.

В неоклассической теории финансов выделяют следующие функции финансовой системы:

ü обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей экономики в другие;

ü обеспечение способов управления риском;

ü обеспечение способов клиринга и осуществления расчетов, способствующих торговле;

ü обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях;

ü снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики.

В финансовой системе организуются финансовые потоки от экономических субъектов с избытком финансовых средств к экономическим субъектам с дефицитом финансовых средств.

Экономические субъекты с дефицитом финансовых средств:

Юридические лица (фирмы) Эмитенты ценных бумаг

Физические лица Заемщики

Государство

Основными экономическими субъектами с дефицитом финансовых средств выступают юридические лица. Под юридическим лицом, фирмой понимаетсясубъект экономической деятельности, основная функция которого заключается в производстве товаров или оказании услуг. Область финансов, занимающаяся вопросами принятия финансовых решений на уровне фирм, носит название финансов предприятий, или корпоративных финансов (business or corporate finance).

Экономические субъекты с избытком финансовых средств:

Юридические лица Инвесторы

Физические лица Кредиторы

Государство

Фирмы могут получить необходимые им финансовые средства через финансовых посредников или на финансовых рынках.

В зарубежной теории и практике выделяют три типа финансовых посредников. Это:

ü посредники депозитного типа, к которым относятся кредитные организации (банки и кредитные организации небанковского типа), сберегательно-кредитные ассоциации, взаимные сберегательные банки, кредитные союзы;

ü посредники контрактно- сберегательного типа. Ими являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды;

ü посредники инвестиционного типа. К ним относятся инвестиционные фонды (взаимные, открытые), паевые инвестиционные фонды, общие фонды банковского управления; трастовые фонды, инвестиционные компании закрытого типа.

В Российской Федерации к финансовым посредникам относятся:

ü коммерческие банки;

ü страховые организации;

ü инвестиционные фонды;

ü негосударственные пенсионные фонды.

Коммерческий банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Как финансовый посредник коммерческий банк привлекает денежные средства во вклады от одних лиц и предоставляет за счет этих средств кредиты другим лицам.

Страховая организация (страховщик) - юридическое лицо, которое на основе лицензии осуществляет страхование. Под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая организация осуществляет оценку страхового риска, получает страховые премии (страховые взносы), формирует страховые резервы, инвестирует активы, определяет размер убытков или ущерба, производит страховые выплаты.

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Страховая сумма - денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления. В Российской Федерации существуют акционерные инвестиционные фонды и паевые инвестиционные фонды (ПИФы) (открытые, интервальные и закрытые). Управляющие компании ПИФами выпускают ценные бумаги - инвестиционные паи.

Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда). Управляющая компания продает инвестиционные паи и привлеченные ценные бумаги вкладывает в ценные бумаги других эмитентов, недвижимость и другие активы, согласно инвестиционной декларации фонда. Доход владельца инвестиционного пая (инвестора) образуется как разница между ценой выкупа пая управляющей компанией и ценой приобретения пая инвестором. Момент предъявления пая на выкуп определяет сам инвестор в зависимости от типа ПИФа.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - некоммерческая организация социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

1) деятельность по негосударственномупенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Деятельность НПФ по негосударственномупенсионному обеспечению заключается в управлениипенсионными резервами (совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами). Основными субъектами негосударственного пенсионного обеспечения выступают:

ü вкладчик - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд, гдепенсионный взнос – это денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора;

ü участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Негосударственный пенсионный фонд формирует пенсионные резервы для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками.

НПФ может использовать:

- схемы с установленными взносами, когда вкладчик берет на себя обязательство по уплате пенсионных взносов в определенном размере;

- схемы с установленными выплатами, когда участнику гарантируется пенсия, рассчитываемая по утвержденному алгоритму с учетом стажа работы, заработной платы, возраста, должности и других параметров.

Деятельность НПФ в качестве страховщика заключается в управлении пенсионными накоплениями (совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с Федеральным законом «О НПФ»). Основными субъектами негосударственного пенсионного страхования выступают:

ü страхователь - физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование или на финансирование накопительной части трудовой пенсии в пользу застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», где страховой взнос - индивидуально возмездные обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплачиваемые страхователем в пользу застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в выбранный этим застрахованным лицом фонд в порядке, определяемом Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

ü застрахованное лицо - физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, или физическое лицо, в пользу которого заключен договор о создании профессиональной пенсионной системы.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами негосударственный пенсионный фонд формирует пенсионные накопления.

Рынки, на которых продаются и покупаются финансовые ресурсы принято называть финансовыми. Обычно различают следующие виды финансовых рынков: денежный рынок; кредитный рынок; валютный рынок; рынок ценных бумаг; рынок драгоценных металлов; страховой рынок; рынок производных инструментов.

С территориальной точки зрения различают национальные финансовые рынки и международные.

Функциональное назначение финансовых рынков заключается в аккумуляции и перераспределении денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов. Формирование и функционирование финансовых рынков обусловлено экономическими, правовыми и институциональные факторами.

Финансовые рынки способствуют развитию экономики, концентрации и централизации финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития народного хозяйства, материально-финансовой сбалансированности общественного производства, цивилизованному финансированию дефицита государственного бюджета.

Под денежным рынком понимают часть рынка ссудных капиталов, на котором осуществляются краткосрочные депозитно-ссудные операции, обслуживающие в основном движение оборотного капитала предприятий, краткосрочных инструментов банков, государства и частных лиц. К инструментам денежного рынка относятся долговые инструменты со сроком погашения до 1 года.

Кредитный рынок - это часть рынка ссудных капиталов, на котором обращаются долговые инструменты со сроком погашения свыше одного года. Участниками этого рынка также являются вышеназванные субъекты. Однако цели кредитного рынка иные - обслуживание движения основного капитала, финансирование дефицита государственного бюджета финансирование целевых программ. Кредитный рынок подразделяется на рынок среднесрочных кредитов, предоставляемых на срок от 1 года до 3 лет, и рынок долгосрочных кредитов, предоставляемых на срок свыше 3 лет. Кроме того, в составе кредитного рынка выделяют сегмент банковских кредитов и сегмент коммерческих кредитов.

Валютный рынок - это система отношений купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах. Основное назначение валютного рынка - обеспечение международных расчетов, регулирование валютных курсов, страхование валютных рисков.

Страховой рынок - это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга.

Рынок ценных бумаг (РЦБ) является сложным явлением, поскольку он охватывает часть денежного, кредитного, валютного, товарного рынков, рынков недвижимости, драгоценных металлов. Отличительным признаком его является оформление отношений между субъектами при помощи ценных бумаг, при этом эмитент (лицо, выпускающее ценные бумаги) не имеет права отказаться от выполнения обязательств, зафиксированных ценной бумагой. РЦБ можно классифицировать по разным признакам. С точки зрения эмитентов РЦБ подразделяется на рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. В точки зрения видов ценных бумаг РЦБ включает:

Ценной бумагойявляется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценные бумаги можно разделить на несколько групп:

ü по способу передачи прав (именные, ордерные, предъявительские);

ü по форме выпуска (документарные, бездокументарные);

ü с точки зрения отношений собственности (долевые, долговые).

  • Карта сайта