ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В УКРАИНЕ

1991 год. Социалистическая система хозяйствования, а вместе с ней и «Союз нерушимый республик свободных» рухнул, разбившись о постулат А. Смита, — ЧЕЛОВЕК СВОЕКОРЫС­ТЕН.

В результате распада СССР Украина обретает статус самостоятельного государства. В наследство от Советского Союза независимая Украина получает неэффективную централизованную плановую экономику со спадом производства и галопирующей инфляцией. Одной из существенных особенностей советской экономики был значительный перекос в сторону военно-промышленного комплекса (даже макаронные фабрики в СССР были «заточены» под производство пороха).

Украина воевать не собиралась, поэтому военные заказы стремились к нулю. Сотни оборонных предприятий попросту остановились. А поскольку военное производство — штука высокотехнологичная, то эффект мультипликатора довольно высок — начали как домино «падать» связанные отрасли. Мил­лионы людей де-факто стали безработными. Инфляция, спад производства, безработица — комбинация, очень похожая на

1 Василик О. Д. Теорія фінансів: Підручник. — К.: НЮС. — 2003, С. 57.


74 Финансы.UA

ту, что была во время мирового экономического кризиса 70-х годов. Правда, с одним существенным отличием — у нас не было рыночной экономики и частной собственности.

Политическое руководство страны приняло решение о переходе экономики на рыночную модель. Кроме того, остро стал вопрос о реструктуризации — переводе промышленного производства на «мирные рельсы».

О том, как в Украине проводилась «прихватизация» — как говорится, без комментариев. Не будем уделять внимание и реструктуризации (оборонные предприятия по сей день находятся в состоянии глубокого анабиоза). Подробнее мы остановимся на государственной финансовой политике, которая складывается из трех основных частей (денежно-кредитной, бюджетной и налоговой) и охватывает практически все методы мобилизации и использования финансовых ресурсов.

Поскольку руководство Украины начала 90-х (да и теперешнее тоже) «произрастало» из советской административно-командной системы, то желание «порулить» экономикой у них, что называется, в крови. Следовательно, кейнсианский подход с его концепцией государственного регулирования оказался «идейно близким». Хотя я не уверен, что основная масса парламентариев и членов правительства подозревала о существовании Кейнса и его теории. В результате получился какой-то кейнсиано-марксистский уродец в эпоху дикого накопления первоначального капитала. Бюджетную политику первой половины 90-х годов можно охарактеризовать как «затыкание финансовых дыр» эмиссионным методом.

Что касается налоговой политики, то одной из «козырных фишек» того времени было введение новых налогов или увеличение ставок действующих налогов задним числом. Например, в июне месяце руководители предприятий узнавали, что родному государству, начиная с января текущего года нужно доплатить еще процентов 5 — 10 к тому, что уже заплачено.

В результате к 1995 году «накейнсианились-накоммуниздились» до такой степени, что политическому руководству страны стало ясно: если так будет продолжаться дальше, «ляжет» и относительно работоспособная часть экономики. А там и до новой революции недалеко.

Денежно-кредитной политике «высочайше дозволили»


Глава 3. Финансовая политика государства 75


последовать рекомендациям монетаристов'. В результате уже к середине 1996 года удалось существенно затормозить темпы инфляции и стабилизировать курс купоно-карбованца. Это позволило осуществить деноминацию и ввести в обращение национальную денежную единицу Украины — гривню. Кроме того, благодаря активной поддержке и непосредственному участию НБУ, в Украине за первые годы независимости была создана национальная банковская система, а следовательно, кредитный рынок. Денежно-кредитный рынок на сегодняшний день является, пожалуй, единственным эффективно и полноценно работающим сегментом финансового рынка страны.

Для наглядности на компакт-диске (см. Приложение 3) изложены «Основні засади грошово-кредитної політики на 2006 рік».2Если

коротко охарактеризовать суть денежно-кредитной политики, проводимой в Украине, то это можно назвать политикой кур­сового таргетирования (от английского «target» — цель). Основной целью такой политики является поддержание стабильностигривни по отно­шению к «якорной валюте»:і, которой для Украины является доллар США.

1 Рекомендую прочесть статью директора департамента монетарной политики
НБУ: Гребеник Н. Основні віхи у формуванні та проведенні грошово-кредитної
(монетарної) політики в Україні // Вісник національного банку України. —
2007. - .\о 5. - С. 12 - 19. (см. Приложение 101).

2 Советую также ознакомиться и с Приложением 61 («Положення про процентну
політику Національного банку України»).

Некоторые страны в качестве якоря выбирают корзину из нескольких валют (например, евро + доллар).


76 Финансы.UA

Реализация такой политики требует постоянного вмешательства НБУ в процесс торгов на межбанковском валютном рынке пу­тём осуществления валютных интервенций1. Валютные интер­венции являются главным инструментом денежно-кредитной политики, а операции на валютном рынке — основным каналом эмиссии национальной валюты. Безусловно, данный режим поддержания стабильности национальной денежной единицы оказал благоприятное воздействие на экономику страны, повысил доверие к гривне со стороны населения Украины и иностранных инвесторов. Однако эта политика малоэффективна против другого вида нестабильности — обесценивания гривни по отношению к товарам (другими словами — инфляции).

Начиная с 2002 года, Нацбанк начал подготовку к переходу на более эффективный (как показывает зарубежный опыт) режим денежно-кредитной политики — инфляционное таргетирование. Как уже видно из названия, такая политика предполагает в качестве главного приоритета поддержание некоторого заранее заданного2 уровня инфляции, при котором экономика страны могла бы стабильно и динамично развиваться. Политика инфляционного таргетирования требует наличия эффективного механизма мо­нетарной трансмиссии3. Смысл трансмиссионного механизма заключается в том, чтобы через различные инструменты денежно-кредитной политики центрального банка воздействовать на финансовый сектор экономики. А финансовый сектор, в свою очередь, будет передавать это воздействие на реальный сектор

1 В данном случае НБУ выступает в качестве субъекта финансов на межбанковском
валютном рынке.

2 Если говорить точнее, — спрогнозированного.

3 Любознательным студентам настоятельно рекомендую ознакомиться с Приложением
102. Там содержатся фотокопии трёх статей:

1. Міщенко В., Сомик А. Монетарний трансмісійний механізм в Україні. Стаття 1. Теоретичні засади трансмісійного механізму грошово-кредитної політики //' Вісник національного банку України. — 2007. — Лі 6. — С. 24 — 27;

2. Лисенко Р., Ніколайчук С, Сомик А. Монетарний трансмісійний механізм в Україні. Стаття 2. Аналіз дії трансмісійного механізму грошово-кредитної політики // Вісник національного банку України. — 2007. — -V» 11. — С. 18 — 24;

3. Міщенко В., Сомик А., Шульга С. Монетарний трансмісійний механізм в
Україні. Стаття 3. Напрями вдосконалення трансмісійного механізму грошово-
кредитної політики на основі зарубіжного досвіду// Вісник національного банку
України. - 2007. - Хя 12. - С. 24 - 28.


При переходе к политике инфляционного таргетирования произойдёт значительная либерализация валютного рынка. Скорее всего, будет введен валютный коридор (например, 5 грн.±5 % за $1). Нацбанк при этом будет осуществлять интервенции только в том случае, если будет существовать опасность выхода курса гривни за пределы коридора. По мере повышения устойчивости нашей финансовой системы границы коридора будут расширяться


78 Финансы. UA

и, в конечном итоге, мы перейдем к свободно плавающему курсу. С введением режима инфляционного таргетирования основным каналом эмиссии национальной валюты станут операции по рефинансированию банков, а ставка рефинансирования будет главным инструментом регулирования спроса и предложения денег (стоимости в денежном выражении).

Что касается бюджетной политики, то она в Украине по-прежнему носит выраженный кейнсианский уклон. Правда, в части, касающейся размера бюджетного дефицита и источников его покрытия, стараются придерживаться монетаристского


Глава 3. Финансовая политика государства 79


подхода. Во всем остальном — неэффективное административно-командное перераспределе­ние бюджетных ресурсов, получившее среди государственных чиновников название «дерибан»1.

В файле «Приложение 4» содержатся тексты «Основних напрямів бюджетної політики» на 2006 и 2007 годы. Это официальные документы, которые утверждаются постановлениями Верховной Рады и находят свое отражение в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

По большому счету, если бюджетная политика отвечает на вопрос о том, КУДА И КАК государство считает нужным ТРАТИТЬ бюджетные ресурсы, то налоговая политика — это ответ на вопрос: «А ГДЕ И КАК их ВЗЯТЬ?»

Сказать о налоговой политике точнее, чем это сделала Вер­ховная Рада Украины в 1999 году, пожалуй, нельзя. Поэтому я процитирую: «Верховна Рада України відзначає, що податкова політика в Україні характеризується безсистемністю, нестабільністю, необгрунтовано високим і нерівномірним податковим тиском па суб'єктів господарювання, сприяє створенню умов для розширення тіньового сектора економіки, порушенням податкового законодавства».

Верховна Рада України постановляє: /. Визнати роботу в галузі податкової політики та податкової реформи такою, що не відповідає інтересам

' Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с любым отчетом Счетной палаты Украины или Контрольно-ревизионной службы Украины на их официальных сайтах (www.ac-rada.gov.ua, www.dkrs.gov.ua).


економічного розвитку України і потребує суттєвого вдоско­налення». '

Полный текст постановления, а также текст постановления ВР «Про Основні положення податкової політики в Україні» размещен в файле «Приложение 5».

С 1999 года мало что изменилось. И это вполне понятно. Объясняется данная ситуация отнюдь не глупостью и безалабер­ностью государственных властей, нет. Скорее наоборот, люди там сидят неглупые. Их цель — удержание власти (сохранение своего места в государственной надстройке). Для этого необходимо поддерживать ситуацию, когда первооснова экономического

1 Постановление Верховной Рады Украины «Про податкову політику в Україні та заходи щодо удосконалення податкового законодавства».


Глава 3. Финансовая политика государства 81

базиса — люди, — управляемы. А как показывает исторический опыт, одно из самых эффективных средств сделать человека управляемым — страх1. Логическая цепь достижения эффективной управляемости такова:

— чем более запутанным и невыполнимым будет налоговое законодательство, тем сложнее его исполнять;

— чем сложнее его исполнять, тем больше желание его обойти и уйти «в тень»;

— чем дальше экономический субъект уходит «в тень», тем легче государству привлечь его к ответственности (административной, уголовной);

— чем легче субъект привлечь к ответственности, тем больше он испытывает страх;

— чем он больше испытывает страх, тем легче им управлять.
Страх — хороший стимул2. Кроме того, в «мутной воде» закона

очень удобно ловить рыбу.

Фактическая налоговая политика в Украине «страдает» ярко выраженным кейнсианским уклоном — значительное налоговое бремя и расширенная система налоговых льгот. В этой связи хочется привести пару цитат3.

1. «Втрати держави від списання і реструктуризації
податкових боргів та надання пільг з оподаткування становили
в 2001 році майже 58 млрд гри., що на 5,6 відсотків перевищило
загальні надходження до бюджетів усіх рівнів та в 1,5 раза —
до державного бюджету.

Сума пільг з оподаткування становила 51,2 млрд гри., з них прямі втрати бюджетів — 29,8 млрд грн., або 54,2 відсотка надходжень до зведеного бюджету».

2. «Розвинена система пільгового оподаткування та
протекціоністська політика держави щодо окремих галузей
економіки призвели до того, що загальний обсяг податкових

1 «Есть два рычага управления людьми — страх и корыстолюбие» (Наполеон
Бонапарт).

2 Стимул — от латинского stimulus, буквально — остроконечная палка, которой
в древнем Риме погоняли животных и рабов.

3 Первая — из ежегодного отчета Счетной палаты Украины {uiww.ac-rada.gov.
иа); вторая — из выступления Председателя ВР В. Литвина во время рассмотрения
отчета о выполнении Закона Украины «Про Державний бюджет України на 2003
рік» от 2 июня 2004 года.


82 Финансы.UA

пільг сягнув у 2003 році 71,3 млрд гривень, а це співставно із 94,7 відсотка доходів бюджетів України»,

Попытка нарушить Status Quo была сделана в 2005 году. В Украине отменили налоговые льготы для свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Налоговые льготы для СЭЗ и ТПР носили в основном откровенно протекционистский характер («для своих»). Справедливости ради следует отметить, что от отмены льгот пострадало много добропорядочных инвесторов (частенько у нас вместе с грязной водой выплёскивают и ребёночка).

ИТОГО

Для того чтобы экономика Украины могла развиваться стабильно при приемлемом уровне инфляции, одних только усилий в рамках компетенции НБУ абсолютно недостаточно.

Глава 3. Финансовая политика государства 83

Для достижения успеха необходимы согласованные действия со стороны Верховной Рады и Кабинета Министров в части налоговой и бюджетной политики. А пока, к сожалению, ситуация очень напоминает мне операционную, в которой над многострадальным телом отечественной экономики орудуют два мясника с топорами (в лице ВР и Кабмина) и один хирург (в лице НБУ), который скальпелем и кетгутом1 денежно-кредитной политики пытается откорректировать работу мясников.


84 Финансы.UA

ГЛАВА 4.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Какие нынче механики?

Это крушение, а не люди!