XREFF.RU


Этносоциология. Социология религии РЕЗЮМЕ Вопросы для самопроверки и контроля:



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Этносоциология. Социология религии РЕЗЮМЕ Вопросы для самопроверки и контроля:

Этносоциология. Социология религии РЕЗЮМЕ Вопросы для самопроверки и контроля:

Этносоциология.Социологиярелигии

1.Предметэтносоциологии.Функцииэтносоциологии.

2.Понятие этноса.

3.Этнические общности.

4.Религия как социальный институт.

5.Виды религий.

6.Значение религии в жизни общества.



Этносоциология-относительномолодаяотрасльсоциологическихзнаний,возникшаянаграницеэтнографииисоциологии.Понятие"Этносоциология"происходитотдвухслов«этнос»-народи«социология»-учениеообществе.Такимобразом,вбуквальномпереводеэтносоциологияозначаетучениеобобществеиместовнемнародов.

ЭтносоциологиякакотдельнаяотрасльсоциологическихзнанийсформироваласьвГерманиив20-30-хгг.XXст. ВпервыетерминэтносоциологияввелвнаучныйоборотнемецкийсоциологР.ТурнвальдОсновоположником этносоциологиипринятосчитатьамериканскогосоциологаиисторика-славистаX.Ситтона-Уотсона,которыйразработалконцепциюэтногенезавдоиндустриальномобществе.НатерриториибывшегоСССРонавыделяетсятольков60-хгг.Появлениееесвязаноснеобходимостьюпроникновениявсущностьтехобщественныхявлений,содержаниекоторыхвзначительнойстепениопределяетсяэтническойспецификойстраныилиотдельныхеерегионов.

В современном обществе интерес к Этносоциология возрос, что объясняется рядом объективных факторов. Один из них - оживление активности отдельных народов и наций, вызванных в первую очередь политическими процессами. В частности, распадом колониальных систем, окончанием холодной войны, разрушением тоталитарных коммунистических режимов в Восточной Европе и развития независимых государств.

Другойфактор,который увеличил интерескэтносоциологии-этообострениемежэтническихотношенийвсовременноммире,котороепривелокмежэтническимконфликтамврядерегионовмира.

Этносоциологияизучает:

Этносоциология - это отрасль социологических знаний, которая изучает основные тенденции образования и развития этнических общностей, их взаимоотношения между собой, а также механизмы их вхождения в систему социальных отношений.

К основным категориям этой социологической дисциплины относятся племя, народность, народ, нация, межэтническое взаимодействие, национальное сознание, национализм и многие другие.

Среди основных функций этносоциологии можно назвать:

• определение и осознание роли этнических сообществ в общественной жизни;

• содействие развитию национального сознания и национальной культуры;

• содействие развитию чувств патриотизма и национального достоинства;

• налаживание механизмов межэтнических отношений и другие.

Начиная с конца 80-х гг. украинская этносоциология сосредоточивает свое внимание на исследовании этнического состава украинского общества, определении статуса у украинского этноса и национальных меньшинств, изучении межэтнических отношений в украинских обществе.

Этногенез-процесспроисхождения,формированияиразвитияэтническихобщностей,современныхнародовинаций.

Этнос является сложным социокультурным феноменом, который трактуется современными исследователями по-разному .

Одни рассматривают этнос как природное образование, сложилось исторически (Ю. Бромлей, Е. Смит) Возникновение этноса не е зависит от воли и желаний отдельных людей. Формирование этносов по этой концепции - явление объективное оно являются прямым продолжением развития рода и племени, и приводит к образованию нации. Согласно второй концепции образования этносов хотя и связано с процессами в природе, однако они формируются отдельными социальными субъектами, то есть искусственно созданными (Л Гумилев, Ф. Геккманн, Е. Геллнер ).

Социально-этническаяобщность этоисторическисложившаясянаопределеннойтерриторииустойчиваясовокупностьлюдей,связанныхобщностьюязыка,культуры,психологическогоскладаисамосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Основнымиисторическимиразновидностямисоциально-этническойобщностиявляютсяплемя,народностьинация.

Племя типэтническойобщности,присущийпреимущественнопервобытно-общинномустроюиоснованныйнакровнородственномединстве.

Племяимелосвоютерриториюиохватывалобольшоечислородовикланов.Родпредставлялсобойгруппукровныхродственников(поматеринскойилиотцовскойлинии),аклан родовуюобщину,ставшуюисточникомформированияосновплеменнойвласти.

Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т. д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности.

Народность типэтническойобщности,возникающийвпериодразложенияродоплеменнойорганизациииоснованныйужененакровнородственном,анатерриториальномединстве.

Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.

Нацияисторическивысшийтипэтническойобщности,длякоторогохарактерныединствотерритории,экономическойжизни,культурыинациональногосамосознания. Первыенациивозниклив17-19векахвЕвропевпериодзарождениятоварно-денежныхотношенийискладываниятоварногопроизводства.

Становление нации – процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этнические общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, – но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

. Этническиепризнаки,помнениюЮ.Бромлея,присутствуютразличнымсоциальнымобразованием,вчастноститакимкакплемя,народность,нация. Этнос формируетсянаосновеединстватерриториииэкономическойжизни,новпроцессеисторическогоразвитиямногоэтносовтеряютобщностьтерриторииичастиизнихпроживаютнатерриториидругихнародов,гдеформируютэтническиегруппы,впрочемсохраняютосновныепризнакисвоегоэтноса.

ВотличиеотЮ.Бромлея,другойроссийскийсоциологЛ.Гумилевявляетсясторонникомконцепцииискусственносконструированныхэтносов,согласнокоторойэтносыформируютсяблагодарянеприроднымфакторам,аблагодаряжеланиюиволиотдельныхлиц,лицсхаризматичнойнатурой,чьевлияниенадругихлюдейтруднопереоценить. СвоюконцепциюЛГумилевпостроилнаэффекте,открытомбиологомВ.Вернадским.Сущностьегозаключаетсявтом,чтовсеживыесистемызначитисоциальныесистемы)поглощаютбиохимическуюэнергиюизкосмосаиокружающейсреды.Идеальноесостояниесистемынаступаеттогда,когдасистемавпитываетстолькобиохимическойэнергии,скольконеобходимоейдляжизнеобеспечения.Избытокэтойэнергииприводиткактивизациисистемы,дефицит-кугасаниюеежизненныхфункцийираспада.Неравномерностьраспределениябиогеохимическойэнергииживоговеществабиосферызадлительноеисторическоевремядолжнабылаотразитьсянаповеденииэтническихколлективоввразныеэпохиивразныхрегионах.СогласноЛ.Гумилеву,возникновение,развитиеиактивностьэтносовзависитотпассионариев-лиц,способныхнакапливатьзначительноеколичествоэнергиииспособныхидтикцеливопрекиинстинктам.Пассионарностьзахватываетлишьнекоторыхлюдей,причемвразнойстепени.Кизвестнымпассионариям можноотнестиА.Македонского,ЮлияЦезаря,князяВладимира,ЖаннуД'Арк,БХмельницкого, Бисмарка,НаполеонаЮ.Пилсудского,В.Ленинаидругихвыдающихсялиц Итак,ЛГумилев,вотличиеотЮБромлея,рассматриваетэтноснекакприродноеобразование,акаксоциальныйинститут,образованныйпассионариями.

Предметомисследованиясоциологииэтносовкромеэтногенезатакжеформасуществованияэтническихобщностей.Поэтомукритериюсуществуютдвеконцепцииэтническихобщностей. Однаизнихрассматриваетэтносыкакреально существующегогруппы,закоторымиможнонаблюдатьиизучатьих,другаясчитаетэтносыусловносуществующимигруппами. Особоеместовсистемеобщественныхотношенийзанимаютотношениянациональные.Ихназваниесвязаноснациями наиболеезрелойисовременнойсоциально-этническойобщностью,пришедшейнасменутакимобщностямкакрод,племя,народность.

Национальноесамосознание отнесениечеловекомсебяктойилиинойнациональнойобщности.Еслинароднеосознаетсебянацией,тонесмотрянаэтническуюобщность,общуютерриторию,экономику,наличиегосударства,оннеявляетсянациейвполномсмыслеэтогослова.Например,немцыпослепоражениявоВтороймировойвойнепересталисчитатьсебянацией.Ониназываютсебянемецкимнародом,ноненацией,хотяобладаютвсемипризнаками,присущимиданнойформеэтническойобщности.Инаоборот,американскийнародосознаетсебянацией,несмотрянато,чтонеобладаетнациональнойоднородностью.Такимобразом,говоритьонациикакреальносуществующемявлении, можнотольковслучаеналичияулюдейнациональногосамосознания.Еслиженациональноесамосознаниеотсутствует,томожноговоритьобобщемэтническомпроисхождении,нонеболее.

О наличии национального самосознания можно судить по следующим признакам:

знание истории своего народа (этническая память),

знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций,

знание языка своего этноса,

чувствонациональногодостоинстваинациональнойгордости.

Национальное самосознание позволяет чувствовать себя непохожим, отличающимся от других, и в то же время ощущать себя принадлежащим к определенному социальному целому – к этнической группе, к нации. Национальное самосознание способно защитить человека от чувства беззащитности и одиночества перед лицом опасностей современного мира – ядерной угрозы, экологических проблем, новых неведомых болезней.

Так в чем проявляется особенность нации? Несмотря на то, что социальные связи между представителями нации не являются настолько близкими, как скажем в племени, нация является мнимой социальной общностью, вместе с тем она оказывается гораздо сплоченнее именно благодаря национальному самосознанию. Во-вторых, нация является более экономически и политически активной, что объясняется прежде всего тем образования наций, совпадающей с началом промышленного переворота, а также неотъемлемым стремлением создать собственное государство. В-третьих, нация является носителем более высокого уровня культуры, поскольку именно она принимает историко-культурный опыт предыдущих поколений. Самобытность культуры и языка той или иной нации способствует процессу этнической самоидентификации ее представителей, развития у них национального сознания.

Итак,суммируявышесказанное,можносделатьвывод,чтоэтническиеобщностиявляютсяоднимиизведущихсоциальныхсубъектовобщественнойжизни,такактивноучаствуютвполитических,экономическихиссоциальныхвузкомсмыслепроцессах.Этническиеобщностипрошлисложныйпутьсвоегоразвития этногенеза.Каждомупериодуисторииприсущисвоидоминирующиеэтническиесообщества.Так,родоваяобщинадаетначалоплемени,впоследствииобразуетнародность,котораяусвоюочередьформируетнацию,котораяявляетсядоминирующейэтническойсообществомнасовременномэтапеобщественнойистории.Пониманиезакономерностейэтногенезапозволяетпонятьсущностьэтническихобщностей,ихместоирольвобщественнойжизни,позволяетстроитьэффективнуюнациональнуюполитику.

Этносоциальныепроцессыявляютсяобщемировыми,поэтомуестественноонинеобошлиинашегосударство. Проблеманациональноговозрожденияукраинскойнацииначалаостроощущаться.ВерховнаРадаУССРвоктябре1989принимаетЗаконязыкахвУкраинскойССР",которыйвводитсявдействиес1января1990г.Поэтомузаконуукраинскийязыкполучилстатусгосударственногоязыка,аСоветминистровреспубликиразработалаГосударственнуюпрограммуразвитияукраинскогоязыканапериоддо2000года. ПовышениинациональнойактивностивУкраинепривелоксозданиюнезависимогоукраинскогогосударствав1991г.

Серьезную проблему для национального возрождения украинской составляет тот факт, что население государства территориально разграничено на сообщества запада и востока. Такое разграничение вызвано различиями социокультурного, экономического и политического развития этих территорий, что разъединяет нацию. Различия между территориальными сообществами прежде проявляются в их политических предпочтениях, что затрудняет прежде, процесс государственного строительства, вызывает частые политические кризисы, как и мешают успешному экономическому, культурному и социальному развитию украинских общества.

Другойпроблемойэтносоциальногоразвитиянашегогосударстваявляетсято,чтоУкраинаявляетсяполиэтническимгосударством,натерриториикоторогопроживаютпредставителиболее100национальностей,поэтомупроблемамежнациональныхотношенийвУкраинеактуальна.

1 ноября 1991 года Верховна Рада приняла Декларацию прав национальностей. Согласно этой декларации, Украинское государство гарантирует всем этническим группам, гражданам, проживающим на ее й территории, равные политические, экономические и социальные права. Дискриминация по национальному признаку запрещается и карается законом. Государство гарантирует всем этническим группам права на сохранение их традиций йного расселения и обеспечивает существование национально-административных единиц, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для развития их языков и культур.

ЗащитаправисвободнациональностейгарантируетиКонституцияУкраины,принятаяв1996годучастности,ее11статьягарантируетгосударственноесодействиеразвитиюкультурной,языковойирелигиознойсамобытностивсеххкоренныхнародовинациональныхменьшинствУкраины. Согласност.24,угражданнеможетбытьпривилегийилиограниченийпопризнакамэтническогопроисхожденияВ.ст.53гражданам,принадлежащихкнациональным меншинствам гарантируется,правонаобучениенародномязыкеилинаизучениеродногоязыкавучебныхзаведенияхиличерезнациональныекультурныеобщества.

Немало было сделано для возвращения в Украину представителей этнических групп, которые в советские времена были незаконно депортированы отсюда. Так на 1 июля 1995 года в Украину вернулось почти 250 тыс. крымских х татар, 1400 болгар, 4800 армян, 3450 греков, 2000 немцев.

Для удовлетворения образовательных потребностей этнических групп Министерство образования и Министерство по делам национальностей и миграции разработали и утвердили программу возрождения и развития образования этнических групп в Украине на период 1994-2000 гг. В 1995 Кабинет министров одобрил концепцию развития культур этнических групп. Согласно этой Концепции создан Центр цыганской культуры в Киеве и болгарский культурный в Болграде Одесской обл. В августе 1995 г. принято постановление "О мероприятиях по решению политико-правовых, социально-экономических и этнических проблем в Автономной Республике Крым".



Национальный состав населения Автономной Республики Крым по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года

 





Наименование
этноса

Кол-во (тыс.чел.)

в % ко всему
населению

1.

русские

1180,44

58,32

2.

украинцы

492,22

24,32

3.

крымские татары

243,43

12,03

4.

белорусы

29,28

1,45

5.

татары

11,09

0,55

6.

армяне

8,76

0,43

7.

евреи

4,52

0,22

8.

поляки

3,87

0,19

9.

молдаване

3,76

0,19

10.

азербайджанцы

3,74

0,18

11.

узбеки

2,94

0,15

12.

корейцы

2,87

0,14

13.

греки

2,79

0,14

14.

немцы

2,53

0,13

15.

мордвины

2,20

0,11

16.

чуваши

2,17

0,11

17.

цыгане

1,89

0,09

18.

болгары

1,87

0,09

19.

грузины

1,77

0,09

20.

марийцы

1,08

0,05

21.

турки

0,96

0,05

22.

удмурты

0,86

0,04

23.

таджики

0,75

0,04

24.

чехи

0,74

0,04

25.

башкиры

0,72

0,04

26.

караимы

0,67

0,03

27.

эстонцы

0,61

0,03

28.

казахи

0,54

0,03

29.

осетины

0,53

0,03

30.

литовцы

0,51

0,03

31.

латыши

0,41

0,02

32.

курды

0,39

0,02

33.

гагаузы

0,38

0,02

34.

коми-пермяки

0,28

0,01

35.

арабы

0,26

0,01

36.

арабы

0,26

0,01

37.

румыны

0,26

0,01

38.

лезгины

0,24

0,01

39.

ногайцы

0,24

0,01

39.

чеченцы

0,24

0,01

40.

туркмены

0,22

0,01

41.

крымчаки

0,2

0,01

42.

венгры

0,18

0,01

43.

коми

0,18

0,01

44.

киргизы

0,14

0,01

45.

испанцы

0,11

0,01

 


ВАвтономнойРеспубликеКрымпроживаютпредставителиещеоколо80национальностей,однакоихчисленностьнепревышает100человек.

 



Религиозныйинститутотноситсякнесветскойкультуре,ноиграеточеньважнуюрольвжизнимногихлюдейкаксистеманормкультурногоповедения,т.е.служенияБогу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Э.Дюркгеймсчитал,чторелигия продуктчеловекаилисоциальнойгруппы,нужныйдляморальногоединства,выражениеколлективногоидеала.

Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М.Веберуделялособоевниманиеизучениюпротестантизмаивыделялегопозитивноевлияниенаразвитиекапитализма,определившеготакиеегоценности,как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядромрелигиозногоинститутаявляетсяцерковь.Церковьпредставляетсобойорганизацию,использующуюразнообразныесредства,втомчислерелигиознуюмораль,обрядыиритуалы,спомощьюкоторыхобязывает,заставляетлюдейпоступатьсоответствующимобразом. Церковьнужнаобществу,таккакявляетсядуховнойопороймиллионамлюдей,втомчислеищущимсправедливость,различаямеждудобромизлом,даетимориентирыввиденормморали,поведенияиценностей.

В Украине представлены практически все виды верований, а также существует множество сект. В украинском обществе 70 % населения исповедует православие, значительно число верующих мусульман - 25 %, остальная часть – представители других религиозных конфессий - 5 %., существует множество сект.

Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране. Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям. Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.

Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.

В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех религий.

Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

За все время развития религиозного мировоззрения сформировалась чрезвычайно большое количество религиозных систем и верований. Однако, наиболее используемые является система классификации религии, разработанная американским ученым Р. Беллом. Ученый выделяет пять типов исторических религиозных систем - примитивные, архаичные, исторические, ранние современные и современные религии.

Примитивные религии существовали в первобытнообщинном строе. Этим религиям присуща мифологическая нерасчлененность сознание, единство природного и сакрального, отсутствие религиозных учреждений и организаций, деперсонификованисть богов (вера в сверхъестественные силы, а не в лицо). К таким религиям относятся фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.

Фетишизм-веравчрезвычайныхсилыопределенныхпредметов-фетишей,являющихсяобъектамипоклонения:сверхъестественныесвойстваприписываютосвященнойводе,иконам,святыммощам.

Тотемизм-веравкровномродстверодасопределеннымматериальнымпредметомилиживымсуществом,считаетсяотцомрода,его"тотемом".Родилиплемяносятимятотема,потомучтосчитаютчтоонихоберегает.

Анимизм-веравдушучеловекаидругихживыхсуществ.Этарелигиознаясистемаспособствовалаформированиютакихпредставленийкакверавбессмертиедуши,реинкарнацию(переселениедуш)ит.п.

Магия-этоколдовскиеритуалы,черезкоторыелюдистремилисьповлиятьнаповедениеживотных,другихлюдей,стихийныесилыприроды,изменитьихвнужномнаправлении.Магическиеобрядыбылиувсехнародов,отличаясьпоформе,содержаниюипродолжительности.Отдельныемагическиеритуалывошливсовременныерелигиозныесистемы.

Характерной чертой всех религиозных систем этого времени является предоставление богам человеческих образов, а также появление служителей культа - шаманов, жрецов и т.д., которые считаются посредниками между миром людей и миром богов. Большинство религий этого времени является политеистическими (языческими). Среди них можно выделить религиозные системы Древней Греции, Рима, Индии, славянский пантеон. Характерным признаком этих религиозных систем является также появление первых культовых сооружений, которые были не только центром религиозной, но и политической, культурной жизни.

Исторические религии в основном становятся монотеистическими, т.е. связанные с верованием в одного Бога. Данные религиозные верования покидают пределы одного государства или одного этноса и становятся мировыми. Среди религий этого типа Белла выделил христианство, ислам, иудаизм.

Современный этап эволюции религиозных систем по мнению Белла, характеризуется религиозным плюрализмом. Среди современных религий можно упомянуть такие как учение Свидетелей Иеговы, мормонов, сайентологии, восточные культы - Агни-Йога, Харе Кришна и другие.

Основные религиозные системы современности можно разделить на два типа - мировые религии и национальные религии . К мировым религиям относят те, которые вышли за пределы одной страны или народа и охватили значительные территории и число верующих. К таким относятся буддизм, христианство и ислам.

Национальнымжесчитаютсятерелигиозныесистемы,которыераспространенывосновномводномгосударствеилисредиодногоэтноса.Ведущиминациональнымирелигиознымисистемамиявляютсяиндуизм,иудаизм,конфуцианство,синтоизмидр.

БуддизмвозниквсевернойчастиЮжнойАзиивVI-Vвв.дон.э.,затемраспалсянадваосновныхнаправления.Одинизних-хинаяна-требуетотверующегообязательногопрохождениямонашества.Другой-махаяна-допускает,чтоспастисьмогути миряне.Особоетечениемахаяны-ламаизм-большоезначениепридаетмагическимдействиям.РаспространениебуддизмаограниченовосновномвосточнойчастьюАзии(Шри-Ланка,Бирма,Таиланд,Лаос,Камбоджа,Монголия).БуддизмявляетсяоднойиздвухглавныхрелигийЯпонии(нарядуссинтоизмом),многобуддистоввКитае,Корее,Вьетнаме;онивИндии,Непале,Сингапуреинекоторыхдругихстранах.Всегобуддистоввмиренасчитываетсяпримерно275млн.чел.

ВначалеIтыс.н.э.появиласьещеоднамироваярелигия-христианство.ВнутриXIв.онораскололосьнадванаправления-православиеикатолицизм.ВрезультатеРеформациивXVIв.откатолицизмаотделилсяпротестантизм,распавшегосявсвоюочередь,нанесколькосамостоятельныхтечений,важнейшиеизкоторых-англиканство,лютеранствоикальвинизм.Христианнасчитываетсяболее1400млн.чел.Изнихнаиболеемногочисленныкатолики-56%общегоколичествахристиан,протестантовнасчитывается29%,православных(вместесмонофизитыинесторианами)-9%.

Большинство христиан сосредоточено в Америке и Европе. Меньшие по численности группы христиан живут в Африке, Азии, Австралии и Океании.. В Азии доля христиан невелика. Католицизм распространен в Америке, хотя его влияние велико и в Европе. Католицизм исповедует подавляющая часть населения Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии. Католиками также большинство верующих Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, примерно половина жителей ФРГ, Нидерландов и Швейцарии, около трети населения бывшей Югославии. Основной район распространения православия - Восточная и Юго-Восточная Европа. Православия придерживаются большая часть верующего России, Украины, Белоруссии, Румынии, Болгарии, две пятых населения бывшей Югославии и большинство жителей Греции. Оплотом протестантизма является Северная и Центральная Европа. Он доминирует в скандинавских странах и Финляндии (в форме лютеранства), а также в Великобритании (англиканство). Протестантизм исповедуют около половины жителей ФРГ (в основном лютеране и кальвинисты), Нидерландов и Швейцарии. В Америке больше протестантов в США (64% населения).

Самаямолодаямироваярелигия-ислам-возниклавVIIв.средиарабов.Вскорепослеэтогоисламраспалсянадваосновныхнаправления:суннизмишиизм(естьещеитретий-хариджеизм).Основноеразличиемеждусуннизмомишиизмомзаключаетсявтом,чтосуннитыкромеКоранапризнаютещевполномобъеме"священноепредание"-сую,шиитыжепринимаютэтопреданиетолькочастично,признаваялишьразделы,основанныенаавторитетеродственниковпророка.Всеговмиренасчитываетсяболее720млн.мусульман.БольшинствопоследователейисламаживетвАзии.ИсламзанимаетположениегосподствующейрелигиивомногихстранахЮго-ЗападнойАзии.МусульманепреобладаютвИндонезии,ониестьвИндиииКитае,атакжевгосударствахСреднейАзии(узбеки,казахи,киргизы,таджики,туркменыидр.).МногиемусульманевАфрикеисрединародовКавказа.Вбольшинствестранисламсуществуетвформесуннизма;шиизмширокораспространентольковИране.ВУкраинебольшинствомусульманживетвКрыму.

Однойиздревнейшихнациональныхрелигийявляетсяиудаизм,которыйктомужеоказываетсядревнейшеймонотеистическойрелигией.ВозниконвIIтыс.дон.э.уевреев,иосталсяфактическивнеизменномвидепосегодняшнийдень.Всегоиудаистоввмиренасчитываетсяоколо20тыс.чел.Последователииудаизма(почтиисключительноевреи)расселеныповсемконтинентам:большинствоизнихживутвАмерикеосновномвСША),многиеизнихтакжевЕвропеиАзии(главнымобразомвИзраиле).

Основойдругойдревнейрелигии-зороастризма,возникшеговначалеIтыс.дон.е.уиранцевисохранилсявтрансформированномвидевсегодня,сталдуализм,т.е.представлениеопротивоборстведоброгоизлогоначал.ЗороастризмраспространенпреимущественновИндии(парсы),атакжевИране(Гебры)иПакистане.

Индуизмсегодня-самаябольшаяпочисленностипоследователей"немировая"религия,распространеннаявосновномвЮжнойАзии(преждевсеговИндии).Всеговмиренасчитываетсяоколо600млн.индуистов.

В Китае в VI-V вв. до н.э. появились два философско-этических учения, постепенно трансформировались в религии - конфуцианство и даосизм. На сегодняшний день конфуцианцев и даосистов насчитывается примерно 200

Ещеоднавосточно-азиатскаярелигия-синтоизм-возниклавЯпониинаосновегосподствующихвдревностикультовпредковиприроды.Насегоднясинтоизм-чистояпонскаярелигия,которуюисповедуютнеменее50млн.чел.



РЕЗЮМЕ

В современном обществе интерес к Этносоциология возрос, что объясняется рядом объективных факторов. Один из них - оживление активности отдельных народов и наций, вызванных в первую очередь политическими процессами. В частности, распадом колониальных систем, окончанием холодной войны, разрушением тоталитарных коммунистических режимов в Восточной Европе и развития независимых государств. Другой фактор, который углубил интерес к этносоциологии - это обострение межэтнических отношений в современном мире, которое привело к межэтническим конфликтам в ряде регионов мира.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе.



Вопросы для самопроверки и контроля:

1 Что изучает этносоциология?

2. Охарактеризуйте понятия "этнос", "нация". Найдите общие и отличительные черты между ними

3. Какие концепции образования и развития этносов Вам известны?

4.Охарактеризуйтеосновныеконцепциинаций.

5. Что такое Этносоциальные процессы?

6. В каких направлениях развиваются Этносоциальные процессы в Украине?

7.Какиемероприятияпроводитукраинскоегосударствовпланезащитынациональныхменьшинств?

8. Что является предметом исследования социологии религии? В чем проявляется отличие социологии религии от остальных наук, изучающих религию?

9. Каким образом происходил процесс становления социологии религии?

10. Что такое религия? Социальные функции она выполняет?

11. В чем проявляется особенность религии как социального феномена?

12. Что такое религиозное сознание? Как она формируется?

13. Объясните различия между организационными формами религии.

14. Религиозные системы доминируют в Украине и мире?

16. Охарактеризуйте основные мировые религии.





  • Карта сайта