XREFF.RU


Аналитическая справка Организация опытно-экспериментальной работы по введению здоровьесберегающей педагогической системы...


Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Аналитическая справка Организация опытно-экспериментальной работы по введению здоровьесберегающей педагогической системы...

Аналитическая справка Организация опытно-экспериментальной работы по введению здоровьесберегающей педагогической системы...

Аналитическая справка

Организация опытно-экспериментальной работы по введению здоровьесберегающей педагогической системы МДОУ «Детский сад № 14»


Здоровье - одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка.

Опытно-экспериментальная работа по введению здоровьесберегающей педагогической системы МДОУ «Детский сад № 14» предусматривает реализацию новых подходов и технологий, направленных на улучшение качества образования и состояния здоровья детей на решение профилактико-оздоровительных и образовательных задач.

В условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного и профессионального роста каждого педагога. Организаторы опытно-экспериментальной работы в данном направлении – педагоги ДОУ № 14 Уржумцева В.В., Бушмакина Е.Н. - обозначили поэтапно цель работы учреждения в инновационном режиме:

1. научно-методическая - разработка и внедрение комплексной системы оздоровления часто болеющих детей с учётом регламентации воспитательно-образовательной и профилактико-оздоровительной работы;

2. практическая - повышение функциональных возможностей детей, их социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья.

Только при наличии надлежащих условий для проведения профилактико-оздоровительной работы можно выполнить поставленную цель - оздоровление детей. Для этого в ДОУ создали следующие условия:

- расширили площади в группах для двигательной деятельности детей;

- физкультурный зал оснастили разнообразным спортивным оборудованием с учётом возрастных особенностей детей;

- установили спортивные комплексы и тренажёры в группах старшего возраста;

-воздух в спальных комнатах, раздевалках, коридорах обрабатывается с помощью бактерицидного облучателя ОБН-02.

Следующей ступенью управленческой деятельности стало изучение состояния здоровья детей. Мониторинг состояния здоровья проводился педагогами и медиками с помощью скрининг анкет, социально-биологических анкет, тестов по оценке состояния здоровья детей. По результатам мониторинга распределили детей по группам здоровья:

- 1 группа- 55 детей

- 2 группа- 115 детей

- 3 группа- 30 детей

Педагогическая диагностика физического развития и физической подготовленности детей выявили способности детей, определили зоны ближайшего развития каждого. Был проанализирован режим дня и организация всей жизни учреждения, чтобы в дальнейшем включить комплексную систему оздоровления в режим воспитательно-образовательной работы.

На основе диагностических данных была составлена программа, вобравшая в себя все необходимые компоненты деятельности ДОУ в инновационном режиме, в том числе:

- организацию рационального режима дня:

- организацию двигательного режима в ДОУ;

- организацию системы закаливания в ДОУ

- организацию системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ;

- организацию полноценного питания;

Был составлен договор о сотрудничестве с детской поликлиникой г.Красноармейска. Проделанная работа позволяет приступить к реализации программы «Здоровье».


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «Здоровье»

Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками

Принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

Принцип комплексности и интегратиености- решение оздоровительных задач к системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния развития Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. Реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского

обслуживания, на выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения

Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищённости детей, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»

Работа с детьми

Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, руководителем по физвоспитанию, музыкальным руководителем и включает в себя:

• Диагностику;

• Полноценное питание;

• Систему эффективного закаливания;

• Организацию рациональной двигательной активности;

• Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;

• Формирование представлений о здоровом образе жизни;

• Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;

• Коррекционную работу;

• Профилактическую работу;

• Летне-оздоровительные мероприятия.

Диагностика

Диагностика - комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка "во всех отношениях", определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья.Диагностика проводится 2 раза в год: на начало учебного года, второй - по итогам учебного года.

При организации оздоровительной, профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.


Требования к организации питания:

• Выполнение режима питания;

• Гигиена приёма пищи;

• Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

• Эстетика организации питания (сервировка);

• Индивидуальный подход к детям во время питания;


Система эффективного закаливания

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.


Комплекс закаливающих мероприятий, проводимых в ДОУ:

1. Соблюдение температурного режима в течение дня;

2. Правильная организация прогулки и её длительность;

3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;

4. Облегчённая одежда для детей в ДОУ;

5. Дыхательная гимнастика после сна;

6. Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди;

7. Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;

8. Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке "здоровья" (Игровые дорожки);

9. Контрастные воздушные ванны.


Методы оздоровления:

• Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);

• Контрастное обливание ног (летом);

• Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;

• Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом);

• Хождение босиком летом по спортивной площадке;

• Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);

• Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;

• Массаж грудной клетки махровой рукавичкой;

• Полоскание горла и рта лечебными настоями.


Организация рациональной двигательной активности

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Задачи укрепления здоровья средствами физического воспитания:

• Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

• Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

• Повышение физической работоспособности;

• Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития;

• Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.


Основные требования к организации физического воспитания в ДОУ:

• Режим дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей)

• Правильное соотношение динамического и статического компонентов на занятиях и в свободное время (на активную двигательную деятельность детей отводится 3,5-4 часа)

• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных форм двигательной нагрузки

• Использование максимальных площадей для движений, разнообразие предметной среды, достаточное обеспечение соответствующими гимнастическими тренажерами простейшего типа и сложного устройства, оборудованием и пособиями

• Соблюдение воздушно-теплового режима

• Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья

• Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами

• Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости

• Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые)

• Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья

• Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Формы организации физического воспитания:

• Физические занятия в зале и на спортивной площадке;

• Дозированная ходьба;

• Оздоровительный бег;

• Физкультминутки;

• Физкультурные досуги, праздники, "дни здоровья";

• Утренняя гимнастика;

• Индивидуальная работа с детьми;

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Формы занятий

Задачи занятия

Особенности построения занятия

1

Традиционный тип

Ознакомление с новым программным материалом

Обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой различных видов движений.


Смешанного характера

Разучивание новых и совершенствование освоенных ранее.

Организация дифференцированного обучения с учетом здоровья детей, двигательной активности, уровня освоения двигательных навыков.


Вариативного характера

Формирование двигательного воображения

На знакомом материала, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий.

2

Занятие тренировочного типа

Направленно на развитие двигательных и функциональных возможностей детей.

Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

3

Игровое занятие

Направленно на формирование двигательного воображения.

Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

4

Сюжетно-игровое занятие

Направленно на формирование

Занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию,



двигательного опыта ребенка, приобретение ЗУНов из окружающего мира (включать задачи по развитию речи, ориентировки в окружающем, обучению счету и др.)

отражающую в условной форме окружающий мир ребенка. Состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки»).

5

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов

направленно на приобретение определенных двигательных умений и навыков, на обучение самостоятельного пользования тренажерами, овладение приемами страховки.

Занятие включает разнообразные упражнения: висы, лазание по гимнастической стенке, канату, шесту, веревочной лестнице, упражнения с эспандерами, гантелями, на дисках здоровья, на велотренажерах, бегущих дорожках и т.д.

6

Занятия ритмической гимнастикой

Степ-аэробикой

Направленно на развитие и совершенствование музыкально-эстетических чувств, развитие эмоциональной сферы ребенка.

Проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на этих занятиях не проводится. Материал должен быть знаком детям.

7

Занятие по интересам

Направленно на развитие двигательных способностей, формирование индивидуальности, развитие творчества, инициативности и самостоятельности в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде.

Детям предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Зал разбит на зоны, где расположены разные физкультурные пособия. Воспитатель предлагает по желанию выбрать любую зону и выполнить произвольные движения с пособиями. Через определенное время дети меняются зонами.

8

Тематическое занятие

Направленно на освоение хорошего качества выполнения одного вида физкультурного упражнения.

Посвящено одному виду физкультурного упражнения: лыжам, элементам игры в теннис, в баскетбол и др. Отрабатывается физическое упражнение, умение пользоваться оборудованием.

9

Занятие комплексного характера

Синтезирование разных видов деятельности

Проводится в форме игровых упражнений, с включением задач из разных разделов программы.

10

Контрольно-проверочное занятие

Направленно на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств

Участвуют воспитатели и методист. Составляются «Протоколы оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей» с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. Проводится 3-4 раза

в год. Можно проводить в виде соревнований или спартакиад.

11

Занятие «Туризм»

Направленно на закрепление двигательных навыков и умений, полученных ранее с использованием пособий в природном окружении

Проводится в ближайшем парке, лесу. Маршрут 4-5 километров (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый самый короткий: для средней группы 200-300 метров, для старшей 500-600 метров.

12

Занятие «Забочусь о своем здоровье»

Направленно на приобщение к ценностям здорового образа жизни, получение представления о своем теле и своих физических возможностях.

Обучение приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию медицинской помощи.

13

Занятие-соревнование

Направленно на развитие инициативности, самовыражения, уверенности в своих силах, опирающиеся на разнообразный моторный опыт

Две команды в ходе различных эстафет выявляют победителей.



Создание условий организации оздоровительных режимов для детей

1. Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.

2. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима - динамические.

3. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

4. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга.

5. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в д/саду должно быть четыре сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

6. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.


Создание представлений о здоровом образе жизни

Основная идея - здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

• привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

• обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

• формирование элементарных представлений об окружающей среде;

• формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

• развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

• формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;

• выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;

• обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;

• вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.



Создание условий для обеспечения психологического

и социального благополучия ребёнка.

Психологическое и социальное благополучие ребёнка - основные условия сохранения их здоровья. Отрицательное воздействие на психологическое и социальное здоровье детей оказывает ряд педагогических факторов:

1. стрессовая педагогическая тактика;

2. интенсификация учебного процесса;

3. несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребёнка, его функциональным и адаптационным возможностям;

4. нерациональная организация учебной деятельности;

5. недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления его здоровья;

6. недостаточное использование возможностей физического развития в целях охраны и укрепления здоровья;

7. отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Средства, обеспечивающие комфортное психо-эмоциональное состояние детей:

• комфортная организация режимных моментов;

• снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит.. .»(Б.А.Слуцкий). Создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы, опирающейся на внутреннюю мотивацию успешности;

• профилактика психоэмоционального состояния путём: виброгимнастики, массажа, водных процедур, специальных оздоровительных игр, психогимнастики;

• аромо- и- фитотерапия;

• использование природного материала на занятиях по физкультуре;

• музыкальная терапия;

• предоставление максимума для свободы;

• контроль самочувствия ребёнка и своевременная коррекция;

• комфортно организованная предметно-пространственная среда;

• обучение детей приёмам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки;

• организация уголка психологической разгрузки в группе ("уединения");

• использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными и невротическими проявлениями.


Профилактическая работа

Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей. В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.

Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в д/сад через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально; годовой план лечебно-профилактических процедур.

Лечебно-профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в д/саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами.

Формы профилактической работы:

• Массаж: общий грудной клетки, гидромассаж

• ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопия

• Фитотерапия: отвары, настои из трав

• Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные напитки

• Оксолиновая мазь, глюконат кальция

• Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия

• Физкультурные занятия босиком

• Подвижные игры и физические упражнения на улице

• Утренняя зарядка на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями

• Хождение на лыжах

• Дыхательная гимнастика после сна

• Спортивные игры и соревнования

• Интенсивное закаливание стоп

• Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.


Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Задачи работы с родителями.

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

3. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.

4. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары.

5. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

6. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3. Дни открытых дверей.

4. Экскурсии по д/саду для вновь прибывших.

5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).

6. Совместные занятия для детей и родителей.

7. Круглые столы с привлечением специалистов д/сада (руководителя по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача).

8. Родительский всеобуч: клуб "Здоровье".

9. Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).

2. Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п.).

3. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

4. Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.

5. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.

Методы, используемые педагогами в работе:

1. Анкета для родителей.

2. Беседы с родителями.

3. Беседы с ребёнком.

4. Наблюдение за ребёнком.

5. Изучение рисунков на тему: "Наша семья" и их обсуждение с детьми.

6. Посещение семьи ребёнка.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

4. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

5. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

6. О питании дошкольников.

7. Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.

8. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

9. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

10. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

11. Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребёнка.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

• Создание благоприятных условий для формирования здоровой личности

• Улучшение качества дошкольного образования за счёт использования здоровьесберегающих технологий

• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам укрепления здоровья детей

• Осознание взрослыми и детьми понятия ЗОЖ и его влияния на состояние здоровья, овладение навыками самооздоровления

• Снижение показателя заболеваемости

• Улучшение психо-моторного состояния детей

• Положительная динамика показателей физического развития детей

• Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию



Модель приобщения дошкольников

к здоровому образу жизни





  • Карта сайта