XREFF.RU


Классификация доходов организации


Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

Красноярск 2012

Модуль 2 Доходы и расходы организаций

Расходы организации

Классификация расходов организации

Приказ Минфина РФ №33н от 6.05.1999г. ПБУ 10/99 «Расходы организаций», который вступил в силу с 1.01.2000г. ввёл новое определение для российской практики.

Расходами организации признают уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением понижения вкладов по решению участников предприятия).

В ПБУ 10/99 дана новая для РФ трактовка расходов организации по предпринимательской и иной деятельности, включающих:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы, в том числе:

а) проценты к получению (операционные расходы);

б) прочие, в том числе:

- внереализационные расходы;

- чрезвычайные расходы.

Планирование расходов

Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, возможностей учёта. В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учётом факторов снижения себестоимости продукции.

Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты (затраты на производство). Из них исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции.

На величину себестоимости готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершённого производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Незавершённое производство (НП) – это продукция, процесс изготовления которого ещё не закончен. Когда планируется себестоимость выпуска продукции, то учитывается, что на начало планируемого года на предприятии есть остатки незавершённого производства (входные остатки), так как в массовом серийном производстве вряд ли вся продукция будет полностью изготовлена к 31 декабря. Поэтому накопившиеся в незавершённом производстве затраты, которые ещё не стали готовой продукцией, переходят на следующий год, чтобы в новом периоде превратиться в готовую продукцию (выходные остатки). Но и на конец планируемого периода следует предусмотреть какая часть перейдёт на следующий период в качестве незавершённого производства, чтобы вскоре стать готовой продукцией. Таким образом, сохраняется непрерывность производства и отгрузки готовой продукции.

Выпуск готовой продукции (ГП) по себестоимости рассчитывается по формуле:

Выпуск ГП = Остатки НПвходные + Валовые затраты – Остатки НПвыходные

Отсюда:

Выпуск ГП = Валовые затраты – (Остатки НПвыходные – Остатки НП входные)

Аналогично влияет на себестоимость готовой продукции изменение остатков расходов будущих периодов.

Расходы будущих периодов (РБП) – это расходы, которые несёт предприятие в данном периоде, но которые будут включаться в себестоимость в следующих периодах – в тех, к которым они относятся по своей роли в производственном процессе.

Таким образом:

Выпуск ГП = Валовые затраты – Изменение сальдо НП – Изменение сальдо по РБП

Резервы предстоящих расходов увеличивают себестоимость, поскольку они создаются для осуществления расходов, обычно включаемых в себестоимость. Так, резервы создаются под предстоящий крупный ремонт основных средств, под оплату предстоящих отпусков рабочим, под сезонную закупку товаров и сезонные затраты.

При планировании затрат на год в целом и на период больше года, создание резервов предстоящих расходов практически не влияет на величину себестоимости, поскольку эти резервы должны быть использованы в течение одного финансового года. Но при планировании поквартально или помесячно их создание и использование может повлиять на себестоимость готовой продукции в каждом квартале или месяце.

Себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на производство продукции (работ, услуг), включающее в себя прямые затраты труда (заработная плата), сырья, материалов, а также накладные расходы, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию. Различают производственную себестоимость и полную себестоимость.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение расходов организации.

2. Назовите группы денежных расходов.

3. Какие расходы относятся к внереализационным.

4. Какие расходы относятся к операционным.

5. Дайте классификацию расходов, связанных с извлечением прибыли.

6. Дайте определение постоянных и переменных расходов.

7. Назовите элементы затрат на производство и реализацию продукции.

8. Как группируются затраты по способу отнесения на себестоимость объектов.

9. Объясните влияние на себестоимость продукции изменения остатков расходов будущих периодов.

10. Назовите элементы сметы затрат на производство и реализацию продукции.

11. Объясните влияние на себестоимость продукции остатков незавершённого производства.

12. Дайте определение производственной себестоимости.

13. Назовите состав коммерческих расходов.

14. Дайте определение полной себестоимости товарной продукции.

Доходы организации

Классификация доходов организации

С понятием «доход» связан комплекс управленческих решений, принимаемых руководством предприятия по его формированию, распределению. Использованию, учёту и контролю.

В соответствии с приказом Минфина РФ №32н от 6.05.1999г. ПБУ 9/99 «Доходы организаций», (который вступил в силу с 1.01.2000г.) под доходами организации понимают увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала.

Не приводят к росту собственного капитала предприятия и, следовательно, не признают его доходамипоступления от других юридических и физических лиц сумм:

· НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей в бюджет;

· По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и др.;

· авансов в счёт оплаты продукции;

· задатка;

· в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

· в погашение кредита, займа, предоставленного заёмщику.

Доходы предприятия, исходя из характера, условия получения и направления деятельности классифицируют на:

· доходы от обычных видов деятельности;

· прочие доходы, в том числе:

а) проценты к получению (операционные или финансовые доходы);

б) прочие, в том числе:

- внереализационные доходы;

- чрезвычайные доходы.

Планирование выручки от реализации

Планировать выручку от продаж необходимо для:

· определения прибыли;

· составления оперативных финансовых планов (платёжного баланса, консолидированных и функциональных операционных бюджетов);

· оценки стоимости предприятия (при доходном подходе).

Планирование выручки подчинено главной цели – управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчёту отдельных видов доходов. Главными исходными предпосылками планирования выручки являются:

· разработанная производственная программа, которая определяет объём и состав производимой продукции (на квартал, полугодие, год);

· целевая сумма прибыли от продаж;

· разработанная ценовая политика;

· снабженческо-сбытовая политика.

К процедурам планирования выручки от реализации относятся:

· анализ выручки от реализации в отчётном (предплановом) периоде;

· оценка и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка;

· расчёт плановой величины выручки от реализации;

· разработка мероприятий по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации.

План (прогноз) выручки от реализации осуществляется несколькими методами.

1. Метод прямого счёта. Выручка от реализации (В) определяется произведением цены (без налогов в виде надбавок к цене) (Ц) на объём реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении (Р):

В = Ц * Р

Этот метод основан на прогнозе продаж и цен на продаваемую продукцию. Общая формула для расчёта прогнозной величины выручки:

В = О1 + Т – О2,

где О1иО2 -остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало и конец расчётного периода по себестоимости;

Т –товарный выпуск продукции по плану предприятия в расчётном периоде по рыночным ценам.

2. Расчётный метод (метод укрупнённого счёта). В ряде случаев плановую выручку от реализации продукции определяют не по каждому изделию (группе однородных изделий), а по всей продукции исходя из прогнозного объёма товарного выпуска в рыночных ценах и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец расчётного периодов.

Используется общая формула расчёта прогнозной выручки. Расчёт осуществляется в ценах продаж, причём остатки на начало планируемого периода оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого периода – в плановых ценах. Не менее важно определить полную себестоимость продукции, поскольку разница между выручкой от реализации и её полной себестоимостью составляет прибыль от продаж.

3. Аналитический методпредполагает использование базовой величины продаж и анализ факторов, влияющих на величину выручки от реализации.

4. Метод линейной регрессиииспользует расчёт по регрессионной зависимости выручки от одного или нескольких факторов. Вариант (зависимость выручки от одного или нескольких факторов) может определяться методом линейной регрессии.

В бухгалтерском учёте входные остатки нереализованной продукции показываются по себестоимости. Для их оценки в целях реализации используют коэффициент пересчёта (Кпер):

  • Карта сайта