XREFF.RU


В Указе не раз подчеркивается, что театр именно русский. В России в 18 веке регулярно выступали прекрасные зарубежные актеры,...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
В Указе не раз подчеркивается, что театр именно русский. В России в 18 веке регулярно выступали прекрасные зарубежные актеры,...

В Указе не раз подчеркивается, что театр именно русский. В России в 18 веке регулярно выступали  прекрасные зарубежные актеры,...

В Указе не раз подчеркивается, что театр именно русский. В России в 18 веке регулярно выступали  прекрасные зарубежные актеры, например, в 1740 году в Петербурге гастролировала  труппа немецкой актрисы Каролины Нейбер, в 1742 году  - французская труппа Шарля де Сериньи, в репертуаре французских актеров  были трагедии Вольтера, комедии Мольера и Реньяра.  В Петербурге постоянно работала итальянская опера, которую возглавлял композитор  Франческо Арайя. Для некоторых опер этого театра либретто написал русский драматург А. Сумароков. 
Сумароков же организовал  из любителей русской словесности в Шляхетском корпусе небольшой  кружок,  который в 1748 году  поставил пьесу "Заира" Вольтера, а через год трагедию Сумарокова "Хорев". Актеры - любители имели огромный успех, даже императрица Елизавета заинтересовалась  этим любительским театром и стала посещать его спектакли.
Но постановки   русской любительской труппы в Петербурге не были единственными в России. В 1750 году  в Ярославле купеческий сын Федор Волков создал свой театр. Под впечатлением спектаклей актеров Шляхетского корпуса в Петербурге, где он был по торговым делам, Волков, вернувшись в Ярославль, собрал группу людей, которые тоже  захотели  стать актерами, и  с 1750 года стал давать регулярные спектакли  сначала в своем доме, а потом  в специальном театральном здании, построенном на  пожертвования горожан.  Весть о спектаклях труппы Ф. Волкова дошла до Петербурга, и  специальным указом Елизаветы вызвали всю труппу в столицу. 
Императрица посмотрела  спектакли ярославцев, а затем велела  большую часть труппы отправить обратно в Ярославль, а  наиболее талантливых актеров оставить в Петербурге. Среди них были Федор Волков и Иван Дмитриевский. Ярославцев велено было отправить для "обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике"  в Шляхетский корпус. 
В августе 1756 года Елизавета  своим указом  официально учреждает  государственный театр, подчеркивая, что "для оного повелено набрать актеров и актрис: актеров  из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому  будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров  из других неслужащих людей, также и актрис приличное число… ".  Директором театра  был назначен Александр Петрович Сумароков. 
Спектакли театра должны были стать общедоступными и платными.  В городе появились афиши, которые сообщали, что начинаются выступления труппы  Российского театра. Афиши сообщали также, что представления начинаются в шесть часов вечера, а билеты  "выдаются" до четырех часов вечера.  
Уже после первых спектаклей  стало ясно, что легкой жизнь нового театра не будет. На его содержание отпускалось всего 5000 рублей в год. Выручка от продажи билетов  была небольшой: билеты были дорогими по тем временам,  да и до здания театра было неудобно добираться.  Российские актеры  не имели возможности даже  состязаться с иностранными актерскими труппами, которые получали от царского двора по 20-25 тысяч рублей в год.  Сумароков  вынужден был постоянно просить деньги  для  содержания труппы, для  подготовки костюмов. В это время настоящим  большим помощником директора  театра  стал Федор Волков, без него российский театр, наверное, не выжил бы. 
Через некоторое время актерам разрешили  давать спектакли и на придворной сцене, а еще через несколько лет труппа получила  новое помещение  в придворном театре   деревянного  Зимнего дворца на набережной Мойки, сооруженном для Елизаветы  на время строительства каменного Зимнего дворца на берегу Невы.
В это время русский театр уже имел серьезный репертуар.  Его основу составляли трагедии, в которых, согласно традициям классического театра,  нужно было показать бушующие страсти, развязку,  в которой наказывается порок и побеждает добро. Комедия тоже должна была высмеивать пороки, но  при этом не допускалось, естественно, никаких  политических намеков. Ставили трагедии  и комедии самого Сумарокова,  комедии Мольера, Гольберга,  Руссо. Российскому зрителю стали известны уже и  пьесы Шекспира, правда,   "Гамлет", например, дошел до России во французском переводе, а затем его "обработал"  еще и Сумароков, сделав финал пьесы "правильным": главный герой свергает злодея, женится  на Офелии и становится датским  королем. Непривычными для современного зрителя  были и язык пьес, и манера актеров держаться на сцене:  прежде, чем произнести какую-то фразу, герой должен был "изобразить" ее, придав лицу соответствующее выражение, а, закончив, "не покидать тотчас свое душевное состояние". 
Несмотря  на такие  условности, российская публика в середине 18 века  начинала приобщаться к традициям настоящего  классического европейского театра, а Санкт-Петербург по праву считается колыбелью русского театрально искусства.

vsj.deutsch-service.ru
  • Карта сайта