Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка


Программа «Этика и эстетика» предназначена для учащихся 5 -6 классов специальной (коррекционной) школы VIIIвида.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные учащихся коррекционной школы показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Проблема духовности стоит очень остров в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.

Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.


Главное в работе по данной программе – три основных направления:



Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.



Структура программы


Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.



Цель программы




Задачи программы




Методы достижения поставленной цели




Организационно-педагогические основы обучения


Программа рассчитана на 2 года, по 2 занятия в неделю, имеет 3 направления и содержит по 4 раздела на каждый год обучения.



Содержание программы


5 класс

Цель: Формирование широкого спектра эмоционального реагирования на основе знакомства с возможными человеческими реакциями, развитие способности самовыражения и самооценки, обогащать словарь речевыми моделями коммуникативного поведения.


Первый раздел «Какие дары дала человеку природа».

Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

1

Какой Я, какие другие. Знакомство.


2

Мир, в котором мы живем.

1

3

.Мой ум.

1

4

Твои добрые дела: как ты помогаешь природе.

1

5

Итоговое. Обобщение.

1



Второй раздел. «Я и другие».

Занятия

Тема занятия

Кол-во часов

6

Как вести себя друг с другом.

1

7

О заботливом отношении к людям.

1

8

Что такое доброта?

1

9

Что делать, если ты поссорился с другом.

1

10

Итоговое. Обобщение.

1

Третий раздел. «Чтобы душа была здорова».

Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

11

Спеши делать добро.

1

12

Доброе слово, что ясный день.

1

13

Чем сердиться, лучше помириться.

1

14

Итоговое. Обобщение

1



Четвертый раздел. «Гармония мира и души».

Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

15

Красота природы и души.

1

16

Беречь природу чтобы быть здоровым.

1

17

Моё настроение

1

18

Итоговое. Обобщение.

1



6 класс

Цель: Формировать у детей этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предыдущих поколений. Простые нормы нравственности, предлагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадания и помощь слабому. Занятия этической грамматики рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость.


Первый раздел. «Этика общения».

Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

1

Доброта, что солнце.

1

2

Вежливость на каждый день.

1

3

Когда идёшь по улице.

1

4

Скромность украшает человека.

1


Второй раздел. «Этикет».

Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

5

Простые правила этикета.

1

6

Повседневный этикет.

1

7

Весёлые правила хорошего тона.

1

8

Ты пришёл в театр.

1

9

Путешествие в страну этикета.

1


Третий раздел «Этика отношений к окружающему».

Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

10

Я могу быть волшебником.

1

11

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

12

Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои.

1

13

Люби всё живое.

1

14

Я люблю маму милую свою.

1


Четвертый раздел «Этика отношений в коллективе».

Занятие

Тема занятия

Кол-во часов

15

Если радость на всех одна.

1

16

Мой класс – мои друзья.

1

17

Самолюб - никому не люб.

1

18

О дружбе мальчиков и девочек.

1

19

Итоговое. Подарок коллективу.

1



Предполагаемый результат


  1. Повышение уровня самосознания.

  2. Развитие эмоционально-волевых свойств.

  3. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.

  4. Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.

  5. Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.

  6. Развитие коммуникативных навыков.

  7. Развитие творческих способностей.


Учащиеся должны знать:


Учащиеся должны уметь:


Используемая литература


  1. Художественная литература афоризмы, поэзия.

  2. Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.

  3. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»

  4. Книги и брошюры по этикету.

  5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.

  7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.

  8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.

  9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.