Глоссарий основных терминов

Глоссарий основных терминов

Глоссарий основных терминов

Глоссарий основных терминов

А

Абилитация– первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развитии).

Аграмматизм– нарушение речевой деятельности, проявляющееся в неправильном использовании грамматических средств языка.

Аграфия– нарушение письма (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова).

Адаптацияпсихологическая– приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макросоциальной среде) в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Акалькулия– нарушение способности к счету.

Алалия – отсутствие или ограничение речи при сохранном слухе и интеллекте.

Алексия - нарушение способности к формированию навыка чтения.

Алогизм– нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики.

Амнезия – расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, полученные от ребенка и его родителей.

Аномалия –отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии (в современной педагогической литературе практически не используется).

Аномальный ребенок– ребенок, имеющий значительные отклонения от нормального физического и психического развития (в современной педагогической литературе практически не используется).

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.

Асинхронияразвития – диспропорциональное психическое развитие.

Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой. Ранний детский аутизм (РДА) впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943).

Афазия – полная или частичная утрата способности к речевой деятельности.

Афония– неспособность к звучной и громкой речи при сохранности шепотной.

Афразия– неспособность построить осмысленную фразу.


Б

Безбарьерная среда – комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества.

Брадилалия (брадифразия)– патологическая замедленность речи.


Г

Гидроцефалия– водянка головного мозга, выражающаяся в накоплении спинно-мозговой жидкости в полости черепа.

Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания)– синдром двигательной расторможенности, выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению, концентрации внимания на объекте (в последнее время встречается аббревиатура СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Госпитализм– глубокое психическое и физическое нарушение, возникающее в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита внимания к нему, общения и воспитания.

Группа интегрированного обучения и воспитания (класс интегрированного обучения и воспитания)— группа (класс), в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития.


Д

Дактилология– вид речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки.

Декомпенсация – рецидив(повторение, возврат) нарушений, т.е. процесс, обратный компенсации.

Деменция– распад, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности.

Депривация– психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей; может характеризоваться выраженными отклонениями и интеллектуальном и эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.

Дети с трудностями в обучении –дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.

Детский церебральный паралич (ДЦП)– поражение двигательных центров мозга вследствие чего наблюдаются различные психомоторные нарушения.

Дефект– физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии (в современной педагогической литературе практически не используется).

Дефектология– интегративная область научного знания, соединяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Диагностика (педагогическая) – процесс определения результатов деятельности ребенка и педагога с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.

Дизартрия– расстройство речи, характеризующееся нарушением артикуляции, вызванного недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Дисграфия– частичное нарушение письма (замена букв, пропуски и перестановка слогов, слияние слов).

Дислалия – нарушение произношения звуков при сохранном слухе и интеллекте.

Дислексия– нарушение чтения.

Дисморфобия– болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.


Ж

Жестовый язык (жестовая речь)– самобытная лингвистическая система, являющаяся основным средством обучения и общения неслышащих.


З

Заикание (логоневроз)– сложное нарушение речи, проявляющееся в расстройстве ее ритма и плавности.

Задержка психического развития (ЗПР)– вариант дизонтогенеза, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.


И

Интеграция – в широком смысле: включение человека в социальную жизнь; в узком смысле: включение ребенка или детей с особенностями психофизического развития в обычную школу.

Интегрированное обучение и воспитание— организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц  особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Интенция– активность, направленная на оречевление некоторого содержания, находящегося в сознании (намерение высказаться).

Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.


К

Компенсация– возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций.

Коррекционно-педагогическая помощь — система педагогических мероприятий, организуемых для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается в пунктах коррекционно-педагогической помощи, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Коррекция физических и (или) психических нарушений— система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений.


Л

Лицо с особенностями психофизического развития– лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.

Логопедия – наука о нарушениях речи, а также методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Логофобия – стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.


М

Микроцефалия– значительное уменьшение размеров черепа и головного мозга.

Множественные физические и (или) психические нарушениядва и более физических и (или) психических нарушения

Мутизм– отказ от речевого общения.

Н

Негативизм– любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей.

Норма (лат.norma) – установленная мера, средняя величина чего-либо.

Нормальное развитие – относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием.


О

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

Олигофрения– отставание в умственном развитии органического генеза, наступившее в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода, родов или в первые два года жизни (термин используется как клинический диагноз).

Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью.


П

Патронаж– это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Педагогическая запущенность– устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Педагогическая интеграция– комплекс педагогических мер, направленных на формирование способности к усвоению учебного материала и овладению способами учебных действий детьми с особенностями психофизического развития.

Педагогическая поддержка – система средств в деятельности педагога, которая обеспечивает оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.

Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психокоррекция – направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

Психолого-медико-педагогическая комиссия – коллегиальный орган, осуществляющий выявление индивидуальных характеристик психического развития при различных вариантах дизонтогенеза с целью определения образовательного маршрута (программы развития), соответствующего психофизическим возможностям ребенка.

Психолого–медико-педагогическое обследование– изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребёнка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.

Психолого-педагогическое сопровождение– комплексный способ поддержки ребенка, предполагающий взаимодействие с ним в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психопатия – психическое расстройство, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.


Р

Ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребёнка с особенностями психофизического развития в возрасте до трёх лет с психолого–медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

Реабилитация– восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемее применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Ребёнок с особенностями психофизического развития– лицо с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет.

Ретардация– отставание в развитии.


С

Сензитивный возраст – этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) – клиническая модель особого искаженного варианта нарушения психического развития, при котором отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие - патологически ускоренно.

Слепые (незрячие)– подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.

Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.

Социализация– процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Специальная группа (специальный класс)— группа (класс), в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития.

Специальное образование— обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Специальное учреждение образования– учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

Специальные условия для получения образования— обучение и  воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды.

Сурдопедагогика(от лат. surdus- глухой) – предметная область дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.


Т

Тифлопедагогика(от греч. typhlos- слепой) – предметная область дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая собой систему научных знаний о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

Тифлотехника– теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям с нарушениями зренияи практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций.

Тяжёлые физические и (или) психические нарушения– физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков.


У

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, наступающее в результате органического поражения клеток коры головного мозга (термин используется для характеристики клинического состояния).

Учреждение специального образования— учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Учреждение образования общего типа– учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений, препятствующих получению образования без создания специальных условий.


Ф

Физическое и (или) психическое нарушение– отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтверждённые в порядке, установленном законодательством.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)– это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.


Ш

Шрифт Брайля– специальный объемный, рельефно-точечный шрифт, созданный Л. Брайлем (1829) для чтения и письма незрячими.


Э

Этиология – учение о причинах болезни.

Эхопраксия – подражательное автоматическое повторение движений и действий других людей.



ключи


М-0. Нарушения психофизического развития

ребенка

1. а.

2. б.

3. в.

4. а.

5. вторичным, первичные.

6. в.

7. в.

8. а; б; д; ж; з.

9. в.

10. а; в; г; д; е.

11. б; ж.

12. 1 б; 2 в; 3 г; 4 а.

13. а; б; д; ж.

14. 1 в; 2 а.

15. 1 б; 2 г.

16. 1 е; 2 д.

17. 1 а; 2 а.

18. 1 б; 2 б.

19. нарушение психофизического развития имеет сложную иерархическую структуру, включающую первичные нарушения (частные и общие нарушения функций центральной нервной системы и др.) и вторичные нарушения (социальный вывих), которыевозникают в ходе развития ребенка.

20. нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром; систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

21. 1 б; 2 а.

22. 1 б; 2 в; 3 а.

23. время поражения; взаимоотношения между первичным и вторичным нарушениями; нарушение межфункциональных взаимодействий.

24. 1 б; 2 е; 3 д; 4 г; 5 в; 6 а.

25. а.

26. а; б; д.

27. в.

28. Психическое развитие, норма, кризисы в развитии ребенка, индивидуальная норма, кризис 3-х лет.

29. Нарушение.


М - 1. Дети с особенностями психофизического

развития


1. 1 Дети с нарушениями слуха, зрения, функций

опорно-двигательного аппарата

1. б; д; ж.

2. а.

3. а.

4. Двигательный.

5. 1) приспособление к ребенку окружающей среды; 2) приспособление ребенка к обычным условиям социальной среды.

6. г.

7. Дизонтогенез, дефицитарное развитие, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, ДЦП.

8. 1 а; 2 б.

9. б; д; е.

10. б.

11. б.

12. 1 а; 2 б; 3 б; 4 б; 5 б.

13. б.

14. Тифлотехника.

15. Дизонтогенез, дефицитарное развитие, нарушение зрения, слабовидение.

16. а; г; е.

17. а; б; д; е.

18. Дизонтогенез, дефицитарное развитие, нарушение слуха, тугоухость.


1. 2 Дети с интеллектуальной недостаточностью и трудностями

в обучении

1. в.

2. б.

3. а.

4. а.

5. олигофрении.

6. деменции.

7. стойкое, органического диффузного.

8. а; г; д.

9. а) декомпенсация; б) тифлотехника.

10. а) Нарушение психофизического развития, интеллектуальная недостаточность, снижение познавательной активности, депривация, социальный вывих;

б) дизонтогенез, интеллектуальная недостаточность, олигофрения, легкая степень.

12. в.

13. а; г; д; е.

14. 1 г; 2 в.

15. 1 б; 2 а.

16. 1 б; 2 в; 3 а.

17. 1) ЗПР церебрально-органического генеза; 2) ЗПР конституционного происхождения; 3) ЗПР соматогенного происхождения; 4) ЗПР психогенного происхождения.

19. ниже.

20. 1 в; 2 а; 3 г; 4 б.

21. а.


1. 3 Дети с нарушениями речи

1. а; в; г; д; з.

2. б; в; д; е.

3. б

4. в.

5. в.

6. в.

7. г.

8. а; в; е; ж.

9. а; г; д; ж.

10. 1 б; 2 е; 3 а; 4 д; 5 в; 6 з; 7 г; 8 ж.

11. г.

12. 1 а, б, г, д, ж, з; 2 в, е.

13. социальный.

14. в.

15. б, в, д.

16. а.

17. а; б; г; д; з.

18. а; в; г.

19. а) алалия; б) логоневроз; в) афазия; г) дисфония.

20. а) речевое нарушение, системное нарушение речи, общее недоразвитие речи, второй уровень ОНР;

б) дизонтогенез, речевое нарушение, нарушение устной речи, нарушение голоса, афония;

в) дизонтогенез, речевое нарушение, нарушение устной речи, нарушение структурно-семантического оформления высказывания, афазия.


1. 4 Нарушения эмоционального развития в детской возрасте

1. а.

2. в.

3. г.

4. 1 г; 2 д; 3 б; 4 а; 5 в.

5. 1 в; 2 а; 3 б.

6. эмоционального.

7. а; г; д; з; и.

8. 1 в; 2 а; 3 б.

9. в.

10. б.

11. б; д; е; ж.

12. б.

13. коммуникативная.

14. а; г; д; ж; з; к; л; м.

15. б.

16. б; г; ж; з; и.

17. а; б; д.


М - 2. Обучение и воспитание детей

с особенностями психофизического развития


2. 1 Исторические аспекты обучения и воспитания детей

с особенностями психофизического развития



1. а.

2. б.

3. г.

4. в.

5. в.

6. б.

7. в.

8. в.

9. б.

10. б.

11. в.

12. б.

13. а.

15. в.

16. 1 д; 2 а; 3 г; 4 б; 5 в.


17. Витебске, Гомеле и Могилеве, Минске.

18. г.

19. 1 в; 2 а.

20. 1 д; 2 е.

21. 1 г; 2 б.

22. 1 в; 2 г; 3 б; 4 а.

23. 1 г; 2 а; 3 д; 4 е; 5 в; 6 б.



2. 2 Методологические подходы к проблеме обучения и

воспитания детей с особенностями психофизического развития


1. а; б; г; е.

2. 1 б; 2 в.

3. 1 а; 2 д.

4. б.

5. а.

6. в.

7. б.

8. а.

9. в.

10. г.

11. а; в; г; е.

12. 1 в; 2 а; 3 г; 4 б.



2. 3 Организация обучения и воспитания детей с особенностями

психофизического развития



1. а.

2. а; г; е.

3. а; б; в; з; и.

4. а.

5. б.

6. а; г; д.


7. в.

8. согласия родителей (законных прежставителей), заключения ПМПК

11. а; б; г; д; з; к; л.

12. характером, степенью выраженности физических и (или) психических нарушений, возможностью освоения учебной программы.

13. с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости.

14. родителям или законным представителям детей


15. а; г.

16. процесса и результата.

17. б; в; е.

18. а; б; г; д.

19. а; г; д.

20. 1 г; 2 д; 3 а; 4 б; 5 в.



2. 4 Интегрированное обучение и воспитание детей

с особенностями психофизического развития


1. г.

2. б.

3. а.

4. в.

5. в.

6. а.

7. б.

8. а; г; д; е.

9. 1 г; 2 а; 3 б; 4 в.


10. Как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

11. Интернальной.

12. гуманизациявоспитательно-образовательного процесса; демократизация системы дошкольного образования; комплексность консультационной, коррекционно-развивающей помощи детям и их родителям; повсеместный охват детей с раннего возраста системой коррекционно-реабилитационных услуг в воспитательно-образовательных учреждениях и в семье.


16. а.

17. а.

18. в.

19. Незначительными.

20. а.

21. а; в; д; е.

22. б.


23. Медицинский, психологический.

24. а; в; г; ж.

25. в.

26. 20, характера и тяжести.


27. 1 б, в, е, ж; 2 а, г, д.

28. а; г; д.

29. 1 в; 2 а; 3 б.

30. школьные учителя.

31. 1 б; 2 г;

32. 1 а; 2 в;

33. а; г; д; ж.

34. б.



2.5 Принцип коррекционно-компенсаторной направленности 1. а.

2. б.

3. 1 г; 2 а; 3 б; 4 в.

4. а.

6. б; в; е.

7. раньше, меньшими (позже, большими).

8. б; в; е; ж.

9. а.

10. б.

11. а.

12. б.

13. характера, времени и степени.

14. 1 а; 2 в; 3 б.

15. содержанием того или иного предмета

16. а; г.

17. 1 а; 2 б; 3 д.

18. 1 ж; 2 е; 3 в.


2. 6 Воспитание и обучение детей с особенностями

психофизического развития в дошкольных и школьных

учреждениях образования


1. б.

2. б.

3. а.

4. Риге, 1854.

5. а.

6. а.

7. в.

8. а; б; д; е.

9. а; б; д.

10. б; в; д.

11. в.

12. б; в.

13. а.

14. в.

15. Павловске, 1806.

16. 1 б; 2 г.

17. 1 г; 2 а.

18. 1 б; 2 а.

19. в.

20. Дж. Кардано, письма.

21. XIв., в монастырских школах.

22. б.

23. а.

24. б.

25. а.

26. в 1807 г. в С.-Петербурге.

27. в.

28. в.

29. в.

30. а.



2. 7 Организация межличностного взаимодействия, контроля и оценки деятельности детей с особенностями психофизического

развития


1. а; б; д; ж.

2. б.

3. а.

4. планирование и осуществление речевого воздействия и взаимодействия; точное определение содержания общения, коммуникативных приемов и средств; постоянное поддерживание обратной связи.

5. 1 в; 2 а; 3 е; 4 б; 5 г; 6 д.

6. 1 б; 2 в; 3 а.

7. учет мотива действий; приоритет малых мер положительной оценки; использование внешних достоинств в целях проявления внутренних; интерпретация негативных проявлений как позитивных.

9. а; б; д; ж .

10. б; д; е.

11. 1 г; 2 а; 3 б; 4 в.


2. 8 Личностные качества и профессиональная компетентность педагога в организации обучения и воспитания детей

с особенностями психофизического развития



1. б.

2. а.

3. в.

4. 1 г; 2 б.

5. 1 а; 2 в.

6. 1в; 2 а; 3 г; 4 б.

7. 1 д; 2 г.

8. 1 в; 2 а.

9. 1 б; 2 е.