XREFF.RU


Документальное оформление и учет движения основных средств.



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

ОС поступают на предприятие в результате (источники поступления): сооружения или изготовления (капитальные вложения); приобретения за плату; внесения учредителями в счёт вклада в уставный фонд; получения по договору дарения; поступления в качестве целевого финансирования.

Оприходование ОС осуществляется на основании товарных и товарно-транспортных накладных.

Поступление ОС оформляют актом о приёме-передаче основных средств (ф. № ОС-1) или акт о приеме передаче групп объектов основных средств (ф. № ОС-1а). Акт составляет специальная комиссия, назначенная приказом или распоряжением руководителя организации. В ее состав включают: специалиста по строительству, представителя технического отдела, бухгалтера и руководителя подразделения, которому передаются в эксплуатацию объект основных средств. В акте указывается первоначальная стоимость и основные технические указатели и прилагается техническая документация.

Приёмку законченных работ по достройке и дооборудованию ОС производимых в порядке капитальных вложений оформляют актом о приёме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3).

Внутреннее перемещение ОС оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. №ОС-2).

Аналитический пообъектный учет ОС ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств по форме ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарныйобъект. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены следующие основные данные по объекту ОС: общие сведения об объекте, характеристика объекта по признакам начисления или освобождения от начисления амортизации, участия или неучастия в предпринимательской деятельности, нормативный срок службы, срок полезного использования; ресурс объекта (при выборе производительного способа начисления амортизации), способ и метод начисления амортизации; сведения об изменениях местонахождения и стоимости объекта в течение всего срока его эксплуатации, о содержащихся в нем драгоценных материалах, а также индивидуальная характеристика объекта по другим необходимым параметрам. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.

Синтетический учет ОС ведется на основном инвентарном активном счете 01 «Основные средства» по пер­воначальной стоимости в течение всего срока их эксплуатации. По дебету счета отражается поступление, по кредиту - выбытие, ликвидация и уценка ОС. Сальдо по данному счету отражает стоимость ОС, имеющихся в наличии.

Формирование первоначальной стоимости объектов ОС осуществляется по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы»(с кредита счетов 60, 10, 07, 68, 69, 70, 75, 66, 67, 86, 98). Сформированную первоначальную стои­мость объектов ОС, принятых в эксплуатацию, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его стоимость сначала отражают по дебету активно­го счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы».

Содержание операции Дебет Кредит
1. Операции по поступлению основных средств в организацию
1.1. ОС внесены учредителями в счет вклада в уставный капитал: - принятие объекта ОС, - ввод в эксплуатацию ОС.
1.2. ОС получены безвозмездно по до­говору дарения: - на сумму без НДС, - на сумму НДС по счету, - начислена амортизация по безвозмездно получен­ным ОС, - списание сумм начисленной амортизации на прочие доходы. 18/1 20,23,25
1.3. Поступление объекта ОС в качест­ве целевого финансирования: - ввод в эксплуатацию ОС, - списание в состав добавочного фонда стоимости ОС, поступивших в качестве целевого финансиро­вания. 83/3
4. Строительство (создание) основных средств
стоимость используемых материалов
стоимость используемого оборудования
сумма расходов по оплате услуг сторонних организаций 08, 18
сумма амортизации оборудования, используемого при создании ОС
сумма расходов по оплате труда
сумма расходов по расчетам с бюджетом
сумма расходов по расчетам с ФСЗН
сумма расходов по расчетам с Белгосстрахом
сумма процентов, начисленных за пользование креди­тами банка 66, 67
сумма курсовых разниц от переоценки кредиторской задолженности в валюте
ввод объекта основного средства в эксплуатацию
5. Покупка основных средств (приобретение за плату)
стоимость ОС, указанную в расчетных документах поставщиков 08, 18
сумма расходов по доставке 08, 18
сумма расходов по оплате труда при приобретении
сумма расходов по расчетам с бюджетом
сумма расходов по расчетам с ФСЗН
сумма расходов по расчетам с Белгосстрахом
сумма процентов, начисленных за пользование креди­тами банка 66,67
балансовая стоимость основных средств при оприходо­вании на предприятии

Объекты ОС выбывают в случаях: их физического износа; частичной или полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных си­туациях, а также при проведении их реконструкции; продажи; безвозмездной передачи; обмена; внесения в качестве вклада в уставный фонд других организаций; выявления недостачи; передачи в аренду (лизинг); в дру­гих случаях, установленных законодательством.

Порядок документального оформления зависит от причин выбытия ОС:

1. При перемещении объектов ОС между подразделениями ор­ганизации оформляется Накладная на внутреннее пере­мещение основных средств. В случае перевозки передаваемых внутри организации объектов ОС автотранспортом дополни­тельно выписывается ТТН-1.

2. В случае передачи объектов основных средств собственным структурным подразделениям (филиалам), выделенным на самостоятельный баланс, передающая сторона оформляет Акт о приеме-передаче ос­новных средствв двух экземплярах.

3. Выбытие основных средств вследствие продажи, обмена, безвозмездной передачи, передачи в финансовую аренду (лизинг), внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях совершается на основании дого­вора и оформляется Актом о приеме-передаче основных средств. Наряду с актом оформляется ТТН-1. В товарно-транспортной накладной указывается отпускная цена и стоимость передаваемого объекта.

4. Списание ликвидированных объектов основных средств с балансов организаций осуществляют в соответ­ствии с порядком, установленным собственником. На предъявленные к списанию объекты комиссия составляет Акт о списании имущества в двух экземплярах.

5. В случае гибели или повреждения основных средств в результате стихийных бедствий или аварий оформляют Акт о гибели и уничтожении имущества в результате страхового случая в двух экземплярах, который подписывается лицами, принимающими уча­стие в его составлении, и скрепляется печатью страховой организации. При гибели или повреждении большого ко­личества объектов, сведения о которых не представляется возможным записать в бланке акта, составляют их пере­чень на отдельных листах-приложениях по форме соот­ветствующих разделов акта.

Для учета выбытия ОС и определения их ос­таточной стоимости к счету 01 «Основные средства»открыва­ют субсчет 9 «Выбытие основных средств».

В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта (с кредита счета 01/1 «Основные средства в эксплуатации»), а в кредит - сумма накопленной амортизации (с дебета счета 02 «Амортизация основных средств»).

Содержание операции Дебет Кредит
1. Списание основных средств
списание первоначальной (восстановительной) стоимо­сти основных средств 01/9 01/1
списание начисленной амортизации 01/9
списание остаточной стоимости объекта 01/9
оприходование запасных частей и прочих материалов на складе по цене возможного использования
начисление НДС в бюджет в соответствии с законо­дательством
списание финансового результата от списания, определяе­мого сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов 99,
2. Реализация основных средств
списание первоначальной (восстановительной) стоимо­сти основных средств 01/9 01/1
списание начисленной амортизации 01/9
списание остаточной стоимости объекта 01/9
передача объекта покупателю по цене реализации 91/1
начисление НДС в бюджет от цены реализации объекта
списание финансового результата от реализации опре­деляемого сопоставлением совокупного дебетового и кредитового оборотов
3. Безвозмездная передача основных средств
списание первоначальной (восстановительной) стоимо­сти основных средств 01/9 01/1
списание начисленной амортизации 01/9
списание остаточной стоимости объекта 01/9
начисление НДС в бюджет
списание убытка при безвозмездной передаче другим лицам
4. Передача основных средств в качестве взноса в уставный фонд
списание первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств 01/9 01/1
списание начисленной амортизации 01/9
списание остаточной стоимости при внесении основ­ных средств в качестве взноса в уставный фонд другой организации (или в товарищество) 01/9
отражение основных средств в качестве взноса в ус­тавный фонд по рыночной стоимости (оценке эксперта) или взноса в имущество простого товарищества
списание финансового результата от передачи основных средств

  • Карта сайта