XREFF.RU


Что такое отрядный уголок?



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Что такое отрядный уголок?

Что такое отрядный уголок?

Что такое отрядный уголок?

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Смысл отрядного уголка – в отражении действительности повседневной жизни отряда и участии его в деятельности всего лагеря.

Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

заезд ребят в лагерь в оргпериод;

основной период;

заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

• соревнования,

• подготовка к отрядным и дружинным делам, празд­никам,

• участие в творческих конкурсах, смотрах.

• подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

• жизнь отряда

• поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за­крепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с над­писью «А напоследок я скажу.»», а дети пишут на проща­ние друг другу и лагерю пожелания.


Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Оформление отрядного уголка – одно из первых коллективных творческих дел, которое и объединяет детей, и раскрывает их творческие способности. Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Желательно собрать творческую группу детей, снабдить их всем необходимым, и пусть они, исходя из названия отряда, оформят отрядный уголок, чтобы он привлекал к себе внимание окружающих своим необычным, ярким, интересным видом.

Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно. Желательно отойти от стандартных названий и заменить их на более яркие, но похожие по смыслу. Например, орган детского самоуправления назвать «Совет старейшин», название творческой мастерской «Веселая нотка» заменить на «Музыкальную хижину» и т. д.


Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.



Организация места

Существуют определенные принципы организации места. Они связаны с тем, что все – и книгу, и газету, и плакат – мы читаем слева направо – сверху вниз. Привычка рассматривать любое изображение именно так у нас чисто рефлекторная. Поэтому, следуя принципам газетного листа, сверху поместите название, девиз, эмблему отряда. Это будет своеобразная визитная карточка. Все, что будет располагаться ниже, можно мысленно разделить на три раздела. Слева – наиболее значимые материалы, постоянная информация об отряде, в правой – сменная. Внизу отрядного уголка помещаются самые «несерьезные» материалы.

Хорошо, если композиции рубрик будут состоять из отдельных элементов: солнышко и лучи, аквариум и рыбки, паровоз и вагоны, дерево и листья, планеты и звезды и т.п. Такой подход позволяет оформлять отрядный уголок одновременно всем ребятам. Необходимо только четко распределить между ними задания. К примеру, одна творческая группа оформляет название (буквы можно вырезать из цветной бумаги) и девиз отряда, другая – готовить рубрики, третья – план работы на смену, четверная – дневник настроения и т.д. Ребята, которые владеют навыками каллиграфии, могут писать шрифтом, заполняют рубрики уголка необходимой информацией. Те, кто умеют рисовать оформляют эмблему отряда, готовят другие элементы оформления.


Памятка по оформлению отрядного уголка

При оформлении отрядного уголка необходимо вначале точно определить рубрики, содержание и объем информации (с позиции целесообразности и необходимости), продумать варианты их расположения на стенде.

Существуют следующие требования к оформлению и содержательному наполнению отрядного уголка:

- оформление: яркое, красочное, красивое, привлекательное, творческое, оригинальное, эстетичное, выдержанное в одном стиле, броское, понятное, стильное;

- содержание: интересное, запоминающееся, доступное, хорошо читаемое, лаконичное, познавательное, продуманное, разностороннее, востребованное, многофункциональное, целесообразное, легко сменяемое.


Таким образом, основными критериями подачи информации могут быть:

- лаконичность и логичность изложения материала;

- доступность, достоверность и востребованность предлагаемых сведений;

- оперативность и сменяемость информации;

- разносторонность тематики и разнообразие форм подачи материалов.


Само оформление отрядного уголка должно быть выразительным, ярким, красочным, оригинальным.

Составляя наглядную конструкцию отрядного уголка нужно учитывать, что привлекает внимание необычность формы композиции, правильные фигуры, близко расположенные элементы, большая контрастность, выделение одного среди других, повышенная оригинальность; ослабляет внимание очаговость, пестрость и многоцветность, излишняя организованность, равнозначность всех элементов.

При оформлении отрядного уголка также необходимо помнить, что:

1. Ничего лишнего и формального не должно быть. Многогранную роль наглядности и гласности в жизнедеятельности детского коллектива определяет идейное содержание, эстетический уровень и художественная выразительность.

2. Все, что эмоционально воздействует на ребят, не должно надоедать. Одно из требований к оформлению отрядного уголка – своевременная сменяемость информации. Наглядные материалы должны быть оперативными, содержательными и привлекательными.

3. Не может быть и стандарта в оформлении и подачи материала. Необходимо учитывать особенности оздоровительного лагеря и конкретного детского коллектива, возраст ребят, их интересы, запросы и предложения, существующие условия и возможности. В оформлении и подготовке информации должны участвовать сами ребята.


Отрядные уголки могут быть разными:

- красочными и красивыми (как правило у младших отрядов);

- краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых);

- весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку);

- очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.);

- долгорисуемыми (как, например, у Пети: он заканчивал рисовать свои уголки в конце смены, и это был обязательно корабль, правда, получалось очень красиво);


Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными:

- простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.);

- со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот);

- напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки);

- очень величественными (Весы Человечества);

- а так же название, придуманные самими детьми (очень редко).



Возможные рубрики для отрядного уголка

Календарь

План на день- если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.

План на смену(План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и т.д.).

Сегодня(Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).

Поздравляем(Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.) Отмечаются успехи отряда и отдельных личностей. «Видели бы вы радость и гордость команды девчёнок, когда они победили в пионербол 4-ый отряд, находясь в 6-ом. Праздник был всеобщий!»

Спорт(От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).

Режим дня

Список отряда(Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка; Ба, знакомые все лица) - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями похуже.

И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть что забрать с собой. Можно пойти дальше. «В одной из смен на каждого ребёнка было заведено своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.»

За бугром(В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).

Наша песня(А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).

Наш адрес(Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).

Наши достижения(Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).

Добьемся.

Всякая всячина(А вы знаете, что. Всяко разно...).

Очень Важная Информация{Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).

А вы слышали, что...(Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что...)

Наше настроение.Например помещается «Дневник настроения отряда», который позволит наглядно отразить отношение ребят к прошедшему делу и прожитому дню. Оформить его можно в виде таблицы, солнышка, паутинки, шаров и т.п. (количество их элементов соответствует количеству дней смены). Каждый день будет закрашиваться цветом, отражающим настроение ребят: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – унылое (по А.Н.Лутошкину). Если в течение смены отряд будет вести летопись, то в уголке нужно предусмотреть место и для данной рубрики.

Книга жалоб и предложений(Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).

Киношка.(Сегодня на экране вы увидите, что ни­когда не видели...)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обяза­тельно на «пять»).

Законы лагеря


Зачем в лагере законы?


Выполнение их дисциплинирует детей, приучает быть более ответственными. Но важно, чтобы законы не насаждались взрослыми, а предлагались, обсуждались и принимались детьми. Принятые таким образом законы легче воспринимаются и лучше выполняются ребятами.


Какими могут быть законы?

Закон доброго слова.

Закон уважения к старшим.

Закон уважительного отношения друг к другу.

Закон бережного отношения к природе.

Закон 0:0 (бережного отношения ко времени).

Закон чистоты.

Закон справедливости и т.д.

Закон 00:

Законы надо выполнять,

Нельзя друзей заставить ждать.

Закон правой руки:

В лагере закон един:

Все молчат, когда говорит один.

Закон территории:

Здесь хозяин ты и житель,

За оградой – нарушитель.

Закон зелени:

Прекрасен лагеря зеленый наряд,

О добрых руках нам цветы говорят.

Закон пруда:

Пруд бывает и добрым и злым.

Не выходи с ним один на один.

Традиция доброго отношения:

Доброе утро, добрый день,

Добрый вечер,

Будь рад новой встрече.

Традиция огонька:

Огонек откровения – святая пора,

Это правда крутая,

Это друга слова,

Разговор по душам,

По делам, по сердцам,

То, что редко судьба

Преподносит всем нам.

Традиция сюрприза:

Неожиданный подарок –

Задорная шутка,

Улыбок на час

И дел на минутку.

Традиция песни:

Песен много, традиция одна –

Помни мелодию, не путай слова;

Помни, кто песню тебе подарил

И подари эту песню другим.

Песню нельзя оборвать,

Песню нельзя прокричать.

Пой от души, меньше фальшивь.


Законы отряда

У каждого отрада должны быть свои традиции.

Например:

1. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

2. За двумя воспитателями погонишься — ни одного не поймаешь.

3. Поспешишь. — весь отрад насмешишь.

4. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.

5. Воспитатель — всему голова.

6. Увидел, услышал — запомни, доложишь!

7. Зовут, есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.

8. Хочешь, есть — умей вертеться.

9. Съел сам — помоги другому.

10. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

11. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

12. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

13. Не храпеть!

14. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС?

15. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...

16. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

17. Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

18. No smoking!

В сменную рубрику «Поздравляем!»

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и ...

всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!

всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);

с первым днем лета;

всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!

всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить

столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

с первым дождем в лагере!

всех нас любимых!

всех нас с хорошим настроением воспитателей!

всех с полным последним днем смены!

всех с последним воскресеньем смены!

всех с родительским днем!

любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в «Звёздочке»!

всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!

всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!

всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!

всех нас со спокойно проведенной ночью!

всех, кого намазали (не намазали)!

всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто

решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных

мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только

смотрели, смотрели, смотрели...




В рубрику «Время»

Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:

собирать шишки;

убирать палаты;

пылесосить пустыню;

убирать территорию;

делать ноги;

дежурить в столовой;

считать деньги;

сматывать удочки;

сушить сухари;

собирать потерянные вещи;

срывать цветы удовольствия;

ловить момент;

играть на дудке;

сверять часы;

пухнуть с голоду;

давать обещания;

сушить весла;

одевать носки.


Примерный режим дня:

8:00 – Подъем

8:10 – Зарядка

8:30 – «Чистодвор» (время Мойдодыра)

9:00 – Завтрак

9:30 – Линейка

10:00 – Спортчас, танцевальный час

11:00 – Лагерные КТД, занятия в кружках

13:00 – Обед

14:00 – 15.30 – Тихий час

16:00 – Полдник

16:30 – Лагерные КТД

19:00 – Ужин

19:30 – Лагерные и отрядные КТД, дискотека

21:15 – Предсонник

21:30 – Отрядный огонек

22:00 – Подготовка ко сну

22:30 – Отбой


Стихотворный режим дня

Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.

9:00 Утро. Солнышко встает — спать ребятам не дает.

9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.

9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.

10:00 Каша, чай, кусочек сыра — вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)

10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете — знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.

13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.

18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются..Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.

19.00 Ужина время настало и вот — отряд за отрядом к столовой идет.

20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.

23.00 За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»


Примеры отслеживания настроения отряда

«Наш портрет в лучах солнца» В течение смены собирается «солнце», в котором каждый лучик отражает настроение отряда в конкретный день смены. При заполнении модели у «солнца» должно получиться столько «лучиков», сколько дней смены. «Лучики» могут быть вырезаны из цветной бумаги или закрашиваться карандашами (фломастерами).

«Созвездие настроения» Оценка прожитого дня осуществляется по пятибальной системе, где каждому баллу соответствует звезда определенного цвета: 5 – красная, 4 – желтая, 3 – зеленая, 2 – синяя, 1 – фиолетовая. Звездочки могут наклеиваться на план работы или отдельный лист бумаги. К концу смены из звездочек получается созвездие, которому отряд может дать свое название.

«Паруса достижений» После каждого дня на символическом изображении корабля (корпус фрегата, каравеллы и т.п.) рисуется (или вырезается из бумаги) парус соответствующей формы и цвета, отражающих эмоциональное состояние отряда, итоги коллективной – творческой деятельности.

«Гора Достижений» В течение смены отряд «поднимается» на гору Достижений. Гора - своеобразный образ, символизирующий итог прожитого дня, настроение и достижения отряда. На тропинке, ведущей на вершину горы, отряд отмечает свой «след». Количество следов соответствует количеству дней смены. Таким образом, проявляется наглядная картина продвижения (или наоборот) отряда.

«Дом успеха» Каждый день на заранее нарисованную форму домика наклеивается по «кирпичику» определенного цвета, соответствующего настроению отряда в этот день. Крышей дома могут стать общие позитивные достижения и успехи по итогам всей смены.

«Острова» На листе бумаги рисуется карта с изображением «островов»: Радости, Воодушевления, Удовлетворения, Восторженности, Спокойствия, Грусти, Недоумения, Уныния (варианты могут быть другие и даже – Бермудский треугольник). Форма островов – произвольная. По итогам дня отряд помещает изображение корабля возле того острова, который отражает его эмоциональное состояние. Отряд может нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.

«Прогноз погоды» Составление «погоды» по итогам каждого дня с помощью символических изображений ее признаков (солнце, облако, ветер, дождь, град). Выбранное изображение вклеивается в специальную таблицу, расчерченную по количеству дней смены, или прикрепляется к плану работы отряда на смену.


Дневник – летопись отряда

Дневник – это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях, итогах прожитого дня в оздоровительном лагере. Можно вести личный дневник (только для себя) или общий – для всех. Такой дневник – это и общее дело, и простор для творчества ребят, и своеобразная история, летопись отряда.

Самая распространенная традиционная форма ведения дневника – в виде книжки (книжки-раскладушки, буклета). Однако форма его может быть и необычной.

Предлагаем несколько нестандартных вариантов оформления дневника отряда, который помещается в отрядном уголке или рядом с ним на стене.

«Чудо-дерево» На листе ватмана (или полуватмана) рисуется ствол дерева с ветками. Из разноцветной бумаги (зеленой, красной, желтой, светло-коричневой) вырезаются листья (вид дерева – по выбору ребят). В конце дня на лист дерева записывается информация о событиях в отряде и приклеивается к стволу дерева. Цвет листа будет зависеть от того, каким было настроение отряда в этот день.

«Аквариум» На листе бумаги рисуется аквариум и вырезается по контуру. Из цветной бумаги вырезаются рыбки (можно по шаблону или любой формы). Каждый день в «аквариум» запускается новая «рыбка». Издалека надписи на рыбках будут казаться чешуей. Дату дней смены можно ставить на хвосте.

«Замок» Если все события представить в виде «кирпичиков», то к концу смены будет возведен замок или несколько замков. Из цветной бумаги нарезаются прямоугольники, равнобедренные треугольники и трапеции (для башен). Цвет «кирпичей» может быть любым. Каждый день «укладывается» несколько «кирпичиков», на которых могут быть описания самых ярких дел, событий, чьи-то личные впечатления, шаржи и др. В последний день смены можно организовать «сдачу объекта» с разрезанием ленточки и коллективным фотографированием у стен замка.

«Космический дневник» Ведется на лучах солнца или на планетах, кометах, звездах, созвездиях, которые вырезаются из цветной бумаги. Каждый день на них записывается информация о событиях в отряде, его успехах и достижениях.

«Фильм! Фильм! Фильм!» Оформляется в виде киноленты. Делаются заготовки – листы прямоугольной формы с дырочками по краям. Для имитации дырочек можно использовать ленту с клейкими ценниками или нарисовать их фломастером. Кадр фильма – это один день или одно событие.

«Павлин» На листе бумаги рисуется павлин, но без хвоста. Для того, чтобы получился хвост, каждый ребенок на отдельном листе бумаги обводит свою ладонь и вырезает ее по контуру. Ладонь – одно из «перьев» хвоста. Ежедневно (по очереди) каждый ребенок внутри ладони записывает свои впечатления о прожитом дне.

«Скалы» («Забор») Если нашим детям нравится писать на заборах и рисовать на стенах, то давайте представим им такую возможность. На листе ватмана или обоях оформляются скалы (или стена, забор). Можно устроить конкурс «наскальной живописи» («граффити»), а затем на свободных местах каждый день записываются самые важные события.

«Календарь» Создается дневник-календарь смены («Хроника событий и фактов», «Наш отряд в цифрах и лицах»). В нем указывается дата приезда ребят в лагерь и дата возвращения, дни рождения, приходящиеся на период смены, другие важные для ребят даты, наполненные знаменательными событиями.

«Окна нашего роста» Это публицистический, сатирический, информационный материал, отражающий в цифрах, рисунках, фактах, сообщениях жизнь детского коллектива, индивидуальные и коллективные успехи и достижения. Располагается информация на специальных конструкциях (это могут быть полоски бумаги), имитирующих рамы окон, расположенных в свободной композиции.

Многие из предложенных идей можно использовать не только для ведения дневника отряда, но и для оформления отдельных рубрик отрядного уголка (список отряда, план на смену, план на день, дневник настроения и др.).


Кроме предложенных рубрик могут быть и другие: «Спрашивайте – отвечаем», «Это интересно знать», «Музыкальная шкатулка», «Дерево желаний» и т.д. Если отряд работает по принципу чередования традиционных поручений, в отрядном уголке помещается «Вертушка поручений», на подвижной части которой написаны микрогруппы (команды) отряда, а на неподвижной – коллективные поручения (экологи, затейники, оформители, краеведы и т.п.).

Можно отвести место в отрядном уголке для благодарностей тем, кому отряд скажет спасибо за отличное дежурство, помощь малышам, выполнение поручения, подготовку отрядного дела. Можно поместить и такую рубрику, как «В свободную минуту», где будут представлены игры, загадки, кроссворды и другие материалы, которые помогут занять ребят в свободное время; оформить своеобразную «Книгу жалоб и предложений», в которой ребята будут записывать свои замечания, претензии, предложения по улучшению деятельности отряда, проведению конкретных дел.


Игровые формы работы по выявлению способностей ребят к оформительской работе

Выявить ребят, которые владеют навыками оформительской работы, умеют рисовать и писать шрифтом, владеют каллиграфическим почерком помогут игровые формы работы, которые проводятся в первые дни жизни ребят в лагере. Предлагаемые формы можно использовать и для знакомства ребят в отряде или провести в течение смены как отдельное отрядное дело.

Конкурс фантастических проектов

Проводится по микрогруппам на определенную тему: «Наш лагерь в 3000 году», «Город будущего» и т.п. Участники конкурса представляют рисунки, чертежи, схемы, другие графические изображения и рассказ-пояснение по избранной теме. После выступления авторов проектов – ответы на вопросы. Лучшие проекты отмечаются аплодисментами.

Журнал-эстафета

И эта игровая форма проводится по микрогруппам. Каждой из них предлагаются для выполнения следующие страницы журнала:

1. «Толковый словарь» - объяснение значения слов, связанных с жизнью в оздоровительном лагере (подъем, зарядка, отряд, воспитатель, тихий час и т.д.).

2. «Дружеские шаржи» - рассказ о ребятах отряда, воспитателях в рисунках, комиксах, четырехстишиях, эпиграммах.

3. «Рассказ с продолжением» - по началу текста (к примеру: «Над лагерем опустилась летняя лунная ночь. И вдруг…»).


Продолжение текста может быть выполнено в различных жанрах: детектив, боевик, триллер, фантастика, вестерн, юмор и т.п.

На подготовку журнала дается 20 минут. Итоги подводит жюри, которое состоит из всех участников. Призом может стать песня по желанию группы-победительницы. На основании разработок групп может быть сформирован общий толковый словарь слов о лагере и справочник отряда «Это – мы!»

Творческая мастерская «В каждом человеке – солнце!»

1. Вступительное слово. Создание игровой ситуации: круг ассоциаций слова «солнце». Каждая ассоциация, названная детьми, записывается на отдельных полосках бумаги и прикрепляется на стенде (стене) в виде солнца.

2. Кольцовка песен о солнце.

3. Творческое задание «В каждом рисунке – солнце!» Выполняется каждым ребенком самостоятельно или авторскими коллективами, творческими группами на листе бумаги определенного формата (красками, карандашами, фломастером, аппликацией и т.п.).

4. Создание выставки рисунков «Пусть всегда будет солнце!». Распределение и исполнение ролей: экскурсоводы, художественные критики авторы работ, гости, фотографы, представители СМИ.

5. Посещение экспозиции выставки и предоставление слова всем ролевым группам.

6. Создание «солнечной» методики «В каждом человеке солнце, только…» (продолжение высказывания Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» каждым участником творческой мастерской (или по группам). Высказывания записываются и вывешиваются на стенде (или стене).

7. Рефлексия «Наш портрет в лучах солнца». Каждый ребенок на отдельном «лучике» солнца записывает свои впечатления о прошедшем деле, насколько оно оказалось для него личностно-значимым. Эмоциональное состояние можно отразить с помощью цвета (красный, оранжевый, желтый). Таким образом собирается солнце, количество «лучей» которого равно количеству ребят в отряде.


Мастерская мгновенного портрета

Варианты ее работы могут быть различными (на выбор).

Автопортрет

Каждому ребенку предлагается с помощью цветных карандашей, фломастеров или аппликации из цветной бумаги ассоциативно определить и изобразить себя, свой характер, настроение, хобби (в виде каких-либо предметов, явлений природы, фигур и т.п.).


Портретная галерея

Ребятам предлагается нарисовать свои портреты с элементами увлечения. Можно предложить выполнить свой портрет так, как изобразил бы его художник:

- мастер-иконописец

- мастер агитационного плаката

- мастер натюрморта

- мастер жанра фантастики

- мастер-авангардист

- мастер сюрреализма

- мастер кубизма


Это – я!

Попросите ребят сделать коллаж на тему «Это – я», используя иллюстрации, символы или слова из старых журналов или газет. Таким образом каждый ребенок может показать, что он любит делать, каковы его цели, успехи и т.п. Каждый клеит вырезки на лист бумаги А-5, чтобы получился интересный коллаж.

Самый-самый

Каждому предлагается нарисовать плакат-визитку. В нем могут быть следующие сведения:

Меня зовут ______________.

Мне ______ лет.

Мой любимый цвет __________.

Мои увлечения ______________.

Так я выгляжу, когда счастлив(а) (рисунок или описание).

Самореклама

Ребятам предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе описываются внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главное требование к саморекламе – искренность и объективность. Рекламу можно дополнить соответствующим рисунком, аппликацией, автопортретом, представить в виде личного сайта.

От А до Я

Предложите детям вырезать из листа цветной или белой бумаги первую букву своего имени. Затем попросите их несколькими фразами, словами, картинками, вырезанными из старых газет и журналов и наклеенными вокруг этой буквы, рассказать о себе.

Материалы по итогам предлагаемых игр-заданий размещаются в отрядном уголке (или рядом с ним) как список отряда. Из них можно оформить портретную галерею, вернисаж детских работ. Провести торжественное открытие выставки, на которой каждый ребенок будет экскурсоводом. Кроме этого, детские работы могут стать основой для создания карты интересов ребят, летописи (дневника), энциклопедии или справочника «Наш отряд от А до Я», а также позволят ребятам ближе познакомиться и узнать друг друга.

referatqnp.nugaspb.ru
  • Карта сайта