XREFF.RU


Процесс выполнения курсовой работы



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

1. Выбор темы курсовой работы.

2. Ознакомление с литературой и составление библиографии.

3. Составление плана курсовой работы.

4. Сбор практических материалов и их обработка.

5. Написание и оформление курсовой работы.

6. Получение допуска к защите. Корректировка текста по замечаниям руководителя.

7. Защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы является ответственным этапом. Тема выбирается магистрантом самостоятельно с учетом собственных научных интересов в соответствии с рекомендуемым перечнем и закрепляется кафедрой. Примерный перечень тем курсовой работы приведен в разделе 6 данных методических указаний. Студент может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки и соответствие тематике курсовых работ. Магистрант может сам предложить тему как продолжение его научной работы. Магистрант может выбрать тему, которая отсутствует в перечне курсовых работ, согласовав ее с научным руководителем. При выборе темы курсовой работы нужно учитывать актуальность темы, ее практическую значимость, а также возможность использования в курсовой работе конкретного фактического материала.

Одна и та же тема может выполняться несколькими магистрантами при условии, что курсовая работа разрабатывается на материалах разных хозяйствующих субъектов, органов управления или статистических обзоров. Окончательное решение о теме курсовой работе студента принимает научный руководитель. Закрепление за магистрантами тем курсовых работ осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. В процессе написания курсовой работы возможны незначительные изменения формулировки темы. После выбора темы и утверждения ее научным руководителем изменение темы не допускается.

Вторым этапом является ознакомление с литературой и составление библиографии – изучение законодательной и нормативной базы по исследуемому вопросу, финансовой и экономической литературы, текущих публикаций в периодической печати и Интернете.

Необходимо помнить, что умение самостоятельно подбирать соответствующую литературу и работать с ней – это важная составляющая исследовательской деятельности и во многом определяет успех написания курсовой работы.

Магистранту следует подобрать соответствующую литературу в библиотеке университета или других библиотеках. Имеющиеся библиографические указатели и каталоги окажут помощь в выборе необходимых материалов. По выбранной теме магистрант самостоятельно составляет список литературы, который свидетельствует об объеме проделанной студентом работы.

При изучении литературных источников целесообразно конспектировать отдельные положения, чтобы затем на основе этого конспекта самостоятельно изложить теоретическую часть работы.

Предварительно ознакомившись с литературой, студент самостоятельно составляет план курсовой работы. План представляет собой перечень наиболее важных вопросов, подлежащих освещению, и строится исходя из общего представления об избранной теме. Очень важно, чтобы соблюдалась логическая последовательность в постановке вопросов. Каждый последующий пункт плана должен быть логическим продолжением предыдущего. Затем студент консультируется с научным руководителем и с его помощью корректирует план работы и список литературы.

Написание курсовой работы осуществляется в соответствии с планом. Каждый пункт плана является соответствующим разделом (главой, параграфом) курсовой работы. План помещается в начале работы и представляет собой ее “Содержание”.

Магистрант должен охарактеризовать сферу и характер деятельности того или иного объекта исследования не только с точки зрения теории, но и практическую сторону дела. Поэтому после изучения литературы и составления плана Магистрант приступает к сбору практических материалов, цифровых данных.

Одновременно со сбором следует провести предварительную обработку материала. Для этих целей используются различные приемы: составляются таблицы, графики, диаграммы, фотографии, образцы документов, рисунки, схемы, вычисляются средние и другие статистические показатели. Для характеристики развития явлений во времени используются ряды динамики, составляются хронологические таблицы, в которых приводятся показатели за различные периоды времени.

Содержание и структура курсовой работы

Важное место в процессе формирования курсовой работы занимает выбор ее структуры, которая отражает содержание исследуемой проблемы. Курсовая работа представляет собой законченную теоретическую, научно-исследовательскую работу, которая должна включать следующие разделы:

- титульный лист (Приложение А);

- содержание;

- введение;

- основная часть (главы, параграфы);

- заключение;

- список используемой литературы;

- список аббревиатур и сокращений с расшифровкой (не обязательно);

- приложения (не обязательно).

Во введенииобосновывается выбор темы, раскрывается ее значение и актуальность, отмечаются степень освещенности, спорные и нерешенные вопросы изучаемой проблемы, определяются цель и задачи исследования. Целесообразно также дать краткие общие сведения об объекте, предмете и методах исследования, используемых теоретических и практических материалах, объеме работы и ее содержании. Здесь оформляется науч­ный аппарат работы, определяются методы исследования. Структура введения представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1. - Структура введения

Элемент Комментарий к формулировке
Выбор про­блемы и обоснова­ние темы Необходимо сформулировать проблему - объективно возни­кающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет сущест­венный практический или теоретический интерес. Именно она становится темой исследования.
Актуаль­ность темы Следует раскрыть современный характер и необходимость исследования выбранной проблемы. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения: Социальная актуальность. Абзац о современном по­ложении дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях... проблема не получила должного рассмотрения...."). Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует ... проблема, в то же время, (в управленческих науках) эта проблема не по­лучила должного освещения в таких аспектах, как... "). Практическая актуальность.Абзац оположении дел в практике темы. ("Анализ практики показывает, что менеджеры не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с...").
Цель рабо­ты Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. Она должна заключаться в решении иссле­дуемой проблемы путем ее анализа и практической реализа­ции. Например: цель исследования составляет решение данной проблемы; или цель исследования - разработка (создание, апробация, формирование) у кого-либо чего-либо.
Объект ис­следования Дать определение явлению или процессу, на которое (-ый) направлена Ваша исследовательская деятельность. Объект - то, что противостоит познающему субъекту (Вам), в познавательной деятельности. Та часть практики, с которой Вы имеете дело. Объектом исследо­вания, например, может являться контингент испытуемых
Предмет исследова­ния Дать определение конкретным свойствам или сторонам объ­екта, которые предполагается исследовать. Предмет - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с ко­торой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Это более узкое понятие по сравнению с объектом исследо­вания, что-то конкретное, реальное (то, что именно иссле­дуют). Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.
Задачи ис­следования Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. ♦ Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору): о описать (выявить) теоретические основы ...; о провести научный анализ состояния теории и практики...; о проанализировать (изучить) научную, методическую и др. литературу по .... ♦ Практическая задача: о показать пути и способы практического применения ...; о разработать и апробировать комплекс мероприятий ...; о разработать рекомендации...; о экспериментально проверить эффективность предло­женной ...; о наметить возможные пути ....
Методы ис­следования Методы исследования могут быть следующими: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, изучение какого-либо опыта, обобщение собственного опыта работы, эксперимент, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п.
Информа­ционная база иссле­дования Перечислить источники информации, используемые для ис­следования.

Введение должно быть кратким (1-2 страницы) и четким.

Основная часть исследования должна соотноситься с поставленными задачами. Она обычно делится на 3 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Каждую главу целесообразно разделить на 2-4 параграфа. Построение основной части курсовой работы зависит от темы и материала исследования. Предварительная структура основной части работы (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования.

В основной частипоследовательно и всесторонне раскрывается сама тема данной работы. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы, полностью ее раскрывать. Эти главы призваны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Как правило, вначале проводится обзор литературных данных, т.е. излагается теория рассматриваемой проблемы. Любой объект исследования следует рассматривать с нескольких точек зрения: правовой, экономической, организационной, этической. Содержанием основной части курсовой работы является анализ литературы по теме, сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие научного направления, в рамках которого проходит исследование, на методологию изучения проблемы, т.е. в основной части приводится теоретическое осмысление проблемы, дается изложение эмпирического и фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Затем проводится анализ материала исследования, вскрываются положительные и отрицательные моменты, выявленные в процессе изучения темы курсовой работы.

Написанные абзацы должны быть связаны логическим переходом от одной мысли к другой. Совершенно недопустимо дословное списывание текста из учебников, учебных пособий, журнальных статей и т.д. Материал лучше излагать своими словами, строя простые предложения. Можно применять цитаты. Цитаты, таблицы, цифровые данные должны сопровождаться ссылками на использованные источники.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный практический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.

Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.

Обязательными элементами курсовой работы являются:

- критический обзор литературы по выбранной теме;

- описание существа анализируемой проблемы;

- анализ альтернативных точек зрения, методов оценок, подходов и пр.;

- точка зрения автора на исследуемую проблему.

Объем основной части курсовой работы – 25-30 страниц.

Заключение (1-2 стр.) должно содержать четкие и ясные обобщающие выводы и рекомендации автора по исследуемой теме. Оно содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает элементы научной новизны, их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Заключение может включать в себя научные и практические предложения, что повышает ценность курсовой работы.

Заключительная часть курсовой работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.

При­менительно к курсовой работе новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых ме­тодологических подходов к данной теме, и обогащение Вашей работы дан­ными смежных наук, и практическая часть работы, самостоятельно прове­денный эксперимент, социологическое исследование и т.п., если был приме­нен нестандартный подход или новый алгоритм.

Список используемой литературы приводится студентом в конце курсовой работы. Он должен быть оформлен в соответствии с принятыми правилами библиографического описания, и содержать не менее 15 источников, в т.ч. на которые имеются ссылки по тексту работы.

Вспомогательные материалы, которые загромождают основной текст, выносятся в приложения. Приложения - это документация, предусмотренная планом курсовой работы, вспомогательные и дополнительные материалы: описания алгоритмов, копии бланков ценных бумаг, заимствованные материалы, большие промежуточные расчеты, эскизы, чертежи, таблицы и т. п. Это могут быть таблицы, компьютерные распечатки (в формате А4), формы бухгалтерской, статистической и другой отчетности и т.п. В тексте курсовой работы должна быть ссылки на эти приложения. При наличии нескольких приложений их нумеруют буквами в той последовательности, в какой они упоминаются в тексте.

Основные требования к курсовой работе – содержательность, внутренняя логическая взаимосвязь рассматриваемых вопросов, современность, разносторонность, высокий научный уровень финансовых решений. Курсовая работа не должна носить абстрактный характер, в ней не должно быть бездоказательных положений, касающихся сущности анализируемой проблемы. Рассуждения автора, его обобщения и выводы должны строиться на конкретном анализе практического материала. Следует избегать простого и бессистемного нагромождения фактов без их осмысления и обобщения. Курсовые работы, выполненные только на основе литературных источников, не могут быть оценены удовлетворительно.

Общие требования к написанию курсовой работы:

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· конкретность изложения и убедительность аргументации;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

  • Карта сайта