«Курганский государственный университет» (КГУ) Юридический факультет Тема: Конституционное собрание Российской Федерации: назначение,...

«Курганский государственный университет» (КГУ) Юридический факультет Тема: Конституционное собрание Российской Федерации: назначение,...

«Курганский государственный университет» (КГУ) Юридический факультет Тема: Конституционное собрание Российской Федерации: назначение,...


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)


Юридический факультет

Кафедра государственного права


Тема: Конституционное собрание Российской Федерации: назначение, основные принципы организации и деятельности


ЭССЕ




Студент группы 4810 А.И. Махнев

Специальность – Юриспруденция /030501/




Научный руководитель С.Э. Либанова

д.ю.н., доцент












Курган 2014




Согласно Конституции Российской Федерации, положения ее глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Если предложение о пересмотре положений данных глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с Федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. В дальнейшем Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.1Как можно заметить, в данной статье не содержится положений о составе, организации и деятельности Конституционного Собрания. Эти вопросы должен регламентировать Федеральный конституционный закон, который до сегодняшнего дня так и не принят, что представляет собой серьезный пробел в законодательстве. Отсутствие нормативного правового акта такого уровня можно рассматривать как неуважение к российской Конституции.2Следовательно, актуальность данной работы не должна вызывать никаких сомнений.

В течение двадцати лет в Государственную Думу РФ неоднократно вносились проекты Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». Одним из первых, в 1997 г, был представлен законопроект группы депутатов под предводительством Г.А. Зюганова.3В следующем году в Государственную Думу был передан проект В.П. Зволинского.1Кроме того, в 2000 г. свои проекты представили В.В. Володин2и С.А. Ковалев.3Наконец, в 2007 г. объединенный проект представили В.И. Алскнис и С.Н. Бабурин.4Но, как мы видим, все эти попытки не принесли никакого результата.

Относительно недавно, пятого марта 2012года президент России Дмитрий Анатольевич Медведев поручил Администрации президента РФ до двадцатого марта 2012 года представить предложения по подготовке проекта Федерального конституционного закона о созыве Конституционного Собрания.5Прошло уже два года, но проблема по-прежнему остается нерешенной.

В этой ситуации необходимо обратиться к мнениям лиц, для которых наука является неотъемлемой частью жизни. Наибольший интерес вызывает проект С.А. Авакьяна, который был размещен на сайте юридического факультета МГУ им. Ломоносова в марте 2012 года практически сразу после заявления Д.А. Медведева.6Согласно ч. 2 ст. 5 этого проекта, Конституционное Собрание состоит из 300 членов, каждый из которых самостоятелен и независим при осуществлении своей деятельности. Причем в состав Собрания входят три категории лиц: по должности, по избранию и по назначению. Согласно ч.1 ст. 2 срок полномочий Конституционного Собрания составляет шесть месяцев, который может быть закончен раньше в связи с принятием решения о подтверждении неизменности действующей Конституции, либо о принятии новой Конституции РФ.

В этом же году свой проект представил Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Коллектив экспертов под предводительством С.С. Сулакшина подготовил законопроект, который разработан в полном соответствии с регламентными требованиями правотворческих органов, содержит необходимые сопроводительные документы и подготовлен для внесения в Государственную Думу РФ. Согласно ст. 10 данного проекта, члены Конституционного Собранияопределяются Центральной избирательной комиссией РФ путем случайной выборки из предложенных Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной Прокуратурой РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ списков граждан в соответствии с определенными нормами представительства. Срок полномочий Собрания, согласно ст. 4, также составляет шесть месяцев, но может быть закончен раньше, либо продлен, но не более чем на три месяца.1Наверное, существует немало и других проектов, но ни один из них так и не был реализован.

Принятие Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» позволит устранить имеющийся пробел в конституционно-правовом регулировании и регламентировать общественные отношения в области пересмотра особо защищенных положений Конституции РФ.Врамках данного исследования, разумеется, невозможно подготовить проект такого нормативного правового акта, но можно попытаться сформулировать основные принципы организации и деятельности Конституционного Собрания РФ. Итак, на наш взгляд, численность Собрания должна составлять 250 членов: 50 членов – это лица, занимающие самые высокие государственные посты; 100 членов избираются из ведущих ученых-юристов; оставшиеся 100 членов – определенным образом избираются из граждан по всей стране. При этом представляется необходимым в Федеральном конституционном законе предусмотреть положение о том, что проект новой Конституции, в соответствии с решением Конституционного Собрания, выносится на всенародное обсуждение. Это должна быть императивная норма, не позволяющая Конституционному Собранию решить вопрос о форме принятия Конституции (самим Собранием или на всенародном референдуме), не проводя предварительного всенародного обсуждения проекта Конституции. Всенародное обсуждение законопроекта способно обеспечить связь между разработчиками проекта и обществом в целом, что является одним из главных признаков демократии. Срок полномочий Собрания должен составлять три месяца, поскольку за этот период времени вполне можно решить все вопросы.

Таким образом, в данной работе была предпринята попытка проанализировать назначение Конституционного Собрания РФ. Изучены ключевые принципы деятельности этого органа и внесены свои предложения по решению соответствующей проблемы.








1 Конституция Российской Федерации 1993 г., ст. 135. М.: ЭКСМО, 2010. С. 28 (законы и кодексы)

2 Бутусова Н.В. О модернизации российской Конституции (цели, задачи, пути осуществления) // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 6

3 Законопроект № 97018921-2 о Конституционном Собрании Российской Федерации // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=97018921-2&02

1 Законопроект № 98052983-2 о Конституционном Собрании Российской Федерации // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=98052983-2&02

2 Законопроект № 90056938-3 о Конституционном Собрании Российской Федерации // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=90056938-3&02

3 Законопроект № 4800-3 о Конституционном Собрании Российской Федерации // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=4800-3&02

4 Законопроект № 488365-4 о Конституционном Собрании Российской Федерации // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=488365-4&02

5 Перечень поручений по итогам встречи с руководителями незарегистрированных политических партий // http://kremlin.ru/assignments/14683

6 Юрфак МГУ представил проект ФКЗ «О Конституционном Собрании Российской Федерации» // http://news.forumyuristov.ru/novosti/1497-yurfak-mgu-predstavil-proekt-fkz-o-konstitucionnom-sobranii-rossiyskoy-federacii.html


1 Пакет законодательной инициативы по учреждению в России Конституционного Собрания (Проект Федерального конституционного закона). М.: Научный эксперт, 2012. С. 7