Анализ показателей рентабельности

Прибыль, являясь важнейшим показателем, характеризующим результаты хозяйственной деятельности, особенно при сравнении различных предприятий не может достаточно правильно характеризовать эффективность. Одна и та же сумма прибыли может быть получена и при различной эффективности производства в зависимости от масштабов предприятия и выпуска продукции. Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижении эффективности их использования. Все это обуславливает необходимость использования относительных показателей рентабельности, основанных на соотношении финансового результата с определенной базой.

По этой причине, показатели рентабельности являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансовых результатов. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность – относительный показатель прибыльности предприятия. При расчёте рентабельности прибыль соотносится с определённой базой. В качестве такой базы могут использоваться различные показатели, среди которых наиболее значимыми являются: себестоимость продукции, активы, оборотные активы (текущие активы), продажа (чистая выручка), собственный капитал, инвестированный капитал, производственные фонды и т.д.

Для анализа могут использоваться следующие показатели финансовых результатов: валовой, операционный, до и после налогообложения, нераспределённая прибыль (непокрытый убыток).

Выбор числителя и знаменателя формулы рентабельности зависит от конкретной цели исследования. Чаще всего в числителе формулы берётся чистая прибыль, то есть, прибыль после налогообложения.

В производстве продукции, а, следовательно, и в формировании прибыли принимают участие средства труда и предметы труда, которые в денежном выражении представляют собой стоимость авансированных производственных фондов. В хозяйственной практике используется показатель общей рентабельности (Rобщ), представляющий отношение прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов. Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются производственные фонды, размер прибыли, приходящийся на одну грн. производственных фондов.

,

где П- прибыль;

- средняя стоимость основных производственных фондов;

- средняя стоимость материальных оборотных активов.

Учитывая важность процесса продажи в условиях рыночной экономики, когда существует свободный выбор необходимых товаров и товаропроизводителей, важную роль играет показатель рентабельности продажи (Rпрод). Этот показатель характеризует размер прибыли, приходящийся на 1 грн. продажи. Так, например, рентабельность продажи 10% означает, что на одну гривну продажи прибыль составляет 10 копеек.

, где S - продажа.

Сущность рентабельности может быть раскрыта только на основе анализа процесса формирования прибыли. Учитывая, что прибыль определяется как разность между ценой и себестоимостью, поэтому обоснованно соизмерение прибыли наряду со стоимостью продукции, также и с ее себестоимостью. Чаще всего это может быть себестоимость реализованной продукции (форма 2), себестоимость отдельных изделий. Показатели рентабельности всей продукции и отдельных ее видов рассчитываются по единой методике, чем обеспечивается их взаимная увязка.

, где - рентабельность реализованной продукции

- себестоимость реализованной продукции

, ,

где R"A" - рентабельность изделия "А"; Z"А" - себестоимость изделия "А";

Ц"А" - цена изделия "А"; П"А" - прибыль изделия "А".

Имущественное положение предприятия характеризуется системой различных показателей: состав и структура активов и пассивов, наличие собственных оборотных средств, производственный потенциал, деловая активность и ряд других. Все эти показатели находят отражение в рентабельности активов ( ).

, где - средняя стоимость активов.

, где - средняя стоимость текущих активов.

Аналитичность этих двух показателей состоит в том, что они отражают размер прибыли, приходящийся соответственно в расчете на 1 грн. средней стоимости активов и текущих активов.

Методика анализа рентабельности включает в себя следующие этапы:

1.Сопоставление показателей рентабельности за ряд периодов времени (по отношению к плану) и определение общего отклонения.

2.Определение степени влияния факторов на это общее изменение.

3.Балансовая увязка.

Расчет важнейших показателей рентабельности отразим в табл. 5.6.

Таблица 5.6.

Анализ важнейших показателей рентабельности

Показатели 20__ г 20+1 г Изменение
Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс. грн. 1828,7 (303,0) (2131,7)
Чистый доход (выручка) от реализации, тыс. грн. 27969,6 17302,5 (10667,1)
Средняя стоимость активов, тыс. грн. 19769,6 20260,0 490,3
Средняя стоимость основных производственных фондов, тыс. грн. 9695,0 10289,7 594,7
Средняя стоимость материальных оборотных активов, тыс. грн. 3778,8 4878,4 1099,6
Рентабельность продажи, % 6,54 (1,75) (8,29)
Рентабельность активов, % 9,25 (1,50) (10,75)
Рентабельность производственных фондов, % 13,57 (2,0) (15,57)

Из полученных данных следует, что по всем важнейшим показателям рентабельности в 20+1 г. имело место снижение уровня рентабельности, фактическая величина которых была отрицательной. Основной причиной этому было наличие убытка в размере 303,0 тыс.грн. от обычной деятельности до налогообложения.

Методику факторного анализа рентабельности рассмотрим на примере рентабельности производственных фондов.

1. Определим общее отклонение рентабельности.

2. Определим степень влияния факторов на общее отклонение.

На изменение рентабельности оказали влияние следующие факторы:

· Изменение средней стоимости основных производственных фондов (ОПФ);

· Изменение средней стоимости материальных оборотных активов (МОА);

· Изменение прибыли (П);

Для определения степени их влияния используют приём цепных подстановок.

1. =

= - 0,57 (пункта)

2. =

= - 0,94 (пункта)

3. =

= - 14,06 (пункта)

где , - средняя стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном периодах;

, - средняя стоимость материальных оборотных активов в базисном и отчетном периодах;

П0 и П1 - прибыль в базисном и отчетном периодах;

- степень влияния основных производственных фондов на изменение уровня рентабельности;

- степень влияния материальных оборотных активов на изменение уровня рентабельности;

П - степень влияния прибыли на изменение рентабельности

Балансовая увязка: (-0,57) + (-0,94) + (-14,06) = - 15,57 (пункта).

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1.Увеличение средней стоимости основных производственных фондов на 594,7 тыс.грн. снизило уровень рентабельности на 0,57 пункта.

2.Увеличение средней стоимости материальных оборотных средств на 1099,6 тыс.грн. снизило уровень рентабельности на 0,94 пункта.

3.Уменьшение прибыли от обычной деятельности до налогообложения на 2131,7 тыс.грн. снизило уровень рентабельности на 14,06 пункта.

Таким образом, проведенный анализ показал, что снижение уровня рентабельности преимущественно (90,3%) было связано с наличием убытка от обычной деятельности до налогообложения в размере 303,0 тыс.грн.