Конструирование и расчет отгона виража

Устройство виражей предусмотрено СНиП 2.05.02-85 на кривых радиусах менее 3000 м для дорог I категории и радиуса менее 2000 м для дорог остальных категорий.

Поперечный уклон проезжей части на виражах назначают по СНиП 2.05.02-85 или по табл.5.

Переход от двухскатного профиля проезжей части к односкатному - отгон виража, осуществляется на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии - на прилегающем к кривой прямом участке.

Длина отгона виража L определяется по формуле:

, (13)

где iдоп - дополнительный продольный уклон внешней кромки проезжей части, который не должен превышать для дорог I и II категории - 5 0/00, III и V - 100/00, в горной местности - 200/00;

в - ширина проезжей части;

iв - поперечный уклон проезжей части на вираже.

Таблица 5

Поперечный уклон и уширение проезжей части на виражах

Поперечный уклон проезжей части на виражах, 0/00 Величина
Радиусы кривых в плане, м основной в районе с частым гололедом Радиус кривой в плане, м уширения проезжей части, м
От 3000 до 1000 20-30 20-30 -
От 1000 до 700 30-40 30-40 0.4
От 700 до 650 40-50 0.5
От 650 до 600 50-60 0.6
От 600 и менее 0.8
0.9
1.1
Примечание. Меньшие значения поперечных 1.2
уклонов на виражах соответствуют большим 1.3
радиусам в плане. 1.4
1.5
1.8
2.2

Если по формуле 13 длина отгона виража получается больше длины переходной кривой, то должна быть увеличена длина последней.

Если вычисленная длина отгона виража меньше длины переходной кривой, то длину отгона принимают равной длине переходной кривой.

В зависимости от того, уклон виража равен или больше поперечного уклона проезжей части двухскатного профиля, разбивка отгона виража проводится различными способами.

Если уклон виража равен поперечному уклону двухскатного профиля, то производится вращение плоскости внешней полосы проезжей части и обочины.

Если уклон виража больше уклона двухскатного профиля, то производится вращение плоскости внешней полосы проезжей части вокруг оси дороги до придания ей уклона, равного уклону внутренней полосы, а затем вращение плоскости всей проезжей части вокруг внутренней кромки до придания проезжей части и обочины требуемого уклона виража.

Выполнение разбивки виража следует производить в такой последовательности (рис.6):

а) вычерчивают план дорожного полотна на участке, начиная примерно за 20 м до начала переходной кривой (отгона виража) и кончая у центра круговой кривой. Масштаб чертежа следует принимать - продольный 1:1000 или 1:2000 и поперечный, соответственно, 1:200 или 1:400;

б) за 10 м до начала отгона на плане вычерчивают двухскатный поперечный профиль дороги с указанием поперечных уклонов проезжей части и обочин;

в) в начале отгона вычерчивают на плане поперечный профиль дороги с уклоном обочин, приведенным к уклону проезжей части;

г) при уклоне виража, равном уклону двухскатного профиля, длина отгона делится на несколько равных протяжением 10-20 м участков (чем короче участок, тем точнее разбивка) и на концах этих участков высчитывают отметки внешней бровки земляного полотна и внешней кромки. Отметки оси, внутренней кромки проезжей части и внутренней бровки земляного полотна остаются постоянными, так как происходит вращение только внешней полосы проезжей части и внешней обочины;

д) при уклоне виража больше уклона двухскатного профиля вначале находят длину участка на отгоне, на протяжении которого уклон внешней полосы проезжей части и внешней обочины приводится к уклону внутренней полосы проезжей части. Чтобы определить длину этого участка, следует определить фактический дополнительный уклон внешней кромки проезжей части, который получается в результате расположения отгона виража на переходной кривой:

, (14)

Длина участка отгона L1, на протяжении которого уклон виража будет равен уклону двухскатного поперечного профиля, определится по формуле:

, (15)

где iп – поперечный уклон проезжей части двухскатного поперечного профиля.

На остальном протяжении отгона виража производится вращение всей проезжей части вокруг внутренней кромки до придания требуемого уклона.

Результаты расчетов отметок на отгоне виража удобно сводить в табл. по форме 1.

Форма 1

Превышение и отметки на отгоне виража

Превышение над внутренней кромкой, м Отметки, м
№ сечения Пикет плюс Проектная отметка бровки, м Расст. между поперечниками, м Внутренняя бровка Ось Внешняя кромка Внешняя бровка Внутренняя бровка Внутренняя кромка Ось Внешняя кромка Внешняя бровка

Рис.6. Разбивка отгона виража :а- внешняя бровка, б- внешняя кромка, в- ось, г- внутренняя кромка, д- внутренняя бровка.

Кроме устройства виража на кривых радиусах 650 мм и менее требуется устройство уширения проезжей части с внутренней стороны, величина уширения назначается по СНиП 2.05.02-85 или по табл.5.