XREFF.RU


Глоссарий Базовые понятия хореографического искусства 2. Должности специалистов хореографического искусства и смежных областей...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Глоссарий Базовые понятия хореографического искусства 2. Должности специалистов хореографического искусства и смежных областей...

Глоссарий Базовые понятия хореографического искусства 2. Должности специалистов хореографического искусства и смежных областей...

Глоссарий


  1. Базовые понятия хореографического искусства


1. Хореографическое искусство, хореография (Choreography)– танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях; в соответствии с общеевропейским пониманием в настоящем документе х.и. рассматривается как совокупность двух областей – искусства балета (Ballet) и искусства танца (Dance).


2. Искусство балета(Ballet) – высшая, «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления; главное выразительное средство и.б. – система европейского (пуантного) классического танца.


3. Искусство танца (Dance) – форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. В данном глоссарии к области искусства танца отнесены все, кроме балета, виды хореографического творчества.


4. Сценический танец(Scenic dance) – один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.


5. Актерское Мастерство(Actor's skill) принцип перевоплощения, когда актер как бы олицетворяет себя со своим персонажем и действует от его имени. Техника а. м. в хореографии отличается спецификой, прежде всего, связанной с ограниченным набором инструментов танцовщика (тело; танцевальная техника; музыкальность; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д.), исключающего использование голоса. Основой а. м. в хореографии служит музыка, содержание которой воплощается танцовщиком через танец. Однако техники а. м. в хореографии, существующие на основе этого общего принципа, могут значительно отличаться друг от друга. Основой этого отличия является степень нарративности воплощаемой в танце идеи или сюжета. В системе подготовки артистов балета дисциплина а.м. сформировалась в 1930-х гг. на основе системы К.С. Станиславского, однако до сих пор не существует закрепленной методики ее преподавания.


6. Балетоведение – наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.

7. Хореология(Choreology) – теория хореографии, наука, изучающая танец с использованием междисциплинарных подходов, как форму коммуникации и как отдельный вид искусства, опираясь на его  семиотические и феноменологические качества. Х. включает в себя научное изучение всех разновидностей танца: и народнo-аутентичного, и народно-сценического, и историко-бытового, и бального, и классического, и современного и др., а также разработку принципов записи танца (нотации).


8. Кинезиология(Kineziology) – междисциплинарная область знания в хореографии, наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека. Родоначальником к. является Дж. Гудхард, который в 1960 г. высказал идею о возможности воздействия на мышцы в лечебных целях. Описал эту систему как практику работы с клиентом Дж. Тай. В основе современных систем к. лежит разработанный Дж. Гудхардом метод диагностики — мышечное тестирование. Прикладная к. занимается телесными проблемами (проводя, в основном, коррекцию позвоночника, костей черепа, суставов, мышц). Авторами психоэмоциональной к. являются Г. Стокс, Д. Уайтсайд и К. Кэллвэй. Если стресс блокирует системы жизнеобеспечения организма, то такой организм перестаёт бороться, нарушаются системы гомеостаза, он начинает сопротивляться всему хорошему, что человек на сознательном уровне хотел бы сделать (в к. это называется «нежеланием получать пользу»). Психоэмоциональная к. осуществляет психокоррекцию и позволяет освободить организм от старых негативных эмоциональных «вибраций». Диагностика проводится неинвазивным и безаппаратурным методом мышечного тестирования. Работа ведется как на уровне осознания, так и на подсознательном уровне. В образовании может использоваться как одна из вспомогательных дисциплин (например, при подготовке танцовщиков современного танца).


9. Палеохореография(Paleochoreography) – зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.


10. Танцевальная терапия (Dancing therapy) – междисциплинарная область знания в хореографии, психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. В образовании может использоваться как одна из вспомогательных дисциплин (например, при подготовке танцовщиков современного танца).


11. Этнохореография – синкретический вид хореографического творчества, базирующийся на танцевальном и пластическом традиционном материале (обряды, ритуалы) этносов с включением музыки, пения, слова.



2. Должности специалистов

хореографического искусства и смежных областей


1. Артистбалета(The ballet dancer) творческий работник театра, профессиональный балетный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в балетных спектаклях и других произведениях балетного искусства.


2. Артист танцевального ансамбля (коллектива)(Thedancer) творческий работник, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в спектаклях и других произведениях танцевального искусства.


3. Балетмейстер(The ballet master) творческийработник, в соответствии с должностной характеристикой под руководством балетмейстера-постановщика (хореографа) участвующий в работе по созданию (сочинению) новых, возобновлению ранее поставленных хореографических произведений, и по выпуску их на сцену.


4. Хореограф (балетмейстер-постановщик)(The choreographer) творческийработник театра, в соответствии с должностной характеристикой осуществляющий создание (сочинение) собственных хореографических произведений, возобновляющий ранее поставленные хореографические произведения и осуществляющий комплекс организационных мероприятий по их выпуску на сцену.


5. Преподаватель(The teacher) – работник учебного заведения,проводящий обучение студентов в разнообразных формах и формирующий у них определенные компетенции.


6. Преподаватель-тьютор(The teacher the tutor) – работник учебного заведения,педагог-профессионал, выполняющий функции помощника, консультанта, наставника, доверенного лица студента, являющийся организатором его жизнедеятельности и сопровождающим в его стремлении самостоятельно решать задачи образования.


7. Репетитор балета, (ансамбля) – творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой ведущий работу по разучиванию с артистами партий в новых и ранее созданных произведениях хореографического искусства, репетирующий спектакли (постановки) текущего репертуара.


8. Балетовед – специалист в области исследования балетного искусства, историк балета, балетный критик, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере.

9. Хореолог (The choreologer) – специалист в области комплексных и междисциплинарных исследований хореографии во всей ее полноте (включая балет), арт-критик, нотатор, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере.


10. Кинезиолог – врач, медицинский работник, специалист в области кинезиологии.


12. Танцевальныйтерапевт – врач, психолог, медицинский работник, специалист в области танцевальной терапии.

3. Терминологическая база

для формирования примерных основных образовательных

программ в области искусства балета


1. Классическийтанец(Classical dance) вид сценического танца,главноевыразительное средство балетного искусства; система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В к. т. эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде (Л.Д.Блок). Основным средством достижения данного качества танца является выворотность ног. К.т. является основой подготовки артистов балета и интегрирует комплекс дисциплин, включающий: дуэтно-классический т., характерный т., исторический т., современный т. и актерское мастерство. В 1930-х гг. сложилась методика обучения к.т., автором которой является А.Я.Вагановой. Основы методики к.т. изложены А.Я.Вагановой в книге «Основы классического танца» (1934), написанной совместно с Л.Д. Блок. Методика обучения к.т. А.Я.Вагановой является общепринятой в России и в большинстве стран мира.


2. Дуэтно-классический танец (др. наим. – поддержка)(Pasdedeux) – вид сценического танца, построенный на основе классического танца и предполагающий танец двоих с использованием поддержек. В системе подготовки артистов балета сложилась методика обучения д.-к.т., обобщившая опыт нескольких поколений педагогов Ленинградского хореографического училища. Автором базового учебника по технике д.к.т. является Н.Н.Серебренников.


3. Характерный танец (др. наим. – народно-характерный, народно-сценический)(Character dance) – вид сценического танца, представляющий собой системный синтез элементов народных танцев различных этносов на основе классического танца. В результате этого народный элемент в х.т. обретает формальную абстрактность классического танца, его условность. Х. т. создается балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета с 1930-х гг. сложилась методика обучения х.т. на основе классического экзерсиса, авторами которой являются педагоги Ленинградского хореографического училища А.В. Ширяев, А.В. Лопухов, А.И.Бочаров. Базовым по данному виду танца является их учебник «Основы характерного танца» (1938).


4. Исторический танец(др. наим. – историко-бытовой, салонный бальный)(Historical dance) – вид сценического танца, представляющий собой системный синтез элементов бальных и бытовых танцев различных народностей и эпох на основе классического танца. В результате этого бальная, бытовая сущность этих танцев обретает сценический, условный характер. И.т. создаются балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета в 1940-х гг. сложилась методика обучения и.т., основателем которой является педагог Ленинградского хореографического училища Н.П. Ивановский. Значительное развитие методика и.т. получила в работах профессора ГИТИСа М.В. Васильевой-Рождественской.


4. Терминологическая база

для формирования примерных основных образовательных

программ в области искусства танца


1. Народно-сценический танец (National scenic dance) – вид сценического танца, предполагающий художественный синтез элементов народной хореографии на основе классического танца. В результате этого создаются сценические формы, ориентированные на яркое воспроизведение народного стиля, глубокое раскрытие в танце национального образа и характера в сочетании с техническими и актёрскими достижениями балетной школы.В хореографическом искусстве данный вид танца утвердил И.А.Моисеев. Созданный им репертуарпривел к созданию особой системы воспитания танцовщиков, впервые реализованной в Школе при Ансамбле народного танца им.И. Моисеева.


2. Бальныйтанец(Ballroom dance) – вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях. Исторически бальный танец это любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия «танцевальный спорт» термин «бальные танцы» стал сводиться к достаточно узкому понятию «спортивный бальный танец».


3. Спортивный бальный танец (Sports ball dance) – танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля спортивных танцев: Интернациональный Стандартный и Интернациональный Латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров, и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.


4. Народный(фольклорный) танец (National folklore dance) вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.


6. Социальный танец (Social dance) – массовые, общедоступные, бытовые танцы, к которым относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые «уличные танцы» (хип-хоп, R’n’B, брейк и т.п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл. Отличительным признаком с.т. является импровизационность.


7. Степ (Tapdance) – чечётка, разновидность танца, зародившаяся США в XIXв. Используя специальную обувь, танцор выбивает ритм ногами. Ритмичный громкий звук, идущий от ног, позволяет танцору создавать сложный ритмический рисунок, акцентируя мелодию и даже исполнять номера без музыкального сопровождения.


8. Джазовый танец (Jazz Dance)– направление танца, зародившееся в США в конце XIXв. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Основные черты д. т. это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами д.т. являются – полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Д.т. является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей д.т., среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами, создавшими индивидуальную технику д.т., являются М. Меттокс, Г. Джордано, Луиджи.


9. Эстрадный танец (Variety dance) – направление танца, для которого характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность. Как правило, по форме э.т. – танцевальная миниатюра с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность.


10. Танец Модерн (ModernDance) – направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Д. Хамфри, Ч. Вейдман, М. Вигман, Х. Хольм, Х.Лимон, Л. Хортон, Э. Хоукинс, А. Соколоф, Л.Фуллер, М. Грэм, А. Дункан, Р. Сен-Дени, Т. Шоун. Каждый хореограф в танце модерн ставил цель спровоцировать зрителей к новому пониманию внутренних или внешних фактов реальности, отраженных через форму танца. Общим для представителей танца модерн, независимо от того к какому течению они принадлежали и в какой период создавали свою концепцию творчества, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, духовным потребностям человека нового времени. Основными принципами этой хореографии являлись: отказ от канонов, воплощение современных тем и сюжетов, оригинальные лексическо-пластические средства.

11. Танец Постмодерн (PostmodernDance) – направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются М. Каннингхэм, А. Эйли, Т. Битти, Д. Мак-Кейл, А. Николаи, П. Тэйлор, Т. Браун. Начало этому направлению в танце положили эксперименты молодых хореографов в церкви Джадсон в 1963 году. Идейным вдохновителем этого проекта была И. Райнер.


12. Современный танец(Contemporarydance) – направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX–начала XXIвв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении движение рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики. Художественными средствами этого направления выступает синтез различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.


13. Направление Соматик (Somatic) – совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей, и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа. Спектр соматических дисциплин разделяется на две категории: соматическая психология и структурно-функциональные методики. В 1988 г. с целью объединения усилий и создания единой программы, этических норм и теоретической базы н.с. была создана Международная Ассоциация Соматической Терапии и Образования (ISMETA), в которую вошли все наиболее признанные представители направления. В настоящее время в неё входят более 20-ти крупных организаций, имеющих отношение к различным школам.


Техники Модерн, Постмодерн и Современного танца (основные)


14. Техника Грэм (Graham Technique) – техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894-1991);



15. Техника Лимона (Limon-based) – техника танца модерн, основанная на принципе падения и возврата (fall & recovery), созданная танцовщицей и хореографом Д. Хамфри. Долгое время она работала как хореограф и педагог в труппе Х. Лимона, известного танцовщика и хореографа. В настоящее время техники, основывающиеся на основных принципах созданных Хамфри, носят название «Limon-based».


16. ТехникаХортон(Lester Horton Technique) – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906 – 1953).


17. Техника Хоукинс (Hawkins Technique) – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909 – 1994).


18. Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) – техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).


19. Техникирелиза(Release based Technique) – техники современного танца, основанные на освобождении (релизе) различных групп мышц с целью использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техник релиза развивается понимание собственного тела, что даёт возможность для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техник включены анатомические аспекты движения, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Основное внимание уделяется трем базовым программам: баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Важным аспектом техники релиз является обучение технике работы на полу, технике падения и смещения баланса.


20. Контактнаяимпровизация(Contact Improvisation, CI) – техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце ХХ в., основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т.п. Контактная импровизация была разработана Стивом Пакстоном в результате исследования танцевальной импровизации. Большое влияние на развитие контактной импровизации оказала Нэнси Старк Смит.


Соматические техники и методы (вспомогательные)


21. Техника Александера(AlexanderTechnique) – метод, созданный между 1890 и 1900 гг. австралийским актёром Фредериком Маттиасом Александером (1869-1955), обучающий правильному движению и расслаблению, что позволяет танцовщику улучшить координацию и научиться владеть своим телом. Основное преимущество метода – свободное владение опорно-двигательным аппаратом как основным инструментом танцовщика.


22. АнализЛабана(Laban Movement Analysis) – Рудольф фон Лабан (1879 – 1958), теоретик, вдохновитель танцевального экспрессионизма, «свободного танца». Посвятил многие годы созданию системы анализа и записи танца, предложил универсальную теорию движения, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, Время, Сила (энергия) — три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения, создав две концепции – хореотикуи евкинетику. LMA – «Laban Movement Analysis» является одной из наиболее действенных методик для обучения хореографа.


23. Основы Бартеньефф(BartenieffFundamentals) – система упражнений, созданная и развитая на основе LMAученицей Лабана, танцовщицей Ирмгард Бартеньефф в 1960-70-х гг., гармонизирующая движение и обучающая правильному и экономичному использованию тела в движении.


24. Техника Фельденкрайс(FeldenkreisTechnique) – терапевтический метод, базирующийся на работах теоретика движения Моше Пинхаса Фельденкрайса (1904 – 1984), в основе которого лежит способ осознания тела через движение путём наблюдения за колебательными движениями в суставах, что даёт возможность восстанавливать и улучшать координацию движений, сблансировано развивать и воспитывать устойчивость и гибкость, как позвоночного столба, так и всего тела; помогает лучше понять свое тело: избавиться от боли в суставах, расслабить зажимы, привычные образцы движения меняются, освобождаясь от ненужного усилия, и приобретают легкость, эффективность и комфорт.


25. ТехникаСкиннеррелиз(Skinner Release Technique) – система кинестетического тренинга (тренинга мышечного чувства), которая концентрируется на восприятии и представлении о движении. Техника разработана в 1960-х гг. американской танцовщицей и хореографом Джоан Скиннер (1923-2006).


26. Метод Боди-майнд сентеринг (Body-MindCentering) – постоянно развивающаяся система исследования, тренировки, оздоровления и интеграции тела и сознания, основоположником которой является американский преподаватель и терапевт Бонни Бэнбридж Коэн, создавшая свою школу этого направления в США.


27. Метод Пилатес(Pilates) –система упражнений, направленная на интеграцию сознания и тела, и создание более стройной фигуры. Система была создана более 90 лет назад Джозефом Пилатесом, направленная на растяжку, укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости и чувства равновесия. Пилатесназвал свой метод «искусство контрологии» или «мышечный контроль», тем самым, подчеркнув, что сознание тоже участвует в работе мышц. Метод Пилатеса вобрал в себя элементы различных спортивных направлений и стилей от Китайской гимнастики до йоги,но при этом имеются основополагающие принципы, которые сводят эти элементы в единую систему Пилатеса.


28. Йога (Yoga) – (санскр., связь, единение, сосредоточение, усилие) – в самом общем смысле – учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения особых психических состояний измененного сознания. В этом смысле й. составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные понятия и действия й.: подчинение функций и отправлений тела ­- яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела - асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта - охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, - дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), - самадхи. На основе идей и понятий й. развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). В современном танце й. используется как метод работы с собственным телом, дыханием, мышлением и сознанием, позволяющий танцовщику в процессе танца управлять своими эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать в процессе обучения самого себя и происходящие изменения. Следует иметь в виду, что отдельные положения й.не имеют научного признания.





vtz.deutsch-service.ru
  • Карта сайта