XREFF.RU


Пояснительная записка Основные возрастные особенности обучающихся



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Пояснительная записка Основные возрастные особенности обучающихся

Пояснительная записка Основные возрастные особенности обучающихся

Пояснительная записка

Пение – самый доступный вид детского творчества. Песня объединяет мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Пение не только формирует музыкальные способности, музыкальное мировоззрение, но и является фундаментом общего духовного развития. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотный слух, чистота интонирования, чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно выразительно исполняются музыкальные произведения (в соответствии с уровнем музыкального и вокального развития учащегося), осваиваются ансамблевые партии, представляющие определённые вокальные трудности.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в объединении пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе.

Обоснование актуальностии необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем – не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.

В музыке больше, может быть, чем в других предметах, мы можем найти важные элементы воспитания, общественного сознания. Внеклассная музыкальная деятельность детей естественно дополняет уроки музыки и имеет целью углубить получаемые учащимися знания, а также совершенствовать исполнительские навыки.

Все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно – эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов.

Музыкально – эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит объединению дополнительного образования вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. В детском объединении органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на воспитанников, индивидуальный подход, влияние на всех участников коллектива. Так как занятия проходят небольшими группами (7-10 чел.), каждый ребёнок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у участников ансамбля развивается «чувство локтя», доверия к партнёру и уважения к нему. Ансамблевое пение, как совместное действие, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продумать костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и повышает их самооценку.

В ансамблевом пении воспитанник приобретает навыки концертной деятельности, освобождается от стеснительности, именно в ансамбле легче преодолеть страх перед публичными выступлениями. Пение в ансамбле развивает слух, память, умение слышать себя и других, внимание и целеустремлённость. Ансамблевое пение ничуть не мешает сольной карьере, а является дополнительным и не менее важным фактором развития.

Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

Цель программы:развитие музыкальных и творческих способностей детей, с учётом возможностей каждого ребёнка.

Задачи программы:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

их способность к сценическому перевоплощению.

Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться, исходя из следующих принципов:

Данная программа, составленная на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, под редакцией В.И. Лейбсона (М.: Просвещение, 1981г.), является модифицированной, основанной на личном опыте.

Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся в общеобразовательной школе, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, при этом она может быть предназначена не только для детей разного возраста, но и для тех, кто имеет разные природные способности и возможности.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.


Основные возрастные особенности обучающихся


Вокальная работа в ансамбле проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разного возраста, которые имеют свои отличительные черты в механизме голосообразования.
Организуя вокальный ансамбль, руководитель должен обязательно учитывать эти способности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.

Звук, образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в пространства
(полости), называемые резонаторами. В младшем возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.

В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альт. Дискант – высокий детский голос, его диапазон до1 – соль 2, альт – низкий детский голос, его диапазон – сольм – ми2. Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

10 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

11-13лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования.
Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

13-15лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий.
Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

В вокальном ансамбле важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

В зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Следует иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже одного возраста так же, как и у различных по своей природе голосов взрослых, звучит по-разному, в зависимости от анатомо-морфологического развития и состояния всего организма и, в частности, голосового аппарата. В связи с индивидуальными особенностями на первом этапе работы целесообразно начать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы. Конечно, можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха добьется тот руководитель, который будет начинать работу с обучающимся, учитывая природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у детей зависят от условий занятий: при индивидуальном и коллективном обучении.

В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога должна быть направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его.

Здесь следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.
Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей.

Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в различном возрасте с учетом индивидуальных особенностей.

Программа отличается еще и тем, что представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок.



Особенности набора учащихся

Для условий работы вокального кружка необходима предварительная беседа и предварительное прослушивание. В беседе нужно увлечь детей, заинтересовать. Я предлагаю послушать детям аудиокассеты с исполнением детских песен, сольные и групповые, просмотры видеокассет с концертами детей, которые ходили в ансамбль. Важно в прослушивании_проявить свое внимание и создать непринужденную спокойную обстановку

В кружок я отбираю детей 10-11 лет. Обычно проверка проводится с целью выяснения следующих данных поющего: ритма, памяти, интонации, диапазона, качества певческого голоса, эмоциональности. Предлагаю ребенку пропеть знакомую песню – один куплет, редко два. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребёнок не может вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько «шлягеров» из репертуара любимых детских песен.

При выполнении данного задания проверяются интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок).

Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в «ЭХО». Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной.

Для выявления интонации, диапазона использую упражнения (распевки). Они должны быть легкими, чтобы быстро запомнились. Главным в прослушивании является чистое пение. Результаты отмечаю в диагностической карте:

Фамилия, имя

Класс

Интонация (баллы)

Ритм (баллы)

Диапазон

Особенности характера

Иванченко Алена

4 «а»

5

4

А-С2

общительная

Васяева Яна

5 «б»

4

5

А-F2

замкнутая и т.д.

Естественно, что эти записи не окончательны и приблизительны. Очень часто заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое существенное, бросающееся в глаза.

Так же провожу текст опросника и диагностическую карту по опроснику креативности Джонсона (См. Приложение №3).

























Формы и режим занятий

Весь курс постановки голоса рассчитан натрехлетий срок.Занятия проводятся в форме групповой работы.

На занятия отводится по 2 часа в неделю, 72 часа в год.

За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

В вокальное объединение приглашаются дети как младшего, так и среднего школьного возраста.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретические занятия


На них учащиеся ансамбля знакомятся:


- с правилами правильного дыхания, строением диафрагмы и голосового аппарата;

- теорией музыкальной грамоты, строением песни (запев, припев);

- с жанрами песен (русская народная, лирическая, патриотическая, романс и т.д.);

- типами мужских (фальцет, тенор, баритон, бас), женских (сопрано, альт, контральто) и детских (дискант, альт) голосов;

- мажорным и минорным звучанием музыкального произведения;

- с понятиями тональности, транспозиции и модуляции;

- с приёмами пения (канон, терция, октава), основными интервалами, классификацией громкости звука, со связным и отрывистым исполнениями;

- с новинками музыкальной культуры (статьи, аудио, видеозаписи, фотографии).

Учащиеся готовят сообщения о творческой деятельности отдельных артистов, придумывают костюмы для выступлений на праздничных концертах,

спектаклях, конкурсах, беседуют о гриме, причёсках, декорациях. Дети анализируют свои выступления на концертах, пишут совместно с руководителем программы и сценарии выступлений.

Практические занятия

На них участники ансамбля:

- изучают дыхательную гимнастику по методике А.Н. Стрельниковой (см.Приложение № 4), читают скороговорки;

- учатся петь под фортепиано, «минусы», компьютер и синтезатор современные песни и популярные песни прошлых лет, как без микрофона, так и с микрофоном;

- обучаются двух и трёхголосному пению в терцию, октаву;

- записывают свой голос на магнитную плёнку, компьютер для исправления видимых недостатков, чтобы в дальнейшем при пении на концертах «в живую» не допускать замеченных ошибок и недостатков, как руководителем, так и самими участниками;

- самостоятельно готовят подтанцовки, сопровождающие выступления вокалистов.

- изготавливают костюмы, вместе с руководителем и родителями;

- записывают лазерные диски с песнями отдельных участников;

- снимают видеоклипы с песнями наиболее отличившихся участников, концерты ансамбля;

- принимают непосредственное участие в праздничных и отчётных концертах, районных фестивалях.

Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).

Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.

В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.

После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.

В результате систематических занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе вокальных занятий

Примерная структура занятий

Упражнения на дыхание.

Цель: помогает восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий

лад.

Артикуляционная гимнастика (скороговорки).

Цель: помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, правильно и чисто

проговаривать трудно произносимые слова, фразы.

Распевание.

Цель: помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат к вокальной работе.

Основная часть – вокальная работа.

Работа над песней (разучивание, работа над сложностями в мелодии, над

интонацией, фразировкой и т. д.).

Заключительная часть.

Исполнение любимых песен, анализ занятия, впечатления, предложения.







Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе


В результате занятий в вокальном ансамбле, обучающийся должен знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать значение слов «петь мягко, нежно, легко»;

• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

• основы музыкальной грамоты;

• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

•выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

• исполнять свою партию в простейших двухголосных произведениях;

•распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений вокальных жанров.

Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал.

Формы и виды контроля, подведения итогов работы

Текущий контроль– проводится на всех этапах изучения и развития знаний, умений, их закрепления. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие разнообразные формы проверки:

- беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контрользнаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы:

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контрольподведение итогов обучения за полугодие, год:

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии);

- участие в итоговых концертах;

- анкета, диагностика (см. Приложение № 5).

Выступления учащихся, их исполнительская деятельность на школьных и внешкольных мероприятиях, участие в конкурсах, фестивалях, выставках и других мероприятиях публичного представления детского художественного творчества.







Учебно-тематический план

1-3 год обучения


п/п

Название и

разделы темы

1год

Обучения

Т/П

2 год

Обучения

Т/П

3 год

Обучения

Т/П

1.

Вводные занятия

1/2

1/1

1/1

2.

Дыхательная вокальная гимнастика.

Распевание

8/10


8/10

8/10

3.

Работа над произведениями

7/20

6/20

6/20

4.

Культурно-просветительская и воспитательная работа

5/7

5/7

4/6

5.

Участие в концертах, конкурсах, фестивалях, подготовке тематических вечеров

3/6

3/8

4/9

6.

Итоговые занятия

1/2

1/2

1/2


1 год обучения: 72 часа, с нагрузкой – 2ч. в неделю.

2 год обучения: 72 часа, с нагрузкой – 2ч. в неделю.

3 год обучения: 72 часа, с нагрузкой – 2ч. в неделю.


Ожидаемые результаты

Первый год обучения:


Второй год обучения:



Третий год обучения:


Содержание программы


Первый год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с техникой безопасности на занятиях вокального ансамбля.

Прослушивание поступающих и заполнение диагностических карт. Объяснение

задач вокального ансамбля. Просмотр таблиц со строением диафрагмы и

голосовых связок (см. Приложение № 6).

Практика: Упражнения на дыхание, скороговорки, распевки (см. Приложение № 7).

Раздел 2. Дыхательная вокальная гимнастика. Распевание.

Теория: Знакомство с дыхательной гимнастикой по системе А.Н.

Стрельниковой (http://www.voviyes.ru/strelnik1.html). Объяснение значения

распевания на занятиях.

Практика: Разучивание упражнений и несложных распевок.

Раздел 3. Работа над произведениями.

Теория: Ознакомление с содержанием и характером произведения. Разбор

драматургии произведения.

Практика: Работа над музыкальным и поэтическим текстом. Разучивание

мелодии на различные слоги, работа над фразами.

Раздел 4. Культурно-просветительская и воспитательная работа.

Теория: Беседы об этике, эстетике. Посещение концертных залов.

Беседы о выдающихся композиторах и исполнителях.

Практика: Применение и использование знаний.

Раздел 5.Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, проведение

тематических вечеров.

Теория: Выбор исполнительского стиля, манера исполнения, поведение на сцене, выбор костюмов.

Практика: Участие в тематических концертах, концерты в детских садах.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Теория: Обсуждения, просмотр видеозаписей с концертов, подведение итогов. Задание на лето.

Практика: Награждение детей, исполнение любимых песен.


Второй год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Сбор после лета, определение задач на текущий год, техника

безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания

голосовых связок.

Практика: Упражнения на дыхание, скороговорки, распевки. Подбор

репертуара на предстоящий год.

Раздел 2. Дыхательная вокальная гимнастика. Распевание.

Теория: Усложнение степени нагрузки при использовании дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.

Практика: Увеличения объёма дыхания. Разогревание голосовых связок с помощью упражнений с различными техническими задачами, Работа над дикцией. Пение вокализов, добавление элементов двухголосия.

Раздел 3. Работа над произведениями.

Теория: Знакомство с произведением, слушание. Работа над музыкальным и поэтическим содержанием, разбор драматургии произведения.

Практика: Усложнение песенного материала. Разучивание мелодии, развитие творческой индивидуальности, фантазии, проигрывания сюжетных этюдов, проба различных вариантов исполнения.

Раздел 4. Культурно-просветительская и воспитательная работа.

Теория: Беседы об этике и эстетике. Посещение театров, концертных залов. Беседы о выдающихся исполнителях, композиторах. Просмотр видеозаписей выступлений известных исполнителей.

Практика: Налаживание контакта с родителями, приобщение их к интересам вокального ансамбля, совместные творческие вечера.

Раздел 5.Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, проведение

тематических вечеров.

Теория: Обсуждение концертных костюмов, поведения на сцене, сценического образа.

Практика: Учащиеся приобретают опыт регулярных выступлений в концертах, праздничных мероприятиях, в городских фестивалях и конкурсах.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов прошедшего года, просмотр видеовыступлений, разбор неудач и побед. Задание на лето.

Практика: Заключительный концерт, награждение участников ансамбля.


Третий год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Сбор после лета, определение задач на текущий год, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Практика: Выбор репертуара на предстоящий год, в репертуар должны входить двухголосные произведения и произведения без сопровождения.

Раздел 2. Дыхательная вокальная гимнастика. Распевание.

Теория: Объяснение задержания объёма дыхания с различной протяжённостью.

Практика: Дыхательная гимнастика с различной степенью нагрузки, разогревание голосовых связок с усложнением технических задач. Двухголосные распевки, каноны. Развитие гармонического слуха.

Раздел 3. Работа над произведениями.

Теория: Ознакомление с произведением – содержание характер, драматургия.

Формирование культуры исполнительской деятельности.

Практика: Разучивание мелодии, работа над фразировкой, над жестами, мимикой, дикцией, артикуляцией. Разучивание танцевальных движений к произведению. Работа над исполнительским планом произведения.

Раздел 4. Культурно-просветительская и воспитательная работа.

Теория: Беседа об общепринятых правилах и нормах поведения. Встречи с другими творческими коллективами.

Практика: Творческие встречи, проведение тематических музыкальных гостиных.

Раздел 5.Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, проведение

тематических вечеров.

Теория: Подбор костюмов, работа над сценическим образом.

Практика:Репетиционная работа.Участие в концертной деятельности, праздничных мероприятиях, тематических вечерах, в городских, районных и областных конкурсах и фестивалях детского творчества.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов творчества вокального ансамбля.

Практика: Заключительный концерт, награждение участников ансамбля благодарностями и грамотами.


Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы и работы ансамбля необходимы

дидактические материалы:


1. Таблицы:

- диафрагма;

- связки;

- типы певческих голосов.

- дыхательная гимнастика.

- портреты композиторов, фотографии исполнителей разных эпох.

2. Методические материалы:

- нотный материал;

- фоно- и видеотеки;

- материал для бесед.


Материально-техническое обеспечение

-просторный класс для занятий;

-достаточное количество посадочных мест;

-фортепиано или синтезатор;

-доска с нотным станом;

-магнитофон, музыкальный центр;

-видеомагнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель;

-усилительная аппаратура, позволяющая работать с микрофоном;

-сценическая площадка для репетиций.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников.

Музыкальное сопровождениекак методический приём. Педагог своими

пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые исполнители проявляют в пении. Этот метод используется для каждой темы.

Словесный метод– с помощью слова можно углубить восприятие музыки, её образность, исполнение будет более осмысленным и эмоциональным. Метод используется в теории каждого раздела.

Социоигровой метод– у детей в любом возрасте всё гораздо лучше и быстрее воспринимается и запоминается через игру – метод используется в разделах: «Дыхательная вокальная гимнастика. Распевание» и «Работа над произведениями».

Стилевой подходнацелен на постепенное формирование у участников ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Метод используется в разделах: «Работа над произведениями» и «Участие в концертах, конкурсах, фестивалях».

Творческий методиспользуется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель практического воплощения программы. Творчество понимается как нечто сугубо индивидуальное, уникальное, присущее каждому ребёнку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и участника вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность. Поощряется инициативность. Используется во всех разделах.

Метод импровизации и сценического движения – один из важнейших методов, особенно для сольных выступлений. Умение держаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателям даёт предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и за телом. Используется в разделах: «Дыхательная вокальная гимнастика. Распевание», «Работа над произведениями», «Культурно-просветительская и воспитательная работа», «Участие в концертах, конкурсах, фестивалях».

Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.

В связи с этим педагог на 1-м году обучения уделяет больше внимания теории, постепенно переходя к практике. Практические упражнения выполняются медленно. Этот метод нашёл широкое применение в разделе «Дыхательная вокальная гимнастика. Распевание».

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем. Применим к теоретическим объяснениям всех разделов.

Фонетический метод– специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений. Применяется в разделе «Работа над произведениями».

Успехи реализации программы возможны:







Список использованных источников и литературы

  1. Белова В.В. Музыкально-певческое воспитание детей по методике

Д.Е.Огородного//Музыкальная палитра.– 2002.– № 1.

  1. Васенина К. Правильное произношение слова как важнейший фактор в пении// Методическое пособие. – М.: Музыка, 1962.

  2. Вопросы музыкальной педагогики. – М.: Музыка, 1998.

  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.

  4. Кацер О.В. Значение голосовых упражнений в развитии ребёнка// Музыкальная палитра.– 2003.– № 1.

  5. Коловский О.П. Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1968.

  6. Костина Э.П. «Камертон». – М.: Москва, 2004.

  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития. – 1997г.

  8. Назаренко И.К. Искусство пения. – М.: Музыка, 1968г.

  9. Огородников Д.В. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. – М.: Главное управление учебных заведений, 1994г.

  10. Селевенко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.

М.: Народное образование, 1998г.

12. Тарасова К. К постановке детского голоса // Музыкальный руководитель. – 2005г. – № 1.

  1. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1978г.

  2. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковых. – 1999г.







Список литературы для детей

  1. Борухзон Л.М., Волчек Л.Л., Гусейнова Л.М. Азбука музыкальной фантазии. – Санкт-Петербург: «Композитор», 1999г.

  2. Емельянов В.В. Вокальные упражнения. – М.: Музыка, 2008 г.

  3. Иванов А.П. Искусство пения. Практически советы вокалистам и оперным певцам. – М.: Голос-Пресс, 2008г.

  4. Калужская Т.Д. Сольфеджио. М.: Музыка, 2005г.

  5. Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Мы играем, сочиняем, поем. – Учебное пособие, Выпуски I и II. – М.: Композитор, 2000г.

  6. Семенова Л.А. Песни для солистов и вокальных ансамблей. – М.: Паолине, 2007г.


Интернет-ресурсы

  1. www.delfin.ru

  2. www.minusdeti.ru

3. www.vkmonline.com

4. www.b-track.ru






















Приложение № 1


Ресурсы

Ресурсное обеспечение программы развития включает следующую систему ресурсов:

Материально-технические:видео и аудиоаппаратура, фортепиано, интерактивная установка, оснащение кабинета учебно-дидактическими материалами, фонотека, библиотечный фонд, медиаресурсы.

Кадровые: наличие квалифицированных кадров в соответствии с потребностями и необходимостью, осуществляющих самообразование.

Программно-методические:использование программ основного и дополнительного образования.

Информационные:информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о деятельности коллектива.




























П
риложен
ие № 2


Материально-техническая база












Приложение № 3

Опросник креативности Джонсона

Контрольный список характеристик креативности

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, непреодолимые, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных ситуациях (беглость).

3. Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость).

4. предполагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность),

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к конструированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

8. Проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Возможные оценочные баллы

1-никогда

2-редко

3-иногда

4-часто

5-постоянно

Приложение № 4

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Правила выполнения дыхательной гимнастики

1.Думайте только о вдохеносом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

2.Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный(только через нос), выдох - абсолютно пассивный(через рот не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3.Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.

4.Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

5.Счет в стрельниковской гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.

6.Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

Вводная часть

Начинать занятия надо с изучения первых трех упражнений комплекса. В первый урок следует сделать упражнение "Ладошки"- 24 раза по 4 вдоха-движения; упражнение "Погончики"- 12 раз по 8 вдохов-движений; упражнение "Насос"по 8 вдохов-движений. На эти упражнения, как правило, затрачивается от 10 до 20 минут. Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Повторяя урок вечером, сделайте самое первое упражнение - "Ладошки"уже не с 4, а с 8 вдохами-движениями подряд без остановки. И так 12 раз по 8 вдохов-движений, отдыхая после каждой "восьмерки" 3-5 секунд.
У вас должно получиться следующее:

"Ладошки"- 96 (12 раз по 8 вдохов-движений)

"Погончики"- (12 раз по 8 вдохов-движений)

"Насос"-(12 раз по 8 вдохов-движений).

Каждый последующий день осваивайте по одному новому упражнению. Повторять занятия нужно дважды в день: утром и вечером.

(Основной комплекс дыхательных упражнений)

1. Ладошки 2. Погончики



3. Насос (Накачивание шины)






4. Кошка (Приседания с поворотом)



5. Упражнение "обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)


6. Упражнение "большой маятник" ("насос" + "обними плечи"или "наклон вперёд" + "наклон назад")


7. Упражнение "повороты головы"

  

 8. Упражнение "ушки" ("ай-ай", или "китайский болванчик")

    Исходное положение: встаньте прямо. Смотрите прямо перед собой. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох.
    Стоя ровно и смотря прямо перед собой как бы мысленно кому-то говорите: "Ай-ай! Как не стыдно!" Плечи при этом не дергаются, попытайтесь их удержать в абсолютно неподвижном состоянии, держась по бокам руками за брюки. Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается.
    Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений или 3 раза по 32 вдоха-движения. В начале тренировки желательно делать подряд только по 8 или по 16 вдохов-движений.

9. Упражнение "маятник головой" или "малый маятник"

Приложение № 5

Анкета

  1. Нравится ли тебе посещать музыкальные занятия

- с желанием;

- без желания;

- затрудняюсь ответить?

2. Что тебе больше всего привлекает на занятии:

- принимать участие в школьной деятельности;

- петь;

- танцевать?

3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?

4. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?

5. Какие трудности вы испытываете на занятиях (что получается, а что нет)

6. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на занятиях в дальнейшей жизни?

7. Поете ли вы песни дома?

8. Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на музыкальных занятиях?

Диагностическая карта


Качества творческого потенциала

  1. любознательность

  2. вера в себя

  3. постоянство

  4. слуховая память, зрительная память

  5. мыслительные способности

Три уровня баллов (1, 2, 3)

Параметры активного восприятия

- эмоциональность (интенсивность, процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведений);

- нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным

сравнениям);

- целостно-дифференцированность (способность к концептуальным

обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений и вместе с тем к конкретному видению их составляющих);

- глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота субъективных представлений).































Приложение № 6

Таблица дыхательного аппарата

Диафрагма 






Связки


Vocal cords- связки Tongue-язык


Р

Резонансные полости

(здесь звук трансформируется)

езонансная система


Язык

Челюсть









Приложение № 7

Упражнения  на дыхание

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего, следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упр.1. Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины (поясница), живот подается вперед.

Упр.2. Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3 Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4. Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты. Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Упр.5. Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6. Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.7. Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево - вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево - вправо.

Упр.8. Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки, поднимаются боковые стенки и кончик языка или паруса, рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов.

Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упр.9.3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.10.Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работать надо ритмично, в удобном темпе, до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Надо научиться дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следует следить за дыханием, осанкой, не напрягать плечи и шею.







ПОДГОТОВКА ВОКАЛИСТА К ПЕНИЮ

Преждечемначинатьзанятияпением,певцамнеобходимоснятьвнутреннеенапряжение,ощутитьпсихологическуюифизическуюраскованность.Дляэтогосуществуютспециальныеразминки.

Разминка

Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а) Счет на четыре:

вдох - голова назад,

задержка - голова прямо,

выдох - голова вниз;

б) Счет на четыре:

поворот головы в стороны;

в) Счет на четыре:

«Узбекские»поворотыголовы(движениешеивправо-влевобезнаклонаголовы,воднойплоскости);

г) Счет на четыре:

плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно.

(1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок);

д) Счет на четыре:

положить голову на плечи.

Для развития бокового зрения:

Счет на восемь: поворот глаз вверх - вниз, вправо - влево.

Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.

Для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

а) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

б) Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);

в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

г) Вытянув губы - «сосем соску»;

д)Упражнение«дразнящаясяобезьянка»(широкооткрытыйрот,языкмаксимальновы­тянутвпередвнизкподбородкусодновременнымактивнымшипящимвыдохом).

Прочистка носоглоточной системы:

Счет на четыре:

а)Вдох-ведемуказательнымпальцемотоснованияноздридоверхнихпазух,выдох-бьемслегкауказательнымипальчикамипокрылышкам носа:

б) «Нюхаем цветок»

вдох - носом втягиваем воздух,

выдох - Ах!

Для подготовки дыхательной системы:

Счет на четыре:

а) «Надуваем шарик»,медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук,С-с-с-с-ладошки соединяем;

б) «Взлетает самолёт на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание:

в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш -ш, также усиливая и ослабевая звучание;

г) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;

д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и прибли­жаясь.

Дляразработкикорняязыка:

а) Кашляем как старички - Кха - кха - кха;

б) Постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх - кх;

в) Застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;

г).Кричит ворона - Кар - кар - кар.

Для ощущения интонации:

а) «Крик ослика - Й - а, й -а, и - а (интонация резко падает сверху вниз);

б) «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у(интонация снизу вверх);

в) «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх)

Дляощущенияработымаленькогоязычкаипропеванияультразвуков:

а) «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;

б) «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.

Скороговорки

Задачи:

а) Четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

б) Проговорить скороговорки с разной интонацией ( удивление, повествование,

вопрос и восклицание);

в) Проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая действия.

Скороговорка на «н», «л»:

Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила.

Но не ныла Мила,

Мила молодчина.

Скороговорка на «с», «р»:

Сорок сорок ели сырок.

Рог носорог принес на порог.

Зачем он явился, кричат тараторки,

Его не хватает для скороговорки.

Скороговорки на «с», «ш»:

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Скороговорка на действие:

Уточка вострохвосточка

Ныряла, да выныривала.

Выныривала, да ныряла.

Скороговорка на «т», «д», «р»:

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

Скороговорка на «к», «р», «л»:

Король на корону копейку копил,

Да вместо короны, корову купил,

А этот король, на корову скопил.

Да:вместокоровыкоронукупил

Скороговорка на «в»:

Верзила Вавила

Весело ворочал вилы.

Скороговорка на «т»:

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Скороговорка на «п»:

Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

Пение на одном звуке.

а

е

и

о

у

а – е – и – а

а – е – о – а

а – е – у – а

е – а – и – е

е – а – о – е

е – а – у – е

и – а – е – и

и – а – о – и

и – а – у - и

о – а – и – о

о – а – е – о

о – а – у – о

у – а – и – у

у – а – е – у

у – а – о – у

а – и – е – а

а – и – о – а

а – и – у – а

е – а – а – е

е – и – о – е

е – и – у – е

и – а – а – и

и – е – о – и

и – е – у – и

о – е – а – о

о – е – и – о

о – е – у – о

у – е – а – у

у – е – о – у

у – е – и – у

а – о – и – а

а – о – е – а

а – о – у – а

е – о – а – е

е – о – и – е

е – о – у – е

и – о – е – и

и – о – а – и

и – о – у – и

о – и – а – о

о – и – е – о

о – и – у – о

у – и – а – у

у – и – е – у

у – и – о – у

а – у – и – а

а – у – е – а

а – у – о – а

е – у – а – е

е – у – о – е

е – у – и – е

и – у – е – и

и – у – е – и

и – у – о – и

о – у – а – о

о – у – е – о

о – у – и – о

у – о – а – у

у – о – и – у

у – о – е – у


Приложение № 8


АТАКА ЗВУКА

Атака – это степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения.

Атака – твердая, мягкая и придыхательная.

ТВЕРДАЯ АТАКА – голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.

МЯГКАЯ АТАКА – голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональнойвыразительности.

ПРИДЫХАТЕЛЬНАЯ АТАКА – при неполном смыкании связок, когда происходит значи­тельная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожности, изнеможения.


ОПОРНЫЙ ЗВУК

Мотив – самая маленькая смысловая единица музыки. Из мотивов складываются фразы. В каждой фразе есть наиболее выразительный ОПОРНЫЙ ЗВУК.

Если фраза состоит из двух мотивов, и, следовательно, в ней имеются два опорных звука, то один из них сильнее.

ОПОРНЫЙ ЗВУК – УСТОЙЧИВЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ПЛОТНЫЙ.

Упражнение с приседанием на опорный звук - пропеть на акценты, постепенно меняя их с третьего звука, чтобы подключилась спина, с приседанием или с наклонами на опорные звуки вперед.


МЕЛИЗМЫ

Мелизмы – это различные приемы украшения основного звука вспомогательными.

В эстрадно-джазовом вокале используется большое количество различных красок и при­емов. Можно не иметь большого голоса, но за счет владения техникой приемов можно стать мастером в своем жанре. Соблюдение в процессе работы определенных стадий и этапов, а так­же использование специальных приемов помогают развитию музыкально-творческого мышле­ния исполнителя-это является одной из главных задач воспитания как музыкантов-професси­оналов, так и любителей.

1. Мордент – украшение основного звука.

При исполнении мордента опорным является первый звук, что отличает его от форшлага, где акцентируется следующий за ним звук.

2. Форшлаг - вспомогательные звуки, украшающие основную мелодию. Они записываются мелким шрифтом и используются легко и свободно. Если мелодия начинается с форшлага, то он начинается как нота затакта.

3. Группетто может стоять над нотой и между нотами.

4.Трель заключается в быстром многократном чередовании основного звука с соседним, ступенью выше.

5. Тремоло – быстрое чередование звуков.

6. Глиссандо – медленное скольжение, плавное движение во всём диапазоне.














Приложение № 9



Советы учащимся


Приложение № 10

Методическое обеспечение программы


Материал к беседам


Певческий голос


Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.


Певческая установка


Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.

Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.

Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.



Поговорим о дыхании


Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.

Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.





Слух является основным регулятором голоса

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.

Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).

Берегите свой голос

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А – а – а

Э – э – э

И – и – и

О – о – о

У – у – у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.

Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.

Мелодия

Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Мелодия всегда имеет тот или иной ритм – чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.

Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада.

Сколько же можно сложить мелодий из семи звуков? Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.

Вокальная музыка

Итальянское vokale означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это, скорее всего, были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца.

Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.

Песня

Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.

В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.

Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.

Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» - в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни – плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни – баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.

Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.

Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной.

Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.

В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С.Есенина, М.Цветаевой, О.Мандельштама, Б.Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.





























51


refapce.ostref.ru
  • Карта сайта