ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИИ. ПЕРВЫЕ ТВОРЦЫ НАУКИ.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИИ. ПЕРВЫЕ ТВОРЦЫ НАУКИ.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИИ. ПЕРВЫЕ ТВОРЦЫ НАУКИ.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИИ.

Термин «археология» сложился из двух греческих слов: архайос (древний) и логос (слово, знание). Впервые в обиход этот термин ввел греческий философ Платон, живший в 4 веке до н.э. Поэ термином «археология» Платон разумел науку о древностях в самом широком смысле слова. Позже, в 18 веке археологией стали называть историю античного искусства, и только в наше время утвердилось определение археологии как науки, изучающей первобытные, античные и средневековые вещественные источники и восстанавливающей по ним историческое прошлое человеческого общества.

Археология – одна из самых молодых наук. Однако её истоки надо искать в глубокой древности. Первым известным человеком, который производил археологические раскопки, был вавилонский царь Набонид (6 век до н.э.). В поисках надписей древних царей, он раскапывал развалины разрушенных временем дворцов.

Великий римский поэт-материалист Лукреций Кар (1 век до н.э.) в своей философской поэме «О природе вещей» нарисовал величественную картину развития человеческого общества. Он отрицал влияние богов на течение событий и доказывал, что люди и их культура не явились в готовом, законченном виде, а развивались постепенно, пройдя последовательно три стадии развития- каменный, бронзовый и железный век.

Эпоха Возрождения охватывает конец 14, 15 и 16 вв. Одной из самых передовых стран мира была тогда Италия. В Италии жили и творили такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Совершенствуя свое мастерство, они искали образцы и находили их в произведениях древних греков и римлян. В Риме сохранилось очень мало мраморных и бронзовых античных статуй; художники обратились к земле, и она щедро раскрыла им свои сокровища.

Добываниеантичныхстатуйсталомодой.ОсобенномногокопалииискаливоФлоренцииивРиме.Дажеримскиепапы икардиналыувлекалиськоллекционированиемстатуйязыческихбогов.ПапаЮлийII(1503-1513гг.)построилдляхранениястатуйспециальныйдворввВатиканскомдворце.ПоприказупапыПавлаIII(1534-1549гг.)производилисьраскопкитермКаракаллы.

В 79 г до н.э. произошло страшное извержение Везувия. Камни и пепел засыпали римские города- Помпеи, Геркуланум и Стабии. Извержение Везувия было таким грандиозным, внезапным и быстрым, что уничтоженные им города, засыпанные пеплом, прекрасно сохранились с точки зрения археолога.

В 1744 году была найдено место погибшего Геркуланума и начались раскопки. Раскопки велись частными лицами, без всякого плана и системы. Где и как попало рыли ямы, разрушали остатки стен, а с ними и стенную живопись, бросали казавшиеся ненужными древние орудия труда и недорогую или испорченную утварь. Искали главным образом золото и то, что можно было обратить в него, т.е. продать.

В конце концов правительство запретило частные раскопки и взяло их в свои руки. Правительственные раскопки Геркуланума, хотя и не были научными в современном смысле слова, все же велись более планомерно и более добросовестно. Результат оказался неожиданным и блестящим. В массе затвердевшего пепла был обнаружен почти целиком сохранившийся дом. Нетронутая временем библиотека с собранием произведений античных философов, около ста мраморных и бронзовых статуй и бюстов, разнообразная утварь, мебель, стенная живопись через 1674 года вновь увидели свет.

Особенно ценно было то, что все вещи находились в том положении, в котором их застало извержение. Так, впервые была восстановлена картина быта самого богатого римского рабовледельца, и впервые понято значение не только самих вещей, но и положения, в котором они находились, и значение среды их окружающей.

Ещев1718годуПетрIиздалдвауказа,вкоторыхприказалсобиратьнаходимыевземлеиливоде«старыенадписи,староеоружие,посудуивсе,чтозелостароинеобыкновенно Гденайдутсятакие,всемуделатьчертежи,какчтонайдут.Вкраткихскупыхсловахпетровскихуказовужезаложенанаучнаямысль.Петрпредписывалсобиратьнетолькопроизведенияискусстваизолото,ноипосудуивообщевсе,чемтогдаещенеинтересовалисьприпоискахдревностей,аглавное зарисовыватьвещивтомположении,вкакомонибылинайдены.Теперьэтоодноизпервыхиглавнейшихтребованийнауки.

В 1739 году русский историк В.Н.Татищев написал уже подробную инструкцию для археологических раскопок, некоторые её положения не устарели до наших дней. Но к немсчастью для науки не все собиратели были так дальновидны и так добросовестны. Многими руководила не жажда знаний, не любовь к науке, а жажда личной наживы и любовь к деньгам.

В 1799 году знатный и богатый шотландец лорд Эльджин был назначен послом в Константинополь от Англии. Греция в те годы входила в состав Турецкой империи и была почти недоступна для европейцев. НО в начальный период наполеоновских войн влияние Англии на турецкое правительство укрепилось, и лорд Эльджин получил возможность беспрепятственно путешествовать по классической стране древней культуры. Воспользовавшись благоприятными для Англии дипломатическими обстоятельствами, лорд Эльджин получил указ султана, разрешавший делать слепки со скульптурных украшений величайшего здания древности – афинского Парфенона. Но Эльджину показалась этого мало. За взятку предприимчивый лорд получил новый указ, где между прочим было сказано: «Никто не должен им препятствовать, если бы они пожелали взять некоторые камни с надписями или фигурами на них». Эльджин широко воспользовался этой припиской. 400 рабочих в течение года разрушали Парфенон. Снимались статуи, выламывались мраморные плиты с барельефами, причем вышележащий и не менее художественный карниз обращался в прах. За 2240 лет существования античного храма ни время, ни стихийные бедствия, ни многочисленные завоеватели не могли сделать того, что сделал один лорд за один год.

Двести огромных ящиков нагрузил Эльджин художественным мрамором и на многих кораблях отправил в Англию. Один из кораблей потерпел крушение, и 12 ящиков поглотила морская пучина. Возвращаясь на родину, лорд Эльджин был захвачен в плен франузами и три года просидел в крепости, а ящики, разбросанные по разным портам и гаваням Англии, стояли заколоченными.

В 1806 году Эльджин, наконец, вернулся в Англию и предложил правительству купить у него коллекцию. Но в Англии не поняли и не оценили её. Крупнейший художественный критик Англии Пэн Найт счел скульптуры Парфенона грубой ремесленной работой. Только через 10 лет англичане поняли значение награбленных Эльджином сокровищ, и парламент купил их.

Не только вельможи, но и археологи очень часто проявляли такое ненаучное отношение к раскопкам. В 1851-1854 гг. русский археолог граф А.С.Уваров не был грабителем, вроде лорда Эльджина. Это был видный научный деятель, немало послуживший в дальнейшем русской археологии. Но, предпринимая раскопки, археолог-любитель не влдел еще настоящим научным методом раскопок и добывал лишь красивые вещи для музейных коллекций. Уваров свалил в беспорядочную кучу тысячи предметов, сделанных людьми разных племен и разных поколений на протяжении восьми веков- с 7 по 14. Вот как оценил результат этих грандиозных раскопок другой русский археолог А.А.Спицын: «При поступлении вещей в Румянцевский музей, они представляли в полном смысле беспорядочную груду материала, так как при них не было описи с отметками, из какого кургана каждая вещь происходит… все вещи коллекции смешались в серую одноцветную массу, безразличную для мужчин и женщин, для прадеда, деда и внука, для туземца и пришельца. Грандиозные раскопки 1851-1854 гг. в Суздальской области будут долго оплакиваться наукой и служить грозным предостережением для всех любителей массовых раскопок».


ПЕРВЫЕ ТВОРЦЫ НАУКИ.

По сохранившимся письменным источникам историки эпохи Возрождения восстановили в общих чертах историю европейских стран с начала письменности до своего времени. Правда, они не шли дальше описания деятельности правителей и полководцев и изложения важнейших политических событий, все же они кое-что знали. Но что было доя появления письменности, оставалось тайной и пока находило объяснение лишь в бибилейской легенде. Ключ к истине могли дать только вещественные источники, в первую очередь «громовые» топоры и стрелы. На них-то и обратили внимание первые творцы науки арехологии.

Открытие Колумбом Америки, а Васко де Гама морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана значительно расширили кругозор современников этих событий. Заморские путешественники и завоеватели привезли в Европу, кроме золота и пряностей, различные диковинные вещи и среди них каменные топоры и стрелы обитателей новооткрытых земель. Сравнивая каменные орудия отсталых племен с ископаемыми «громовыми» топорами и стрелами, ботаник и геолог Михаил Меркати предположил, что и последние являются произведением человеческих рук.

Михаил Меркати не опубликовал своей рукописи, и она была обнаружена только в 1717 году, через 114 лет после его смерти. Первая научная гипотеза о происхождении загадочных камней была забыта. За протекшее столетие накопилось много нового материала, все большее и большее количество людей стало сомневаться в истинности церковного учения.

В 1723 году некий Жюсье сделал доклад в Парижской Академии наук, в котором он повторил предположение Михаила Меркати. У Жюссье нашлось много последователей и единомышленников. Все чаще и чаще стали говорить о «допотопном» человеке. Еще признавали бибилейский потоп историческим событием, но уже допускали, что «допотопный» человек был не таким, как современный, что он имел другой облик и его орудия были тоже иными- не железными, а каменными.

Поиски «допотопного» человека приводили иногда и к курьезам. Некий швейцарский исследователь Яков Шейхцер (1672-1733 гг.) нашел скелет, который он считал принадлежавшим ископаемомму человеку, погибшему от потопа. Шейхцер ошибался: скелет, как потом было доказано, принадлежал не допотопному человеку, а ископаемой саламандре.

До начала 18 века были известный каменные орудия, имевшие главным образом форму топоров. Они были отшлифованы, имели отверстие для рукоятки и вообще были похожи на современные топоры. В 1715 году в Англии был найден камень со следами грубой и примитивной, но несомненной обработки. Представление о первобытном человеке уже настолько укрепилось в сознании людей, что на камень обратили внимание и предположили, что и он является орудием труда человека, но стоявшего на еще более низкой ступени развития.

К началу 19 века таких каменных орудий накопилось в коллекциях так много, что они вызвали огромный интерес у собирателей древности. Разгорелись жаркие споры. Французский археолог-любитель Буше де Перт выпустил книгу «О кельтических и допотопных древностях», где он доказывал, что и эти грубо обработанные камни есть орудия труда первобытного человека. Буше де Перт еще во многом заблуждался и многие его предположения были основаны не на фактах, а на чистой фантазии. Но все же это были уже первые робкие шаги науки.

Большое значение для развития археологии имели грандиозные раскопки в Помпеях, начатые в 1799 году и продолжавшиеся до 1814 года. Развалины Помпей были случайно открыты еще в 1748 году, но их постигла та же судьба, что и развалины Геркуланума. Так же без всякой системы рыли ямы, извлекали ценные вещи для музеев, а ямы опять засыпали.

Правительство французской республики в 1799 году, когда Неаполь был занят её войсками, отпустило средства на производство раскопок в Помпеях. Наполеон Бонапарт, придя к власти, расширил раскопки. Особенно большой размах принял раскопки в Помпеях в 1808 году, когда Наполеон возвел на неаполитанский престол своего маршала Мюрата, человека весьма решительного и деятельного.

Теперь уже не рылись ямы в случайно выбранных местах, а вскрывались большие площади, откапывались не только отдельные дома, но целые улицы, рынки, театры и храмы. Был восстановлен облик античного провинциального города со всем его многообразным бытом. Особое значение этих раскопок заключалось в том, что археологи впервые в истории науки поняли, какое огромное значение имеют бытовые вещи – орудия труда, простая домашняя утварь, остатки пищи, одежды и др.

В конце 18 века европейцы почти ничего не знали о Египте. Несколько отрывочных сведений из Геродота и других античных авторов, десяток статуй, хранившихся в Риме, два-три обелиска, покрытых непонятными письменами- вот все, чем располагали археологи. В 1798 году Наполеон Бонапарт отправился в свой знаменитый поход в Индию через Египет. В завоевательной экспедиции приняли участие ученые и художники. Наполеон создал им прекрасные условия и проявлял о них большую заботу.

Вскоре после первых побед был основан Египетский институт с задачей исследовать страну. К числу наиболее выдающихся его членов принадлежал некий Денон. Денон был первым европейцем, проникшим внутрь пирамиды Хеопса и сорвавший покров с тысячелетней тайны истории.

Несмотря на свой почтенный возраст, Денон исколесил в короткий срок весь Египет от Александрии до Сиены. Вооруженный бумагой и карандашом, он зарисовывает пирамиды, сфинксов, храмы, статуи, точно копирует непонятные еще египетские письмена. Египет поразил археологов обилием надписей. Стены храмов и гробниц, саркофаги, подножия статуй, обелиски, каменные плиты были буквально исперщены иероглифами. Наибольшее внимание заслужила т.н. Розеттская надпись на камне, найденная французскими солдатами при рытье окопов. Надпись содержала параллельный текст на трех языках – греческом, древнеегипетском и новоегипетском.

Кромезарисовкиисписковнадписей,Денонсобралколлекциюдревностей,состоящуюизобломковстатуйинесколькихсаркофагов.Участьэтойколлекциинеменееинтересна,чемучастьсокровищлордаЭльджина.Подоговору,заключенномумеждуАнглиейиФранцией,египетскиеколлекциибылипереданывраспоряжениеАнглиииквеликомунегодованиюфранцузскихархеологовпопалиневПариж,авЛондон.Новсерезультатыисследованийосталисьзафранцузами.НадписьРозеттскогокамняблагодарятрехязычномутекстубылапрочитанафранцузскимученымШампольоном.Сравниваядревнеегипетскийтекстсгреческим,Шампольонразгадалтайнуиероглифовиполучилвозможностьчитатьегипетскиеписьмена.

В начале 19 века история первобытного человечества ов свех странах Европы считалась непознаваемой. Не имея письменных источников, ученые не видели возможности понять бессловесный язык надписей. Историческая наука призвана отвечать на 4 вопроса: что произошло, где прозошло, когда и почему. На первые два археологи могли ответить. Но два последних оставались без ответа.

Первым, кто попытался научно ответить на них, был датский археолог Христиан Томсен. В 1836 году по материалу, из которого изготовлялись орудия труда, Томсен разделил всю первобытную, дописьменную эпоху на три периода: каменный, бронзовый и железный. Томсен не устанавливал никаких точных хронологических дат, он показал только последовательную смену различных стадий развития в производстве орудий труда.

Периодизация, предложенная Томсеном, была встречена в штыки. Особенно ополчились против неё ученые Германии. Они утверждали, что никакого каменного века вообще не было, что каменные орудия сделаны в античное время и были только предметами религиозного культа. Они отрицали и бронзовый век, ссылаясь на то, что древние бронзовые орудия, на изучении которых основывал свои выводы Томсен, производились не на месте, а распространялись из Италии в тот же письменный период истории. Началась долголетняя борьба мжду наукой и религией. Дело в том, что Томсен в своих исследованиях располагал коллекцией музея в Копенгагене, состоявшей только из скандинавских древностей, что сужало его научный кругозор и снижало значение его открытий.

Другой датский археолог Ворсо (1821-1885 гг.), производивший раскопки не только в Дании, но и за её пределами обратил внимание на то, что погребения бронзового века отличаются друг от друга. В некоторых погребениях трупы были сожжены, в других нет. В археологии эти два способа погребений называются трупосожжением и трупоположением. Далее Ворсо обратило внимание на то, что и вещи, находимые при различных погребениях, отличаются друг от друга. Он установил, что вещи в погребениях с трупосожжением сделаны более грубо и примитивно, чем вещи в погребениях с трупоположением. Для него стало ясно, что различные способы погребений и находимые при них вещи относятся к разному времени – трупосожжение к более раннему, трупоположение к более позднему. Это открытие дало Ворсо основание и бронзовый век разделить на два хронологических периода. Научная заслуга Ворсо заключается не только в том, что он подтвердил и расширил систему Томсена, а также в том, что он открыл новый способ исследований, позволяющий по обряду погребения определить относительную хронологию найденных в погребении вещей.

В 19 веке людей интересовали, так же как и в древности, огромные таинственные кости, находимые в земле, часто в сопровождении каменных орудий. Теперь уже никто не рисковал приписывать их античным гигантам или средневековым святым, но находились и среди ученых люди, отрицавшие существование животных, отличающихся от ныне существующих видов.

Когда знаменитый палеонтолог Жорж Кювье открыл остатки ископаемых слонов, носорогов, гиппопотамов и пещерных львов в геологических отложениях Европы, противнику науки утверждали, что слоны попали в Европу с Ганнибалом во время пунических войн, а носороги и гиппопотамы были принесены туда всемирным потопом. Но у науки было больше доказательств. Французский археолог Э.Ларте, изучая с 1837 года пещеры, установил хронологию их геологических отложений и доказал, что человек, делавший первые каменные орудия, был современником мамонта и других ископаемых животных.

Большое значение в развитии археологии имело открытие озерных свайных построек. Свайной постройкой назввается всякое сооружение, воздвигнутое на столбах или жердях (сваях), вертикально вбитых в землю или в дно водоема. О существовании свайных построек в древности упоминает еще Геродот. Вот как описывает он свйное поселение на озере Празнас в Македонии в 5 веке до н.э.: «Посередине озера находятся соединенные между собой помосты на высоких сваях, и туда ведет с суши всего лишь один мост. Сваи, на которых стоят эти помосты, были построены самими жителями в давние времена; затем они издал следующий закон: за каждую женщину, на которой кто-либо женится, он должен привезти три столба с гор и должен вбить их… Маленьких детей жители привязывают за ногу веревкой, из боязни, что они могут упасть в воду, лошадей и вьючный скот они кормят рыбой».

В 1854 году в Европе была сильная засуха. Уровень воды в Цюрихском озере в Швейцарии понизился. Прибрежные жители воспользовались этим, чтобы отвоевать у воды некоторую часть суши. При земляных работах были обнаружены сваи, каменные и костяные орудия, черепки глиняной посуды. Швейцарские археологи приступили к раскопкам. Там оказалось несколько перемежающихся слоев. За слоем песка следовал слой ила с остатками жилищ, утвари, орудий, затем опять слой песка, а под ним опять слой ила с жилыми остатками.

Значение открытия свайных построек заключалась в том, что это был не один поселок, а целая группа поселков, которые последовательно сменяли друг друга в течение нескольких тысячелетий. Люди каменного века сооружали такой поселок, жили в нем и трудились, добывая пищу, производя необходимые им для жизни вещи, пока не приходило несчастье: нападение врага, разрушение, пожар. Горели сваи, хижины, вещи. Горели и падали в воду. Вода гасила пламя, и обгорелые предметы погружались на дно. Проходили века. Дно затягивалось илом, заносилось песком. Появлялись люди уже бронзового века, на том же месте воздвигали новый поселок и жили в нем до нового бедствия. Иногда люди покидали поселки добровольно и переселялись на новые места в связи с изменившимися условиями быта и хозяйства.

Хронологическую систему Томсена и Ворсо продолижл и углубил французский археолог Г.Мортилье. То, что Ворсо сделал для бронзового века, Мортилье сделал для каменного. Он обратил внимание на то, что каменные орудия отличаются друг от друга и по форме и по способу обработки. Одни орудия грубы и примитивны, другие более изящны и тоньше обработаны.

Мортилье сам делал каменные орудия по древним образцам и, таким образом установил три стадии в технике их изготовления. Самые грубые орудия сделаны путем простой оббивки одного камня другим, более соврешенные – путем откалывания от камня пластин; наконец, путем отжима от камня мелких кусочков (ретушь). Мортилье объяснил также и назначение каждого каменного орудия, т.е. для производства какой именно работы оно служило.

На основании изменений в технике изготовления орудий, Мортилье разделил каменный век на несколько периодов, которым жал названич по местностям, где орудия были найдены в первый раз или в наибольшем количестве.

Так, период изготовления самых грубых орудий он назвал шельским, или просто шелль, по имени городка Шелль, недалеко от Парижа, следующий период- ашель, по предместью Амьена Сент-Ашель; следующий – мустье, по деревне Мустье в департаменте Дордони и т.д.

Давно миновало то время, когда археологов интересовали древние вещи сами по себе, независимо от того, как они изменялись и развивались. Ученые стали видеть в вещах не только отдельные, независимые друг от друга произведения искусства и ремесла, они чувствовали, что все вещи как-то связаны друг с другом, зависят друг от друга, что каждая вещи имеет свою историю, своих предков и своих потомков. Ученые пытались нащупать эту связь между вещами, понять процесс изменения и развития вещей. Хронологическая система, выработанная Томсеном, Ворсо и Мортилье, была результатом этих исканий. Еще дальше в этих поисках пошел шведский археолог Оскар Монтелиус.

Монтелиус изучал древности Скандинавии, Италии, Греции, Египта, Ассирии, Вавилонии. В этих древних культурах он видел составные части единой общечеловеческой цивилизации. Главная задача, которую поставил перед собой Монтелиус – изучение бронзового века и установление его хронологии.

Все древние вещи он распределил по типам. Тип – это группа вещей одного и того же назначения, однородных по вид, но отличающихся друг от друга в деталях. Так, бронзовые топоры, имеющие для рукоятки не сквозное отверстие, а втулку с торцовой части обуха и называемые в археологии кельтами, составляют один тип. Проушные топоры, т.е. имеющие сквозное отверстие сбоку обуха, - другой тип. Височные кольца в виде спирали составляют третий тип вещей, височные кольца в виде звезды – четвертый и т.д. Археологи знают десятки тысяч типов. Вещи внутри каждого типа, в зависимости от различных им форм в деталях, располагаются в типологические эволюционные ряды в порядке их последовательного изменения от простогоо к более сложному или, наоборот, от более сложного к простому. Эволюционные ряды разных типов связаны между собой хронологически, т.е. ранние топоры стоят в одном ряду с ранними височными кольцами, поздние топоры – с поздними кольцами и т.д. Правильность построения рядов Монтелиус проверял по совместным находкам в погребениях.

Будучи, как и Мортилье, убежденным дарвинистом, Монтелиус эволюционную теорию Дарвина применил к изучению процесса развития вещей. Он ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животный организм. Его интересовала даже не столько вещь, сколько форма вещи. Он ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животный организм. Его интересовала не столько даже вещь, сколько форма вещи.

Большую работу по изучению бронзового века и его хронологизации в России сделал русский археолог В.А.Городцов. Он первым доказал существование бронзового века в Восточной Европе.

На юге России было раскопано много древних погребений с окрашенными и скорченными костяками. Они различались не только по инвентарю, положенному в могилу, но прежде всего по форме погребальных сооружений. Одни покойники были похоронены в ямх, другие – в кататакомбах, третьи – в срубах. В.А.Городцов, сам производя раскопки и изучая материалы, ранее добытые, установил, что эти погребения относятся к бронзовому веку. Он выяснил, что люди, оставившие эти погребения, обитали здесь с конца 3 до начала 1 тыс. до н.э. Он восстановил картину жизни древних обитателей южнорусских степей и различные стадии развития их культуры.

В процессе исследований пояивлось в археологии новое понятие- археологическая культура. Арехеологическая культура – это группа памятников, объединенных одним временем, общей территорией и общими характерными чертами. В различных условиях жизни люди создают различные по форме вещи. Форма вещи определяется её назначением и условиями среды, в которой она создана и в которой она живет. Обитатели Крайнего Севера создали сани. Обитатели среднейполосы – четырехколесную телегу – экипаж, удобный для равнин и грунтовых дорог. Жители Средней Азии – арбу на двух огромных колесах, легко переезжающую многочисленные арыки (оросительные каналы). Жители лесной полосы изобрели для хранения жидкостей деревянную бочку, жители безлесных районов употребляли для этой цели глиняные сосуды, жители гор- кожаные бурдюки, так как перевозить громоздкие бочки и глиныне сосуды на вьючных животных по горным тропам затруднительно. В зависимости от условий вещи различных территорий и народов или значительно отличаются по форме, или схожи между собой, или одинаковы. Первобытные каменные топоры были универсальным орудием для различных целей, в том числе и для того, чтобы убивать крупных животных и дробить их кости, добывая мозг. Первые каменные орудия были единообразными для различных точек земного шара.

Но чем больше делалось орудий разного назначения, тем значительнее они отличались друг от друга, тем больше заметен на них отпечаток условий среды. Особенно ярко это отразилось на произведениях искусства, на орнаменте гончарной посуды и на украшениях. Художник в своем произведении изображает окружающую его жизнь независимо от того, рисует он бытовую картину или узор. Даже беспредметные узоры на вазах островных жителей, например, древних критян, отображают жизнь моря, напоминая переплетающиеся водоросли, извивающиеся щупальцы спрутов и т.д.

Раз выработанный узор орнамента на гончарной посуде оказывался лочень устойчивым. Он передавался из поколения в поколение, оставаясь почти неизменным, даже если племя, создавшее его, переселялось на новые места. Поэтому в археологии часто племена, имена которых неизвестны, называют по этому признаку. Говорят: «Это были племена шнуровой керамики», т. е. Керамики, украшенной отпечатком шнура. Чаще и правильнее говорят: «археологическая культура шнуровой керамики». А о племенах говорят, что они носители такой-то культуры.

В 1900 году Артур Эванс начал раскопки на Крите, в результате которых была открыта высокая цивилизация бронзового века, восстановлена экономическая и политическая история могущественного государства.

Города, царские дворцы, театры, храмы, кладовые, мастерские, произведения искусства, утварь, орудия труда, созданные на протяжении тысячелетий, были открыты Эвансом. Грандиозность раскопок, тщательное исследование и новые методы работы превосходили все, что до сих пор было сделано археологами.

Анализируяисопоставляявседанные,которыеможнобылоизвлечьизвещественныхисточников,ЭвансустановилпериодыподъемаиупадкаКритскогогосударства,датировалэтипериодысточностьюдо50лет,выяснил,каковбылгосударственныйстрой,религиозныеверованияиобряды,какиебылисвязиуКритасдругиимстранами,чтокритянепроизводили,чемторговали,чтовывозилиичтоввозили.Хронология,установленнаяЭвансомснебольшимипоправкамидосизпорслужитдлявсехисследователей,занимающихсякритскойисторией,аегоисторическийметодисследованиябылкрупнымшагомвпереднапутипревращенияархеологииизнаукиовещависторическуюнауку.