Тележки относятся к колесному безрельсовому транспорту и применяются для перевозки почты как внутри предприятий, так и по прилегающей территории.

Тележка для бандеролей ТБК (рис. 22) – предназначена для транспортировки бандеролей между рабочими местами их обработки.

Тележка состоит из кузова 1, разделенного на три секции, что дает возможность использовать ее для предварительной сортировки бандеролей по группам. Посредством шкворней 2 кузов тележки крепится к вилкам с колесами 3, которые имеют возможность свободно поворачиваться на 3600, что обеспечивает хорошую маневренность тележки. В днище кузова имеются щитки 4 для очистки


его от мусора. По обоим торцам кузова имеются ручки 5. Тележка рассчитана на эксплуатацию в закрытых помещениях.

Тележка для писем – ТПК (рис. 23) – предназначена для сбора рассортированной письменной корреспонденции из накопителей письмосортировочных машин или клеток сортировочных шкафов и транспортировки к рабочим местам вязки писем в постпакеты на пачкообвязывающих машинах.

Тележка состоит из кузова 1, разделенного на 16 секций 4. Кузов тележки посредством шкворней 2 крепится к вилкам с колесами 3, которые имеют возможность свободно поворачиваться на 3600, что обеспечивает хорошую маневренность тележки. По обоим торцам кузова имеются ручки 5. Рассчитана тележка на эксплуатацию в закрытых помещениях.

Тележка трехколесная ТР3 – 130 (рис. 24) – предназначена для транспортировки почты внутри помещения.

Тележка состоит из корпуса – платформы 1, опирающейся посредством двух кронштейнов 3 на ось с двумя колесами и на поворотный кронштейн 2 с одним колесом, и ручки поручня 4.


Тележка четырехколесная Т4 – 250 предназначена для перевозки почты в помещениях почтовых предприятий вручную.

Тележка состоит из рамы – платформы, опирающейся посредством кронштейнов на колеса. Кронштейны закреплены на раме, а кронштейны – поворотные, что обеспечивает маневренность тележки. Поручень тележки выполнен из трубы. По периметру платформы имеется бортовое ограждение высотой 200 мм.

Тележка двухколесная ТПД – 150 предназначена для перевозки различных видов почты при обмене между почтовым предприятием и транспортными средствами. Имеет форму ящика установленного на двух колесах мотоциклетного типа и транспортируется вручную за поручень.


Тележка для доставки корреспонденции – ТДК (рис. 25) предназначена для доставки почтальонами корреспонденции от почтового предприятия на доставочный участок.

Тележка состоит из каркаса 1, на котором установлено два колеса 3 и закреплена сумка 2. В зимнее время на колеса устанавливаются лыжи 4. Сумка имеет клапан, предохраняющий от попадания влаги внутрь и рамки для крепления ее к каркасу тележки. Верхняя часть каркаса, являющаяся поручнем для передвижения тележки, имеет телескопическую конструкцию для изменения высоты тележки.

Тележка четырехколесная Т 4 – 1000 (рис. 26) предназначена для перевозки почты (посылки, печать, мешки с бандеролями и корреспонденцией) в цехах ее обработки и по погрузочно-разгрузочным платформам.

Тележка состоит из каркаса с платформой 1, поворотного круга 2 с передними колесами 4 и рулевой тягой 3, задних колес 5, тормозного устройства 6 и сцепного крюка 7. Поворот передних колес рулевой тягой происходит с помощью роликов. К нижнему диску поворотного круга приварен кронштейн, на нем закреплены полуоси с колесами. Для амортизации колес при ударе о препятствия между полуосями и поворотным кругом установлены пружины, обеспечивающие независимую подвеску колес. Передние и задние колеса тележки по своей конструкции одинаковы, и состоят

из 2-ух штампованных дисков, прикрепленных к ступице. Между дисками зажаты литые резиновые шины. Платформа тележки имеет ограждение из труб и прутков высотой 300 мм с боков и 700 мм по торцам.

Тележки могут транспортироваться вручную, а также посредством тягачей или электрокаров по несколько штук (до пяти) одновременно.

Тележка четырехколесная закрытая ТЗ 4 – 800 – предназначена для тех же целей, что и Т4–1000, и выполнена на ее основе. Платформа, поворотный круг с передними колесами, рулевой тягой и ее фиксатором, задние колеса, тормозное устройство и сцепной круг аналогичны соответствующим узлам тележки Т4-1000. Отличие заключается в том, что вместо бортовых ограждений платформа тележки оборудована кузовом, имеющим каркас по угловой стали, затянутый металлической сеткой, и крышу из листовой стали. В боковых стенках кузова имеются двухстворчатые распашные дверки, оборудованные запорами. Крыша предохраняет почту от атмосферных осадков, а сетчатый кузов с запирающимися дверками обеспечивает ее сохранность.

САМОХОДНЫЕ ТЕЛЕЖКИ

К самоходным тележкам относится электрокар ЭК – 2 (рис. 27), предназначенный для перевозки грузов общей массой до 2000 кг по ровным дорогам с твердым покрытием. Перевозка грузов может осуществляться на платформе электрокара и на прицепных тележках.

Рисунок 27 – Конструкция электрокара ЭК - 2


Электрокар может обеспечивать как внутрипроизводственные перевозки грузов, так и перевозки по погрузочно – разгрузочным платформам, т. к. обладает хорошей маневренностью.

Электрокар представляет собой самодвижущуюся тележку, приводимую в движение электродвигателем постоянного тока, работающего от аккумуляторной батареи. Конструктивно состоит из рамы с грузовой платформой 2, заднего моста 1 с редуктором и карданной передачей, переднего моста 4 с рулевым управлением, контрóллера 3, электрооборудования.

Рама электрокара служит для крепления на ней всех узлов и деталей. Сверху она представляет собой грузовую платформу, к нижней ее части прикреплены четыре кронштейна, посредством которых платформа соединена с передним и задним мостами. На передней части платформы укреплен контрóллер с рукоятками рулевого управления и переключения скоростей.

Ходовая часть электрокара аналогична конструкции автомобилей: передний и задний (ведущий) мосты с колесами на резиновых монолитных шинах.

Передний мост состоит из массивной литой оси, в средней части которой укреплен электродвигатель, на концах расположены цапфы, на которых установлены передние колеса. Мост соединен с рулевым рычагом, находящимся на правой стороне контрóллера. С его помощью водитель управляет направлением движения электрокара.

В литом корпусе заднего моста расположены червячный редуктор, дифференциал и полуоси. Валы редуктора и электродвигателя соединены между собой карданным валом. Червячное колесо соединяется с сателлитами дифференциала, которые находятся в зацеплении с шестернями полуосей заднего моста, на концах которых закреплены ведущие колеса. Дифференциал предназначен для получения разных скоростей вращения правого и левого ведущих колес при повороте электрокара.

С помощью контрóллера, имеющего девять выключателей, осуществляется управление электрокаром: изменение направления движения и скорости. Для движения вперед рычаг управления переводится из нейтрального положения вверх на первую ступень, что соответствует первой скорости. При переводе рычага на последующие две ступени, соответствующие второй и третьей скорости, скорость движения ЭК-2 увеличивается. Для движения назад рычаг управления переводится из нейтрального положения вниз на первую ступень.

Для водителя электрокара имеется подножка, на которой расположена педаль тормозного устройства. Тормоз состоит из шкива, укрепленного на валу электродвигателя. Тормозной шкив охватывается двумя тормозными колодками, соединенными системой рычагов с педалью на подножке водителя. При нажатии на педаль колодки разжимаются и растормаживают электродвигатель. При освобождении педали тормозные колодки под действием пружины сжимаются и охватывают тормозной шкив. Рычажный выключатель электромагнита контакта главной электрической цепи также связан с тормозной педалью. При нажатии педали одновременно с растормаживанием электродвигателя подается питание на катушку электромагнита, замыкающего контакт главной электрической цепи. При освобождении педали контакты рычажного включателя размыкаются, прекращая поступление тока в катушку электромагнита, и, главная электрическая цепь разрывается.

Электрокар оборудован мотоциклетной сиреной с сигнальной кнопкой. Сирена установлена на правой стойке контрóллера с внутренней стороны. Сигнальная кнопка вмонтирована в торец рукоятки рулевого рычага.

Осветительное устройство представляет собой тракторную фару с двухконтактным патроном, включение которой осуществляется однополюсным включателем авиационного типа. Фара и включатель расположены на левой стойке контрóллера.

КОНТЕЙНЕРЫ

Перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы и повысить коэффициент использования автотранспорта.

Применение контейнеров значительно сокращает время простоев автотранспорта под погрузкой и разгрузкой, дает возможность механизировать погрузочно-разгрузочные работы, повышает производительность и облегчает условия труда работников.

Контейнер почтовый магистральный типа КПМ-500 (рис. 28) предназначен для перевозки почтовых грузов в почтовых вагонах, автомашинах и пароходах, а также по внутрипроизводственным путям почтовых предприятий и внутри помещений предприятия.

вом, которое удерживает передние колеса от самопроизвольного поворота. Величина зазора между тормозными колодками и бандажами колес регулируется муфтой. Управление тормозом осуществляется откидной рулевой тягой. Фиксирование рулевой тяги в вертикальном положении автоматическое, при этом она не выходит за габариты контейнера.

Для транспортировки нескольких контейнеров сцепом имеется сцепной крюк. Конструкция контейнера рассчитана на применение специальных автозахватов для подъемов контейнеров при их нагрузке и выгрузке. Для этого в верхней части кузова расположены пять грузовых пальцев, установленных заподлицо с крышкой контейнера и обеспечивающих одновременную погрузку и выгрузку как одного, так и двух контейнеров одновременно.

С правой стороны контейнера имеются две боковые и одна верхняя дверки. Боковые дверки в раскрытом состоянии образуют дверной проем шириной 800 мм, выполненный по всей высоте кузова, без порога в нижней части. Правая дверка снабжена запорным устройством, которое может быть опломбировано.

ТЯГАЧИ

Тягач – самоходная машина, не имеющая грузовой платформы и оборудованная автоматическим сцепным устройством.

На предприятиях почтовой связи наибольшее применение нашли электротягачи ЭТ – 250, АТ – 60, ЕТ – 506, ЕТ – 512.

Малогабаритный аккумуляторный тягач ЭТ – 250 предназначен для внутрипроизводственного транспортирования грузов на прицепных тележках по гладким дорогам с твердым покрытием без подъема. Тягач представляет собой трехколесный самоходный механизм, приводимый в движение электродвигателем постоянного тока.

Аккумуляторный тягач ЭТ - 250 (рис. 29) состоит из следующих узлов: заднего моста 7, переднего моста 4, шасси 3, рулевого управления 1, тормоза 6, контейнера с аккумуляторной батареей 9, сидения 11, капота 10, переднего бампера 2, заднего бампера 8, электрооборудования 5.

Задний мост выполнен в литом корпусе, где заключены червячная передача, дифференциал и две полуоси. Крутящий момент от двигателя через муфту передается на червячное колесо, внутри которого на оси находятся конические шестерни дифференциала, входящие в зацепление с коническими шестернями полуосей. Дифференциал обеспечивает различное число оборотов ведущих колес на поворотах. Корпус заднего моста заполняется маслом.

Передний мост представляет собой фланцевую опору, прикрепленную к плите в передней части тягача на винтах. Во фланцевой опоре на упорных подшипниках закреплена вертикальная ось поворота колес. В нижней части оси жестко закреплена вилка, в которой на подшипниках качения установлено переднее поворотное колесо. Верхняя часть оси соединена через шарнир с валом рулевого управления. На руле имеется сигнальная кнопка, соединенная с сигнальной сиреной.

Тормоз служит для быстрой остановки тягача и стопорения во время стоянки. Он состоит из тормозных колонок, конических шестерен, кулачка с системой рычагов. При нажатой педали тормоз выключен. Только при этом положении возможно включение скорости тягача. Для быстрой остановки тягача необходимо отпустить педаль. Конечный включатель, сблокированный с тормозом, отключает электродвигатель от аккумуляторной батареи независимо от положения контроллера.

Электрооборудование тягача состоит из следующих элементов: источника электроэнергии – аккумуляторной батареи и отводом для питания аккумуляторного сигнала; потребителей электроэнергии – электродвигателя, звукового сигнала и пускового сопротивления.

Электрооборудование обеспечивает приведение в действие механизма движения и сигнала. Управление электродвигателем привода осуществляется контрόллером. Рукояткой переключения хода «вперед» или «назад» переключаются контакты, обеспечивающие изменение направления тока в обмотке статора электродвигателя. При нулевой позиции рукоятки контроллера ток в электродвигатель не поступает. При включении первой скорости ток через силовую цепь и пусковое сопротивление приводит в действие электродвигатель. При включении второй скорости половина пускового сопротивления отключается. При включении третьей скорости пусковое сопротивление отключается полностью.

Включение скоростей осуществляется педалью. При повороте переключателя в положение «назад» повторяются аналогичные включения контактов с той разницей, что ток в обмотке статора двигателя идет в обратном направлении.

Рисунок 30 – Аккумуляторный тягач АТ – 60

Малогабаритный аккумуляторный тягач АТ – 60 (рис. 30) предназначен для внутрицехового транспортирования грузов на прицепных тележках по гладким дорогам с твердым покрытием. Он представляет собой трехколесный самоходный механизм, приводимый в движение электродвигателем постоянного тока с питанием от аккумуляторной батареи. Малые габариты и высокая маневренность АТ – 60 позволяют использовать его для подвоза груза непосредственно к рабочим местам и складским помещениям.

Конструктивно тягач состоит из рамы 5, на которой укреплены передний 1 и заданий 6 мосты. Переднее колесо управляемое, поворотное. В передней части тягача находится щит 2, внутри которого размещается система электрооборудования, а сверху закреплено рулевое колесо 3. Сидение 4 водителя размещается на металлическом корпусе, внутри которого находится контейнер с аккумуляторной батареей. Имеется педаль управления 7, а в задней части находится прицепное устройство.

ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКИ

Электропогрузчики аккумуляторные предназначены для механизации погрузо-разгрузочных работ с крупными штучными грузами. Мелкие грузы предварительно укладываются на специальные подставки-поддоны.

Электропогрузчики предназначены для эксплуатации в закрытых помещениях и на открытых площадках с твердым и ровным покрытием (асфальт, бетон, деревянный настил) при температуре от –30 до +400С.

Погрузчики обеспечивают выполнение следующих операций:

- захват и транспортировку грузов;

- штабелирование грузов по высоте и разборку штабелей;

- погрузку и разгрузку транспортных средств (железнодорожных вагонов, автомобилей).

На предприятиях связи электропогрузчики могут применяться для механизации погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами и поддонами.

Электропогрузчики ЭП представляют собой подъемно-транспортную машину, выполняющую операции захвата, вертикального и горизонтального перемещения грузов и их укладку в штабеля или на транспортные средства (автомашины, вагоны), а также разгрузку грузов с транспортных средств.

Основными узлами электропогрузчиков (рис. 31) являются: контрόллер 5, мост ведущий 1, корпус 2, управление рулевое 3, грузоподъемник 4, электрооборудование, устройство тормозов 6, сиденье 7, аккумуляторная батарея 8, мост задний 9, гидропривод с рычагами управления, грузозахватное приспособление, тормоз. Передние колеса электропогрузчика ведущие, задние – управляемые, т.е. связанные с рулевым управлением.

Грузоподъемный механизм приводится в действие гидравлической системой с шестеренчатым гидравлическим насосом. Два электродвигателя постоянного тока, механизмов движения и грузоподъемного обеспечивают независимость действия этих механизмов.

Корпус электропогрузчика представляет собой несущую конструкцию, выполненную в виде сварной рамы. В корпусе имеются кронштейны для крепления в передней части ведущего моста и грузоподъемника, а в задней части – рессор заднего моста. В задней части корпуса установлен противовес, который одновременно служит и опорой для аккумуляторного ящика, на крышке которого крепится сидение водителя.

Ведущий мост передает движение от электродвигателя к передним колесам и имеет дифференциал, позволяющий ведущим колесам проходить повороты без пробуксовки.

Рулевое управление представляет рулевой механизм от автомобиля ГАЗ-51. Управление осуществляется поворотом рулевого колеса, расположенного перед сиденьем водителя. В центре рулевого колеса находится кнопка звукового сигнала.

Грузоподъемник предназначен для подъема и опускания грузов. Он состоит из следующих основных узлов: цилиндра подъемника, двух рам – внутренней и наружной, каретки и двух цилиндров наклона. Принцип работы грузоподьемника заключается в следующем: при подаче рабочей жидкости под давлением в цилиндр подъема начинает подниматься плунжер, несущий головку с перекинутой через нее цепью. После прохождения 100 мм головка упирается в связь внутренней рамы и поднимает ее за собой.

При этом происходит одновременно движение внутренней рамы на катках по направляющим наружной рамы и каретки (то же на катках) по направляющим внутренней рамы. В конце хода плунжер цилиндра достигает ограничительного упора. При опускании груза рабочая жидкость из цилиндра через дроссель вытесняется в бак массой поднятого груза. Дроссель ограничивает скорость опускания и предупреждает резкое падение груза при разрыве трубопровода.

При помощи цилиндров наклона осуществляется наклон грузоподъемника вперед и назад. Ограничение наклона обусловлено геометрическими параметрами цилиндров. Гидравлический привод электропогрузчика служит для поднятия и опускания грузов, а также для наклона грузоподъемника. Гидравлический привод включает в себя масляный бак, насос, золотниковое распределительное устройство, цилиндры грузоподъемника, дроссели и трубопроводы. В качестве рабочей жидкости при температуре выше +20°С используется масло ДС-11, а при температуре ниже +20°С – масло веретенное.

Тормозное устройство состоит из колесного и стояночного тормозов. При торможении усилие через толкатель передается на колодки, которые, преодолевая силу сопротивления пружины, расходятся по диаметру и осуществляют торможение. При отпускании тормозной педали колодки возвращаются в исходное положение пружиной.


ЛИТЕРАТУРА

1 Титов В.К. и др. Механизация и автоматизация предприятий почтовой связи. - М: Радио и связь, 1988.

2 Бодров Б.Г. Механизация и автоматизация производственных процессов на почтовых предприятиях. - М: Связь, 1978.


План изд. 2005/2006 г. Поз _____

Минина Ирина Леонидовна

КУРС ЛЕКЦИЙ