транспорт и его опасности.
XREFF.RU


транспорт и его опасности.



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
транспорт и его опасности.

транспорт и его опасности.

лекция 7

транспорт и его опасности.


  1. Безопасность на улицах и дорогах. Правила безопасного поведения, требования безопасности и меры предосторожностей на улице.

  2. Правила движения и пересечения дорог пешеходами и группами.

  3. Регулировка движения транспорта. Сигналы регулирования.

  4. Безопасность в общественном транспорте. Виды общественного транспорта.

  5. Правила безопасного поведения при передвижении на автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском (речном) транспорте.


  1. Безопасность на улицах и дорогах. Правила безопасного поведения, требования безопасности и меры предосторожностей на улице.


По данным ГИБДД, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет до 35 тысяч человек. Для сравнения, за всё время войны в Афганистане погибло около 15 тысяч. Подавляющее количество происшествий на дорогах – следствие человеческого фактора

В большинстве аварий виноваты в основном сами участники движения. При чём как водители так и пешеходы в равной степени.

Причинами ДТП продолжают оставаться:

По сводкам МЧС России в 2009-2010 гг сохранилась тенденция увеличения количества ДТП и количества людей, погибших и пострадавших в ДТП. Это связано с:

В основном ДТП происходят по вине водителя из-за выезда на встречную полосу. Анализ показывает, что наибольшее число ДТП происходит в выходные дни в период с 16 до 20 часов. (МЧС России)


Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.

     Безопасность дорожного движения достигается:


Участники дорожного движения — это водители и пассажиры транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.

Пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам относятся люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.

Водителемназывается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.


  1. Правила движения и пересечения дорог пешеходами и группами.


Обязанности пешеходов. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаст помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется името при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.


  1. Регулировка движения транспорта. Сигналы регулирования.


Регулирование дорожного движения, в том числе с применением технических средств и автоматизированных систем, возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.

Регулирование осуществляется сигналами светофоров и регулировщиков, дорожными знаками и дорожной разметкой.

В настоящее время светофорявляется самым распространенным прибором для регулирования дорожного движения. Они используются на перекрестках, примыканиях дорог, пешеходных переходах, железнодорожных переездах и во многих других случаях. Светофор сегодня это полностью автоматический, запрограммированный световой прибор. А его предшественники светофоры использовавшиеся много десятилетий назад переключались в ручную, регулировщиком стоявшем непосредственно вблизи места где установлен светофор и по ситуации решал, какой сигнал включать в данный момент. В настоящее время все изменилось, теперь не требуется у каждого светофора ставить регулировщика, но у медали, как известно две стороны, регулировщик решал какой сигнал включить исходя из ситуации, а современные светофоры переключают сигналы автоматически через равный промежуток времени, не зависимо от ситуации сложившейся на перекрестке.

Поскольку именно они наиболее часто встречаются на дорогах города, необходимо знать какие виды светофоров существуют, для чего они предназначены и что обозначают те или иные сигналы.


Светофо́р(от русского свет и греческого фор(ос) — «несущий») — устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и морских судов.


Виды светофоров:


  1. Автомобильные светофоры. Наиболее распространены светофоры с сигналами (обычно круглыми) трех цветов: красного, жёлтого и зелёного.

В некоторых странах вместо жёлтого используется оранжевый цвет.

Сигналы могут быть расположены:


При отсутствии других, специальных светофоров они регулируют движение всех видов транспортных средств и пешеходов.

Иногда сигналы светофора дополняют специальным табло обратного отсчёта времени, которое показывает сколько времени ещё будет гореть сигнал. Чаще всего табло обратного отсчёта делают для зелёного сигнала светофора, но в ряде случаев табло отображает и оставшееся время красного сигнала.

Практически повсеместно:

Распространено, но не повсеместно использование сочетания красного и жёлтого сигналов, обозначающее предстоящее включение зелёного сигнала. Иногда зелёный сигнал включается сразу после красного без промежуточного жёлтого, но не наоборот. Детали применения сигналов различаются в зависимости от принятых в той или иной стране Правил дорожного движения.

Существуют светофоры из двух секций — красной и зелёной. Такие светофоры обычно устанавливаются на пунктах, где пропуск автомобилей производится в индивидуальном порядке, например, на пограничных переходах, при въезде или выезде с автостоянки, охраняемой территории и т. п.

Могут также подаваться мигающие сигналы, смысл которых зависит от местного законодательства. В России и во многих странах Европы мигающий зелёный сигнал означает предстоящее переключение к жёлтому. Автомобили, приближающиеся к светофору с мигающим зелёным сигналом, могут принять меры к своевременному торможению, чтобы избежать выезда на охраняемый светофором перекрёсток или переход на запрещающий сигнал.

Мигающий жёлтый сигнал требует снизить скорость для проезда перекрёстка или пешеходного перехода как нерегулируемого (например, в ночные часы, когда регулирование не требуется из-за низкой интенсивности движения). Иногда для этих целей применяются специальные светофоры, состоящие из мигающей одной или попеременно мигающих двух жёлтых секций.


Стрелки и стрелочные секции. На светофорах могут быть дополнительные секции в виде стрелок или контуров стрелок, регулирующие движение в том или ином направлении. Правила таковы:

В некоторых городах на светофорах встречаются «всегда горящие» зелёные секции, выполненные в виде таблички с зелёной стрелкой. Они сигнализируют о том, что поворот направо разрешён и на красный.


Светофор с мигающим красным сигналом. Красный мигающий сигнал (как правило, на светофорах с мигающей одной или попеременно мигающими двумя красными секциями) используется для ограждения пересечений с трамвайными линиями при приближении трамвая, мостов при разводке, участков дорог вблизи взлётно-посадочных полос аэропортов при взлёте и посадке самолётов на опасной высоте. Эти светофоры аналогичны тем, что используются на железнодорожных переездах.


Реверсивный светофор. Для регулирования движения по полосам проезжей части (особенно там, где возможно реверсивное движение), применяют специальные светофоры контроля полосы (реверсивные).

В соответствии с Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах такие светофоры могут иметь два или три сигнала:


В России Правилами дорожного движения предусмотрено использование Т-образного светофора с «четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета». Верхние сигналы используются для указания разрешенных направлений движения (налево, прямо, направо), а нижний — разрешает начало движения.

Также в последние годы в тех случаях, когда направление движения маршрутных транспортных средств только одно, или для всех направлений движение разрешается всегда одновременно, применяют иногда светофор в виде обычной одиночной круглой секции со светящейся буквой «Т» желтого цвета, разрешающий движение, когда освещен, и запрещающий, когда не освещен.

В Швейцарии для этой цели используется одиночный сигнал оранжевого цвета (включенный постоянно или мигающий).

В странах Северной Европы используются светофоры с тремя секциями, совпадающими по расположению и назначению со стандартными светофорами, но имеющими белый цвет и форму знаков: «S» — для сигнала, запрещающего движение, «—» — для предупреждающего сигнала, стрелка направления движения — для разрешающего сигнала.

Не существует международного стандарта для светофоров для маршрутных транспортных средств, и они могут сильно отличаться даже в соседних странах. В качестве примера ниже приводятся сигналы таких светофоров в Бельгии и Нидерландах:









  1. Разрешается движение прямо

  2. Разрешается движение налево

  3. Разрешается движение направо

  4. Разрешается движение во всех направлениях (аналогично зелёному сигналу автомобильного светофора)

  5. Движение запрещается, за исключением тех случаев, когда для остановки требуется экстренное торможение (аналогично жёлтому сигналу автомобильного светофора)

  6. Движение запрещается (аналогично красному сигналу автомобильного светофора)

Из-за своего специфического вида нидерландский светофор получил прозвище negenoog, то есть «девятиглаз».


  1. Светофор для пешеходов. Такие светофоры регулируют движение пешеходов через пешеходный переход. Как правило, он имеет два вида сигналов:

Обычно для этой цели используют соответственно зелёный и красный свет. Сами сигналы имеют различную форму.


Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный — стоящего, зелёный — идущего.

В США красный сигнал часто выполняют в виде силуэта поднятой ладони (жест «стоп»).

Иногда используют надписи «стойте» и «идите» (в английском языке «stop» и «walk», в других языках — аналогично).

На оживленных магистралях устанавливают, как правило, автоматически переключающиеся светофоры. Но часто применяется и вариант, когда светофор переключается после нажатия специальной кнопки и разрешает переход в течение определенного времени после этого.

Современные светофоры для пешеходов дополнительно оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых пешеходов, а иногда и табло обратного отсчёта времени.

Во времена существования ГДР сигналы светофора для пешеходов имели оригинальную форму маленького «светофорного» человечка (нем. Ampelmännchen). В Саксонии такие светофоры ставят по сей день.

В отсутствие пешеходного светофора пешеходы руководствуются показаниями автомобильного светофор


  1. Светофор для велосипедов. Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трехцветный светофор, снабженный специальной табличкой.


  1. Трамвайный светофор. Трамвайные светофоры предназначены для регулирования движения трамваев. Обычно устанавливаются перед участками с ограниченной видимостью, перед затяжными подъёмами, спусками, на въезде/выезде трамвайных депо, а также перед трамвайными стрелками.

Обычно трамвайные светофоры имеют 2 сигнала: красный и зеленый.

Устанавливаются в основном либо справа от трамвайного пути, либо по центру над ним выше контактного провода.

Основное предназначение трамвайных светофоров состоит в том, чтобы сигнализировать водителям трамваев о занятости следующей за светофором части трамвайного пути. Действие трамвайных светофоров распространяется только на трамваи. Светофоры такого типа работают в автоматическом режиме.


  1. Железнодорожный светофор. Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов, маневровых составов, а также регулирования скорости роспуска с сортировочной горки:

Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте или как-либо ещё конкретизировать показание.

Существует отдельный тип двухцветных железнодорожных светофоров — маневровые, которые подают следующие сигналы:

Иногда железнодорожный светофор ошибочно называют семафором.


  1. Речные светофоры. Речные светофоры предназначены для регулирования движения речных судов. В основном используются для регулирования прохода судов через шлюзы. Такие светофоры имеют сигналы 2-х цветов — красного и зелёного.

Различают дальниеи ближниеречные светофоры:

Следует отметить, что неработающий речной светофор (не горит ни один из сигналов) запрещает движение судов.


Регулировщик. Дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора, но даже самые современные системы светофорного регулирования иногда не в состоянии справиться с управлени­ем движением. Тогда возни­кает необходимость непосредственного вмешательства челове­ка в регулирование движением и на смену светофору прихо­дит регулировщик, сигналы которого обязательны для всех участников движения.

«Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки» (п. 6.15 ПДД).



Правила перехода по пешеходному переходу на нерегулируемом перекрестке:

1. Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик, чтобы иметь возможность внимательно осмотреть проезжую часть.

2. Определи, в каких направлениях движутся транспортные средства. Не приближается ли транспорт, поворачивающий в сторону пешехода.

3. Пропусти весь приближающийся транспорт.

4. Убедившись, что поворачивающий транспорт пропускает пешеходов, можно начать переход.

5. Рассчитай время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием.

6. Иди быстрым, но спокойным шагом, наблюдая за дорож­ной обстановкой слева.

7. Дойдя до середины, обязательно посмотри направо, если транспортных средств нет, можно закончить переход.

8. Идти по переходу надо, придерживаясь правой стороны, под прямым углом к тротуару.

При объяснении правил перехода на нерегулируемом пере­крестке необходимо заострить внимание учащихся на том, что при переходе опасности могут возникнуть со всех сторон не­регулируемого перекрестка.

Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке:

1. Остановись на краю тротуара (не наступая на пореб­рик), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть.

2. Дождись зеленого сигнала светофора.

3. Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов.

4. Обрати внимание на поворачивающий транспорт.

5. Переходи быстрым, но спокойным шагом.

6. Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

7. Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал, остановись. Стоять на середине проезжей час­ти надо, не делая шагов ни вперед, ни назад. Следи за проез­жающими транспортными средствами справа и слева.

8. Заканчивай переход, только убедившись, что сновагорит зеленый сигнал и транспортные средства справа стоят.

9. Если желтый сигнал загорелся на второй половине пути, то надо закончить переход, внимательно наблюдая за транс­портными средствами справа.



  1. Безопасность в общественном транспорте. Виды общественного транспорта.


 К общественному транспорту относятся автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.


Аварийные ситуации при проезде в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате:

     Основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта заключаются в следующем:

Аварийные ситуации в метрополитене возникают из-за столкновения и схода с рельсов поездов, взрывов, пожаров, разрушения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров на пути.

     Наиболее опасными зонами в метро являются:

     Безопасное поведение в метро заключается в выполнении следующих правил:

При возникновении любой аварийной ситуации на городском общественном транспорте или в метро следует организованно и четко выполнять указания водителя, кондуктора и машиниста поезда.

В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бесхозных вещей    (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.



Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда.

Управлять велосипедом разрешается с 14 лет, а мопедом — с 16 лет. На велосипедах и мопедах разрешается двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине. Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы, не более 10 человек каждая.

Расстояние между группами должно составлять 80—100 м.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой (вне перекрестка) водители велосипедов и мопедов должны пропустить транспортные средства, движущиеся по этой дороге.



  1. СРС: Правила безопасного поведения при передвижении на автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском (речном) транспорте.

10


tmx.deutsch-service.ru
  • Карта сайта