ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Базовой в затратном подходе является следующая формула:

Собственный капитал = Активы - Обязательства.

Данный подход представлен двумя основными методами:

1) методом стоимости чистых активов;

2)методомликвидационнойстоимости.

Метод стоимости чистых активов

Метод стоимости чистых активов включает в себя несколько этапов:

1. Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.

2. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.

3. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений, как долгосрочных, так и краткосрочных.

1. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования.

Объекты машин и оборудования имеют отличительные черты:

- не связаны жестко с землей;

- могут быть перемещены в другое место без причинения невосполнимого физического ущерба как самим себе, так и той недвижимости, к которой они были временно присоединены;

- могут быть функционально самостоятельными и образовывать технологические комплексы.

В зависимости от целей и мотивов оценки объектом оценки могут выступать:

- одна отдельно взятая машина или оборудование (например, определение страховой стоимости, сделка купли-продажи, передача в аренду);

- множество условно независимых друг от друга единиц машин и оборудования (обычно при переоценке основных фондов);

- производственно-технологические системы: комплекс машин и оборудования с учетом имеющихся производственно-технологических связей (типичный случай - при ликвидации предприятия, когда имущество распродается так, чтобы на его основе потенциальный покупатель мог организовать производство, при оценке машин и оборудования как части оценки рыночной стоимости всех активов).

Для определения стоимости восстановления или стоимости замещения, являющихся базой расчетов в затратном подходе, необходимо рассчитать затраты (издержки), связанные с созданием, приобретением и установкой оцениваемого объекта.

Под стоимостью восстановления оцениваемых машин и оборудования понимается либо стоимость воспроизводства их полной копии в текущих ценах на дату оценки, либо стоимость приобретения нового объекта, полностью идентичного оцениваемому по конструктивным, функциональным и другим характеристикам тоже в текущих ценах.

Подстоимостьюзамещенияоцениваемоймашиныилиоборудованияпонимаетсяминимальнаястоимостьприобретенияаналогичногоновогообъекта,максимальноблизкогокоцениваемомуповсемфункциональным,конструктивнымиэксплуатационнымхарактеристикам,втекущихценах.Остаточнаястоимостьзамещенияопределяетсякакстоимостьзамещениязавычетомизноса.

Метод расчета по цене однородного объекта.

Обычно этот метод предполагает такую последовательность:

1. Подбирается однородный объект, похожий на оцениваемый, прежде всего по технологии изготовления.

2. Определяется полная себестоимость производства однородного объекта по формуле:

(1 - Ндс) x (1 - Нпр - Kр) x Цод

Сп од = --------------------------------,

1 - Нпр

где:

Сп од - полная себестоимость производства однородного объекта;

Ндс - ставка налога на добавленную стоимость;

Нпр - ставка налога на прибыль;

Kр - показатель рентабельности продукции;

Цод - цена однородного объекта.

3.Рассчитываетсяполнаясебестоимостьоцениваемогообъекта.Дляэтоговсебестоимостьоднородногообъектавносятсякорректировки,учитывающиеразличиявмассеобъектов:

Сп од x Gо

Сп = ----------,

Gод

где:

Сп - полная себестоимость производства оцениваемого объекта;

Gо/Gод - масса конструкции оцениваемого и однородного объектов соответственно.

4. Определяется восстановительная стоимость оцениваемого объекта по формуле:

(1 - Нпр) x Сп

Sв = -------------- ,

1 - Нпр - Kр

где:

Sв - восстановительная стоимость оцениваемого объекта.

Если оцениваются машины и оборудование, спрос на которые отсутствует, то их стоимость принимается на уровне себестоимости.

Метод поэлементного расчета характерен следующим порядком действий:

1. Составляется перечень комплектующих узлов и агрегатов оцениваемого объекта. Собирается ценовая информация по комплектующим, но это становится возможным только при наличии развитого рынка комплектующих изделий.

2. Определяется полная себестоимость объекта по формуле:

Сп = SUM Цэ + В,

где:

Сп - полная себестоимость оцениваемого объекта;

Цэ - стоимость комплектующего узла или агрегата;

В - собственные затраты изготовителя.

Данная формула применима при наличии полной отчетности по основным фондам предприятия.

Сравнительный (рыночный) подход к оценке стоимости машин и оборудования предполагает прежде всего метод прямого сравнения. Объект анализа должен иметь то же функциональное назначение, полное квалификационное подобие и частичное конструкторско-технологическое сходство.

Расчет методом прямого сравнения продаж осуществляется в несколько этапов:

1. Нахождение объекта-аналога.

2. Внесение корректировок в цену аналога. Корректировки бывают двух видов:

- коэффициентные, вносимые умножением на коэффициент;

- поправочные, вносимые прибавлением или вычитанием абсолютной поправки.

Таким образом, стоимость машин или единиц оборудования определяется по формуле:

V = Vаналог x K1 x K2 x ЛЯМБДА x Kм +- Vдоп,

где:

Vаналог - цена объекта-аналога;

K1, K2, Kм - корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия в значениях параметров оцениваемых объекта и аналога;

Vдоп - цена дополнительных устройств, наличием которых отличается сравниваемый объект.

2. Оценка стоимости нематериальных активов.

К нематериальным активам относятся активы:

- либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности;

- способные приносить доход;

- приобретенные для использования в течение длительного периода времени.

Нематериальные активы можно подразделить на четыре основные группы:

1) интеллектуальная собственность;

2) имущественные права;

3) организационные расходы;

4) цена фирмы (гудвилл).

Под интеллектуальной собственностью понимаются объекты промышленной собственности, в состав которых согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности включаются:

- изобретения и полезные модели, которые рассматриваются как техническое решение задачи;

- промышленные образцы, под которыми понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;

- товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров или услуг другого производителя - для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.

Подтверждением имущественных прав предприятия для сторонних пользователей информации является лицензия.

Организационные расходы представляют собой издержки, которые могут быть произведены в момент создания предприятия.

Под ценой фирмы понимается стоимость ее деловой репутации (гудвилла).

Гудвилл определяют как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных и нематериальных активов, отраженную в бухгалтерской отчетности.

Гудвилл возникает, когда предприятие получает стабильные высокие прибыли, его доходы на активы выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов.

Как экономическая величина гудвилл принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия (купли-продажи предприятия).

3. Оценка рыночной стоимости финансовых вложений.

К финансовым вложениям относятся инвестиции предприятия в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Оценка финансовых вложений производится исходя из рыночной стоимости на дату оценки и является предметом пристального внимания оценщика. Оценка производственных запасов осуществляется по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование. Устаревшие запасы списываются. Расходы будущих периодов оцениваются по номинальной стоимости и учитываются в расчете по оценке, если еще существует связанная с ними выгода. Если же выгода отсутствует, то величина расходов будущих периодов не принимается во внимание.

Оценка дебиторской задолженности предполагает выявление просроченной задолженности с последующим разделением ее на:

- безнадежную задолженность (она не войдет в баланс);

- задолженность, которую предприятие еще надеется получить (она войдет в баланс).

Несписанная дебиторская задолженность оценивается путем дисконтирования будущих основных сумм и выплат процентов к их текущей стоимости.

Оценка денежных средств - это статья, которая не подлежит переоценке.

Метод ликвидационной стоимости

Ликвидационная стоимость представляет собой стоимость, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов.

Работы по оценке осуществляются в несколько этапов:

1. Берется последний балансовый отчет.

2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия требует различных временных периодов.

3. Определяется валовая выручка от ликвидации активов.

4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат. К прямым затратам, связанным с ликвидацией предприятия, относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже с учетом календарного графика ликвидации на дату оценки по ставке дисконта, предполагающей связанный с этой продажей риск.

5. Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до его ликвидации.

6. Прибавляется (или вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.

7. Вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.



Содержание отчета об оценке

1. Описание предприятия.

2. Анализ финансового состояния предприятия:

3. Расчет стоимости предприятия доходным подходом:

4. Определение рыночной стоимости предприятия сравнительным подходом.

5. Расчет рыночной стоимости предприятия затратным подходом:

6. Заключение об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки.

Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки


КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 утвержден Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".

 

Часть первая утратила силу. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 157-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

 

В отчете должны быть указаны:

 

дата составления и порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

 

место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

(в ред. Федеральных законов от 14.11.2002 N 143-ФЗ, от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

 

стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

 

последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

дата определения стоимости объекта оценки;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

 

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

 

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

 

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


 

Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения


 

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков


(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

202


 

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

 

Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности (далее также - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.


 

Статья 19. Функции уполномоченных федеральных органов


(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


 

Функциями уполномоченных федеральных органов являются:

 

выработка государственной политики в области оценочной деятельности;

нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки, методических указаний о государственной кадастровой оценке и нормативных технических документов, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 13.07.2007 N 129-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;

обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.


 

Статья 20. Стандарты оценочной деятельности


(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


КонсультантПлюс: примечание.

Приказами Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, N 255, N 256 утверждены Федеральные стандарты оценки.

 

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

 

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

 

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.

 

Разработанные федеральные стандарты оценки направляются Национальным советом для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в срок не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня получения федеральных стандартов оценки обязан утвердить их или выдать мотивированный отказ в письменной форме.

 

Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, вправе отказать в утверждении федеральных стандартов оценки в случае их несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Утвержденные федеральные стандарты оценки подлежат опубликованию уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в сети "Интернет".

Утвержденные федеральные стандарты оценки и методические указания о государственной кадастровой оценке не подлежат государственной регистрации.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

 

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки.


 

Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков


Профессиональное обучение оценщиков осуществляется государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


 

Статья 22. Саморегулируемая организация оценщиков


(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


КонсультантПлюс: примечание.

О саморегулируемых организациях см. также Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ.

 

Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

 

Статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.

 

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков является выполнение ею следующих требований:

 

объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц, отвечающих установленным частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона требованиям;

 

наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме в размере, установленном частью третьей статьи 24.6 настоящего Федерального закона;

 

наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений;

 

наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

 

Работники саморегулируемой организации оценщиков не вправе осуществлять оценочную деятельность.

 

Саморегулируемая организация оценщиков обязана своевременно принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов между саморегулируемой организацией оценщиков и ее членами, а также по своевременному урегулированию такого конфликта.

 

Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков, осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. В ликвидационную комиссию некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков, должен быть включен представитель Национального совета.

 

Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации оценщиков, не может быть реорганизована.


 

Статья 22.1. Функции саморегулируемой организации оценщиков


(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)


 

Функциями саморегулируемой организации оценщиков являются:

разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

 

разработка и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

 

представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков;

 

контроль за осуществлением своими членами оценочной деятельности в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

 

ведение реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

организация информационного и методического обеспечения своих членов;

осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом функций.


 

Статья 22.2. Основные права и обязанности саморегулируемой организации оценщиков


(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)


 

Саморегулируемая организация оценщиков вправе:

представлять интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

 

оспаривать в судебном порядке акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и действия (бездействие) этих органов, нарушающие права и законные интересы всех или части своих членов.

 

Саморегулируемая организация оценщиков обязана:

соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

 

формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами;

 

осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, в отношении своих членов;

 

сообщать в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, о возникновении своего несоответствия требованиям, предусмотренным частью третьей статьи 22 настоящего Федерального закона, в течение десяти дней с момента выявления такого несоответствия;

 

отказать в принятии в члены саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

исключать из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

вести реестр членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставлять информацию, содержащуюся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

 

организовывать проведение профессиональной переподготовки оценщиков.


Статья 24. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков


(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


 

Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков, отвечающей требованиям настоящего Федерального закона.

 

Для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо представляет:

 

документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2007 N 129-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

 

Саморегулируемая организация оценщиков при приеме физических лиц в члены саморегулируемой организации оценщиков вправе предъявлять иные связанные с осуществлением оценщиком оценочной деятельности и не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам требования.

 

Коллегиальный орган управления саморегулируемой организации оценщиков принимает решение о соответствии лица требованиям, установленным частями второй и третьей настоящей статьи, в течение семи дней со дня поступления заявления и необходимых документов от такого лица.

 

Лицо, в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям, установленным частями второй и третьей настоящей статьи, считается принятым в члены саморегулируемой организации оценщиков, и сведения о таком лице вносятся в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в течение трех дней со дня представления таким лицом договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям, установленным статьей 24.7 настоящего Федерального закона, и внесения установленных саморегулируемой организацией оценщиков взносов. Такому лицу в течение десяти дней со дня внесения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков выдается документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.

 

Основанием для отказа в принятии лица в члены саморегулируемой организации оценщиков являются:

несоответствие лица требованиям настоящей статьи;

 

несоответствие лица требованиям, утвержденным саморегулируемой организацией оценщиков для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков;

 

исключение лица из членов иной саморегулируемой организации оценщиков за нарушение требований настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов оценки, если с даты исключения из членов саморегулируемой организации оценщиков прошло менее чем три года.

 

Лицо, которому отказано в приеме в члены саморегулируемой организации оценщиков, вправе обжаловать такой отказ в арбитражный суд.

 

Членство оценщика в саморегулируемой организации оценщиков прекращается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков на основании:

заявления оценщика о выходе из членов саморегулируемой организации оценщиков;

утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении оценщика из членов саморегулируемой организации оценщиков в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

 

Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении членства в саморегулируемой организации оценщиков, обязано уведомить о факте прекращения своего членства в саморегулируемой организации оценщиков и невозможности подписания отчета о проведении оценки заказчика по договору на проведение оценки или юридическое лицо, с которым заключен трудовой договор.

 

Саморегулируемая организация оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения о прекращении членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, обязана разместить такое решение на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в сети "Интернет", а также направить копии такого решения:

лицу, в отношении которого принято решение о прекращении членства в саморегулируемой организации оценщиков;

юридическому лицу, с которым лицо заключило трудовой договор, в случаях, если информация о заключенном трудовом договоре ранее представлялась в саморегулируемую организацию оценщиков;

всем саморегулируемым организациям, внесенным в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, в случае утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении оценщика из членов саморегулируемой организации оценщиков в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также федеральных стандартов оценки;

Национальному совету в случае утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении оценщика из саморегулируемой организации оценщиков в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.


 

Статья 24.1. Ведение саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков


(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)


 

Состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и порядок ведения саморегулируемой организацией оценщиков этого реестра и размещения содержащейся в реестре информации в информационных системах общего пользования утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

 

На основании положений настоящего Федерального закона информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, предоставляется по запросам граждан, юридических лиц в порядке, определенном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. Срок предоставления такой информации не может превышать семи дней со дня поступления соответствующего запроса.