Особенности обучения иностранному языку в условиях современного вузовского образавания

Особенности обучения иностранному языку в условиях современного вузовского образавания

Особенности обучения иностранному языку в условиях современного вузовского образавания

между раздражителями»[63],также легкость восприятия сигнала зависела от того ,что было с ним связано –наказание или избегание наказания , «эмоции способствуют сохранению в памяти связанного с ним материала , причем положительные эмоции,возможно ,облегчают запоминание в большей степени ,чем отрицательные ,а сильные –больше ,чем слабые»[63].

В работе А.В. Никонова показано ,что 2возрастные эмоциональной напреженности человека в большинстве случаев приводит к увелечению усредненной частоты основного тона речевых сигналов (особенно значительные изменения наблюдается у ударных гласных) и изменению интанационного контура речевого высказывания» [108].

Э.Л. Носенко выделяет следующие характерные аспекты влияния эмоциональной напряженности на речь :1) эмоциональная напряженность ведет к примитивизации речи; 2) эмоциональная напреженность ведет к возникновению несоответствия между содержанием высказывания и формой его выражения [90, c.66].

По Л.В. Занкову, эмоции как и познавательные процессы ,являются отражением реальной действительности , но в отличие от познавательныех процессов (ощущений,восприятий, мышления), которые отражают объективно существующие предметы и явления в форме образов , представлений и понятий ,эмоции и чувство отражают их не сами по себе ,а отношение к ним человека, что выражается в форме переживаний. Эмоции и чувства всегда возникают как субъективный отклик на что-то, воздействующий на человека ,поэтому они тесно связаны с моментом познания [48].

Соотношение когнитивного и эмоционального рассатривается и в анализе структуры образа Я (А.Р. Петрулите [101] ). Эмоциональный компонент определяется как эмоционаьно-оценочное отношение личности к себе (самоотношение). В когнитивном компоненте автор различает процесс самопознания (когнитивно-процессуальное Я) и результат самопознания –понятие Я как систему знаний личности о самой себе (результативное понятие Я). В исследовании нравственных убеждений младших школьников (С.И. Галаутдинова [32] ) активность когнитивного и эмоционального компонентов находит свое выражение в различной степени оперативности знаний ,глубине понимания эмоциональных переживаний и влиянии их на реальное поведение ,а соотношение когнитивного и эмоционального рассматривается так готовности младших школьников к нравственному поведению.

Таким образом ,анализ проблемы позволяет нам сделать следующие выводы.

Эмоиональный компонент процесса познании включает эмоциональное переживание этого процесса ,эмоционально-оценичное отношение личности к процессу усвоения языка, к усваиваемым знаниям.

Эмоциональное перживание ,несомненно ,играют важную конструктивную роль в процессах внимания ,восприятии, мышления, запоминания: эмоционально окрашенный материал перерабатывается и усваивается намного лучше,чем эмоцианально нейтральный . Однако эмоции могут играть и дезорганизующую роль ,причем это свойственно не только отрицательным ,но и некоторым положительным эмоциям, когда, например, учебный материал приводит в чрезмерно повышенное побуждение, что затрудняет и ослабляет работу всех психических процессов. Такое же деструктивное влияние на познавательные процессы оказывают и, напротив, подавленное состояние, чувство беспокойства или озобоченности . Поэтому в обучении иностранному языку очень важно определить ту «золотую середину» эмоционального состояния субъекта учебной деятельности, когдо эмоции будут способствовать учебному процеосу и процессу усвоения материала.

Осознании эмоции позволяет установить ту или иную степень контроля над эмоциональным процессом. Саморефлексия, осознание человеком своего эмоционального состояния трансформирует и само переживание, и саму эмоцию.

В содержание эмоций входят три компонента: субъектное переживание (качественная сторона эмоции), объективное изменение вегатативных показателей (импрессивная сторона эмоции) и моторные реакции(экспрессивнаясторона эмоции). Одной из задач нашего исследования является изучение особенностей проявления качественной стороны эмоции в процессе усвоения иностранного языка в зависимости от условий обучения.

Эмоциональные состояния представляют собой единства эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы предствляют собой единство интеллектуального и эмоционального. Вопрос о том, лежит ли эмоция в основе когнитивного процесса или наоборот когнитивный процесс пораждает эмоцию, представляется неконструктивным. Справедливыми представляются оба подхода . Связь между эмоциями когнитивными процессами может быть рассмотрена как динамическая и рецмпрорая. Как эмоция можнт активировать когнитивный процесс и влиять на его протекание, так и наоборот.

В процессе усвоения языка формируется «чувство языка», отражающее отношение к усваиваемому языку и уровень усвоения языка. «Чувство языка» преставляет собой сочетание рационального и иррационального, объяснимого и необъяснимого (Ф.Ф. Леонтьев).

Особенности обучения иностранному языку в условиях современного вузовского образавания

В качестве ведущей стратегии современного высшего образования выдвигается цель формирования личности, способной к саморазвитию и жизнетворчеству. Такая ориентация вузовского образавания связана с развитием всех сфер личности студента как субъекта учебно-познавательной деятельности. Для реализации личностно –ориентированного обучения в высшей школе необходимо комплексное рассмотрение целостной личности студента с его физическими, эмоциональными, социальными, эстетическими, творческими и духовнчми качествами.

И.А. Зимняя рассматривает студенчество как «особую социальную категорию, спецмфическую общность людей, организационно объедененных инстутом высшего образования», которая отличается от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и дастаточно горманичным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [57]. Данный возраст открывает новые когнитивные и социальные горизонты и отличается активной мслительной работой (анализ своих собственных мыслей, мыслей других людей, а также повышенный интерес к самому процессу их протекация).

Одной из принципиальных особенностей развиваемого в отечественной психологии подхода к пониманию сущности личности и движущих сил ее развития, является то, что личность рассматривается спосредственной и неразрывной связи с деятельностью [1, 6, 11, 18, 22, 26, 29, 56-59, 70, 72, 74, 75, 114 и др.].

Овладение языками является важнейшим фактором, влияющим на многие аспекты формирования личности . В работах известных зарубежных психологов, таких как Ж. Лакан, З. Фрей, Э.Эринсон [49] и др., процесс формирования личности описывается как процесс овладения собой с помощью языка. В отечественной психологии эта проблема получила развитие в основном как проблема социальной природы чеовека, социальной сущности личности и как проблема субъекта –творца собственной жизни (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и дрю).

Будучи одним из главных средств человеческого общения и обмена информацией язык влияет на восприятие, явяяющееся фундаментальном познания. Некоторые ученые утверждают, что язык, используемый человеком для описания мира, влияет на то, как этот мир воспринимается (Э. Спир, В. Уорф, Г. Хойджер).

Считая существенный роль языка для выражения чувств, эмоций, для воздействия на личность и формирования ее, выделяют следующие его основные функции: коммуникативную- функцию общения, когнитивную- познавательную, эмоционалбную-функцию воздействия, директивную-функцию формированию личности. Три функции языка (общения, познания и воздействия), называемые базовыми , взаимодействуют в разных актах речи, текстах, проявляясь в них в разной степени.

Овладение иностранным языком приводит к изменении характера познавательной деятельности студента, языковое развитие которого оказывает модифицирующее воздействие на его когнитивное развитие ,на формирование языкого сосзнания . Это объясняется тем, что становление языкового сознания опирается на общую базу первичного опыта человека.

Так, исследования психологов и лингвистов [15, 36, 106, 110, 145], направленные на изучение индивидуальных психологических осоенностей обучаемых и определение их роли в успешности овладения иностранным языком у студентов развиваются общая социальная и коммуникативная активность, аналичность мышления, вербальность зрительная и слуховая память, «сознательная саморегуляция».

Таким образом, иностранный язык как учебная дисциплина обладает высоким гуманистическим потенциалам развивая высшие психические функции, эмоцианально-чувствительный логический способы познания.

В прцессе изучения иностранного языка личностные качества студентов оказываются включенными в структуру деятельности. Действенно-практическая сфера связана с демонстрацией реальных возможностей и достижений всех участников образавательного процесса. Эти возможности и достижения является результатом приобтения значимых элементов иноязычного лингвистического опыта. Морально-нравственная сфера реализуется посредством субъективного восприятия и экстраполирования содержания принципов, устоев, традиций и норм социальной жизни академических сообществах. Межличностно-социальная сфера обхватывает обмен учебной и профессиональной информацией, интерактивное взоимодействие преподавателей и обучающихся, направленно на достижение максимального уровня обученности и развитие личности студента. Когнитивно-познавательная сфера личности представлемая обычно в единстве познавательных процессов, явлений и операций, непосредственно связано с образованием как процессом передачи и усвоении учебной информации, направленным на достижение максимального уровне обученности и развития языковых умений.

Активное практическое владение иностранным языком дает выпусникам возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность продолжить обучение или осуществлять профессиональную деятельность. При изучении иностранного языка учащиеося овладевают новыми средствами ощения для непосредтвенного доступа к ценностям мировой культуры, в особенности к културным ценностям страны изучаемого языка: ее истории, географии, науке, литературе, искусству [95]. Курс иностранного языка способствуют овладению культурой мышления, дает знания о его основных законах, помогает организовать свой труд на научной основе, обучает рефлексии на основе анализа и оценки собственного уровня владения иностранным языком. Получаемые прцессе изучения иностранного языка страноведческие знания, знания о приобретаемой профессии в публикациях на иностранном языке расширает общий кругозор, позволяет студенту лучше оценить существенность социальную значимость своей будущей профессии. Владение иностранным языком вырабатывает методическую и психологическую готовность к изменению вида и характера своец профессиональной деятельности, таким образом, позволяет повысить общую компотентность будущего специалиста.

Механизмом воздействия на развитие личности является влияние на личностную сферу студентов через содержание учебной деятельности, представляющей для них личностную значимость [48]. Таким образом, ядро овладения иностранным языком – личностная значимость освоения иноязычного лингвистического опыта, вокруг которого строится структура внешних и внутренних мотивов изучения иностранного языка. При этом в качествевнешней среды функционирования иноязычного лингвистического опыта выступает комплекс условий сопровождения образательного процесса.

В современной концепции обучения иностранному языку ключевой категорией является языковая личность. Исходя из направленности на развитие языковой личности, цели обучения формулируются с позиции пользователя языком как субъекта межкультурной коммуникации и степени его свободы, независимости и продуктивности в использовании изучаемого языка в различных сферах социально-культурной деятельности. Важное качества языковой личности – ее способность и готовность к самостоятельному (автономному) и осаознанному изучению иностранного языка и освоению иноязычной культуры [96].

Таким образом, в области языкового образавания ключевым аспектом является учебная деятельность, которая по утверждению Н.Ф. Коряковцевой:

-направлена на создание личностного образавательного продукта в области иностранного языка, что определяет ее содержание;

-носит креативный характер, что обеспечивает развитие личностных качевств учащегося как языковой личности, его саморелизацию и саморазвитие [Цит. по: 37].

Одним из ключевых положении современной теории обучения иностранным языкам является положение о том, что в ходе обучения иностранному языку учащийся образует свою собственную,самостоятельную языковую систему, имеющую основные черты родного языка и изучаемого иностранного языка – смешанный («межъязыковой») код, динамично развивающийся на основе общего языкого и речевого опыта обучаемого и в ходе овладения им различными техниками стратегиями общения. Обучаемый, опираясь на свой речевой опыт в родном языке, последовательно, шаг за шагом продвигается к тому, чтобы овладеть системой иностранного языка [52].

Поскольку на современном этапе значимость прагматического аспекта в обучении иностранному языку возрастает, исследователи отмечают важность изучения потребностей обучаемых во владении тем или иным языком, с одной стороны, а с другой – необходимость находить реальный выход в реальную