Как помочь ребенку?

Возможность наблюдать за ребенком на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практической и игровой деятельности ребенка может быть реализовано теми людьми, которые постоянно взаимодействуют с ним: родителями ребенка, воспитателями детского сада, гувернерами и др.

Естественно, что коррекционное воздействие должно отличаться от тех приемов и методов, которые обычно используются мамами для стимуляции речевого общения, и носить специфический характер. Успешность коррекции в большей степени зависит от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей. Именно родители и воспитателя детских яслей и садов осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятий. Еще более возрастает роль родителей и воспитателей в тех случаях, когда отсутствует логопедическая помощь.

Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом или внимательно перечитайте книгу. Каждый из этапов работы отмечен значком «стрелочка направо». Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом этапе. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяется индивидуально в соответствии с возможностями детей.

Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:

- развитие мотивационной основы речевой деятельности;

- формирование имитационных способностей.

Словарь для справок:

Мотивация – побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.

Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.

В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям.

Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее:

Стрелочка вправо.

Расположитесь с ребенком где – нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка.

Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би - би» или «Ту – ту».

Попытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?». И сами отвечайте на этот вопрос: «Би - би». – с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би – би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменить, например: «Как гудит эта машина?», «А если поедет синяя машина, как она гудит?» и прочее.

Если у вас дочка, то надо выбрать игру, которая ей нравится, то, чем она может заниматься достаточно долгое время. Иногда детям нравится наблюдать, как падают кубики. В таком случае мы советуем заняться совместным собирание пирамидки или другого сооружения с регулярным его разрушением, сопровождая последнее действие проговариванием слова: «бах».

Можно переходить к реализации следующей задачи – формированию навыка эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «Скажи», «Повтори»!

Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи – имитации речи взрослого ребенком.

«Стрелочка направо»

Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5 – 10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1 – 2 группы), того, что ребенок любит больше всего, для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа: мышь – пи – пи, кошка – мяу или киса и др.

Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.

Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог – образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко, то есть утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.

Взрослый. Что мы достали? – Шубу

Что это такое? – Шуба.

Что сейчас мы надели? – Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? – Шапку.

Что это такое? – Шапка.

Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

«Стрелочка направо»

Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог – после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:

Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес?...

Правильно, тарелку. Это тарелка… .

Что это? …

Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на заучивании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:

Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка.

Еще раз: та-рел-ка.

Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!.

Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.

Взрослый. Еще раз вместе: та-рел-ка. Хорошо.

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие – ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.

Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка следующим образом: «Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься - говорить слова. Скажи «тарелка».

Дальше можно отдыхать и наблюдать, как речь ребенка формируется без вашего участия.

Если же вы хотите добиться результата, четко следуйте нашим рекомендациям.

Не бойтесь перехвалить ребенка.

Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.

Наверное, это вы делаете что-то неправильно.

Перечитайте книгу или посоветуйтесь со специалистом.

«Стрелочка направо»

Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день. В некоторых случаях может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой» или «ненормальный». Просто он такой. А может, это вы делаете что-то неправильно?) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.

Взрослый. Вот вилка. Это вилка … (Пауза.)

Ребенок. Ика.

Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.

На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

«Стрелочка направо»

Требования ужесточаются постепенно, незаметно для воспитанника. Одновременно ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывание, еды). Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала – хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастку: мы – клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок - поцокали язычком, поиграли в слона – вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра – показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

«Стрелочка направо»

Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично.

Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.