XREFF.RU


Новые технологии, ориентированные на развитие личности, а не на усвоение ЗУН, получили название продуктивных



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

Рабочая тетрадь

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» И
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Студента__________________________________________________

группы____________________________________________________

Сдается преподавателю перед зачетом или экзаменом

как показатель самостоятельной работы студента

Таганрог, 2015

Введение

Овладение педагогическими технологиями необходимо каждому педагогу, потому что педагогическая технология есть в определенной степени проекция теории и методики на практику.

Целью данных методических материалов является оптимизация самостоятельного учебного труда студентов при подготовке к семинарским занятиям.

Занятие 1

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ХАРАКТЕРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Вопросы, изучаемые на семинаре

1. Понятие педагогической технологии.

2. История возникновения и развития педагогических технологий.

3. Классификация и виды педагогических технологий.

4. Соотношение методики и педагогических технологий. Педагогические

технологии и педагогическое мастерство.

5. Сущность педагогической задачи. Виды педагогических задач: страте-

гические, тактические, оперативные.

6. Проектирование и решение педагогических задач.

Ключевые понятия: педагогическая технология; педагогическая задача;

стратегическая, тактическая и оперативная педагогические задачи.

Теоретическая справка

Существует несколько определений понятия «педагогическая технология». Вот некоторые из них.

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным. Это означает, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и правил, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения (Г. К. Селевко).

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Иначе говоря, в педагогических технологиях элемент субъективности доведен до минимума, хотя надо помнить, что в педагогической деятельности исключить полностью действие субъективного личностного фактора невозможно.

Технология не отменяет ни методику, ни педагогическую теорию. Педагогическая теория анализирует такие вопросы, как выработка цели воспитания, отбор содержания образования, определения сущности законов и закономерностей, принципов, форм и движущих сил учебно-воспитательного процесса. Методика, детализирует общие вопросы с учетом специфики конкретного предмета. Технология же разрабатывает определенные принципы и правила реализации конкретных задач, конструирует учебный процесс и строго задает определенную последовательность процедур, шагов, направленных на достижение гарантированного результата.

Понятие «методика» и понятие «технология» отличаются. В отличие от методики, педагогическая технология жѐстко задает способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий (хотя технологию полностью нельзя сводить к алгоритмизации). Одна из качественных характеристик и особенность технологии – это еѐ воспроизводимость. Условно говоря, методика даѐт ответ на вопрос «Что и как можно сделать для достижения тех или иных педагогических целей?», а технология – на вопрос «Что и как необходимо сделать, чтобы добиться конкретных результатов обучения и воспитания?».

Педагогические задачи, пути и результаты их решения являются основой педагогических технологий.

Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента:

1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи);

2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, когда задача будет решена).

Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое.

Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Педагогическую задачу можно представить также в следующем виде:
осмысленная педагогическая ситуация + привнесенная в неѐ цель + необходимость познания и преобразования действительности. Иначе говоря, педагогическая ситуация при постановке педагогической задачи осмысливается исходя из конкретной цели воспитания, обучения; задача ставится таким образом, чтобы еѐ решение изменило педагогическую действительность в направлении этой цели. Педагогическая задача возникает тогда, когда возможно не одно ее решение, а требуется нахождение предпочтительного способа решения желаемого результата.

Специфика педагогических задач состоит в следующем:

1) педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);

2) решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога;

3) учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником;

4) при анализе педагогической задачи нельзя полностью абстрагироваться от характеристики объектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником.

В. П. Беспалько определил задачу как конкретизацию цели в определѐнных условиях и реализацию еѐ с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, педагогическую задачу можно представить схемой «ЦЕЛЬ → УСЛОВИЕ → ДЕЙСТВИЕ», например: развитие познавательных интересов (цель) во внеучебное время (условие) в процессе проведения коллективных дел (действие);

Компоненты цели, условия и действия в педагогической задаче должны присутствовать и осознаваться педагогом, даже если они не все представлены в формулировке задачи.

По временнóму признаку принято различать три большие группы педагогических задач: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи – главные, самые крупные. Их решение рассчитано на длительный период времени и должно произвести значительные изменения в личности учащихся. Однако стратегические задачи являются слишком общими для того, чтобы можно было приняться за их решение, не представив их более конкретно.

Для конкретизации стратегических задач служат тактические задачи.

Задачи, которые решаются на глазах детей и при участии детей, называются оперативными.

Главной особенностью оперативных задач является невозможность полностью предусмотреть их все заранее и подготовиться к их решению.

Успех в педагогической деятельности зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. А это возможно только в том случае, если учитель отдает себе отчет в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой. Вот почему предмет преподавания для педагога никогда не должен выступать для педагога самоцелью.

Этапы решения педагогических задач:

- постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

- конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

- процесс решения педагогической задачи;

- анализ результатов решения педагогической задачи.

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и воспитанников.

Самостоятельная работа 1

1. Покажите соотношение между педагогической теорией, методикой и технологией, нарисовав схему их взаимосвязи.

2. Какие из перечисленных признаков не относятся к педагогической технологии? (Обведите в кружок буквы, соответствующие правильным ответам.)

А. Диагностическое целеобразование.

Б. Вариативность результата.

В. Индивидуальность, неповторимость педагогических действий.

Г. Алгоритмируемость педагогического процесса.

Д. Проектируемость, управляемость.

3. Какие из перечисленных утверждений относятся к педагогическим задачам?

А. Педагогическую задачу решают, как минимум, два субъекта (педагог и воспитанник).

Б. Педагогическая задача – это любая познавательная или практическая задача, решаемая ребѐнком в учебном процессе.

В. Педагогическая задача – это любая задача, решаемая педагогом.

Г. Успешность решения учителем педагогической задачи определяется по результатам, достигнутым учеником.

6. Даны шесть взаимосвязанных задач, разделѐнных на два списка. Выполните задания, помещѐнные после этих списков.

Список задач 1

А. Обеспечить такую организацию учебной и внеучебной работы, которая бы сводила к минимуму возможность нарушения дисциплины.

Б. Воспитать у школьников сознательную дисциплину.

В. Формировать в классе общественное мнение, осуждающее недисциплинированность.

Список задач 2

Г. Приучить школьников к добросовестному выполнению учебных заданий и общественных поручений.

Д. Организовать в классе ежедневную взаимопроверку домашних заданий до уроков.

Е. Фиксировать факты выполнения домашних заданий в наглядной, ясной и необидной для детей форме.

Задания:

1) Выделите в каждом списке задачу, из которой бы вытекали две других

(обведите в кружок соответствующую букву).

2) Какая задача из списка 2 может одновременно быть включена и в список 1? (Напишите букву, соответствующую этой задаче.) __________________________________________

3) Проставляя соответствующие буквы, отнесите задачи из обоих списков к одной из групп:

- стратегические задачи _______________________________________________________ ;

- тактические задачи ________________________ __________________________________;

- оперативные задачи _________________________________________________________ .

Занятие 2

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Вопросы, изучаемые на семинаре

1. Понятие о технологии обучения. Репродуктивные и продуктивные

технологии.

2. Рефлексивное управление учением.

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология проектного обучения.

5. Технология модульного обучения.

6. Технология адаптивного обучения.

7. Технология дидактической игры.

Ключевые понятия: технология обучения; репродуктивные и продуктивные технологии, рефлексивное управление учением.

Теоретическая справка

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Рассмотрим более подробно технологии обучения. Технология обучения, как и любая педагогическая технология, может быть представлена на трѐх уровнях: научном, процессуально-описательном и процессуально-действенном. На научном уровне технология обучения – это направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками (П. И. Пидкасистый). На процессуально-описательном и процессуально-действенном уровнях технология обучения – это система, выстроенная вокруг диагностично поставленных целей и цепочки запрограммированных педагогических действий для достижения прогнозируемого результата.

В основе технологии обучения лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Традиционные, «нетехнологические» методики обучения имеют недостатком значительную «размытость», нечеткую целевую направленность и мало управляемые процедуры учения, субъективную и эпизодическую проверку усвоенного.

Специфические черты технологии обучения:

- диагностично поставленные цели;

- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижений учебных целей;

- постоянная обратная связь;

- воспроизводимость всего обучающего цикла.

Сама идея технологизации обучения появилась достаточно давно. Так, классно-урочная система было разработана Я. А. Коменским, чтобы «учить всех всему», т. е. как попытка путѐм упорядочивания определѐнных процедур добиваться гарантированного результата обучения. Технологии, в основе которых лежит классическая классно-урочная система обучения, сегодня принято называть традиционными.

Главными признаками традиционных технологий являются:

- ориентация на воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков (ЗУН) в рамках государственных образовательных программ;

- построение передачи учащимся ЗУН по схеме: информирование → закрепление → контроль;

- преобладающий метод усвоения ЗУН учащимися – репродуктивный (по схеме: воспринял → запомнил → воспроизвѐл).

Поскольку традиционные технологии ориентированы на преимущественно на воспроизведение, они иначе называются репродуктивными. Репродуктивные технологии хорошо выполняют функцию передачи новому поколению опыта человечества, однако недостаточно формируют опыт самостоятельной творческой деятельности по созданию нового опыта, решения нестандартных задач, действий в незнакомой ситуации.

Во времена, когда знания считались наивысшей ценностью, репродуктивные технологии вполне отвечали требованиям общества. Однако когда в ХХ веке в мировом образовательном пространстве чѐтко сформировалась идея воспитания свободной, саморазвивающейся личности, обнаружилось, что репродуктивные технологии не справляются с этой задачей.

Новые технологии, ориентированные на развитие личности, а не на усвоение ЗУН, получили название продуктивных.

Необходимым условием осуществления продуктивного обучения Т. И. Шамова, П. И. Третьяков и др. считают рефлексивное управление учением. Рефлексия рассматривается ими как внутренний (психологический) механизм самоуправления деятельностью: «Средствами рефлексии являются самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самокоррекция, самоотчѐт, планирование перспектив и их оценка, идентификация себя с другими как средство познания и самопознания, а также организация переживания и сопереживания, стимулирование деятельности, задавание вопросов (в том числе самому себе) и ответы на них».

Таким образом, рефлексивное управление учением – это особый вид взаимодействия учителя (управляющего субъекта) и ученика (управляемого субъекта), в результате которого у ученика развиваются способности к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью.

Самостоятельная работа 2

1. Выберите признаки традиционных технологий обучения (обведите в

кружок соответствующие буквы).

А. Ориентация на индивидуальное развитие учащихся.

Б. Использование нестандартных форм обучения.

В. Преобладающий метод обучения – исследовательский.

Г. Ориентация на воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков.

Д. Преобладающий метод усвоения учебного материала – репродуктивный.

2. Соотнесите технологии обучения с их характерными признаками.

А. Структуризация содержания обучения по отдельным функциональным узлам, каждый из которых содержит цель, входной контроль, проектируемый результат обучения, содержание учебного материала, формы и методы обучения, процедуры оценивания.

Б. Деятельность учащихся определяется взятыми ими на себя ролями, правилами, сюжетом. Объекты деятельности имитируют реальные объекты, явления, процессы.

В. Создание для учащихся ситуаций затруднений и побуждение их искать новые способы действий или объяснения сложившейся ситуации.

1. Проблемное обучение.

2. Модульное обучение.

3. Дидактическая игра.

3. Заполните таблицу. Воспользуйтесь учебным пособием: А.В.Виневская. Педагогические технологии. Ростов-на-Дону, 2014.


Взаимодействие учителя и учащихся при проектном обучении

4. Заполните таблицу. Воспользуйтесь учебным пособием: Виневская А.В. Педагогические технологии. – Ростов-на-Дону, 2014.

  • Карта сайта