Правовое регулирование исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью относится к числу традиционных видов наказания. Данная уголовно-правовая мера заимствована уголовным законодательством из обычных отношений, согласно которым лицо, преступившее обычаи общины, изгонялось из нее.

В разные годы в нашей стране существовала развитая система наказаний, связанных с запретами, означающими не только ограничение имеющихся прав, но и непредставление определенных прав в будущем (поражение чести, поражение в правах, поражение отдельных прав, лишение прав, лишение всех прав и состояний, гражданская смерть и т.п.) . При этом поражение прав рассматривалось и как предупредительная мера

Международное сообщество также уделяет большое внимание наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, о чем свидетельствуют и Токийские правила, которые рекомендуют органам, выносящим приговоры, предусматривать, в частности, в качестве санкции поражение в гражданских правах

Рассматриваемое наказание может быть применено, например, к должностному лицу, злоупотребившему своим служебным положением; водителю автомобиля, нарушившему правила безопасности движения.

Данный вид наказания может быть как основным, так и дополнительным наказанием, назначаемым в соответствии со ст. 47 УК РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью и устанавливается на срок от 1 года до 5 лет как основное наказание и на срок от 6 месяцев до 3 лет - как дополнительное

Как дополнительный вид наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Суть наказания состоит в том, что в адрес осужденного выносится категоричный запрет на возможность занимать определенные должности в государственных органах или органах местного самоуправления либо заниматься определенного рода деятельностью. Данный запрет оформляется судом в форме обвинительного приговора.

При осуждении виновного суд указывает, какие именно должности он не может занимать. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности применимо лишь тогда, когда осужденный или занимал эту должность, или имеет право занимать ее в будущем. При этом неважно, занимал он эту должность до осуждения постоянно или временно, по специальному распоряжению соответствующего должностного лица.

В обвинительном приговоре суда указывается род или вид профессиональной, хозяйственной или социальной деятельности, заниматься которой осужденному запрещено.

Законодатель при формулировании данного вида наказания использует термин "определенные". Под определенными должностями следует понимать те должности, которые обозначены в соответствующих нормативных актах, либо обладают соответствующими идентификационными характеристиками, позволяющими установить сущность судебного запрета.

Государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

1) Российской Федерации;

2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3) субъектов РФ;

4) органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

5) лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы.

Должности государственной службы, как отмечается в ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы РФ", учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности суд должен исходить из того, что он может назначить такое наказание только подсудимому, который занимает или в момент совершения преступления занимал какую-либо из должностей государственной службы, которые в свою очередь делятся на:

1) должности федеральной государственной гражданской службы;

2) должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

3) воинские должности;

4) должности правоохранительной службы.

Помимо возможности лишения права занимать должности государственной службы, ч. 1 ст. 47 УК РФ предусматривает назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органах местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" под должностным лицом местного самоуправления понимается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органах местного самоуправления суду необходимо предварительно установить, во-первых, занимал ли подсудимый какую-либо должность в том или ином органе местного самоуправления, во-вторых, совершено ли им такое преступление, что исключена возможность сохранения за ним права занимать определенную должность в органах местного самоуправления.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности не может быть назначено в отношении лиц, которые занимают должности в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными или муниципальными, общественных объединениях и иных организациях, деятельность которых находится за пределами государственной службы Российской Федерации и субъектов РФ.

Частью 1 ст. 47 УК РФ предусмотрено и наказание в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Под профессиональной деятельностью того или иного лица понимается трудовая деятельность в соответствии с полученным лицом профессиональным образованием. То есть это такой вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка, либо эта деятельность включает в себя виды работ, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия либо принимать решения, характер которых устанавливается нормативными правовыми актами. К профессиональной относятся педагогическая, врачебная деятельность, управление железнодорожным, водным и воздушным транспортом по договору найма и т.д.

В ч. 1 ст. 47 УК РФ устанавливаются возможности запрета заниматься и иной деятельностью. Закон не раскрывает понятие "иная деятельность", что позволяет рассматривать ее в широком смысле как любую постоянную или периодическую деятельность лица, которая может быть даже побочным занятием (например, в сфере досуга). Под иной деятельностью надо понимать деятельность, которая требует специальной подготовки, навыков, знаний в конкретной сфере и при этом является нормативно урегулированной. К такому виду деятельности можно отнести, например, управление личным транспортом, охоту, рыболовство, частную охранную деятельность и т.п.

В соответствии с требованиями ст. 33 УИК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное как в качестве основного, так и в качестве дополнительного видов наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

В том случае, если это наказание назначено в качестве дополнительного к таким, как арест, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, то его исполнение возлагается на учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний.

Так как наказания в виде обязательных работ и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией, и она же осуществляет контроль за осужденными условно, направления ей копии приговора об осуждении к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не требуется.

По вступлении в законную силу приговора суда об осуждении к данному виду наказания в качестве основного или в качестве дополнительного к штрафу или при условном осуждении суд направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении приговора и две его копии. Вторая копия направляется инспекцией администрации организации по месту работы осужденного. Если осужденный не работает, вторая копия приговора направляется по месту работы осужденного в случае его трудоустройства.

Уголовно-исполнительные инспекции в процессе исполнения наказания:

1) ведут учет осужденных. Получив копию приговора, уголовно-исполнительная инспекция заводит на лицо контрольное дело и берет осужденного на учет, о чем уведомляется суд, постановивший приговор;

2) контролируют соблюдение осужденными запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной приговором суда. Инспектор информирует администрацию организации, где работает осужденный, о том, какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью он не имеет права заниматься, о возможности работы осужденного в данной организации на должностях, не связанных с нарушением запрета, установленного приговором. Не реже одного раза в 6 месяцев инспектор контролирует соблюдение осужденным ограничений, вытекающих из приговора. Если будет обнаружено, что осужденный нарушает запрет, инспектор предлагает администрации организации, где работает осужденный, перевести его на другую должность, занятие которой не запрещено. Если вакантной должности нет или если осужденный не выражает на это согласия - уволить его. Если осужденный лишен права заниматься деятельностью, которая предоставляется специальным государственным органом (например, ГИБДД) или иной уполномоченной организацией (например, обществом охотников), инспектор информирует их о вынесенном приговоре для аннулирования разрешения на занятие соответствующей деятельностью осужденного и направляет туда копию приговора суда;

4) организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное так же к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых им запрещено. За 20 дней до окончания срока, а в случае условно-досрочного освобождения осужденного или замены наказания более мягким - в день освобождения, исправительное учреждение направляет в инспекцию по избранному им месту жительства копию приговора суда или выписку из приговора суда, а также справку на осужденного с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных и других близких связей. Это создает реальную возможность приведения в исполнение приговора в части, касающейся дополнительного наказания после отбытия основного, по новому месту жительства или службы осужденного.

В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных приговор суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.

Наличие у лица статуса военнослужащего не препятствует вынесению в отношении его приговора к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и продолжению службы в Вооруженных Силах РФ. В данном случае контроль за соблюдением осужденным военнослужащим требований приговора будет обязано осуществлять командование воинской части по месту прохождения службы. Поэтому военным судом, вынесшим приговор, командованию воинской части по месту военной службы должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания в условиях службы.

Согласно требованиям ст. 34 УИК РФ требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный.

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности. В приговоре должен быть конкретизирован срок устанавливаемого судом запрета.

Предписания приговора о лишении осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью носят обязательный характер для администрации по месту работы или службы осужденного. При этом не имеет значения, является эта организация его основным местом работы или осужденный работает в ней по совместительству, как не имеет значения и организационно-правовая форма последней.

Обязанности администрации организации, в которой работает осужденный, закреплены в ст. 34 УИК РФ. В соответствии с указанной правовой нормой администрация, в которой работает осужденный, обязана:

1) не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью;

2) направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора. Если в момент поступления приговора в организацию должность осужденного подпадает под запрет, указанный в приговоре, администрация не позднее 3 дней с момента получения копии приговора и извещения прекращает трудовой договор. При этом в приказе и в трудовой книжке делается соответствующая запись.

При увольнении выходное пособие не выплачивается и согласия профсоюзного комитета не требуется. Если в организации можно перевести осужденного на должность, пребывание на которой не противоречит приговору, администрация вправе с согласия осужденного осуществить такой перевод, не увольняя его. В трудовой книжке делается запись о переводе на другую работу.

Если занимаемая должность не подпадает под установленный запрет, осужденный не может быть с нее уволен. Вместе с тем не исключается возможность увольнения его по инициативе администрации в связи с совершением преступления, если тому имеется законное основание (например, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) и т.д.;

3) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания. Администрация организации обязана сообщить уголовно-исполнительной инспекции о выполнении предписаний приговора. Если осужденный остается на работе, необходимо сообщить, какую должность он занимает. Впоследствии администрация должна по требованию инспекции сообщать о занимаемой осужденным должности, а также - в трехдневный срок - о его перемещениях по работе и при необходимости представлять надлежащие документы. Осужденный может переводиться и на более высокие должности;

4) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;

5) в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься. Администрация после внесения записи сообщает об увольнении в уголовно-исполнительную инспекцию.

Осужденный может быть лишен права на занятие определенной деятельностью, которая не связана с работой по найму, а относится к сфере досуга (например, права на управление транспортным средством, когда водитель не имеет права работы по найму). Так как в данном случае право, которого лишен осужденный, не может быть использовано в сфере трудовой деятельности, соответствующая запись в трудовой книжке не делается.

Запись в трудовой книжке имеет юридическую силу в течение срока отбывания наказания. Осужденный может просить об аннулировании такой записи после отбытия наказания или в случае досрочного освобождения (условно-досрочного, если наказание было дополнительным; в порядке амнистии).

В соответствии с требованиями ст. 35 УИК РФ требования приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Занятие некоторыми видами деятельности находится под контролем специально уполномоченных государственных органов. К ним, в частности, относятся органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и другие. За некоторыми видами деятельности контроль осуществляется общественными объединениями, например обществом охотников, выдающим охотничьи билеты и лицензии на отстрел птицы или зверя. Указанные органы не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Например, в случае наличия в приговоре указания о лишении осужденного права управления транспортным средством соответствующие органы (ГИБДД) обязаны в течение трех дней после получения копии приговора суда изъять удостоверение на право управления транспортным средством, аннулировав разрешение на занятие данным видом деятельности, после чего направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Сотрудники ГИБДД и службы борьбы с экономическими преступлениями, выявившие факты неисполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью осужденным или должностным лицом, незамедлительно информируют об этом инспекцию, осуществляющую контроль за исполнением приговора.

Срок лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, назначенного как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

Если условное осуждение отменяется в связи с совершением нового преступления или отменой по другим законным основаниям, то дополнительное наказание считается отбытым, если к моменту отмены условного осуждения истек срок этого наказания. Если новое преступление совершено лицом, которое было условно-досрочно освобождено от основного наказания, но отбыло дополнительное, его срок продолжает течь, кроме тех случаев, когда лицо осуждено за новое преступление к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы. Течение срока отбывания наказания прерывается на время отбывания этого нового наказания. При назначении наказания по совокупности приговоров в порядке ст. 70 УК РФ суд должен зачесть время отбывания дополнительного наказания. Условное назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не предусмотрено.

В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной деятельностью.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

В соответствии с требованиями ст. 37 УИК РФ осужденные к данному виду наказания обязаны:

1) исполнять требования приговора;

2) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием наказания;

3) сообщать о месте работы, его изменении или об увольнении, а также об изменении места жительства.

Представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Неисполнение предписаний, содержащихся в решении суда, может выражаться в следующих формах:

1) оставление осужденного на должности, занимать которую ему запрещено;

2) формального перевода осужденного на другую работу с исполнением обязанностей по должности, которую ему занимать запрещено;

3) прием на работу на запрещенную по приговору суда должность;

4) отказ от выполнения требования приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности.

В случае если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций не исполняют вступившие в законную силу приговор (решение) суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, инспекция направляет в их адрес представление с предложением в трехдневный срок принять меры к осужденному в целях прекращения им занятия запрещенной ему деятельностью.

Если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций после получения представления инспекции не исполняют приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, при формальном переводе на другую должность с фактическим выполнением обязанностей по прежней должности), инспекция направляет соответствующие материалы в прокуратуру для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности в соответствии с требованиями ст. 315 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность лиц, виновных в неисполнении приговора суда. По данной статье несут ответственность представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, а также служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению.

Злостным неисполнением считается неотстранение осужденного от должности, которую он не имел права занимать, после предупреждения сотрудника уголовно-исполнительной инспекцией.

Лишение званий, чинов и наград является традиционным наказанием во многих странах, в том числе и в России. В дореволюционной России оно сопровождалось "лишением особенных прав", лишением чинов, орденов, дворянского звания.