XREFF.RU


Показатели уровня биологического развития школьников


Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Биологический уровень Морфофункциональное состояние Рост Масса тела, окружность груди Функциональные показатели
Соответствует возрасту Гармоничное любой: средний, выше среднего, ниже среднего М±1 бR и более за счёт развития мускулатуры М + б и выше
Опережает возраст Дисгармоничное От М–1,1 бR до М–2 бR; от М+1,1 бR до М+2 бR за счёт повышенного жироотложения От М – 1,1 б до М – 2 б
Отстаёт от возраста Резко дисгармоничное От М–2,1 бR и ниже; от М+2,1 бR и выше за счёт избыточного жироотложения От М – 2,1 б и ниже
Общая задержка физического развития Рост низкий М-2,1 б При любых Мт, объёмах груди

Приложение 5

Показатели уровня биологического развития школьников

Возраст, лет Длина тела см (М ± σ) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов Степень развития вторичных половых признаков
Мальчики
М7 ± σ 4 - 6 7 ± 3
М8 ± σ 4 - 6 12 ± 2
М9 ± σ 4 - 6 14 ± 2
М10 ± σ 4 - 6 18 ± 3
М11 ± σ 4 - 6 20 ± 4 Ах0Р0
М12 ± σ 4 - 6 24 ± 3 Ах0Р0F0V1
М13 ± σ 7 - 10 27 ± 1 Ax0P2V2L0
М14 ± σ 7 - 10 Ax2P2V1,2F0,1L0,1
М15 ± σ 4 – 7 Ax2P3V2F1L1,2
М16 ± σ 3 – 4 Ax3P3V2F1L2
- 1 - 2 Ax3P4V2F2L2,3
Девочки
М7 ± σ 4 - 5 9 ± 3
М8 ± σ 4 - 5 12 ± 3
М9 ± σ 4 - 5 15 ± 3
М10 ± σ 4 - 5 19 ± 3 Ax0P0Ma0Mе0
М11 ± σ 6 - 8 21 ± 3 Ax0,1P0,1MaMе0
М12 ± σ 6 - 8 25 ± 3 Ax1,2P1,2Ma2Mе0,1
М13 ± σ 4 - 8 Ax2,3P2,3Ma2,3Mе1,2
М14 ± σ 2 – 4 Ax2,3P0Ma3Mе2,3
М15 ± σ 1 – 2 Ax3P3Ma3Mе3
- 1 – 2 Ax1P4Ma3,4Mе3
- 0 - 1 Ax3P3Ma4Mе3

Приложение 6

ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 5 группам развития, три которых – варианты нормального развития, а четвёртая - развитие, пограничное с нормой.

I ГРУППА – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

II ГРУППА – дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок (до 1 года – на 1 месяц; до 2 лет – на 3 месяца; до 3 лет – на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;

III ГРУППА – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часть – на 2 эпикризных срока);

IV ГРУППА – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;

V ГРУППА – дети с задержкой в развитии на 4 – 5 эпикризных срока.

СТЕПЕНИ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I СТЕПЕНЬ - по 1-2 показателям;

II СТЕПЕНЬ - по 3 - 4 показателям;

III СТЕПЕНЬ – по 5 - 7 показателям.

СХЕМА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:

- уровень его по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;

- соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребёнка данному возрасту с учётом групп развития и степенней задержки;

- оценка динамики развития ребёнка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

Приложение 7

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

Для определения резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Резистентность считается:

1) высокой - при кратности острых заболеваний 0 - 3 раза в год;

2) сниженной - при кратности острых заболеваний 4 - 7 раз в год;

3) резко сниженной - при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год;

Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

· 1 год жизни - 4 острых заболевания в год и более;

· 2 - 3 года жизни - 6 острых заболеваний в год и более;

· 4 года жизни - 5 – 6 острых заболеваний в год и более;

· 5 - 6 лет - 5 острых заболеваний в год и более;

· старше 6 лет - 3 острых заболеваний в год и более.

Приложение 8

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа II группа III группа IV группа V группа
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие). Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие). Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту) Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий выше нормы, часть - ниже на 1 эпикризный срок. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть - ниже на 2 эпикризных срока. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока

Дети I группы - обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.

Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.I

Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).

Приложение 9

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

I ГРУППА - здоровые дети

II ГРУППА - здоровые, но с наличием риска возникновения патологии

III, IV, V ГРУППЫ - больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и патологического процесса.

При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка следует учитывать критерии в качестве основополагающих:

- наличие или отсутствие хронической (или врождённой) патологии;

- функциональное состояние органов и систем;

- резистентность и активность организма;

- уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

I ГРУППА - контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а так­же детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначитель­ные единичные морфологические отклонения, не влияющие на состояние здоровья и не тре­бующие коррекции.

II ГРУППА - здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анам­нез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно бо­леющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с риском возникновения у них хронической патологии.

Основные показания, позволяющие отнести ребёнка ко II группе здоровья:

- отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни, токсикоз и другая патология беременности;

- неблагоприятный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;

- рахит I степени, выраженные остаточные явления рахита;

- гипотрофия II и II степеней;

- аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;

- пилороспазм без явлений гипотрофии;

- некоторые врождённые аномалии, не требующие оперативного вмешательства;

-. малые размеры большого родничка при рождении, дефекты осанки, упло­щённая стопа;

- функциональные изменения ССС, шумы функционального характера, тен­денция к уменьшению и увеличению артериального давления, изменения ритма и частоты пульса;

- гипертрофия аденоидов I - II степени, гипертрофия миндалин II степени, повторные заболевания бронхитами или пневмониями, частые острые респираторные вирусные инфекции;

- уменьшение НЬ в крови, тимомегалия;

- субкомпенсированная форма кариеса, пороки развития зубов, аномалии прикуса;

- отдельные невротические реакции, патологические привычки; задержка НПР, косноязычие;

- дисфункции ЖКТ: боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита;

- миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;

- вираж туберкулиновой пробы;

- состояние реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

III ГРУППА - больные дети с наличием хронических заболеваний или врождённой пато­логии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркуррентными заболеваниями. Состояние компенсации определяется наличием функциональных отклонений только одной патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

IV ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, тяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркуррентных заболеваний. Состояние субкомпенсации определяется наличием функциональных отклонений не только патологически изменённого органа, системы, но и других органов и систем.

V ГРУППА - дети, которые болеют тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого органа, системы, так и других органов и систем.

Приложение 10

СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКО­ЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

Группа Признаки здоровья Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Здоровые дети Группа I Без от- клонения Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма** Физическое и нервно-психическое развитие Отсутствует* Без отклонений Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению - редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие. Нормальное, соответствует возрасту.
Группа II С функ- циональ- ными от- клонениями («группа риска») Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организм.** Физическое и нервно-психическое раз- витие Отсутствует Наличие функциональных отклонений для детей первого года жизни - отягощенный, акушерский (токсикоз, др. патология беременности, осложнённое течение родов) и семейный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода, кариес зубов- субкомпенсированная форма, аномалии прикуса. Заболеваемость - продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом - вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т.д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.
Дети больные с хрони­ческими заболе­ваниями и врож­дённы­ми по­роками развития Группа III Состояние компен­сации Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа без клини­ческих проявлений функциональных отклонений других систем и органов. Кариес зубов - декомпенсированная форма. Заболеваемость - редкие, не тяжёлые по харак­теру течения обострения основного хроническо­го заболевания без выраженного нарушения об­щего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Группа IV Состояние субкомпен­сации Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие хронической патологии, врождённых дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа и других органов и систем. Заболеваемость - частые обострения основного хронического заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего со­стояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Дети больные с хрониче­скими за­болева­ниями и врождён­ными по­роками развития Группа V Состояние декомпенсации Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие тяжёлой хронической патологии или тяжёлого врождённого порока, предрешающего инвалидность ребёнка. Выраженные функциональные отклонения па­тологически изменённой системы, органа и дру­гих органов и систем. Заболеваемость - частые и тяжёлые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное

Приложение 11

  • Карта сайта