Показатели уровня биологического развития школьников

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Биологический уровень Морфофункциональное состояние Рост Масса тела, окружность груди Функциональные показатели
Соответствует возрасту Гармоничное любой: средний, выше среднего, ниже среднего М±1 бR и более за счёт развития мускулатуры М + б и выше
Опережает возраст Дисгармоничное От М–1,1 бR до М–2 бR; от М+1,1 бR до М+2 бR за счёт повышенного жироотложения От М – 1,1 б до М – 2 б
Отстаёт от возраста Резко дисгармоничное От М–2,1 бR и ниже; от М+2,1 бR и выше за счёт избыточного жироотложения От М – 2,1 б и ниже
Общая задержка физического развития Рост низкий М-2,1 б При любых Мт, объёмах груди

Приложение 5

Показатели уровня биологического развития школьников

Возраст, лет Длина тела см (М ± σ) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов Степень развития вторичных половых признаков
Мальчики
М7 ± σ 4 - 6 7 ± 3
М8 ± σ 4 - 6 12 ± 2
М9 ± σ 4 - 6 14 ± 2
М10 ± σ 4 - 6 18 ± 3
М11 ± σ 4 - 6 20 ± 4 Ах0Р0
М12 ± σ 4 - 6 24 ± 3 Ах0Р0F0V1
М13 ± σ 7 - 10 27 ± 1 Ax0P2V2L0
М14 ± σ 7 - 10 Ax2P2V1,2F0,1L0,1
М15 ± σ 4 – 7 Ax2P3V2F1L1,2
М16 ± σ 3 – 4 Ax3P3V2F1L2
- 1 - 2 Ax3P4V2F2L2,3
Девочки
М7 ± σ 4 - 5 9 ± 3
М8 ± σ 4 - 5 12 ± 3
М9 ± σ 4 - 5 15 ± 3
М10 ± σ 4 - 5 19 ± 3 Ax0P0Ma0Mе0
М11 ± σ 6 - 8 21 ± 3 Ax0,1P0,1MaMе0
М12 ± σ 6 - 8 25 ± 3 Ax1,2P1,2Ma2Mе0,1
М13 ± σ 4 - 8 Ax2,3P2,3Ma2,3Mе1,2
М14 ± σ 2 – 4 Ax2,3P0Ma3Mе2,3
М15 ± σ 1 – 2 Ax3P3Ma3Mе3
- 1 – 2 Ax1P4Ma3,4Mе3
- 0 - 1 Ax3P3Ma4Mе3

Приложение 6

ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 5 группам развития, три которых – варианты нормального развития, а четвёртая - развитие, пограничное с нормой.

I ГРУППА – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

II ГРУППА – дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок (до 1 года – на 1 месяц; до 2 лет – на 3 месяца; до 3 лет – на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;

III ГРУППА – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часть – на 2 эпикризных срока);

IV ГРУППА – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;

V ГРУППА – дети с задержкой в развитии на 4 – 5 эпикризных срока.

СТЕПЕНИ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

I СТЕПЕНЬ - по 1-2 показателям;

II СТЕПЕНЬ - по 3 - 4 показателям;

III СТЕПЕНЬ – по 5 - 7 показателям.

СХЕМА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:

- уровень его по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;

- соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребёнка данному возрасту с учётом групп развития и степенней задержки;

- оценка динамики развития ребёнка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

Приложение 7

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

Для определения резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Резистентность считается:

1) высокой - при кратности острых заболеваний 0 - 3 раза в год;

2) сниженной - при кратности острых заболеваний 4 - 7 раз в год;

3) резко сниженной - при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год;

Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

· 1 год жизни - 4 острых заболевания в год и более;

· 2 - 3 года жизни - 6 острых заболеваний в год и более;

· 4 года жизни - 5 – 6 острых заболеваний в год и более;

· 5 - 6 лет - 5 острых заболеваний в год и более;

· старше 6 лет - 3 острых заболеваний в год и более.

Приложение 8

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа II группа III группа IV группа V группа
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие). Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие). Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту) Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий выше нормы, часть - ниже на 1 эпикризный срок. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть - ниже на 2 эпикризных срока. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока

Дети I группы - обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.

Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.I

Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).

Приложение 9

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

I ГРУППА - здоровые дети

II ГРУППА - здоровые, но с наличием риска возникновения патологии

III, IV, V ГРУППЫ - больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и патологического процесса.

При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка следует учитывать критерии в качестве основополагающих:

- наличие или отсутствие хронической (или врождённой) патологии;

- функциональное состояние органов и систем;

- резистентность и активность организма;

- уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

I ГРУППА - контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а так­же детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначитель­ные единичные морфологические отклонения, не влияющие на состояние здоровья и не тре­бующие коррекции.

II ГРУППА - здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анам­нез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно бо­леющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с риском возникновения у них хронической патологии.

Основные показания, позволяющие отнести ребёнка ко II группе здоровья:

- отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни, токсикоз и другая патология беременности;

- неблагоприятный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;

- рахит I степени, выраженные остаточные явления рахита;

- гипотрофия II и II степеней;

- аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;

- пилороспазм без явлений гипотрофии;

- некоторые врождённые аномалии, не требующие оперативного вмешательства;

-. малые размеры большого родничка при рождении, дефекты осанки, упло­щённая стопа;

- функциональные изменения ССС, шумы функционального характера, тен­денция к уменьшению и увеличению артериального давления, изменения ритма и частоты пульса;

- гипертрофия аденоидов I - II степени, гипертрофия миндалин II степени, повторные заболевания бронхитами или пневмониями, частые острые респираторные вирусные инфекции;

- уменьшение НЬ в крови, тимомегалия;

- субкомпенсированная форма кариеса, пороки развития зубов, аномалии прикуса;

- отдельные невротические реакции, патологические привычки; задержка НПР, косноязычие;

- дисфункции ЖКТ: боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита;

- миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;

- вираж туберкулиновой пробы;

- состояние реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

III ГРУППА - больные дети с наличием хронических заболеваний или врождённой пато­логии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркуррентными заболеваниями. Состояние компенсации определяется наличием функциональных отклонений только одной патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

IV ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, тяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркуррентных заболеваний. Состояние субкомпенсации определяется наличием функциональных отклонений не только патологически изменённого органа, системы, но и других органов и систем.

V ГРУППА - дети, которые болеют тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого органа, системы, так и других органов и систем.

Приложение 10

СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКО­ЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

Группа Признаки здоровья Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Здоровые дети Группа I Без от- клонения Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма** Физическое и нервно-психическое развитие Отсутствует* Без отклонений Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению - редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие. Нормальное, соответствует возрасту.
Группа II С функ- циональ- ными от- клонениями («группа риска») Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организм.** Физическое и нервно-психическое раз- витие Отсутствует Наличие функциональных отклонений для детей первого года жизни - отягощенный, акушерский (токсикоз, др. патология беременности, осложнённое течение родов) и семейный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода, кариес зубов- субкомпенсированная форма, аномалии прикуса. Заболеваемость - продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом - вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т.д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.
Дети больные с хрони­ческими заболе­ваниями и врож­дённы­ми по­роками развития Группа III Состояние компен­сации Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа без клини­ческих проявлений функциональных отклонений других систем и органов. Кариес зубов - декомпенсированная форма. Заболеваемость - редкие, не тяжёлые по харак­теру течения обострения основного хроническо­го заболевания без выраженного нарушения об­щего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Группа IV Состояние субкомпен­сации Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие хронической патологии, врождённых дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа и других органов и систем. Заболеваемость - частые обострения основного хронического заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего со­стояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Дети больные с хрониче­скими за­болева­ниями и врождён­ными по­роками развития Группа V Состояние декомпенсации Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие тяжёлой хронической патологии или тяжёлого врождённого порока, предрешающего инвалидность ребёнка. Выраженные функциональные отклонения па­тологически изменённой системы, органа и дру­гих органов и систем. Заболеваемость - частые и тяжёлые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное

Приложение 11