Действия личного состава при боевом развертывании

18.2.1. Действия личного состава при прокладке магистральных линий

По команде "Отделение, рукавную линию (линии) от насосной станции к месту пожара рукавным автомобилем проложить'" водитель, наметив путь движения (если он не указан в команде), устанавливает рукавный автомобиль по намеченной трассе у насосной станции Пожарные № 1 и № 2 открывают распашные двери задней стенки кузова автомобиля и закрепляют их фиксаторами на боковых стенках кузова, вынимают конец (концы) рукава (рукавов) и присоединяют его (их) к напорным патрубкам насосной станции Пожарный № 1 занимает свое место в кузове автомобиля на площадке Пожарный № 2, убедившись, что все подготовлено к работе, докладывает о готовности руководителю тушения пожара, после чего тот разрешает движение Водитель, получив команду, подает предупредительный звуковой сигнал и начинает движение по намеченному (указанному) маршруту со скоростью 8 10 км/ч

Пожарный № 1 во время движения контролирует прокладку рукавной линии (линий) и направляет выход рукавов В случае необходимости он подает сигнал (звуковой или световой) водителю, который изменяет скорость движения или останавливает автомобиль и после устранения неисправности возобновляет движение Пожарный № 2 следует за автомобилем, наблюдает за прокладкой рукавной линии, расправляет ее и, при необходимости, подает водителю условный сигнал о замедлении хода автомобиля или его остановке

После того как рукавная линия проложена, пожарный № 1 присоединяет ее к разветвлению или переносному лафетному стволу, установленному личным составом отделения автоцистерны или насосно-рукавного автомобиля

При прокладке рукавной линии от места пожара к водоисточнику действия личного состава те же, рукавная линия сначала присоединяется к разветвлению или лафетному стволу, а после прокладки - к насосной станции

При невозможности движения рукавного автомобиля по местности прокладка рукавной линии производится личным составом отделений АЦ и АНР из расчета один пожарный на два рукава Каждый пожарный укладывает рукава на плечо и двигается в заданном направлении Прокладка линии рукавами диаметром более 77 мм производится из расчета один пожарный на один рукав

18.2.2. Действия личного состава при тушении пожара с помощью стационарного лафетного ствола (при его наличии)

После прокладки рукавной линии подается команда "Лафетный ствол на тушение (указывается направление) - марш! ' По этой команде пожарный № 2 устанавливает специальный гидроклапан (если он имеется в комплектации автомобиля) в конце рукавной линии, присоединенной к коммуникациям лафетного ствола, таким образом, чтобы выбитая на его корпусе стрелка совпала с направлением движения воды в линии (гидроклапан предназначен для перекрывания рукавной линии в случае необходимости ее наращивания или замены поврежденных рукавов, а также временного прекращения подачи воды через лафетный ствол без отключения насосной станции), снимает головку-заглушку и присоединяет напорный рукав к коммуникациям лафетного ствола Пожарный № 1 занимает место в кабине (на кузове) автомобиля и переводит лафетный ствол в рабочее положение, для чего освобождает фиксаторы и поворачивает рычаг ствола на себя до замыкания его фиксаторами в рабочем положении, размыкает замыкатель, удерживающий ствол в транспортном положении, устанавливает рукоятку для подачи воды или пены, на правляет ствол в указанное место и докладывает о готовности РТП, который подает команду мотористу ГШС для подачи воды

Прекращение подачи воды или изменение ее расхода производит по команде РТП задвижкой гидроклапана пожарный № 2, а при отсутствии гидроклапана - уменьшением напора на насосе ПНС

В случае прокладки от насосной станции второй рукавной линии на ее конце также устанавливается гидроклапан, к которому при помощи разветвления можно подключить необходимое количество рабочих рукавных линий

18.2.3. Действия личного состава при смене позиции или наращивании рукавной линии По команде "Автомобиль (указывается новая позиция), лафетный ствол на тушение (указывается направление) - марш!"или "Рукавную линию (указывается количество рукавов и направление) - нарастить1"пожарный № 2 закрывает задвижку гидроклапана, отсоединяет рукав от коммуникации лафетного ствола и устанавливает головку-заглушку Пожарный № 1 переводит лафетный ствол в транспортное положение Пожарный № 2присоединяет оставшуюся в кузове часть рукавов к проложенной рукавной линии

Затем выполняются действия, описанные в п 1821и1822

18.2.4. Уборка рукавов

Уборка рукавов осуществляется в следующей последовательности

рукавные линии разъединяются на отдельные рукава, вода из них сливается,

рукава наматываются в скатки и погружаются в кузов автомобиля, согласно инструкции по эксплуатации на данный автомобиль, при этом движение и остановка автомобиля происходят по сигналу пожарного, который следует вдоль линии за автомобилем

18.2.5 Укладка рукавов

Доставленные в подразделение, вымытые и высушенные рукава соединяются в линии и укладываются в секции кузова автомобиля

Укладка "гармошкой" начинается с крайних боковых секций к середине кузова Работу выполняют не менее четырех человек, двое из них подают соединенные в линию рукава в кузов, двое других принимают рукава и укладывают При укладке необходимо устанавливать направляющие стойки для образования продольных секций последовательно по мере заполнения рукавами каждой из них. Для удобства скатывания одновременно двух рукавов рекомендуется при соединении отдельных рукавов в линию подбирать их так, чтобы каждая пара рукавов, укладываемых в левую и правую секции, была приблизительно одной длины.

При укладке рукавов обязателен следующий порядок:

все соединительные головки должны быть расположены только на тех участках, которые будут перемещаться по ходу выкладки на ходу автомобиля без перегибов, т. е. на участках от передней стенки кузова к задней по направлению выкладки;

необходимо осуществлять укладку переходов рукавов из одной секции в другую с перегибом рукава во избежание образования петель при прокладке рукавной линии;

все рукава, как правило, должны быть уложены в секции "змейкой", часть рукавов может быть уложена в скатках, при этом скатки необходимо класть в передней части средней секции кузова.