Нормальная артикуляция свистящих звуков

Нормальная артикуляция звуков с, сь,з, зь

Губы растянуты как бы в улыбке в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания ниж­них резцов, спинка языка выгнута, посередине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызы­вает специфический резкий шум, похожий на свист. Боко­вые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо приподнято и закрывает про­ход в носовую полость. Голосовые складки при произноше­нии звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных сь, зь передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желоба разрушается, сред­няя часть спинки языка больше приподнята вверх, чем при произношении сиз.

Нормальная артикуляция звука ц:

Губы, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа:

I этап — кончик языка опущен вниз, упирается в ниж­
ние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей
частью образует смычку у шеек верхних резцов.

II этап — передняя часть спинки языка после взрыва
отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине
языка образуется желобок.

Виды нарушений произношения свистящих звуков В логопедической литературе выделяются следующие ос­новные виды сигматизмов, которые отмечаются и у де­тей с ЗПР:

—губно-зубной сигматизм. При этом виде сиг­матизма нижняя губа приближается к верхним резцам. Про­износится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма явля­ется прогнатия;

—межзубный сигматизм. Кончик языка просо­вывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма предрасполагают следующие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизар­трии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом, и др.;

—призубный сигматизм. При этом виде сигма­тизма кончик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист;

—шипящий сигматизм. При этом недостатке кон­чик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение;

—боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сиг-матизме боковые края не касаются коренных зубов, сбоку образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз­дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу­ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, нали­чие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя­лость мышц правой или левой сторон языка;

— носовой сигматизм. При этом виде сигматизма
звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вы­
зывается неплотным смыканием мягкого неба с задней стен­
кой глотки, парезом мышц мягкого неба и задней стенки
глотки, расщелиной твердого и мягкого неба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц-с, ц-т, с-т, с-ф, с-сь, з-д, з-в, з-зъ, з-с.

Методы коррекции нарушений свистящих звуков

Этап постановки з в у к а. На этом этапе проводит­ся работа по формированию фонематического восприя­тия, фонематического анализа и развитию речевой мото­рики.

Артикуляторная гимнастика включает следу­ющие упражнения.

Для губ:

—улыбка, трубочка, улыбка-трубочка;

—опустить нижнюю губу, поднять ее;

—поднять верхнюю губу, опустить ее. Для языка:

—сделать язык широким;

■—широкий — узкий язык;

—широким кончиком языка облизать верхнюю и ниж­нюю губу;

—широкий кончик языка поднять на верхнюю губу;

—широкий кончик языка опустить на нижнюю губу;

—широкий кончик языка поднять на верхние зубы;

—широкий кончик языка опустить на нижние зубы;

—широкий кончик языка — за верхние зубы;

—широкий кончик языка — за нижние зубы;

—подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка;

— подуть в отверстие пузырька;

— сделать «лодочку» вне ротовой полости;

— сделать «лодочку» внутри ротовой полости.

При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания, как:

1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан­ный звук.

2. Отобрать картинки с данным звуком.

3. Определить место данного звука в слове (начало, сере­дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого зву­ка, перед каким звуком слышится данный звук).

4. Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.

Постановка звуков с, з

1. По слуховому подражанию звук с сравнивается со сви­стом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук с срав­нивается с гудением комара.

2. Используется и подражание, и показ нормальной ар­тикуляции звука после предварительной отработки отдель­ных элементов артикуляции звука.

3. По подражанию с использованием тактильных ощу­щений. Обращается внимание на узкую холодную струю воз­духа, которая ощущается тыльной стороной ладони.

4. От других звуков: звук с можно поставить от звуков ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и про­сунуть язык между зубами — получится межзубное произ­ношение звука с; или во время произношения звука ф оттянуть нижнюю губу вниз), от звуков и, m нижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони ощущалась хо­лодная струя воздуха).

Постановка звука ц

1. Возможна постановка по подражанию.

2. Быстрое произнесение звуков тис.

3. Предлагается произносить звук m с опущенным кон­чиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, од­новременно отодвигая язык назад.

Специфические приемы коррекции различных видов

сигматизма

При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрирован­но. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.

При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует переве­сти в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Исполь­зуются специальные зонды, с помощью которых кончик язы­ка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса реко­мендуется ортодонтическое вмешательство.

Аналогичная работа проводится при коррекции п р и -зубного сигматизма.

При межзубном с-з вследствие переднего открытого при­куса для образования узкой щели рекомендуется круто под­нять вверх переднюю часть спинки языка.

При шипящем сигматизме предлагаются упражнения на поднятие и опускание средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опу­щенной средней части спинки языка, а также упражнения на образование глубокого желобка.

При боковом сигматизме постановка звука занимает длительное время по причине сложности этого речевого де­фекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим, в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуля-торной гимнастике. Необходимо добиваться того, чтобы ре­бенок умел сделать язык широким, чтобы боковые края язы­ка касались верхних коренных зубов. Обращается внимание на то, чтобы язык не отклонялся вправо или влево, а жело­бок образовывался по средней линии. Предлагается заду­вание на широкий язык, боковые края которого касаются коренных зубов; задувание на кончик языка, который на­ходится сначала вне ротовой полости, между зубами, а за­тем внутри ротовой полости, задувание в пузырек, отверстие ключа. При этом в качестве контроля используется тактильное ощущение узкой струи воздуха во время задувания на тыльную сторону ладони.

При коррекции носового сигматизма обращается внима­ние на плотность небно-глоточного затвора.

Этап автоматизации. Звуки с, з, сь, зь автомати­зируются сначала в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су и др., затем в обратных слогах: ас, ос, с и др., закрытых: лос, сот и т. д., в последнюю очередь — в слогах со стечени­ем согласных. Звук ц закрепляется сначала в обратных сло­гах ац, оц, уц, затем в прямых открытых слогах: ца, цы, цо, цу и др. После закрепления звука в слоге, переходят к авто­матизации звука в слогах, словосочетаниях, фразах, связ­ной речи.

2. Шипящие звуки

Нормальная артикуляция шипящих звуков

При произношении всех шипящих звуков губы выдви­нуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1-1,5 мм.

При произношении звуков ш-ж одновременно образуются две щели, два шумообразующих фокуса — передний и зад­ний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам и передней части твердого неба, средняя часть спинки язы­ка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боко­вые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зу­бам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки. Голосовые складки при произношении звука ш разомкнуты, а при про­изношении ж сомкнуты и вибрируют. При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.

При произношении звука щ язык более выдвинут впе­ред, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к аль­веолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколь­ко прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодви­нута вперед. Положение боковых краев языка, небной зана­вески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.

При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько проги­бается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голо­совых складок такое же, как при произношении звука ш.

При произношении звука ч положение губ, языка, неб­ной занавески, голосовых складок такое же, как и при глу­хих шипящих — ш,щ. Артикуляция звука ч осуществляет­ся в два этапа:

I этап — кончик языка и передняя часть спинки языка
смыкается у корней верхних резцов. Средняя часть языка
приподнята;

II этап — после взрыва передняя часть спинки язы­
ка образует щель, отодвигается от верхних резцов к аль­
веолам.

Некоторые авторы признают возможным как верхнее (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произноше­ние. Однако в логопедической работе по коррекции дефек­тов звукопроизношения более эффективным является фор­мирование верхнего произношения шипящих звуков.

Нарушения произношения шипящих звуков и методы их коррекции Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с ар­тикуляцией свистящих звуков. Средство артикуляции этих звуков определяет и сходные дефекты произношения. На­блюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный, призубный, боковой, шипящий, носовой сигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш-с, т, ж; ж-з, д, ш, щ-сь, ш, т; ч-щ, ть, с.

Этап постановки звуков

На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.

Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста новки шипящих звуков рекомендуются и следующие спе­циальные упражнения.

Для губ — попеременно «улыбка-трубочка».

Для языка — «чашечка» вне ротовой полости; ., — «чашечка» внутри ротовой полости.

Приемы постановки шипящих звуков:

—от «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ро­товой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, так как иначе образуются щели с боков и часть воздуха проходит через них. Утечка воздуха через боковые щели приводит к ослаблению шумового акустичес­кого эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижи­мать щеки пальцами к челюстям;

—от звука с. Предлагается.произнести звук с, одновре­менно поднимая кончик языка вверх. Возможна механи­ческая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или шпателя;

—от звука т. В момент произнесения звука m предлага­ется с силой выдохнуть воздух;

—по подражанию. Используется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре.

При постановке звука ш используются тактильные ощу­щения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воз­духа).

Рекомендуется использовать кинестетические ощущения движений пальцев кистей рук для обозначения положения языка.

Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.

Звук щь рекомендуется ставить от звука сь. Произносит­ся звук сь, с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам.

Звук ч можно поставить следующим образом:

— от звука ть в верхней артикуляции (кончик языка
у альвеол верхних резцов) или от слога ать, при этом с помо­
щью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх,
к верхним альвеолам, и отодвигается назад;

— от нижнего (нормального) произношения звука ть (с помощью зонда или шпателя), рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад;

—при произношении ть отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч);

—рекомендуется быстрое поочередное произнесение зву­ков ть и щ.

Этап автоматизации шипящих звуков Шипящие звука ш, ж, щ автоматизируются первоначаль­но в прямых открытых слогах, далее — в обратных и зак­рытых словах, в последнюю очередь — в слогах со стечени­ем согласных. Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых словах.

3. Звуки л-ль

Нормальная артикуляция звуков л-ль

Положение губ и зубов зависит от последующего гласно­го, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т. е. образуется прижиманием кон­чика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опуще­на, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боко­вые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздуш­ная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л-ль, таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном ль корень языка опущен. Сред­няя часть спинки языка и его передняя часть более припод­няты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Нарушения произношения звуков л-ль

Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:

— губно-губное произношение, напоминающее звук у.
В этом случае произнесение звука осуществляется участием
губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;

—губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик язы­ка лежит на дне ротовой полости;

—межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-ма кончик языка находится между зубами;

—смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук л произносит­ся с более приподнятой средней частью спинки языка.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звука­ми д, в, н,ль, з,р.

Коррекция нарушений произношения звуков л-ль

На этапе постановки звука при проведении артикулятор-

ной гимнастики рекомендуются следующие специальные

упражнения.

Для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного

ламбдацизма):

— растянуть губы в улыбку — губы трубочкой;

— опустить нижнюю губу — поднять ее.
Для языка:

—язык широкий-узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами);

—«маятник» или «часики» (узкий язык вправо-влево);

—узким языком посчитать зубы;

—надавить на правую, левую щеку;

—узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу;

—узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние и нижние зубы;

—узкий язык за верхние (нижние) зубы.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука л

—межзубная постановка звука л. Предлагается просу­нуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погу­деть. Получается звук, близкий к звуку л;

—постановка звука л от гласных а, у, ы. Предлагается тянуть гласный звук и и в это время просунуть кончик язы­ка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем меж­зубное положение переводят в зазубное положение. В других случаях при произношении гласных рекомендуется под­нять узкий кончик языка за верхние зубы.

Автоматизация звука л осуществляется вначале в слогах ал, алла, начинающихся с гласного, от которого ставился звук. Аналогичным образом подбираются слова палка, гал­ка, в которых звук л произносится после гласного, от кото­рого начиналась постановка, если он ставился от звука а.

В случаях искажения звука рекомендуются специальные приемы коррекции. При межзубном ламбдацизме рекомен­дуется произношение звука л с зазубным положением кон­чика языка.

При губно-губном или губно-зубном произношении необ­ходимо, прежде всего, затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), исполь­зуя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использо­ванием какого-либо из указанных способов постановки.

При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзуб­ное произношение звука л.

При ламбдацизме необходима работа по дифференциа­ции смешиваемых звуков.

Звуки р-рь

Нормальная артикуляция звуков р-рь

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Кон­чик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний — от 2-3 до 30 с. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкну­ты и вибрируют.

При произношении рь кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка при­поднята.

§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

*

Дефекты произношения звуков р-рьВ логопедической практике отмечается большое количе­ство разнообразных искажений звука р (до 28). Основными видами искажений являются следующие:

— губно-губное, или «кучерское» произношение, при ко­тором вибрируют губы, как в слове ТПРУ;

— одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов;

— боковое произношение. При этом виде произношения различается двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка, при одностороннем — кончик языка отклоня­ется вправо или влево (правосторонний или левосторонний);

— картавое, или горловое, произношение. Выделяются два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией мягкого неба, и увулярное, при котором вибрирует малень­кий язычок;

— носовое произношение, когда звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос;

— глухое р, которое произносится без участия голоса (го­лосовые складки разомкнуты и вибрируют).

Звук р чаще всего заменяется следующими звуками: л, лъ, й, д, г, е.

г

Методы коррекции нарушений произношения звуков р-рь Нарушения произношения звука р связаны с недоста­точной подвижностью кончика языка. В связи с этим, при проведении артикуляторной гимнастики необхо-димо работать:

1) над поднятием кончика языка вверх;

2) над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для

развития подвижности кончика языка:

— подъем кончика языка на верхнюю губу, опускание на нижнюю губу;

— подъем кончика языка на верхние зубы, опускание на нижние зубы;

—подъем кончика языка к верхним альвеолам, опуска­ние к нижним альвеолам;

—«пересчитать» кончиком языка верхние, нижние зубы;

—пощелкивание языком;

—присосать язык к небу;

—«болтушка» — кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;

—«цоканье»;

—«пулеметик» — частое произношение звуков т, д;

—сдувание кусочков ваты, тонкой бумаги с кончика язы­ка, просунутого между губами;

—вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;

—«балалайка» — в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или па­лец, под кончиком языка проводятся частые движения сле­ва направо и справа налево. Возникает механическая виб­рация языка.

Рекомендуются следующие способы постановки звука р:

— присосать кончик языка к твердому небу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот;

— от «балалайки» при механической вибрации кончика языка подается голос;

— от быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом также используется механический способ постановки зву­ка: с помощью пальца или соски в момент произнесения звука производится вибрация кончика языка.

Постановка звука/) является длительной. Поэтому авто­матизация звука р проводится еще до окончательной отра­ботки, без механической помощи, нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в следующих слогах: дра, дро,дру; в словах дрова, друг, в словосочетани­ях, предложениях. Вначале звуку р в речевом материале пред­шествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).

5. Звук}

Нормальная артикуляция звука j и его нарушения Звук /' — это среднеязычный щелевой звук, сонант. Его артикуляция в ударном слоге похожа на артикуляцию зву­ка и. Губы слегка раскрыты в виде улыбки, но в слоге с по­следующей гласной положение губ зависит от этой гласной: йа, йо, йу. Кончик языка — у нижних зубов, края языка упираются в коренные зубы. Средняя часть языка припод­нята к твердому небу, образуя щель более узкую, чем при звуке и. Задняя часть языка продвинута вперед. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. От звука и среднеязычный согласный отличается тем, что при его произнесении имеет место большая сила воздуш­ной струи, а также большее напряжение артикуляционных мышц.

Нарушения произношения звука / наблюдаются относи­тельно редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука: олка, ама, либо в замене его зву­ком ль: л яма, лелка.

Коррекция нарушений произношения звука у Звук / можно поставить по подражанию и с механичес­кой помощью от других звуков.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука j:

1) От звука и. Детям предлагается произнести кратко, с шумом звук ц. Толчок воздушной струи можно ощутить на кисти руки (тактильный контроль).

Второй способ постановки / от звука и. Предлагается на одном выдохе произнести сочетание звуков, например, иа, аиа. При этом ц произносится более протяжно, а после­дующий гласный о — кратко. Получается айа. Для получе­ния конечного / в слоге предлагается произнести слог аи с резким ударением на звуке а, получается ай.

Далее предлагаются слова, которые начинаются с соче­тания йа (яма, яблоко), затем произношение звука автома­тизируется в словах, в которых звук слышится в конце и середине слова: май, край, майка, лейка.

Аналогичным образом проводится работа в слогах с дру­гими гласными.

2) От звука з (с механической помощью). Предлагается произнести слог за. С помощью шпателя передняя часть язы­ка отодвигается вглубь ротовой полости. Сначала слышит­ся зя, далее — средний звук между зь и жб, затем — йа. Автоматизация звука сначала проводится в словах с началь­ным восходящим дифтонгом: яма, ежик, Юля, ели; затем — в словах, включающих данный звук в середине слова. Да­лее переходят к нисходящему дифтонгу: трамвай, мой, улей.

Б. Заднеязычные согласные

Нормальная артикуляция заднеязычных звуков к, г, х

Положение губ при произношении заднеязычных соглас­ных зависит от последующей гласной.

При произношении к-г имеются три фазы артикуляции: смычка, выдержка и взрыв. Активным речевым органом является задняя часть спинки языка, которая, поднима­ясь вверх, производит смычку с мягким небом. Боковые края языка упираются в задние коренные зубы. Кончик языка, передняя и средняя части спинки языка опущены. Мягкое небе поднято. Голосовые складки при произноше­нии звука к раскрыты, а при произношении г — сомкнуты и вибрируют.

При произношении глухого щелевого х задняя часть спин­ки языка отодвигается назад и приподнимается к мягкому небу, но не смыкается с ним. Задние боковые края языка упираются в коренные зубы. Кончик языка — у нижних зу­бов, но слегка отодвинут от них. Мягкое небо поднято. Го­лосовые складки раздвинуты.

Произнесение мягких кь, гь, хъ приближается к средней язычной артикуляции.

Нарушения произношения заднеязычных звуков

Нарушения произношения заднеязычных согласных встречаются относительно редко (1,5% всех случаев на­рушений произношения) и проявляются следующим об­разом:

—отсутствие звуков (от, усь вместо кот, гусь);

—замена звуками тлд (бабуста, дусь);

—замена смычных г, к придыхательным южно-русским заднеязычным звуком;

—произнесение едва слышного взрывного звука, при этом при произношении звуков г, к спинка языка не смыка­ется с небом;

—замены внутри группы заднеязычных звуков: г-к,к-х.

Методы коррекции нарушений произношения заднеязычных со­гласных звуков. Способы постановки заднеязычных звуков Заднеязычные звуки ставятся либо по подражанию, либо с механической помощью.

Звук г можно поставить от звука д в слоге да. В момент
произнесения слога да шпателем или указательным паль­
цем кончик языка прижимается книзу на расстоянии пол­
сантиметра от нижних зубов. В результате слышится дя-дя-
дя. Затем кончик и спинка языка отодвигаются еще более
вглубь ротовой полости. Слышится В дальнейшем

при отодвигании языка вглубь получается га-га-га.

Аналогичным образом ставится звук к от звука m в слоге та.

Звук к можно поставить также от звука х: при длитель­ном произнесении х слегка нажимают большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук к.

При постановке звука х могут быть использованы следу­ющие приемы: погреть озябшие руки, подышать на руки, за­смеяться. Некоторые авторы рекомендуют ставить х от звука к. Предлагается в момент произнесения звука к сильно вы­дохнуть, взорвав смычку и удерживая щелевой момент. Звук х можно поставить и от звука с в слоге са, с помощью шпа­теля отодвигая вглубь кончик и спинку языка: са-ся-хя-ха. Автоматизация смычных г-к проводится сначала в об­ратных: ак, ок, затем в прямых слогах. Звук х сначала авто­матизируется в прямых слогах: ха, хо, затем в обратных слогах: ах, ох, ух. В дальнейшем звуки закрепляются в сло­вах, в предложениях, в тексте. В случае замен звуков необ­ходим этап дифференциации.


7. Дефекты звонкости и глухости и их коррекция