НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Дружинин Г.М.,

МОУ СОШ № 34,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

School standards first and second generation. The project method of teaching a vivid manifestation of the new approach to teaching the subject "Technology". Information and communication technology in the classroom technology.

Рассматривая стандарты первого и второго поколения, мы убеждаемся, что они не разнятся в целевом плане, не являются самостоятельными, они сохраняют преемственность учебно-содержательного характера и это подтверждается примерными учебными программами предмета «Технологии». Задачи обучения, такие как ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей; развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач, были и останутся основополагающими в направлении развития образования по предмету.

Однако вызывает недоумение факт сокращения программы технологии в стране, которая объявила преимущественным направлением инженерно-техническое и технологическое образование, сокращение программы на изучение предмета, где под руководством группы ученых во главе с В.Д. Симоненко появились первые ростки возрождения проектного метода обучения.

Проектный метод обучения - яркое проявление нового подхода к преподаванию предмета «Технология». Работая над выполнением творческого проекта, учитель и ученик совместно вырабатывают план обучения или план действий, и это пробуждает в детях сознательное отношение к делу своего образования, повышает мотивацию к обучению, обеспечивает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного отношения к поискам решения проблемы, совершенствует его логические учебные действия, поиски пути пошагового решения задачи, позволяет адекватно оценить свои действия и конечный результат работы, подвигает его на активное общение, обсуждение с учителем, сверстниками, родителями, на применение информационно-коммуникационных средств при проведении исследований и до выполнения работ в полном объёме.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Приоритетным в деятельности учителя можно считать развитие у учащихся учебных действий к самостоятельному и мотивированному процессу познавательной деятельности, использованию элементов анализа, определению характеристик объекта, самостоятельному выбору критериев оценки.

Основным дидактическим средством обучения технологии является учебно-практическая деятельность учащихся, которая при выполнении проектной работы начинается с постановки проблемы и заканчивается презентацией выполненной работы. Работа над творческим проектом рекомендуется как итоговая, однако, если на практике руководствоваться этой рекомендации, то для большинства учащихся задание будет непосильным для исполнения и по сложности, и по временному показателю, особенно в начальном классе общей средней школы. Достаточно эффективным средством предварительной подготовки к работе над проектом является введение элементов проекта в большинство изучаемых по программе тем, и, если ученик знает, что то или иное действие и умение ему понадобится для выполнения социально значимой работы не там далеко в десятом классе, вот здесь, рядом у него устанавливается устойчивая связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, а социальные и личностные ценности обеспечивают моральный выбор личностных учебных действий. Позволим себе привести пример из 2005 года, когда учащиеся изготавливали разделочные доски в подарок участникам Великой Отечественной войны. Начало 2 четверти, школьники только познакомились с приемами обработки древесины, и учитель предлагает ученикам своими руками изготовить подарок ветеранам, придумать форму, подобрать материал и рисунок отделки. Надо было видеть, насколько высока способность мальчишек-пятиклассников к эмпатии, направленной на сопереживание к другим людям, на оказание помощи им, с какой любовью и старанием выполнялись подарки. Увязывая постановку задач с этапами проектирования и усложняя эти задачи с каждым последующим уроком, подходим к выполнению основной комплексной задачи – творческому проектированию.

Рассматривая проектный метод обучения на уроках технологии, можно с уверенностью сказать, что он представляет из себя мощный конгломерат универсальных учебных действий. Творческий проект на уроках технологии это изделие, которое определяет и тему проекта, и этапы его создания, предполагает тесное взаимодействие ученика и учителя, их сотрудничество. Учитель, скорее всего, выполняет роль режиссера: выделяет ориентиры, осуществляет контроль, вносит необходимые коррективы, способствует формированию регулятивных учебных действий

На исследовательском этапе проектирования большее развитие получает формирование познавательных учебных действий: сбор информации и ее фиксация с помощью инструментов ИКТ; осуществление сравнения и построение логической схемы рассуждения; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач. Формирование коммуникативных действий происходит на всех этапах проекта, это и умение поставить вопрос, это и умение выражать свои мысли вслух, это и умение аргументировать свою позицию. Таким образом, метод, получивший в США в 1919 году название «Дальтон-план», а в России как «Метод проектов» в начале 20-х прошлого века возродился и получил новое развитие спустя почти 80 лет.

На уроках технологии широкое развитие и применение получили межпредметные связи: математика, черчение, физика и химия, экономика – предметы, которые обеспечивают жизнь технологии, как науки, причем они идут с опережением основной программы по этим предметам: в 5 классе длина окружности и десятичные дроби, экономика и экология т.д. Перечисление может занять много времени, большинство этих вопросов изучается самостоятельно.

Особое место на уроках технологии отводится ИКТ, поэтому ИКТ необходимо рассматривать как межпредметную связь, а не как основу технологических знаний. Вспомним истину, подтвержденную опытами В.П. Вахтерова, что запоминают объём информации: услышал, увидел, провел практическую работу – 91:%; услышал с картинками – 50%; а просто услышал 24% Вывод прост: выберите такой метод обучения, при котором вы хотите получить: 24%, 50% или 91%.

Новые подходы к преподаванию технологии обеспечат подъем культуры труда, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности на более высокий уровень.