XREFF.RU


10) .Социометрический статус. Педагогические возможности изменения



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
10) .Социометрический статус. Педагогические возможности изменения

10) .Социометрический статус. Педагогические возможности изменения

10) .Социометрический статус. Педагогические возможности изменения

социометрического статуса

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который

определяется суммой предпочтений и отвержений, полученных от других

членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или

низким, в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены

группы по отношению к данному субъекту – положительные или

отрицательные. Совокупность всех статусов задаёт статусную иерархию в

группе.Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические

звезды- члены группы, имеющие максимальное количество положительных

выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к

которым обращены симпатии большинства членов группы. Далее идут

высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы,

определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого

числа отрицательных выборов.

Весьма часто позицию социометрической звезды рассматривают как

позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с

вмешательством в процесс действия, а социометрический статус

определяется чувствами, которые участники взаимодействия испытывают

друг к другу. Социально-психологическая функция лидера – вести за собой

как человеку, наиболее понимающему ситуацию и знающему дело. Лидер

может вызывать такие негативные чувства как зависть или ревность,

социометрическая звезда, как правило таких чувств не вызывает.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся

изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как

положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в

группе – одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о

том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны.

Следом идут отверженные - такие члены группы, которые имеют большое

количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На

последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений

находятся – пренебрегаемые или изгои- члены группы, не имеющие ни

одного положительного выбора при наличии отрицательных. Изгои бывают

по несчастью или по убеждению. Ребенок просто может не владеть какими-

нибудь интеллектуальными, физическими, моральными или материальными

ресурсами, чтобы завоевать расположение членов группы.

Во втором случае дети осознанно выбирают эту позицию, желая

отстаивать свои убеждения и принципы, либо просто не хотят быть как все. В

своей работе психолог должен дифференцировать происхождение

отверженности для выбора адекватного способа работы с детьми, а иногда

поставить под сомнение саму необходимость в работе с данной проблемой,

поскольку иногда сознательная отверженность вызывает чувство уважения и

даже восхищения, если ученик, сознательно ее выбравший, не боится

санкций со стороны членов группы.

Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека.

Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция

отверженного или даже пренебрегаемого. К.Левин доказал, что негативное

отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным

фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный

стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции

пренебрегаемого в позицию изолированного является большим наказанием.

Хорошо известен феномен влияния бойкота- прекращения отношений счеловеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений

различных чувств по отношению к нему.

Социальная изолированность может быть личностной особенностью,

частью стиля семейных отношений, сознательной зрелой позицией.

Встречаются случаи вынужденной изоляции, которая может быть вызвана

ситуацией бойкота, отсутствием навыком коммуникативного взаимодействия

у самого ребенка.

Статус человека представляет собой относительно устойчивую величину,

т.е. переходя из одной группы в другую, человек переносит и свой статус.

Однако, неизменность социометрического статуса с точки зрения развития

личности рассматривается как фактор риска, даже если это статус

социометрической звезды. Необходимость изменения социометрического

статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии

поведения для социальной адаптации в различных условиях жизни.

Большинство членов группы достаточно точно представляют, какой

статус они занимают в первичной группе. Как правило, среднестатусные

члены группы воспринимают свое положение достаточно адекватно. Высоко

и низкостатусные члены группы вследствие действия психологических защит

часто неадекватно воспринимают отношение к себе других людей и не

осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

Относительная устойчивость социометрического статуса определяется

многими факторами, среди которых выделяются следующие:

-внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики,

оформление облика, невербальный язык);

-свойства характера и темперамента (общительность, толерантность,

благорасположенность, низкая тревожность, стабильность нервной системы

и др.);

-успехи в ведущей деятельности;

-соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он

является;

-положение в других социальных группах.

Чтобы изменить статус человека в группе, достаточно поработать с

тем или иным фактором статуса.

При соответствующей подготовке каждый учитель имеет возможность

изменить социометрический статус ученика. В целом, педагогические

возможности изменения социометрического статуса ученика несколько

ограничены тем, что учитель занимает позицию руководителя и находится

вне группы.

Для того, чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо

предоставить ему возможности для проявления и реализации своих

способностей. В настоящее время школа нацелена прежде всего на

интеллектуальные и социальные способности . Наиболее успешные в

учебной деятельности и общественной работе учащиеся без труда

приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание,

интерес и симпатии одноклассников. Что касается инструментальных,экспрессивных и физических способностей, то они явно недооценены в

современной системе образования. Учащимся, обладающим данными

способностями, довольно трудно реализовать себя. Поэтому, при попытке

изменения статуса ученика, учитель должен организовать различные виды

деятельности, которые помогут ребятам проявить свои способности перед

сверстниками.

Среди педагогов и психологов хорошо известен прием, который

называется «отсвет от звезды». Суть его заключается в том, что

высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с

низкостатусным. В данном случае важно продумать мотивировку

сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами как необходимое для

решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии

популярность высокостатусного члена группы частично передается

низкостатусному и отношение окружающих становится более

благожелательным.

Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника в

каких-либо других группах также позволяет повысить его статус. Поэтому

учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и

использовать данную информацию для улучшения межличностных

отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус

ребенка остается низким, необходимо провести системный психологический

анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чем

причина, и попытаться работать с ней. Например, причиной низкого статуса

может быть неумение общаться со сверстниками, плохая учеба или

неопрятный внешний вид. Следует помнить, что неизменность

социометрического статуса, может негативно влиять не только на

конкретного человека, но и на всю группу. Поэтому, следует организовывать

совместную деятельность таким образом, чтобы обеспечивать динамику

социометрических статусов (возможность каждому члену группы побывать

на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться

вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни).

Группы и общества, имеющие тройную социометрическую структуру

(высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные составляют её

большинство), рассматриваются как нормативные. Школьный класс по

критерию успеваемости делится на «сильных», «средних», «слабых»

учеников. Общество с точки зрения социальной стратификации делится на

три большие социальные группы: элиту, средний класс, низший класс. Но

низкий статус не всегда означает неблагоприятное положение человека в

группе. Для более глубокого анализа необходимо учитывать и другие

характеристики социометрической структуры, которые будут рассмотрены

ниже.

Преобладание школьников с низкими социометрическими статусами

говорит о неблагоприятном социально-психологическом климате в группе. А

ситуация относительного благополучия класса на фоне нескольких изгоев

говорит о невозможности адекватно воспринимать свою группу со всемисвоими недостатками. Создание внутри группы «образа врага» позволяет с

одной стороны поддерживать благоприятную эмоциональную структуру

взаимоотношений и «сваливать» всю вину в случае групповых неудач на

«козлов отпущения»

refanpj.ostref.ru
  • Карта сайта