XREFF.RU


КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. - понятие) — искусство идеи, когда художник создает и представляет не столько художественное произведение,...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. - понятие) — искусство идеи, когда художник создает и представляет не столько художественное произведение,...

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. - понятие) — искусство идеи, когда художник создает и представляет не столько художественное произведение,...



КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. - понятие) — искусство идеи, когда художник создает и представляет не столько художественное произведение, сколько определенную художественную концепцию.

В России концептуализм в качестве особого художественного направления заявил о себе в неофициальном искусстве 1970-х годов. В поэзии это течение связано с творчеством В.Н. Некрасова, Я.Н. Сатуновского, Д.А. Пригова, Л.С. Рубинштейна, в прозе - В.В. Сорокина. Отталкиваясь от стремления к чистоте и самодостаточности выделенной художественной формы, концептуалисты переводят главную проблематику в другую плоскость, занимаясь не формой самой по себе, а условиями ее возникновения, не столько текстом, сколько контекстом. Отсюда концептуализм иногда именуют «контекстуализмом». В художественной практике концептуализм переходит от авторского монологизма к множественности равноправных языков. В результате не автор создает художественный язык, а язык — автора. Тезис «не мы владеем языком, а язык - нами» нашел наиболее непосредственное художественное воплощение именно в концептуализме.



Особенности: ирония, игра слов, язык цитат, очищение от штампов, безобразность




МЕТАРЕАЛИЗМ
1. Метареализм — это стилевое направление в отечествен­ной литературе и искусстве, сложившееся в 70-е гг., но при­обретшее известность в 80-е гг.
Представители метареализма. В поэзии — И. Жданов, О. Седакова, В. Аристов, А. Парщиков, И. Кутик, А. Ерёмен­ко и др. В живописи: Е. Дыбский, З. Шерман, Е. Гор, Б. Морковников, А. Цедлик и др.
2. Термин "метареализм" возник в декабре 1982 г., после вечера гиперреалистов в Доме художника*. Стало ясно, что преодоление типового реализма идёт по крайней мере двумя путями. Одни художники закрепляют (и укрупняют) наруж­ный, иллюзионистский слой реальности, другие — срывают его. Одни гипер-трофируют зримую поверхность вещей, другие обнажают их мета-физическую глубину. Одним свойственна гипербола — преувеличение наличного. Другим — метабола, смещение в иное, "бросок" в возможное ("метабола" буквально означает "сверхбросок", "переброс", "перемещение", "поворот").

В стилевом плане — это мета-форический реализм, пере­ходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимо­причастности, т.е. от метафоры к метаболе.


Пример метафоры:
Как золотят купола в строительных легких лесах — оранжевая гора стоит в пустынных лесах
А. Вознесенский. Осень в Дилижане»
Пример метаболы:
В густых металлургических лесах,
где шел процесс созданья хлорофилла,
сорвался лист. Уж осень наступила
в густых металлургических лесах.
А. Еременко
Заметим, что здесь метафора и метабола возникают в од­ной и той же предметной области: леса природные — и руко­творные (промышленные, технические, архитектурные).
Метафора четко делит мир на сравниваемое и сравниваю­щее, на отображаемую действительность и способ отображе­ния. Осенний лес в Дилижане похож на строительные леса вокруг церкви.
Метабола — это целостный образ, неделимый надвое, но открывающий в себе разные измерения. Природа и завод превращаются друг в друга через лесообразные постройки, кото­рые растут по собственным непостижимым законам: техника имеет свою органику. Вместе они составляют одну реаль­ность, в которой узнаваемо и жутко переплетаются металлур­гические и древесные черты.
Метабола раскрывается по ту сторону метафоры, как дей­ствительность иного, куда метафора отсылает лишь условным намеком. На место сходства становится сопричастность раз­ных миров, равноправных в своей подлинности. У А. Возне­сенского разделяются прямое и переносное значения, "о чем" - гора в Дилижане, и "как" - церковь в лесах. У А. Еремен­ко эти составляющие образа обратимы, его тема - это лесообразная чащоба дикорастущей техники и металлургичность самой природы. Расширяется область прямых значений за счет того, что и "переносные", "кажущиеся" значения стано­вятся прямыми.
Море, что зажато в клювах птиц, — дождь
Небо, помещённое в звезду, — ночь.
Дерева невыполненный жест — вихрь.
Иван Жданов
Море не похоже на дождь, а небо — на ночь; здесь одно не служит отсылкой к другому, но одно становится дру­гим, составляя части расширяющейся реальности.
Метафора — готовность поверить в чудо, метабола — спо­собность его осязать.

СРАВНЕНИЕ
1. Между метареалистами и концептуалистами — та полная противоположность, которая бывает только между современ­никами ... Время распадается на крайности, чтобы дойти до края своих возможностей.
2. В поэзии каждой эпохи борются условность и безуслов­ность, игра и серьезность, рефлексия и цельность. В 60-е и первую половину 70-х годов эта борьба разворачивалась меж­ду реализмом, воплощавшим полюс жизнеподобия, и метафоризмом, на стороне которого была условность, игра (напри­мер, Твардовский — Вознесенский). С середины 70-х гг. это же противостояние, придающее поэзии динамику и напряже­нность, осуществляется в новых формах: метареализм — кон­цептуализм. В стане борющихся произошла замена: хотя прежние сражения еще продолжаются, они исчерпали свой смысл.
3. Метареализм — это новая форма безусловности, откры­тая по ту сторону метафоры, не предшествующая ей, а вби­рающая ее переносный смысл. "Мета" — общая часть таких слов, как "метафора", "метаморфоза", "метафизика". "Метареальность" — это реальность, открываемая за метафорой, на той почве, куда метафора переносит свой смысл, а не в той эмпирической плоскости, откуда она его выносит.
Метафоризм играет со здешней реальностью, метареализм пытается всерьез постигнуть иную. Метареализм — это реа­лизм метафоры как метаморфозы, постижение реальности во всей широте ее превращений.
Метафора — осколок мифа, метареалия (метареалистиче- ский образ, единица метареальной поэзии*) — попытка востановления целостности, индивидуальный образ, направленный к сближению с мифом, насколько это возможно в пределах современной поэзии.
4. Концептуализм — это новая форма условности, открытая по ту сторону мифа, разлагающая всякую целостность как ложную и неорганическую. Концепт — это идея, присоединен­ная к такой реальности, которой она не может соответство­вать, и вызывающая этой несообразностью очуждающий, иро­нический или гротескный эффект. Концептуализм играет на извращенных идеях, утративших свое реальное наполнение, или на пошлых реалиях, утративших или исказивших свою идею. Концепт — это абстрактное понятие, пришпиленное к вещи наподобие ярлыка, не для того, чтобы соединиться с ней, а чтобы продемонстрировать распад и невозможность единства. Концептуализм — это поэтика голых понятий, само­довлеющих знаков, нарочито отвлеченных от той реальности, которую они вроде бы призваны обозначить, поэтика схем и стереотипов, показывающая отпадение форм от субстанций.

referatvwz.nugaspb.ru
  • Карта сайта