Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 13 страница
XREFF.RU


Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 13 страница



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

Впервые разработана программа повышения квалификации специалистов по социально–воспитательной работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства «Организация физкультурной работы по месту жительства». В эту программу включен раздел «Формирование социальных умений и навыков как условие здорового жизненного стиля».

Для организаторов и инструкторов–методистов физкультурно– оздоровительной работы составлены учебные программы, целевой направленностью содержания которых является пропаганда здорового образа жизни. В эти программы включены разделы: «Спорт против наркотиков и борьба с вредными привычками», «Использование современных информационно–тренажерных технологий», «Рациональное питание», «Оздоровительные средства профилактики и реабилитации в системе оздоровительной физической культуры».

Учебные программы курсов повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту направлены на формирование устойчивых знаний, умений и навыков специалистов в свете новых социально– экономических условий и перемен, происходящих в нашей стране. На основе изучаемых материалов у слушателей создается целостное представление о системе знаний, умений и навыков, необходимых при работе специалистов физической культуры и спорта различного профиля.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

– краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам профессиональной деятельности, проблемное обучение по инновационно–актуальным разделам;

– длительное (150 часов) обучение для углубленного изучения актуальных направлений (видов профессиональной деятельности).

Сроки обучения варьируются в зависимости от программы, режима занятий и потребностей слушателей.

В настоящее время в России функционируют различные федерации по вновь организованным видам спорта. Инструкторы и тренеры этих федераций зачастую при достаточном практическом опыте не имеют специального образования. В федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что к профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности «Физическая культура и спорт», выданные образовательным учреждением, или разрешения, выданные в установленном порядке соответственно федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. В законе города Москвы «О физической культуре и спорте» есть соответствующая статья.

При рассмотрении документов на присвоение квалификационных категорий, аттестации педагогических кадров, руководящих работников и специалистов, занятых в сфере физической культуры и спорта, в качестве одного из основных критериев необходимо считать результаты повышения квалификации.

При обучении слушателей используются прогрессивные педагогические технологии, приемлемые для достижения целей как массового физического воспитания, так и спорта. Методика изучения курса строится на рациональном сочетании лекций и активных форм и методов обучения. С целью оптимизации образовательного процесса и его интеграции в профессиональную деятельность используются активные формы обучения, такие как деловые игры, решение практических задач, рассмотрение конкретных ситуаций, проведение тематических круглых столов, проблемных конференций, тематических и авторских открытых учебно-тренировочных занятий и другие. Используемые при этом активные методы обучения несут следующую целевую направленность:

– проблемные конференции и тематические круглые столысоздают возможность обмена профессиональным опытом между слушателями, дифференцируют и адаптируют полученную в ходе обучения информацию к реальным условиям практической деятельности;

– деловая игра – воспроизведение деятельности, игровое моделирование, процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры;

– рассмотрение конкретных ситуаций создает предпосылки к принятию адекватных решений с использованием анализа параметров конкретной ситуации, взятой из практической деятельности;

– практические задачи предлагают слушателям рассмотрение различных точек зрения, оценку сложившейся обстановки в условиях профессиональной деятельности;

– тематическое открытое учебно–тренировочное занятие адаптирует приобретенные теоретические знания и практические умения в условия реальной деятельности, формирует профессиональное мышление, адекватное современным дидактическим представлениям, способствует усвоению конкретно–частного с преобразованием его в открытое и усвоение абстрактно-всеобщего;

– авторское открытое учебно–тренировочное занятие с последующим его обсуждениемсоздает возможность обмена опытом между слушателями, способствует развитию творческого мышления, осмыслению и логике анализа практических ситуаций, конструированию современных практических технологий учебно–тренировочного процесса и новых локальных методик его реализации;

– реферат формирует умение самостоятельно добывать знания из различных источников и приобретать новые умения и навыки путем направленной работы со специальной литературой, исследований и обобщений;

– авторский реферат способствует систематизации профессионального опыта, создает возможность направленного осмысления собственного практического опыта, формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления;

– комплексное интегрированное тестирование акцентирует внимание на основных вопросах прослушанного теоретического материала, способствует управлению переноса теоретических знаний в практическую деятельность, формирует умение анализировать теоретический и практический материал.

Включение активных методов обучения в учебный процесс позволяет уделять должное внимание целенаправленному развитию профессиональных способностей и творческого мышления, что обеспечивает качественно новый уровень подготовки специалистов.

Известно, что дополнительное образование детей начинается со школьных секций. Многие преподаватели физической культуры ведут секционные занятия с оздоровительной направленностью школьников. Другая часть преподавателей проводит секционную работу с целью подготовки спортивного резерва для детских спортивных школ 210 по программе общей физической подготовки. Аналогичная работа проводится и в домах детского творчества.

Детско–юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и детско–юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) осуществляют профессиональную подготовку спортсменов высокого уровня – резерва сборных команд страны, работая по учебным программам для системы дополнительного образования. Программы разработаны в соответствии с нормативными документами Министерства по физической культуре, спорту и туризму, а также с учетом передового педагогического опыта ведущих специалистов страны и современных результатов научных исследований.

В программах, как правило, освещены следующие вопросы:

– построение учебно–тренировочного процесса в группах начальной подготовки, учебно–тренировочных и спортивного совершенствования;

– основные задачи каждого из этапов тренировки:

– распределение тренировочных и соревновательных нагрузок по этапам подготовки;

– контрольно–нормативные требования;

– программный материал для практических занятий;

– теоретическая и психологическая подготовка;

– медико–биологический контроль и восстановительные мероприятия.

Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов учащихся ДЮСШ и СДЮШОР – воспитание спортсменов высокой квалификации, будущих участников Олимпийских игр.

В процессе многолетней спортивной подготовки решаются следующие задачи: гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья, подготовка резервов для сборных команд страны, теоретическая подготовка с основами педагогики, биомеханики, биохимии, физиологии, анатомии – хорошо поставленная теоретическая подготовка в учебно-тренировочном процессе способствует профессиональной ориентации в сферу физической культуры и спорта.

Учебные программы рассчитаны на 10–11 лет обучения в спортивной школе в зависимости от вида спорта: два–три года обучения в труппах начальной подготовки, четыре–пять лет – в учебно-тренировочных группах и три года – в группах спортивного совершенствования. Спортивно–оздоровительный этап предусматривает обучение детей в возрасте 9–17 лет по программе общей физической подготовки.

Вопросы и задания для самопроверки.

1 Охарактеризуйте целостную систему непрерывного профессионального образования.

2 Опишите суть педагогических технологий дошкольного образования.

3 Перечислите виды общеобразовательных учреждений и ступени общего образования.

4 Назовите учебные заведения среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.

5 Цели и задачи высшего профессионального образования.

6 Охарактеризуйте систему подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в РФ.

7 В чем заключается дополнительное образование детей и взрослых.

Тема 5

Управление образованием и рынок образовательных услуг в области физической культуры и спорта. Менеджмент в области физической культуры и спорта

Переход сферы физической культуры и спорта на условия хозяйствования в рыночной среде обусловливает формирование управленческой и экономической инфраструктур, успешное функционирование которых невозможно без изменения всей системы управления и соответственно управленческих отношений, складывающихся между ее структурными звеньями на протяжении многих лет при качественно иной социально-экономической ситуации. Только при хорошо отлаженной инфраструктуре, важным элементом которой являются квалифицированные кадры специалистов, можно добиться реализации на практике развития физической культуры, совершенствования физического воспитания и спортивной подготовки, осуществления здорового образа жизни населения страны. В профессиональной подготовке специалиста физической культуры и спорта важным блоком знаний и умений являются организационно–управленческая и экономическая образованность, овладение основами менеджмента. Для этого в учебный курс студентов включены характеристика и классификация управленческих отношений, показаны изменения в менеджменте физической культуры и спорта, а также в специфике деятельности спортивного менеджера, произошедшие в связи с переходом страны к рыночному типу хозяйствования.

Обучение искусству управления – необходимый компонент профессионального образования специалиста любого профиля. Весьма важным и актуальным считается овладение основами знаний, умений и главными навыками управления для специалистов, чья профессиональная работа проходит в постоянном деловом общении с людьми. А именно такова работа специалиста физической культуры и спорта.

В условиях экономического реформирования и перехода к смешанной рыночной экономике, при возрастающей информационной насыщенности современного общества все большее значение приобретает умение и искусство социального управления в предпринимательской деятельности, то, что все чаще называют «менеджмент». Уже не вызывает сомнений необходимость и потребность в профессиональной подготовке менеджеров, уверенно действующих в любой социально-экономической сфере. Это мнение нашло нормативное отражение в действующем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в перечень направлений и специальностей которого включены направление 521500 – Менеджмент и специальности 061100 – Менеджмент и 061200 – Менеджмент в социальной сфере, а также иные специальности, связанные с экономикой и управлением.

До 90-х гг. в стране была всеобщая государственная собственность на средства производства, действовали планово–директивные методы административного регулирования экономики. Естественно, это сказывалось на подготовке трудовой деятельности специалистов управления, определяло направленность, содержание и методы профессионального образования. Теперь отечественная система менеджмент–образования, активно впитывающая опыт стран со свободной рыночной экономикой в подготовке менеджеров и бизнесменов, существенно отличается от бывшей еще 20 лет назад традиционной «советской школы» управления. В настоящее время одна из главных задач высшей школы – научить будущего специалиста адаптироваться в меняющихся условиях труда и постоянно обновлять свои профессиональные знания.

Организационно–управленческая, экономическая и предпринимательская подготовка специалистов вполне актуальна и для физкультурных учебных заведений.

В прежние времена численность и профиль подготовки выпускников физкультурных учебных заведений и даже предлагаемые им рабочие места планировались и утверждались административными органами. Сегодня возможности и условия трудоустройства определяются и диктуются рыночным спросом на кадры. Это, в свою очередь, обусловило изменение многих позиций в квалификационной характеристике и в образовательном стандарте специалиста физической культуры.

Определились два основных подхода к повышению качества образования по курсу менеджмента в физкультурном образовании: а) экстенсивный – увеличение объема часов и информации, дополнительная и нарастающая информационная перезагрузка курса; б) интенсивный – модификация и совершенствование педагогической технологии учебного курса.

Второй подход является предпочтительным, поскольку либо позволяет в нормативный срок добиться более высоких результатов, либо сократить время достижения нормативного результата. И то и другое считаются важными тактическими и стратегическими обстоятельствами подготовки кадров в условиях рынка. Особенно необходимо это учитывать, поскольку отечественной системе образования в ближайшие 3–5 лет предстоит войти в мировую образовательную систему, консолидироваться с ней и иметь полномочия нострификации образовательной документации и дипломов.

Интенсивное овладение учебным курсом «Менеджмент» имеет несколько условий и подпрограмм. В их ряду:

– четкая конструкция и строгая структура («стройный скелет») курса без ненужных повторов и избыточных расширений информации;

– рациональные объемы информации в пределах учебного курса, позволяющие экономно и эффективно расходовать нормативное учебное время, исключение из учебных занятий излишней информации, напрасно перегружающей курс деталями и незначительными подробностями;

– опора на маргинальные учебные курсы, такие как экономика ФКС, социология ФКС, правовые основы ФКС, психология физического воспитания и спорта, а также учебные курсы и соответствующие учебно-методические комплексы – программы и учебные пособия общего менеджмента, маркетинга, микроэкономики и социологии труда, основ предпринимательства и управления персоналом;

– использование междисциплинарных информационных связей, Дополнительные знания, умения и навыки, которые с успехом применяются в занятиях по менеджменту – информатика и компьютерная технология, иностранный язык и математическая статистика, экономика и культурология, экономика и юриспруденция, психология и педагогика;

– проведение имитационных деловых игр по анализу и проектной разработке условных и реальных деловых ситуаций, освоение методов группового и коллегиального решения, организации служебного документооборота и коммуникации;

– использование метода моделирования управленческих ситуаций, основанных на реальных событиях управленческо–экономической практики и/или на авторских сюжетах, вымышленных обстоятельствах и условиях деятельности;

– учебная практика в физкультурно-спортивных организациях и учреждениях, участие в организационной подготовке спортивных мероприятий.

Современный менеджмент постиндустриального, электронно-информационного периода развития общества уже не может опираться на принципы организации более чем столетней давности. От организации корректного, слаженного выполнения и строгого контролирования установленных операций разделенного общественного труда требуется повсеместно переходить к организации взаимополезного участия всех членов виртуального коллектива в общем деле (нечто подобное можно представить в работе тренера детской спортивной секции или сборной команды мастеров). Особенно ярко это проявляется при возрастании масштабов организуемого производства или мероприятия, например – от занятий спортивной секции до проведения Олимпийских игр.

Анализ развития учебного курса «Управление физкультурно–спортивным движением» – предшественника «Менеджмента в физической культуре и спорте» свидетельствует, что его содержание имело преимущественно описательно–аналитический характер, и не давало специальных оперативных знаний, умений и навыков, позволяющих выпускникам физкультурных вузов творчески применять свой профессиональный потенциал в нестандартных условиях и ситуациях. Вместо обучения управлению процессами учеба обычно и привычно сводилась к описанию структуры организации системы физического воспитания. В мировой практике подготовки менеджеров ситуационно–проектные работы занимают одно из ведущих мест.

Именно проектные разработки и управленческие деловые игры в наибольшей мере развивают необходимые профессиональные умения у студентов не только специализации «Спортивный менеджмент», но и у всех остальных.

Комплексное совершенствование содержания и педагогической технологии, композиционной структуры и информационной насыщенности учебного курса «Менеджмент», ориентированное на групповую разработку менеджмент–проекта в условиях имитационных деловых игр, поможет оценить профессиональный деловой потенциал партнеров и решить проблемы успешного обучения специалистов физической культуры и спорта в инновационном духе и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Все вышесказанное говорит о том, что в современных условиях назрела необходимость готовить в системе высшего и среднего физкультурного образования менеджеров высокой квалификации.

Менеджер в сфере физической культуры и спорта – это профессионально подготовленный специалист по корпоративному управлению, обладающий комплексом составляющих функционально должностных и административно-хозяйственных полномочий.

Спортивный менеджер – многофункциональный специалист, назначенный на руководящую должность в отрасли сферы физической культуры и спорта, владеющий искусством управления корпоративными организациями в современных социально-экономических условиях.

Функции спортивного менеджера реализуются в следующем:

– определяет цели учреждения, организации, решает, что необходимо сделать для их достижения и обеспечивает их реализацию путем постановки конкретных задач перед людьми;

– классифицирует работу, распределяет ее, создает необходимую организационную структуру, подбирает соответствующий состав руководящих работников и т. д.;

– обеспечивает «побудительные мотивы и связь». Он создает коллектив из лиц, отвечающих за различную работу, используя для этого все имеющиеся у него средства, включая премии, награды и выдвижение на более высокую должность. Менеджер достигает необходимой согласованности действий всего коллектива через постоянную связь как от себя к подчиненным, так и в обратном направлении;

– анализирует деятельность организации, определяет нормирование, оценивает деятельность всех лиц, работающих в учреждении, организации;

– обеспечивает карьерный рост людей. В зависимости от того, как осуществляются им его функции, он либо способствует росту людей, либо, напротив, затрудняет его; либо укрепляет «единство», либо разрушает его.

Каждый менеджер непременно выполняет все перечисленные функции независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Он может делать все это хорошо или плохо, но он всегда это делает. При этом следует иметь в виду, что каждая из таких функций представляет собой комплексную форму деятельности, разлагающуюся на элементарные части. Таким образом, работа корпоративного менеджера в спорте предстает как сложнейший комплекс, и выполнение каждой категории функций требует различных качеств и квалификации.

Спортивные менеджеры, являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, выполняют в организации ряд разнообразных функций. Среди них выделяются три ключевые:

Функция принятия решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия принятых решений.

Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде физкультурно-спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации.

Менеджер выступает в качестве руководителя физкультурно–спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов физкультурно–спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Менеджер в области физической культуры и спорта должен быть готов к профессиональной организационно–управленческой, планово-экономической и конкретно–исследовательской предпринимательской деятельности в социальной сфере. При решении конкретных проблем профессиональной деятельности в более узких направлениях менеджмента менеджер должен:

– знать основные принципы построения и рационализации систем управления социальной сферой;

– знать внутренние и внешние факторы управления социальной сферой, особенности деятельности в социальной сфере;

– уметь формулировать, обосновывать и ранжировать проблемы развития социальной сферы;

– владеть методологией системного анализа, учета социально-экономических, политических и психологических факторов в управлении социальной сферой;

– знатьфункции, формы и виды ответственности в управлении социальной сферой, понимать ограничения в управленческой деятельности и факторы ее эффективности;

– владеть приемами разработки управленческих решений и выбора оптимальных вариантов деятельности;

– учитывать психологию людей, уметь работать с ними и решать конфликтные ситуации;

– знать основные принципы и методы оценки труда и личных качеств человека, владеть методами управления персоналом;

– стремиться на научно-концептуальной основе организовывать управленческий труд и обеспечивать его эффективность;

– уметь подготовить и провести деловое совещание, коллективное обсуждение, собеседование;

– владеть технологией информационной работы использования организации делопроизводства;

– владеть методами организации эффективного контроля;

– обеспечивать повышение своего квалификационного уровня и своих сотрудников.

В новых социально-экономических условиях спортивный менеджер обязан развивать предпринимательство в большинстве аспектов, обеспечивающее его позитивную работу.

Основные категории менеджмента:

Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.

Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.

Воздействие – это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие.

Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Система субъектно–объектных отношений является основой построения системы управления.

Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру и содержание элементов системы, а также установление связей между ними. Понятие «система управления» характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.

Механизм управления – совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие «механизм управления» отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.

Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие «процесс управления» отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.

Сущность управления заключается в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять – это значит планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Специфичность управления проявляется при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого труда.

Вертикальное развертывание управленческой деятельности образует уровни управления, горизонтальное – звенья и элементы управления.

Менеджер осуществляет управление и планирование предпринимательской и коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

Менеджер должен знать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса; конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро– и микроэкономику, деловое администрирование, биржевое, страховое, банковское и финансовое дела; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; основы законодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; правила и нормы охраны труда и др.

Выделяют требования к квалификации менеджера: высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

В сфере физической культуры и спорта работает более 300 тыс. специалистов, но наибольшее количество их – 70 % трудятся в образовательных учреждениях (школа, колледж, техникум, институт), в категории работников физической культуры и спорта учреждений дополнительного образования, из которых впоследствии необходимо формировать менеджеров по направлениям. В связи с этим наиболее предпочтительный вариант подготовки и обучения специалистов в училищах, техникумах, колледжах, в институтах, университетах и академиях.

Специальная подготовка спортивных менеджеров была организована в начале 90-х гг. в МГАФК (специализация студентов с 1-го курса), РГАФК (специализация после пяти семестров общепрофессиональной образовательной подготовки), в некоторых других физкультурных вузах. В Уральском государственном университете физической культуры с 1993 г. открыта специализация «Менеджер», комплектование и обучение которой производится на договорной (платной) основе.

professor.upsref.ru
  • Карта сайта