3.10.Корректируемое счисление (1.Контроль и корректура счисления 2.Корректура по одной обсервации или по одной линии положения...

3.10.Корректируемое счисление (1.Контроль и корректура счисления 2.Корректура по одной обсервации или по одной линии положения...

3.10.Корректируемое счисление (1.Контроль и корректура счисления 2.Корректура по одной обсервации или по одной линии положения...

3.10.Корректируемое счисление (1.Контроль и корректура счисления 2.Корректура по одной обсервации или по одной линии положения 3.Корректура счисления по анализу невязок)

1.Для обеспечения безопасности счисление нуждается в контроле

Контроль счисления - означает ситуации, при которых обсервованные точки располагаются возле счислимых ближе чем возможны суммарные погрешности счисления и обсервации. В этом случае счисление не сносят в обсервованную точку, а продолжают вести счисление и без изменения его элементов. Корректура счисления – это когда на основе анализа счисления и обсервации счислимая точка переносится, и изменяются элементы счисления. При корректуре счисления каждая последующая обсервация используется для уточнения элементов сноса.

2.1.Корректура счисления по одной обсервации.

После получения единичной обсервации производится проверка наличия промаха при прокладке. Если невязка «С» удовлетворяет неравенству ,то с вероятностью 0.999 промахов в навигационной прокладке нет. В этом случае производится определение вероятнейшего места судна с учётом счислимого и обсервованного. Порядок:Вероятнейшее место удобнее определить графически следующим образом:1)Обсервованное и счислимое место соединяют линией.(см. рис. 1). 2)Из точки Сч и О проводятся линии,перпендекулярные отрезку СчО в противоположные стороны;3) На перпендекуляре из счислимой точки откладывается величина Мсч 2,а на перпендекуляре из точки О величина Mобс2.4)Через концы этих векторов проводиться линия.Точка пересечения определяет вероятнейшее место, в которое переноситься счислимая точка. И прокладка уже из этой точки.При Мо<=1/3Мсч, то вероятнейшее место принимается в обсервованной точке(О).При Мо>=3Мсч – вероятнейшее место в счилимой точке.Если невязка ,то делается вывод или о наличии НП промаха или о существенном изменении учитываемых элелементов сноса.В этом случае производиться проверка прокладки от момента последней обсервации, контролируектся правильность графических построений.








3.10.2.Корректируемое счисление ( Корректура по одной ЛП.)

Вероятнейшее место находится на перпендекуляре опущенном из счислимой точки на ЛП. Его удобнее определить графическим образом.

Порядок::1) Из счислимой точки проводим перпендекуляр на ЛП



2)Рассчитывается линейный СКП счислимого места и линий положения mсч=0,7*Mсч ; mсч=mu/g


3)Из точки К по ЛП откладывается величина в любую сторону,а из счислимой точки перпендекуляр СК., величина в противоположную сторону



4)Через концы проводится линия ab.Точка пересечения и есть счислимое место судна

При mсч<=1/3mлп – вероятнейшее место принимается в счислимой

При mлп<=1/3mсч – вероятнейшее место принимается в К на ЛП

При mлп=mсч – вероятнейшее место принимается посредине перпендекуляра.



4)СКП вероятнейшего места рассчитывается по формуле





3.10.3. Корректируемое счисление (Корректура счисления по анализу невязок)

Корректура счисления, когда счисление ведется с учетом сноса Сущность(см. рис. 1). Рассматривается интервал времени между 2-мя обсервациями. TiTi-1. По каждой i-той обсервации определяется 2 невязки. Определяется 2 невязки Сi и С’м и невязка Сi относительно фактического места См. По невязке Сi’ определяется возможность использования данной обсервации для уточнения элементов сноса, а по невязке Сi делается вывод о существенности изменения элементов сноса и выявляется возможность объединения данной обсервации счислимого места.

Порядок выполнения. 1)После каждой i-той обсервации на карте измеряются невязки Сi и Сi. 2)Рассчитываются СКП обсервованного и счислимого места обеих обсерваций Моi, Моi-1, Мсч. 3) Рассчитываются предельные СКП М2 – предельная суммарная СКП счислимого места и данной после дней обсервации. 4) Невязка Сiсравнивается с М1, а невязка Сi с М2 и делается анализ. При этом возможны следующие случаи. 1 случай (см рисунок 2) Круг М1 вокруг обсервованной точки Оi всегда проводится, а круг счислимой точки на линии пути См. Анализ: При выполнении этих неравенств узнаем что существенных изменений не произошло. Используемая Сi используется для уточнения сноса и обсервованное место определяется со счислимым – определяется вероятнейшее место (использованное ранним методом). Дальнейшая прокладка ведется с обсервованной точки.

2 случай (см рисунок 3) Неравенство Сi > M2 указывает, что невязка Сi превысила предельную величину, значит ее причинами является не случайное изменение сноса, а наличие промаха или случайное изменение элементов сноса. В этом случае производится выявление промаха (проверяется навигационная прокладка, все расчеты, правильность использования ориентиров) Если вновь Сi > M2 то делается заключение о существовании изменения сноса. Назначается вновь цикл определения сноса – снос определяется только по последней невязке Сi, без учета ранее учитываемого сноса – направление сноса соответствует направлению невязки См Оi. Скорость сноса Vсн = СмO. Неравенство Сi’ > M1 является признаком существенного неслучайного отклонения обсервации от счислимого места, поэтому эти места не объединяются и прокладка ведется из обсервованного места из Оi

3 случай (см рисунок 4) В этом случае См’ и Оi отклоняются случайно и следовательно по данной обсервации снос не определяется. По неравенству Сi’ < M2 делается выод,, что ранее учитываемый снос изменяется несущественно и продолжается учет прежнего сноса. Производится объединение счислимого и обсервованного места.

4 случай (см рисунок 5) Неравенство Сi > M2 говорит о том, что обсервация случайно отклонилась от См’ а неравенство Сi’ < M1 говорит о том, что обсервация неслучайно отклонилась, значит делается вывод – снос прекратился. Производится объединение обсервации и счислимого места.















1.


3


2



















3.11 Расчет навигационной безопасности плавания и маршрутных графиков. Расчет вероятности безопасного плавания Безопасность плавания в данном районе оценивается вероятностью прохода этого района по чистой воде. При отсутствии промахов и исправном состоянии тех. Средств вероятность безопасного плавания среди навигационных опасностей рассчитывается по формуле P=П(от i=1 до i=n) * Pi Вероятность равна сумме вероятности, где Рi вероятность безопасного прохода i – той опасности.(см.рисунок 1) Pi=1-exp (-Di/Mi) Di – кратчайшее расстояние от линии пути до опасности, Мi – СКП судна в точке кратчайшего расстояния на линии пути Мi=(Мосч)1/2 Мсч=0,75* Кс* Tплавания, если t<2 часов; Мсч=Кс(T)1/2 если t>2 часов. Кс – коэффициент точности счисления. Вероятность Мi определяется по таблице 1В МТ-75 по аргументу Z=Di/Mi. Если намеченный путь проходит вблизи 1-ой навигационной опасности, то вероятность безопасного плавания рассчитывается по формуле Р=0,5 (1+Pi), где вероятность Pi определяемая по таблице 1 Б по аргументу Z=1,4 D/M. Расчет вероятности безопасного плавания производится для всех точек линии пути кратчайшее расстояние до опасности меньше 3М. Расчет минимальной дистанции от линии пути до опасности При заданной вероятности плавания Рз – Дмин должно рассчитываться по формулам 1) При плавании среди навигационных опасностей Dmin = Z Mi, Z определяется по табл 1В МТ-75 по заданной величине вероятности. 2) При плавании в районе в котором НП расположены по одну сторону от ЛП Dmin=(Z Mi /1,4) Z определяется по табл 1Б по аргументу Р=2(Рзад – 0,5) Расчет допустимой и ожидаемой точности плавания В том случае если вероятность задана, а изменения линии пути невозможно, то производится расчет допустимой и ожидаемой точности:а) при плавании среди навигационных опасностей допустимая СКП рассчитывается Мд<=D/Z D – кратчайшее расстояние. Значение Z определяется из табл 1В для заданной вероятности, в колонке где Е=1. б) при наличии 1-ой навигационной опасности допустимая СКП рассчитывается Мд<=1,4 Дкр / Z, где Z определяется из табл 1Б по аргументу Р=2(Рз-0,5) в)при проходе узкозти в которой НП расположены симметрично по обе стороны линии пути допустимая СКП рассчитывается по формуле Мд<=1,4 Дкр / Z где Z определяется из табл 1Б по заданной вероятности. Ожидаемые погрешности Можид=(Мо2+Мсч2)1/2 Сравнивая Мдоп и Можид делаются выводы об обеспечении безопасности М ожид < M доп. Расчет допустимого времени плавания Используются следующие формулы а) При плавании вблизи берегов и навигационных опасностей когда Т плав < 2 часов Т доп <= 1,4/ К доп2 ожид2)1/2 б)При плавании в открытом море, когда Т>=2 часов Т доп = 1,4/ Кс2 доп2 - М ожид2)1/2 Маршрутный график точности представляет собой график значения радиусов М=95% кругов погрешностей для ряда точек выбранных на линии пути судна. Такой график позволяет быстро оценивать точность обсервации. Рассчитывается и строится график след образом. На каждом участке намеченного пути выбирают по несколько точек (см. рисунок 2) 1)Для этих точек измеряют расстояние до ориентиров, и углы между направлениями на них. 2)По этим данным рассчитываются СКП обсервации планируемыми способами (по пеленгам, расстояниям) и предельное значение по формуле Мо и 1,96Мо. 3)По результатам расчета строится график. По оси абсцисс откладывается выпрямленное расстояние вдоль пути от начальной точки, а по оси ординат Мпр в кабельтовых. Полученные точки соединяют кривой. Эти кривые характеризуют точность ОМС (см. рис.3)













3.12.1 Использование в навигации одной линии положения ( Перемещенная линия положения, способы ее получения )

Все измерения НП выполняемые одним наблюдателем строго говоря являются разновременными. Поэтому для определения места судна необходимо линию первого НП перемещать что бы привести к одному месту, или к одному моменту. Изолинию называют перемещенной.Способы получения перемещенной изолинии. Существует 4 способа перемещения изолинии. Рассмотрим 2 из них. 1)Способ приведения НП к одному моменту. Применяется в случае, если все НП измерены в течении короткого интервала времени 1, 2 мин. Порядок Измеряются НП U1’ U2 относительно 1-го и 2-го ориентира. Замечается время и ОЛ. Затем сразу же измеряется вновь НП 1-го ориентира U1’’. НП 1-го ориентира приводятся к моменту измерения 2 – го параметра путем осреднения параметров 1 – го ориентира, то есть перемещенную изолинию получают осреднением параметра U1=(U1+U1’’) / 2 2)Способ приведения навигационной изолинии к одному месту. Для получения обсервованного места 1 – ю изолинию перемещают параллельно самой себе вдоль линии пути на величину плавания между измерениями 1 – го НП (см. рисунок) S=V (T2 T1) Если определяется по трем изолиниям, то одна изолиния переносится на величину плавания S1=V (T3 T1) , а вторая на величину S2=V (T3 T2)



3.12.2 Использование одной линии положения в качестве контрольной. При плавании в стесненных условиях поворот на новый курс осуществляют при использовании одной изолинии. Контрольная изолиния – изолиния навигационного параметра, проходящая через точку в которой необходимо дать команду рулевому переложить руль. Служит для большой точности и контроля в приход точки поворота. В качестве контрольной изолинии используется изолиния пеленга и расстояния. Порядок выполнения.1.До поворота заблаговременно определяют место судна надёжными методами и прокладку переносят в обсервованную точку.2.По кривой циркуляции определяют точку начала поворота и элементы поворота.3.Назначают контрольную изолинию проходящую через точку начала поворота.(если ориентир находится на курсовых углах близких к 90, то контрольную изолинию выбирают пеленг, если надёжный ориентир расположен на острых углах, то лучшей контрольной изолинией является расстояние. На промежуточных курсовых углах рекомендуется использовать и пеленг и расстояние. 4.Назначив контрольную изолинию постоянно

следят за значением ИП соответствующего этой изолинии. 5.После прихода судна на контрольную изолинию дают команду переложить руль. Во время поворота штурман наблюдает за поворотом. 6.После того как судно легло на новый курс проверяют правильность поворота.

3.12.3 . Использование одной линии положения в качестве а)ведущей и б)ограждающей. а)При плаваниях в узкостях и на фарватерах широкое применение имеет плавание по одной изолинии- ведущей .Выбрав изолинию отвечающую постоянному значению измеренной функции ( параметру) и совпадающую с безопасным путём, следует по ней, непрерывно наблюдая за измеренной величиной. Если необходимо корректируют курс. В качестве ведущей изолинии используются пеленг, расстояния, горизонтального угла, линия створа, изолиния разности расстояния. Порядок использования: Изолиния пеленга- выбирается приметный ориентир и на него проводится пеленг совпадающий с линией пути. За пеленгом ведётся постоянное наблюдение. Если значение изменяется, то судно отклоняется с линии пути. Путём поворота возвращаем судно на курс. Изолиния расстояния- в качестве ведущей принимается при плавании вдоль берега, когда линия пути параллельна берегу. Назначив расстояние наблюдают за положением судна. Изменение курса укажет отклонение. Корректируем курс и идём дальше. Линия створа- это линия проходящая через 2 или 3 знака. При нахождении судна на линии створа знаки усматриваются по одному направлению (сливаются). При смещении судна знаки будут различаться.

Различают ведущие створы – линия створа направлена по рекомендованному пути. Служит для обеспечения плавания по заданному пути и секущие створы служат для определения точки поворота. Порядок использования: судно выходит и идёт по створу. Если не по створу – корректируем. Достоинства- высокая точность удержания на линии пути. Недостаток – при плохой погоде не используется. б)При плавании в стеснённых условиях наряду с обсервациями используется ограждающая изолиния изолиния к.-л. измеренной навигационной величины, проведённая с запасом от опасности, которая позволяет в любой момент без вычислений контролировать положение судна. В качестве ограждающей изолинии можно использовать изолинии: расстояния, пеленга, горизонтального угла, глубины, разности расстояний. В практике проще использовать линию пеленга и расстояния. Изолиния пеленга применяется для ограждения отдельной опасности и в тех случаях когда она параллельна линии пути (см. рис.1) Ограждающая изолиния проводится с запасом. Запас должен перекрывать погрешности измерений α>n>(3mп*Д)/57,3º Изолиния расстояния применяется при плавни вдоль берега, т.е. когда линия пути проходит параллельно берегу (см. рис.2) На РЛС устанавливается ограждающее расстояние (назначается с запасом). Запас должен быть больше наибольшей ошибки измерений n=3mд