Специфика национальных инновационных систем стран.

Инновационная система соответствует общественно-экономическим отношениям и уровню развития производительных сил региона, на территории которого она функционирует. Инновационная система должна формироваться индивидуально для каждой страны, однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные положительно зарекомендовавшие себя подходы.

В этой связи считаем целесообразным и необходимым выделить следующие основные принципы возможного инновационного развития России:

· преодоление традиционной формы российского развития

· инерционность предыдущего периода;

· построение государства принципиально нового типа, обеспечивающего политику и институциональные механизмы, облегчающие приобретение, адаптацию и распространение знаний и возможные информационные сбои;

· формирование нового типа предпринимателя-новатора, соответствующего инновационным требованиям экономики знания главным образом через систему образования;

· результатом использования права собственности на всех уровнях должен стать рост эффективности функционирования национальных факторов производства, прежде всего доминирующего — современного предпринимательства на основе новых инновационных технологий и национальном интеллектуальном капитале;

· развитие реального сектора как основы современных изменений структуры экономики;

· соблюдение принципа пропорциональности при формировании инновационного рыночного потенциала по всей территории страны;

· увеличение интеллектуального потенциала должно стать критерием стратегического хозяйствования России нации для сохранения и возможности инициировать и развивать в будущем интеллектуальные способности для возможной диверсификации экономики на прорывных участках науки и техники, а не только для решения текущих задач традиционного характера;

· понимание всеми хозяйствующими субъектами того, что условием экономики знания, являющейся ареной конкурентной борьбы, должно стать фундаментальное знание и опережающее развитие фундаментальной науки, так как в современном мире только производство предельного, т.е. абсолютно нового знания на базе инновационных технологий и разработки амбициозных стратегий, позволит обеспечить устойчивый рост экономики и решение сложных социальных, экономических, политических проблем.

Ориентиры социально-экономического развития России:

Д.А. Медведев в своем выступлении на Госсовете определил следующие основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 г.: возвращение России в число мировых технологических лидеров; четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики; увеличение доли среднего класса до 60—70% населения; сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Заключение.

Хотелось бы сказать, что немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.

Что касается российских предприятий, то их инновационная активность в настоящее время увеличивается. Но существуют и некоторые проблемы в инновационной сфере. Во-первых, это отсутствие единого федерального закона «Об инновационной деятельности», принятие которого необходимо. Во-вторых, это проблема кадров, под которой понимается переход специалистов в другие сферы деятельности, не связанные с их профессией, с целью обеспечить себе средства к существованию. В-третьих, проблема нехватки собственных средств предприятия на реализацию инновационных проектов. Необходимо отметить и тот факт, что нынешний этап развития инновационной деятельности в российской промышленности имеет антитехнологический харктер; все усилия современного промышленного менеджмента направлены преимущественно на учет потребностей рынка.

Подводя итог, можно сделать вывод, что российские предприятия имеют большой инновационный потенциал. Для его развития необходимо увеличить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства и в большей степени тех, которые осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.

Список литературы:

1) Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2008.

2) 12.Голиченко О. Российская инновационная система: принципы развития // Вопросы экономики. – 2007. - №12

3) http://econom-lib.ru

4) https://ru.wikipedia.org

5) https://bgscience.ru