ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС

(греч.) [iconostasis; Ikonostasis f; iconostase (f)] — в православном храме обычно деревянная стена от северной его стороны до южной, состоящая из нескольких ярусов икон, установленных на тябла в определенном порядке, и отделяющая внутреннее помещение храма от алтаря. Ансамбли иконостаса часто представляли собой шедевры архитектурно-художественного искусства. В первые века существования христианской православной церкви иконостас заменяла невысокая преграда без икон. Формы ее были различны. Она устраивалась в виде решетки или стенки, украшенной резьбой. В дальнейшем иконостас видоизменялся, становился выше и богаче, приобретая вид архитектурного сооружения. С начала XV в. получили распространение высокие иконостасы. Общая композиция их, отражающая идею «небесного града», определялась размерами икон, их взаимным расположением, цветовой гаммой, а также общим архитектурным решением как самого иконостаса, так и здания церкви в целом. В иконостасе устраивается три входа: в середине, в южной и северной его частях. В центре находятся Царские врата, главный сюжет которых — четыре евангелиста и сцена Благовещения. Каждый ряд икон называется чином. В иконостасе они располагаются в определенном порядке. Нижний ряд — «местный» чин, где помещены изображения Господа и Богоматери, а также наиболее почитаемые в данной местности иконы (местные) и иконы святых или святого, которому посвящен храм. Выше, над Царскими вратами, располагается Деисусный чин, являющийся главной составной частью иконостаса. Центральная икона изображает Спасителя, слева и справа — Богоматерь и Иоанн Креститель с апостолами. Выше расположен праздничный чин — двунадесятые праздники (двенадцать главных праздников) православной церкви: Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господа в Иерусалим, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово. Следующий ярус представляет лики пророков, окружающих икону Богоматери с Младенцем. Верхний чин состоит из икон отцов и патриархов церкви. Завершает иконостас изображение креста.В ряде церквей иконостасы сооружались в виде триумфальных арок. Примером может служить иконостас Спасо-Преображенского собора в Петербурге, исполненный по проекту архитектора В. П. Стасова.

Примеры:

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля



КОКОШНИК

[kokoshnik; Fassadenverzierung f; kokochnic (m)] — декоративная (ложная) закомара, иногда заостренная вверху, напоминающая женский головной убор. Цепи кокошников располагаются на стенах, сводах, уменьшающимися кверху ярусами вокруг барабана или купола. Кокошники наиболее характерны для русской архитектуры XVIII столетия.

Пример:

Церковь Николая Чудотворца на Посаде (Коломна) — Пять ярусов кокошников полностью покрывают своды снаружи.

КОНХА

(греч.) [semi-dome; Konche f, Halbkuppel f; coupole (m) en berceau] — полукупол, перекрывающий апсиды и ниши.

Элемент древневизантийской храмовой архитектуры в виде наполовину выступающего из здания сферического купола с невысоким барабаном.

В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (псевдовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены 4 конхи, и храм таким образом венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Конха, вид снаружи:

Конха (окрашена жёлтым):

Конха (базилика Святого Димитрия)

КРЕСТ

[cross; Kreuz n; croix (f)] — один из главнейших христианских символов, знак страдания, спасения и вечной жизни. С V в. н. э. крест стал неотъемлемой частью христианского храма. На католическом храме устанавливается обычно строгий и простой крест. Кресты, венчающие главы православных церквей и соборов, первоначально простые и лаконичные, в дальнейшем превратились в истинные произведения искусства. Многие из них выполнялись по чертежам и рисункам известных архитекторов и художников. Сплошные и стройные, ажурные изящного рисунка, устремленные ввысь позолоченные кресты придавали легкость всему зданию. Многие зодчие использовали крест в сооружениях, воздвигнутых в память павших в сражениях при защите Отечества. Одни памятники были исполнены в виде массивного гранитного или мраморного креста, установленного на декоративно обработанном пьедестале — в этом случае он выражал основную идею мемориального памятника (памятники на Бородинском поле, на братской могиле русских воинов, погибших в битве под Полтавой). В других монументах крест служил уже второстепенным элементом, усиливая их идейное содержание (Александровская колонна, памятник «Броненосцу «Александр III» в Петербурге).

Некоторые виды крестов. Иллюстрация из книги Lexikon der gesamten Technik (1904) von Otto Lueger

 

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

[Greek temple; Kreuzkuppelkirche f; cathédrale (f)] — тип храма, сложившийся в византийской архитектуре VI в. и являвшийся основным в древнерусской архитектуре. План такого храма построен в форме греческого креста по типу центральной симметрии. На четыре столба, расположенных в середине здания, опираются арки, на них возвышается барабан, перекрытый куполом, главенствующий во всей композиции храма. Плавный переход от арок к барабану осуществляется с помощью парусов. К центральному квадрату плана примыкают концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами; образующиеся угловые помещения также перекрыты куполами или сводами. Позже появились различные варианты крес-тово-купольных храмов. Их архитектура отличается массивностью стен и опор, большими поверхностями сводов, а также усиливающей торжественность интеръера храмовой росписью или скульптурой.

Примеры:

Собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг. Величайший купол в архитектуре Византии. Чертеж. Продольный разрез храма.



Церковь Сан-Витале в Равенне. 527—548 гг.

План церкви Сан-Витале в Равенне.

Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде хорошо видна выступающая между двух ниш апсида.

ЛЕМЕХ

[shingles; Spltzbrett n; petites lamelles (f, pl) (ecaillées) de bois couvrant des coupoles d'église] — небольшие деревянные дощечки, имеющие форму лопатки или плоской ступенчатой пирамидки, выполненные из осины. Лемех широко применялся в русском деревянном зодчестве для покрытия глав, шатров, барабанов и своим серебристым оттенком придавал строениям живописный вид.

Схема:

ЛОПАТКА

[pllaster, strip; Lisene f, Mauervorlage f, Pfeilervorlage f; pilastre (m) de mur, pllier (m) engage dans un mur et peu saillant] — характерный для древнерусского зодчества плоский вертикальный выступ стены без базы и капители, разделяющий стены фасада на прясла. Расположение лопаток на фасаде обычно отвечало внутренней планировке: они размещались по углам и в тех местах, где внутренние стены примыкали к наружным.

МОЗАИКА

(франц.) [mosaic; Mosaik f; mosaïque (f), marqueterie (f)] — изображение, составленное из отдельных кусочков одного или нескольких материалов (дерева, цветного стекла, камней), закрепленных в слое цемента, извести, мастики или воска. Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства. Мозаичные работы существовали уже в зданиях и сооружениях античного мира, где мозаика применялась в основном для украшения полов. В дальнейшем этот вид оекора широко используется в интерьерах, a также при отделке фасадов зданий различного назначения, особенно храмов. Так, хорошо известная мозаичная облицовка порталов, куполов мавзолеев и мечетей строго подчинена их архитектуре. Мозаичные композиции в сочетании с позолотой, лепкой, резьбой органически дополняли архитектурный декор христианских храмов, обогащая их интерьеры. В настоящее время мозаичные панно украшают помещения многих общественных зданий.

13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим