XREFF.RU


Социальный портрет современного ребенка.



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов детей и подростков. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу сейчас переживают младшие школьники. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографии. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок?

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на “взрослые” темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетения сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.

Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинства детей в возрасти 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу « Развития речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Так же неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком - либо занятии, рассеяны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает “ клиповым сознание”, вскормленным рекламной и музыкальными роликами. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей на которых выросли родители, бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер - способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно – ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно – ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Итог – болезни, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за “наследования опыта семейных неудач”, происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сфере, привнесенных в повседневный быт ребенка.

Обобщив фундоментальные исследования последних лет, академии Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:

· Резкое снижение развития детей дошкольного возраста.

· Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

· Уход из жизни ребенка сюжетно – ролевой игры и как следствие снижение произвольности и мотивационно – потребностной сферы.

· Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

· Недостаточная сформированность мелкой моторики и следовательно графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

· Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.

· Рост «экранной» зависимости.

· Ограничение общения со сверстинками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

· Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

· Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.

· Рост основных форм психических заболеваний.

· Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас пожалуй становятся все более выраженными.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой она развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно “здесь и сейчас” закладываются основы личности Человека будущего. И если мы взрослые не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

referatxlk.nugaspb.ru
  • Карта сайта