Соц.-историч. сущность образования. Основные функции образования.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнед-ти. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на обще культурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования. Функции образования – наиболее устойчивые направления воздействия образования на основные сферы общественного развития. Функции образования не сводятся к конкретной совокупности задач, выдвигаемых перед системой образования, а представляют собой социально-исторические универсалии образования как социального института.1.Трансляция и распространение культуры в обществе –наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).2.Формирование у молодого поколения установок,ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать.

.

5. Критерии и оценки качества образования.Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).Что необходимо для оценки?Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. В таком случае под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество образования не тождественно качеству обученности. Для оценки эффективности работы школы, учитывая уровень знаний учащихся за определенный период, необходимо проанализировать, какой контингент приходит учиться в эту школу, какие условия для работы педагогов созданы, каков кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и т.д.

Принципами создания системы оценки качества образования могут быть следующие:

•более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, количество пропусков занятий и др.), дальнейшее образование и карьера выпускника;

•открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур его оценки;

•принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в образовательном учреждении;

•минимум показателей в системе управления образованием;

•соблюдение морально-этических норм в отборе показателей. Таким образом, критерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров. Оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев. Рассмотрим принципы отбора показателей и критериев для оценки качества образования (см. табл. 1).

Таблица 1. Критерии оценки качества образовательного процесса

Критерии Показатели Уровни проявления Сроки проведения диагностики
1. Успешность обучения 1.1. Соответствие знаний, умений и навыков государственным и региональным образовательным стандартам. 1.2. Адекватность результатов обучения учебным возможностям учащихся Соответствует стандарту; превышает стандарт; ниже стандарта; выше учебных возможностей; адекватно учебным возможностям; ниже учебных возможностей Дважды в течение учебного года (первое и второе полугодие)
2. Сформирован-ность общеучебных (учебно-познава-тельных) навыков 2.1. Осознанность умения. 2.2. Самостоятельность применения. 2.3. Полнота умения Сформировано; частично сформировано; не сформировано На окончание начальной школы, на начало основной школы, по окончании 7-го, 9-го класса
3. Сформирован-ность положительной мотивации учения 3.1. Социальная мотивация: широкие социальные мотивы; узкие социальные мотивы; собственно школьная мотивация; мотивация со стороны семьи. 3.2. Познавательная мотивация: ситуативный интерес; узкий познавательный интерес к отдельным учебным предметам; познавательный интерес; широкая познавательная потребность Оптимальный; достаточный; низкий На начало основной школы (5-й класс), в 7-м классе, по окончании основной школы (9-й класс)
4. Сформирован-ность ценностного самоопределения учащихся 4.1. Качества личности учащихся в соответствии с целями школы, моделью выпускника Ярко проявляются; проявляются; слабо проявляются; не проявляются На начало основной школы, по окончании 7-го класса, 9 и 11-го класса
5. Сформирован-ность профессионального самоопределения выпускников основной и средней школы 5.1. Наличие плана в основном и альтернативном вариантах 5.2. Обоснование профессионального выбора в соответствии со своими возможностями, желаниями и востребованностью профессии в обществе. Высокий; средний; низкий Один раз за учебный год в 9, 10 и 11-м классах
6. Сформирован-ность умений адаптироваться и взаимодействовать в коллективе 6.1. Эмоционально-психологическая комфортность в коллективе. 6.2. Взаимодействие по достижению общеколлективных целей. 6.3. Усвоение общеколлективных мотивов деятельности Лидеры; принятые; не принятые; отверженные Один раз в год в 7, 9, 11-м классах

Таблица 2. Аналитическая оценка

1. Нормативная оценка
Оценка Уровни оценивания, баллы
1.1. Соответствие обязательному минимуму содержания образования Частичное (0-10). Полное (0-10)
1.2. Наличие учебно-методического комплекса к учебнику Для учителя (1-10). Для ученика (1-10)
1.3. Соблюдение педагогических норм Разнообразие методов (0-10). Рациональное использование методов (0-10)
2. Педагогическая оценка. Отражение дидактических принципов
Оценка Уровни оценивания, баллы
2.1. Научность Соответствие современным взглядам на содержание образования (0-10). Соответствие современной педагогической теории (0-10). Отсутствие теоретических ошибок (0-10). Корректность формулировок (0-10)
2.2. Системный подход к содержанию Курса в целом (0-10). Отдельных тем (0-10)
2.3. Реализация принципа историзма Достаточно (0-10). Недостаточно (0-10). Отсутствие (0-10)
2.4. Доступность Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика (0-10). Намного выше (0-10). Увлекательность изложения (0-10). Академический стиль изложения (0-10)
2.5. Наглядность представления информации Иллюстрации к тексту (модели, схемы, таблицы, рисунки и т.д.) (0-10). Иллюстрации в виде изображений реальных предметов, фотографий, репродукций, слайдов (0-10)
2.6. Отражение межпредметных связей С каждым предметом (0-10)
2.7. Проблемный подход Достаточно (0-10). Недостаточно (0-10). Отсутствие (0-10)
3. Дидактические функции
Оценка Уровни оценивания, баллы
3.1. Возможности дифференциации обучения - разноуровневость заданий (0-10)
3.2. Организация учебной деятельности ученика - наличие различных видов заданий (0-10); - возможность использования учебника учеником для
самостоятельной работы (0-10); - наличие заданий для самостоятельной работы ученика (0-10)
3.3. Формирование приемов умственной деятельности - использование общенаучных методов познания, обобщения, умения выделять главное (0-10)
3.4. Возможность преемственности различных учебников - наличие (0-10); - отсутствие (0-10)
3.5. Формирование мотивационной сферы ученика - цели (0-10)
4. Воспитательная и мировоззренческая функции
Оценка Уровни оценивания, баллы
4.1. Воспитание, направленное на материальные общественные отношения - экологическое; - воспитание здорового образа жизни
4.2. Духовное воспитание - эстетическое; - нравственное; - патриотическое
4.3. Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда - структурность изложения (0-10); - наличие пояснений по работе с учебником; ди-дактическим материалам (0-10); - постановка дидактической задачи или проблемы (0-10)

Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать, а это связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Стратегическое планирование - один из главных факторов успеха.

6. Традиционная и современная образовательные парадигмы.Парадигма образования - совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно разделить на парадигмы, устремленные в будущее ("прогрессивные") или обращенные в прошлое ("классические"). Термин "классическая" обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму. "Прогрессивные" предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношения, иное поведение и педагогический менталитет.

Отличия новой парадигмы образования и классической [2]

Критерии Классическая парадигма Новая, неклассическая парадигма
Основная цель образования Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
Человек Простая система Сложная система
Знания Из прошлого («школа памяти») Из будущего («школа мышления»)
Образование Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
Учащийся Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
Отношения педагога и учащегося Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося
Вид деятельности учащегося «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого «Активная», творческая деятельность обучающегося

В настоящее время в России наиболее известны и признаны 3 школьные системы образования: традиционная, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, в рамках которых действуют различные учебно-методические комплексы.В философском энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе».