XREFF.RU


Социально-педагогическая виктимология (6 ч.)



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше

Теории и концепции социальной педагогики

Рекомендуемая литература

1. АлмазовБ.Н. Психология проблемного детства. – М.: Дата Сквер, 2009. – 248с.

2. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416с.

3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. – СПб.: Питер, 2010. – 352с.

4. Иванов А.В. Социальная педагогика. – М.: Дашков и К, 2013. – 424с.

5. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика: Монография /Под ред. С.А.Расчетиной, В.Э.Зюсса. – СПб.: Росток, 2010. – 264с.

6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Юрайт, 2011. – 797с.

7. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы /Авт.-сост. Т.А.Шишковец. – М.: 5 за знание, 2006. – 192с.

8. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения /Отв. ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185с.

9. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности /Под ред. С.А.Расчетиной. – СПб.: Издательство Буковского, 2005. – 244с.

10. Социальная педагогика /Под ред. В.И.Загвязинского, О.А.Селивановой. – М.: Юрайт, 2012. – 405с.

11. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1998. – 320с.

12. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков /Под ред. С.А.Расчетиной, В.Э.Зюсса. – СПб.: Росток, 2006. – 256с.

Практические занятия

Практическое занятие 1.

Социальная педагогика как отрасль знания. Социализация (2 ч.)

1. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Предмет социальной педагогики.

2. Сущность социализации. Основные феномены социализации (факторы, средства, механизмы, агенты социализации).

· Мегафакторы социализации;

· Макрофакторы социализации;

· Мезофакторы социализации;

· Микрофакторы социализации.

3. Человек в процессе социализации. Социальная адаптация и дезадаптация.

Задания для выполнения на занятии:проектирование и решение социально-педагогических задач.

Практическое занятие 2-4.

Социально-педагогическая виктимология (6 ч.)

1. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. Типы отклонений от нормы.

2. Ребенок с ограниченными возможностями в современном обществе. Причины инвалидности детей. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития. Социально-педагогические и психологические проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

3. Социально-педагогическая запущенность (общая характеристика, причины формирования).

4. Девиантное поведение детей и подростков (понятие, типология, причины формирования). Профилактика девиантного поведения.

5. Делинквентное поведение детей и подростков (понятие, типология, причины формирования). Профилактика делинквентного поведения.

6. Аддиктивное поведение детей и подростков (понятие, типология, причины формирования). Профилактика аддиктивного поведения.

7. Общая характеристика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних.

8. Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема.

9. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Основные формы жизнеустройства детей-сирот (институциональное воспитание, замещающая семья, профессиональная замещающая семья).

10. Одаренные дети в современной образовательной организации. Виды одаренности, основные направления работы с одаренными детьми.

11. Общая характеристика проституции несовершеннолетних, причины ее появления. Основные направления профилактической работы.

12. Суицидальное поведение как социально-педагогическая проблема, основные направления профилактической работы.

Дополнительная литература

· Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре //Вопросы психологии. – 2004. - № 3.

· Богоявленская М.Е. Психологические особенности работы с одаренными детьми в начальной школе //Начальная школа плюс — до и после. - 2013. - № 5.

· Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте //Вопросы психологии. – 2004. - № 6.

· Дементьева И. Приемная семья – новая модель защиты детства в России //Воспитание школьников. - 1996. - № 5.

· Дементьева И. Технология адаптации детей-сирот //Социальная педагогика. - 2003. - № 2.

· Дети группы риска в общеобразовательной школе (+CD) / Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2008.

· Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико – психологические аспекты. – СПб., 2005.

· Ивченкова Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни //Вопросы психологии. – 2001. - № 3.

· Казарина В.В. О некоторых формах работы с одаренными детьми (Из опыта Иркутской области) //Начальная школа плюс — до и после. - 2013. - № 5.

· Митиев Л. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа //Социальная педагогика. - 2003. - № 3.

· Москвина В. Социализация детей-сирот //Воспитание школьников. - 2006. - № 1.

· Одинцова И., Шамахова Н. Детский дом, организованный по семейному принципу //Воспитание школьников. - 2004. - № 2.

· Ребзуев Б.Г. и др. Потребительское поведение подростков //Вопросы психологии. – 2006. - № 2.

· Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью //Вопросы психологии. – 2007. - № 5.

· Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод.пособ. /под ред. Г.И.Климантовой. - М.: Издательство РГСУ, 2008. - 192 с.

· Справочник социального педагога: 5 – 11 классы /Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М., 2007.

· Степанов В.Г. Психология одарённости детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000. - № 3.

· Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности младших школьников //Начальная школа плюс — до и после. - 2013. - № 5.

· Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия. М., 2001. (глава 2, статьи Н.Малофеева, М.Никитиной и др.).

· Зайцев Ф.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //Педагогика - 2003. - № 1.

· Руденко Г. Из опыта работы с детьми инвалидами //Воспитание школьников. - 2004. - № 1.

· Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // СоцИс. - 2003. - № 5.

· Дементьева И. Приемная семья – новая модель защиты детства в России //Воспитание школьников. - 1996. - № 5.

· Дементьева И. Технология адаптации детей-сирот //Социальная педагогика. - 2003. - № 2.

· Митиев Л. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа //Социальная педагогика. - 2003. - № 3.

· Москвина В. Социализация детей-сирот //Воспитание школьников. - 2006. - № 1.

· Одинцова И., Шамахова Н. Детский дом, организованный по семейному принципу //Воспитание школьников. - 2004. - № 2.

· Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. – М., 1990.

· Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод.пособ. /под ред. Г.И.Климантовой. - М.: Издательство РГСУ, 2008. - 192 с.

Контрольная работа

Обращаю ВАШЕ внимание, что работа выполняется в электронном виде и за 1 месяц высылается на адрес

a.n.butorina@yandex.ru

Работу высылать одним «прикрепленным» файлом, названным по Вашей фамилии.

Работа должна содержать все необходимые элементы (если в работе отсутствует какой-либо элемент, то она будет возвращена автору с отметкой «неудовлетворительно»).

Контрольная работа состоит из 2 частей. 1 часть – задания, которые необходимо выполнить по вариантам (вариант выбирается по последней цифре зачетной книжки), 2 часть – общая для всех вариантов. Введение и заключение в работе НЕ НУЖНЫ, завершаться работа должна СПИСКОМ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (не забывайте про ссылки в квадратных скобках).

Часть контрольной работы

Вариант 1

1.1. Характеристика понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение». Виды (типы) девиантного поведения.

1.2. Причины формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Основные направления профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков.

Вариант 2

1.1. Характеристика понятий «алкоголизм», «пьянство», «наркотик», «наркомания», «токсикомания».

1.2. Особенности детского алкоголизма и наркомании, причины формирования. Основные направления профилактики алкоголизма и наркомании у детей и подростков.

Вариант 3

1.1. Характеристика понятий «педагогическая запущенность», «социальная запущенность», «социально-педагогическая запущенность».

1.2. Особенности проявления запущенности детей и причины ее формирования. Пути предупреждения запущенности.

Вариант 4

1.1. Характеристика понятий «одаренность», «одаренный ребенок», «ребенок с признаками одаренности».

1.2. Виды детской одаренности и их особенности. Работа с одаренными детьми в образовательной организации.

Вариант 5

1.1. Характеристика понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «брошенные дети», «социальный сирота».

1.2. Причины сиротства. Специфика социализации ребенка в закрытом учреждении. Основные психологические, личностные и социальные особенности воспитанников детского дома (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст)

Вариант 6

1.1. Характеристика понятий «опека», «попечительство», «усыновление», «приемная семья».

1.2. Основные формы устройства детей-сирот в современном обществе (институциональное воспитание, замещающая семья, профессиональная замещающая семья).

Вариант 7

1.1. Характеристика понятия «социальное сиротство». Категории детей, относящиеся к социальным сиротам (отказной, подкидыш, отобранный, бомж).

1.2. Пути предупреждения и преодоления социального сиротства.

Вариант 8

1.1. Характеристика понятий «инвалид», «инвалидность», «дети с особыми нуждами», «ребенок с особыми образовательными потребностями», «инклюзивное образование».

1.2. Категории детей с ограниченными возможностями. Причины инвалидности детей. Признание инвалидности. Социально-педагогические и психологические проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Вариант 9

1.1. Характеристика понятий «суицид», «суицидальное поведение».

1.2. Признаки и причины суицидального поведения у детей и подростков. Основные направления профилактической работы.

Вариант 10

1.1. Характеристика понятий «проституция», «детская проституция».

1.2. Причины возникновения детской проституции, основные направления профилактической работы.

Часть контрольной работы

2.1. На основании анализа обязательной литературы дайте развернутое определение понятию «социализация». Раскройте, что представляют собой средства социализации, агенты социализации и механизмы социализации.

2.2. Заполните таблицу.

Таблица 1 — Факторы социализации

Фактор социализации Определение Краткая характеристика
Мегафакторы социализации
Космос
Планета
Мир
Макрофакторы социализации
Страна
Этнос
Общество
Государство
Мезофакторы социализации
Субкультура
Средства массовой коммуникации
Сельский тип поселения
Городской тип поселения
Микрофакторы социализации
Семья
Группа сверстников
Воспитательная организация

2.3. Составьте «Словарь ключевых понятий».

1. Аддиктивное поведение

2. Алкоголизм

3. Безнадзорность

4. Безнадзорные дети

5. Беспризорность

6. Беспризорные дети

7. Брошенные дети

8. Виктимология

9. Девиантное поведение

10. Делинкветное поведение

11. Дети с особыми нуждами

12. Дети, оставшиеся без попечения родителей

13. Дети-сироты

14. Детская проституция

15. Инвалид

16. Инвалидность

17. Инклюзивное образование

18. Наркомания

19. Наркотик

20. Норма

21. Одаренность

22. Одаренный ребенок

23. Опека

24. Отклонение от нормы

25. Педагогическая запущенность

26. Период уличной адаптации

27. Попечительство

28. Приемная семья

29. Проституция

30. Пьянство

31. Ребенок с особыми образовательными потребностями

32. Ребенок с признаками одаренности

33. Социальная запущенность

34. Социально-педагогическая запущенность

35. Социальный сирота

36. Суицид

37. Суицидальное поведение

38. Токсикомания

39. Уличность

40. Усыновление

  • Карта сайта