XREFF.RU


Управление образования Камешковского района Муниципальное общеобразовательное учреждение Вахромеевская средняя школа Рабочая...



Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
Управление образования Камешковского района Муниципальное общеобразовательное учреждение Вахромеевская средняя школа Рабочая...

Управление образования Камешковского района Муниципальное общеобразовательное учреждение Вахромеевская средняя школа Рабочая...

Управление образования Камешковского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вахромеевская средняя школа



Рассмотрена на метод. совете Утверждаю

Протокол № 1 директор В.Н. Бабурова

От 26.08.2013 г. приказ № 75 от 30.08.2013 г.







Рабочая программа кружка дополнительного образования

«Что я знаю о России»



Направление программы: краеведческое

Программа рассчитана на 1 год обучения, адресована учащимся 15 лет





посёлок Максима Горького

Камешковского района

Владимирской области















Разработала педагог дополнительного образования Хлопкова Е.Ю.

2013 г.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе авторской в 2011 году. Автор-составитель Н. В. Болотникова - разработчик элективных курсов по географии, методист Волгоградской области, 2007 г. Программа адресована учащимся общеобразовательной школы 15 лет и рассчитана на 1 год обучения. Объем программы: 34 часа (1 раз в неделю)Программа « Что я знаю о России» входит в образовательную область - география. В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своей Родине вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края. Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Основная часть данной программы – комплексная географическая характеристика России, в которой рассматриваются во взаимосвязи природа, население, хозяйство. Для решения поставленных задач программа нацелена на обобщение, систематизацию ранее полученных знаний, углубление знаний о географических приёмах работы, необходимых для самостоятельного их применения в учебном процессе и во внеурочное время. Изучение природных условий обширного пространства нашей Родины, возможно, прежде всего путём формирования в сознании учащихся ярких представлений, образов природы конкретной территории. Яркий образ нередко сохраняется в памяти в течение всей жизни человека. Эти представления должны сопровождаться накоплением точных и прочных знаний об особенностях и закономерностях природы. Курс данной программы призван раскрыть экологическую значимость географических знаний и в целом их практическую направленность. Экологические проблемы приобретают в мире всё большую остроту. Помимо глобальных, в разных странах возникает масса локальных и региональных экологических проблем. При изучении данного курса школьники должны проникнуться пониманием экологической значимости географических знаний. Ведь Россия - это – страна, в пределах которой им предстоит жить и работать, растить своих детей и заботиться об их будущем, та страна, экологическое благополучие которой для них, даже чисто прагматически, важнее всего.

Курс программы «Что я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Географическое мышление – это мышление, основанное на понимании тесной взаимосвязи между различными процессами и явлениями природы, между обществом и природой, мышление, привязанное к конкретной территории (пространству)





Цель программы: создать образ страны - России в её многообразии.

Задачи программы:

I. Образовательные:

- закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;

- углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;

- обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

- формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

II. Развивающие:

- личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

- совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

- воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

- формирование у учащихся интереса к изучению географии, развитие коммуникативных

навыков: умения работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

- включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Предполагаемые результатыдеятельности

Способы проверки результатов работы:

- выставки

- проектно - исследовательская деятельность

- экологические слеты

- туристические слеты

-соревнования по спортивному ориентированию

-олимпиады









Календарно - тематическое планирование кружка по географии

«Что я знаю о России»

1 час в неделю (34 ч.)

№ урока

Наименование тем

Общее количество часов

Лекция Практическая работа

Практическая работа

Семинар

1

Введение. Особенности географического положения России

1

0,5

0,5


2

Соседское положение России

1


1


3-4

Россия в мировом сообществе

2

1

1


5

Страны СНГ

1

0,5

0,5


6

Национальные интересы России

1



1

7-8

Население России. Национальный и религиозный состав населения

2

1

1


9

Численность и размещение населения

1

0,5

0,5


10

Уровень жизни населения. Занятость населения

1

1



11

Общая характеристика России: площадь, население, сравнение с другими государствами

1

0,5

0,5


12

Геостратегия России

1



1

13

Влияние зимних изотерм на расселение

1

0,5

0,5


14

История заселения России – путь на северо-восток

1



1

15

Моря, омывающие берега России

1

0,5

0,5


16

Ресурсы морей

1

0,5

0,5


17

Закрытые моря

1

0,5

0,5


18

Путешествие по Северному Ледовитому океану

1

0,5

0,5


19

Реки-тупики

1

0,5

0,5


20

Мать-Волга

1

0,5

0,5


21

Значение равнин России

1

0,5

0,5


22

Равнины и люди

1

1



23

Горные рубежи России

1

0,5

0,5


24

Поэзия и проза гор

1

0,5

0,5


25

Хозяйство страны

1

0,5

0,5


26

Подземные богатства России

1

1



27

Нефть и газ

1

0,5

0,5


28

Уголь. Проблемы угольной промышленности

1

0,5

0,5


29

Машиностроение России

1

1



30

Сельское хозяйство России. Земледелие

1

1



31

Животноводство

1

1



32

Ж/д магистрали России

1

1



33

Транспорт и экономические связи

1

0,5

0,5


34

Экологическое положение в России

1

1

1


Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала, но и методами, приёмами, средствами обучения. Данная программа предусматривает такие методы обучения как лекция, семинар, практическая работа. На занятиях целесообразен приём работы с трафаретом, статистическими материалами, контурными картами, а также использование ИКТ (Диск География 8-9 кл.Министерство образования РФ) Организованная таким образом работа способствует развитию интереса, любознательности, расширению кругозора, творческой активности учащихся. Данная программа поможет учащимся в подготовке к олимпиадам по географии, а также к государственной итоговой аттестации.

Содержание тем учебного курса

1. Введение(1 час) Цели и задачи кружка « Что я знаю о России».

Географическое положение России

Оценка географического положения, территории, природы, развития. Противоположность оценок географического положения и сама страна - Россия.

2. Соседское положение России.

Практическаяработа«Страны-соседи Российской Федерации».

Выявление соседского положения на суше, через моря и океаны, работа с картами атласа для 10 класса «Плотность населения».

Выявление закономерностей размещения населения в соседних странах вдоль границ с Россией, расположения их столиц

Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка России».

Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско-соседских отношений.

3. Россия в мировом сообществе.Экономико-географическое, транспортное, эколого-географическое, геополитическое положение России. Преимущества и сложности географического положения России для развития её экономики. География внешней торговли России.

Современная трактовка понятия «геополитика». Геополитические связи России во времени. Влияние России на политические и экономические события в мире.

4. Страны СНГ. Распад СССР, образование союза независимых государств.

5.История заселения России - путь на северо-восток.
История развития древних цивилизаций (речные цивилизации).
История освоения новых территорий (Америка, поиск пути в

Индию). Движение за теплом и пищей - великие переселения народов.

Практические занятия: изучение национального состава области по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.

6. Закрытость территории России: горные стены.
Лекция«Закрытая страна».Практическаяработа«Определение границ России исходя из особенностей рельефа» (границы природные и условные, опасность горных границ, истоки терроризма).

7.Закрытые моря.

Лекция«Ведущие в никуда внутренние моря, выводящие ниоткуда окраинные моря».

Практическаяработа«Определение природы морей, их навигационный режим.

Вычерчивание основных морских транспортных магистралей».

8.Реки-тупики.

Лекция«Реки-тупики».

Многочисленность рек России, их меридиональное расположение. Торговые речные пути. Реки Сибири. Волга, Амур.

Практическаяработа«Выявление зависимости режима рек от климатических условий».

Влияние большой протяженности рек в меридиональном направлении на весенние половодья.

9. Горные рубежи России. Пятитысячники России: Каввказ, Эльбрус. Горы Восточной Сибири.

Поэзия и проза гор. Стихи А.С. Пушкина , М.В. Лермонтова о красоте Русской природы.

10. Хозяйство России.Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы: Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

11. Машиностроение. Значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа: Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

12. Сельское хозяйство России. Сельхоз. Культуры благоприятно произрастающие на территории России. Методы агротехники. Мелиорация. Земледелие. Животноводство.

13. Транспорт и экономические связи. Практическая работа: характеристика Транссибирской железнодорожной магистрали

Перечень знаний, умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Обучающиеся должны знать:

- особенности географического положения, природы, населения и хозяйства России;

- основные этапы заселения территории России;

- основные народы, населяющие Россию, языковые группы;

- отраслевой состав хозяйства России;

- роль России в СНГ;

- главные проблемы развития хозяйства РФ;

- транспортную сеть, крупные города;

- экологические проблемы районов России

-основные виды растений и животных родного края;

-особо охраняемые территории и памятники природы родного края;

Обучающиеся должны уметь:

- выбирать из атласа карту нужного содержания в зависимости от решаемой задачи;

- показывать по карте пути славянского расселения на современной территории;

- устанавливать зависимость плотности населения и его размещения от природных условий;

- анализировать отраслевую структуру хозяйства России на основе статистических данных;

- давать характеристику географического положения, природы и природных ресурсов, транспортной сети, городов на основе карт;

- находить на карте заданные географические объекты;

- делать выводы;

- выдвигать гипотезы и доказывать их.

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-различать памятники природы;

-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

-различать охраняемые растения и животных

-работать с литературой и Интернет ресурсами

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Формы контроля:

В процессе обучения проводятся контрольные диагностические срезы по отдельным темам, начальная, промежуточная и итоговая аттестация, в которых выделяются 4 основных показателя:

1) знания и умения;

2) мотивация к занятиям;

3) творческая активность;

4) достижения.

Учебно – методические средства обучения:

1.Тех. средства обучения:

Видеомагнитофон

Мультимедийный проектор

Экран

Телевизор

Видеомагнитофон

2. Наглядные пособия (плакаты):

- комплект плакатов по Владимирской области

3.Специальное оборудование:

- атласы 9 кл.

- контурные карты 9 кл.

- политико-административная карта России

- политическая карта мира

- тематические карты

- интернет - ресурсы

- поурочные разработки по географии 9 кл.

Список литературы:

-методическое пособие по курсу: «География: природа России» Москва «Просвещение» 2003 г.

- Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии» «Природа России» Москва, «Вако»2009 г.

- «Уроки - игры в средней школе» Волгоград: Учитель, 2007 г.

- О.А. Климанова «География в таблицах» Москва, Дрофа 2010 г.

- Н.В. Болотникова «Географическое положение России» Волгоград: Учитель, 2007 г.

- большая иллюстрированная энциклопедия географии - Москва «Махаон», 2008 г.

- справочник по географии Москва, 2008 г.





























  • Карта сайта